Методические рекомендации "Организация игровых движений при обучении на классической гитаре"
1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ НА
КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ
методические рекомендации для педагогов класса гитары
Автор:
Сеземов Эдуард Федорович,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2015
2
Проектируя здание, архитектор должен
убедиться в прочности основания,
способного выдержать его вес. Подобным
же образом ученик, обучающийся игре на
гитаре, должен, прежде всего, заложить
фундамент своей техники. Только после
того, как его посадка, умение держать
инструмент, постановка и движения рук
будут правильными, он сумеет справиться
с теми нарастающими трудностями,
которые встретит при обучении.
Андрес Сеговия.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для достижения исполнительского мастерства гитаристу, как и любому
музыканту, необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии
обучения. Особенно важен начальный период обучения, когда закладывается
фундамент для дальнейшего профессионального роста исполнителя.
Данная работа посвящена начальному периоду обучения игре на
классической гитаре. Материалы, представленные в работе, используются
автором при работе с детьми в системе дополнительного образования. Автор
работы останавливается на актуальных и важных моментах, на которые
стоит обратить внимание на начальном этапе игры на гитаре.
Материал, представленный в работе, позволяет обучающимся освоить
два основных приема игры – с опорой и без опоры. Добившись легкости при
игре этих приемов игры, можно переходить к игре мелодии с
аккомпанементом, не забывая о соотношении голосов, и что мелодия
играется с опорой, а аккомпанемент без опоры.
3
Цель работы: подготовить материал по формированию начальных
игровых движений при обучении на классической гитаре.
Задачи:
подготовить материал для освоения игры с опорой (апояндо);
подготовить материал для освоения игры без опоры (тирандо);
подготовить материал для игры мелодии с аккомпанементом;
Материал, представленный в работе, предназначен для детей первого года
обучения, возраст обучающихся 6 – 16 лет. Срок реализации – 1 год.
Основы техники воспитанники получают на лучших образцах
гитарной классики и русском фольклоре. Рекомендуется играть пьесы
пропевая ноты и слова. Это развивает музыкальный слух, ритм и
интонационные способности воспитанников, повышает интерес к занятиям.
Дети не только учатся играть на инструменте, но и приобщаются к
народному творчеству, развивают кругозор, знакомятся с музыкой
различных эпох и стилей.
Пьесы, данные в работе, имеют целенаправленный характер и
расположены в порядке возрастания трудности. Последовательно
отрабатывая каждое упражнение, воспитанник не встретит больших
трудностей в процессе обучения. Это не означает, что он стоит в своем
развитии на месте, а просто заранее подготовлен предыдущими
упражнениями. В этом случае игра на инструменте будет для ребенка не
просто занятием, а удовольствием.
Воспитанники, прошедшие обучение с использованием материалов
данной работы, добиваются значительных результатов в игре на гитаре. Дети
становятся победителями международных и городских конкурсов, играют в
образцовом детском коллективе «Ансамбль гитаристов», продолжают
обучение в средних, профессиональных учебных заведениях.
Упражнения приведены в порядке возрастания трудности. Переходить к
разучиванию более сложных пьес следует, лишь добившись уверенности и
легкости в менее сложных пьесах.
4
1. Игра пальцами i, m с опорой (апояндо).
a) Игра на открытых струнах: «Ёжик», «Лиса»;
От положения правой руки зависит не только качество, сила и
разнообразие звуков, но и подвижность пальцев. Действия правой руки
определяют ритм, экспрессию, нюансы. Ф. Сор сказал: «Слушая гитариста,
мы слушаем его правую руку».
Педагог играет произведения воспитаннику, обращает внимание
ребенка на положение правой руки, качество звука, его силу и ритм. Это
создает в сознании обучающегося определенную модель постановки руки и
качества звукоизвлечения, на которую он будет ориентироваться.
С первых занятий надо прививать воспитаннику навык чередования
пальцев. Образные сравнения могут в этом помочь. Например, можно
сравнить эти движения с ходьбой. Ребенок с удовольствием будет «шагать»
по струнам, меняя пальцы и выдерживая четкий ритм.
Если при игре кисть будет «прыгать», надо временно поставить на
шестую струну большой палец как дополнительную опору. При игре этих
упражнений следует одновременно петь слова и ноты.
b) Игра двумя руками: «Колокольный звон», «Солнышко», «Ослик».