Методическая разработка "Обучение детей дошкольного возраста в классе скрипки"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени Иоганна Себастьяна Баха» города Балтийска
(МБУ ДО «ДШИ им. И.С. Баха» г. Балтийска)
Методическая разработка
«Обучение детей дошкольного возраста в классе скрипки»
преподавателя по классу скрипки Федоровой С.В.
Балтийск 2019
Содержание:
I.
Пояснительная записка.
II.
Методические рекомендации.
III.
Учёт и контроль успеваемости.
IV.
Программные требования по полугодиям.
V.
Примерные программы для переводного экзамена.
VI.
Использованная литература.
I.
Пояснительная записка.
Методическая разработка «Обучение детей дошкольного возраста в классе скрипки»
предназначена для работы с детьми 5-6 лет ДМШ и ДШИ, а также с детьми групп раннего
эстетического развития.
Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, являясь самыми массовыми
звеньями в сети музыкального образования, призваны расширить духовно нравственное
воспитание учащихся, сформировать эстетические взгляды подрастающего поколения, их
художественный вкус и мировоззрение.
В Детских музыкальных школах и Детских школах искусств обучаются дети с различной
степенью музыкальной одаренности, подготовленности к обучению, разным кругозором и
уровнем интеллекта. Поэтому современные ДШИ и ДМШ ставят целью обучения не
только подготовку перспективных учеников к поступлению в специальные учебные
заведения, но и развитие общей и музыкальной культуры учащихся, формирование
любителей музыки, воспитание грамотных участников различных самодеятельных
ансамблей.
В связи с этим возрастает роль развивающей модели обучения, которая должна
способствовать воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению в ДШИ И ДМШ.
Урок в классе по специальности проводится индивидуально и является основной формой
учебной работы. Форма индивидуальных занятий в классе по специальности создает
необходимые условия для внимательного и всестороннего изучения каждого ребенка, его
индивидуально-психологических свойств, физических данных, уровня интеллектуального
развития. Форма индивидуальных занятий позволяет с максимальной степенью
эффективности реализовать принцип дифференцированного подхода к учащимся.
Не замыкаясь только на узкопрофессиональных задачах, педагог должен проявлять
интерес ко всем сторонам учебной и общественной жизни каждого ученика.
В процессе обучения решаются важные задачи. Педагог формирует у учащихся интерес к
занятиям и любовь к музыке. С первых уроков необходимо ввести ребенка в мир музыки,
вызвать у него эмоциональный отклик на музыкальные образы, научить детей слушать и
чувствовать музыку. Первые уроки, как и все последующие, должны быть наполнены
музыкой, творчеством, игрой воображения, фантазией.
Но в то же время, буквально с первых же уроков, педагог должен заложить у учащихся
основу постановки, что называется, школу – физиологически грамотную двигательную
базу ученика.
Пабло Казальс говорил: «Музыкант без «школы» затрачивает массу лишних суетливых
движений на достижение того, что его товарищу, обладающему «школой», легко дается с
помощью обдуманного приема. Ясно, что экономия средств позволяет второму
достигнуть во много раз больше, чем это сделает первый. «Школа» техники есть
совокупность приемов, удобно располагающих руки на инструменте и позволяющих
переходить от одного приема к другому легчайшим путем. Занимаясь упражнением рук,
«школа» в то же время ищет наименьшего сопротивления. Это значит – полная труда, она
экономит работу и время».
На первом году обучения главной целью является правильное приспособление к
инструменту, выработка мышечных и тактильных ощущений, основных видов движений в
правой и левой руке, формирование навыков игры на открытых струнах и соединение
движений обеих рук.
Материал должен подаваться в игровой форме, со стихами, картинками, различными
упражнениями, носящими ассоциативный характер. Ребенок должен войти в мир музыки
как в близкий, понятный ему мир. Задача первого года сделать нелегкий труд
начального обучения игре на скрипке наиболее увлекательным и интересным.
К концу учебного года учащиеся должны овладеть свободной и естественной
постановкой, навыками контроля за интонацией и ритмом, иметь понятие о качественном
звукоизвлечении и владеть техникой основных штрихов.
Цель методической разработки:
-
создание условий для реализации индивидуального подхода;
-
внедрение развивающего обучения для успешного формирования общей и музыкальной
культуры учащихся и при необходимости их дальнейшего обучения в средних
специальных учебных заведениях;
-
воспитание всесторонне развитой личности, нацеленной на достижение успеха.
Задачи:
-
развитие музыкального слуха, чувства ритма, памяти и логического мышления;
-
развитие координации движений;
-
обучение ребенка приемам игры на скрипке через позитивный настрой;
-
развитие воображения;
-
сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка.
II.
Методические рекомендации.
На начальных этапах обучения возможно сочетание индивидуальных занятий с малыми
групповыми, когда на урок одновременно вызываются сразу два – три ученика. В этом
случае во – первых дети занимаются с большим старанием, во – вторых, если ребенок сам
не играет на инструменте, он с интересом следит за занятиями своего товарища.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что ввиду возрастных
особенностей развития психики и еще ограниченного физического и общего развития
маленьких скрипачей, преподавателю нельзя ограничиваться только обучением игре на
скрипке.
В работе с дошкольниками эффективность педагогических методов напрямую зависит от
умения учитывать возрастные особенности и интересы детей. Многие из них еще не
приучены к учебной деятельности, к организованности на уроке, не способны к
продолжительному вниманию. Им свойственна потребность в игре и в энергичном
действии. Мудрый педагог, знающий и понимающий детскую психику, а также
учитывающий индивидуальные свойства ребенка, сможет грамотно использовать
свойственную детям любознательность, образное восприятие, и, не перегружая их
внимания, в игровой форме развивать ученика, раскрывать его способности.
Необходимо применять в занятиях принцип наглядности в разнообразных видах. Это и
умение подобрать интересно иллюстрированный, дидактический материал (карточки,
рисунки, ритмические инструменты), и показ учителем на скрипке приемов игры, и
просмотр видеозаписей, и применение ролевых заданий. Можно, например, показав
сначала, как нужно правильно сделать, предложить ученику найти ошибки в постановке
рук у другого ученика.
Немаловажную роль играет интересное, привлекательное оформление нотного материала.
Учебное пособие должно быть красочно, со вкусом оформлено. Первоначально изучаемые
пьесы настолько маловыразительны по музыке, что наличие красочной картинки помогает
образному восприятию.
Эффективным средством развития интереса являются также занятия старших учеников с
младшими, присутствие на уроках у своих одноклассников и у старших ребят,
коллективные обсуждения концертов и.т.п.
Принцип заинтересованности в занятиях предполагает также подбор мелодического
голоса к исполняемым учениками на открытых струнах песенкам.
В период освоения нотной грамоты и постановки каждую струну скрипки можно
«окрасить» в свой цвет: Соль будет коричневой, Ре – зеленой, Ля красной, Ми –
голубой. Запись соответствующим цветом попевок и коротких песенок, исполняемых на
разных струнах, помогает привлечь внимание ребят к тембровой стороне звучания.
Для того чтобы привлечь внимание ребенка к образной стороне исполнения, используется
домашняя работа. Каждый раз ребенок должен получать какое – либо творческое задание:
сочинить варианты стихов к мелодической попевке, подобрать соответствующую
картинку или нарисовать ее самому, составить небольшой рассказ, развивающий образ,
который отражен в песенке.
Обеспечивает интерес к занятиям и частая смена заданий, закрепление аналогичных
навыков на различном материале. Например, сложные игровые движения и постановку
рук на скрипке и смычке ребенок с большим интересом и вниманием осваивает
предварительно на образных подготовительных упражнениях.
Важнейшей предпосылкой успешного развития ученика является воспитание у него
свободной и естественной постановки. Необходима тщательная работа в этом
направлении и повседневный контроль, как преподавателя, так и ученика.
На первом году обучения постановка рук ученика необычайно важна. От правильного
приспособления ученика к инструменту этого зависят дальнейшие успехи юного
музыканта. Важно, чтобы ученик испытывал комфорт при исполнении на инструменте как
физический, так и психологический.
Исходным моментом рабочего состояния учащегося является равномерная опора
туловища на обе несколько расставленные ноги. Такое сбалансированное положение
корпуса позволяет с наименьшей затратой сил выполнять игровые движения, облегчать их
координацию. Говоря об этом, К.Г. Мострас подчеркивал, что «тяжесть свободного от
излишнего напряжения корпуса во время игры перемещается с одной ноги на другую в
зависимости от эмоционального состояния играющего, размаховых движений правой
руки». Распределение тяжести тела при игре – важный навык, который надо специально
формировать на начальном этапе занятий, используя специальные приемы, например,
ритмичные перемещения веса корпуса с одной ноги на другую, как при ходьбе. Можно
использовать следующее упражнение: поставить ноги на ширине плеч, переваливаться с
одной ноги на другую, проговаривая стихотворение «Мишка косолапый». Обращаем
внимание ребенка на то, что держать вес тела на одной ноге очень неудобно. Правильно
стоять на двух ногах, равномерно распределяя вес на обе ноги. Такие упражнения
способствуют раскрепощению всех мышц учащегося.
Устранение зажатости мышц у начинающих скрипачей нередко приобретает внешний,
обманчивый характер, когда суставы остаются не вполне свободными, а мышцы плохо
работают в режиме взаимосвязи необходимых расслаблений и целесообразных
напряжений. Такой скрытый вид зажатости рук, а порою, и всего корпуса, наиболее
опасен для исполнительского будущего скрипача, если на этом ненадежном фундаменте
будет выстроено все «высотное здание» его техники.
Чтобы этого не случилось, ученик раньше всего должен получить представление о
расслаблении и дозированном напряжении мышц. Надо приучить начинающего скрипача
ориентироваться в своих мышечных ощущениях, используя специальные упражнения.
Особенно важно научить ребенка сознательно освобождать мышцы плечевого пояса и
лопаток, так как от них зависит достижение свободы движений рук в плечевых суставах.
Необходимо также проводить гимнастику для предплечья, кисти, локтевых суставов,
упражнения для позвоночника (шейный отдел, грудной отдел).
Специфика исполнения на инструменте предполагает статичное положение тела, что
приводит к скованности и зажатости мелких и крупных групп мышц и деформации
позвоночника, шейного, грудного отдела и плечевого пояса. Целью гимнастики является:
умение ощущать свободу мышц (чередование напряжения и расслабления мышц),
получать позитивное эмоциональное состояние в результате выполнения данных
физических упражнений. Понятно, что гимнастика выполняется не с целью развить
мышечную массу, а научить ребенка в труде получать удовольствие.
Для каждого ученика преподаватель индивидуально выбирает упражнения, исходя из
форм зажатости мышц. Гимнастика проводится в 2-3 приема по 3-5 минут в течение
урока. Во время гимнастики необходимо обращать внимание ученика на ощущения в
мышцах. Важно точно фиксировать ощущение напряжения и расслабления мышц.
Развитие навыка расслабления мышц после каждого усилия – очень важный момент, так
как опасно не само напряжение, а его остаточные явления в мышцах, на фоне которых
невозможно воспитание свободных и гибких профессиональных движений. Так, навык
расслабления отыгравшего пальца должен прививаться с первых же уроков, ибо часто
малыш, готовя следующую ноту и стремясь попасть на нее, напрягает палец с самыми
наилучшими намерениями.
Особенно необходимо подчеркнуть важность специальной тренировки свободного
падения на струну 4 пальца и его мгновенного расслабления в момент отскока от струны.
Торчащий вверх 4 – ый палец – один из сигналов излишнего напряжения в пястном
суставе и кисти в целом. Состояние мышц мизинца левой руки, как во время игры, так и
тогда, когда он находится над грифом, может быть своего рода «барометром»,
определяющим правильность освоения процесса приспособления к игре на инструменте.
Вопрос, с какой позиции нужно начинать игру на скрипке, следует индивидуально решать
для каждого ученика. Некоторые педагоги и методисты считают целесообразным
начинать развитие пальцевых навыков скрипача не в первой, а в третьей позиции,
поскольку мышцы руки, согнутой в локте, находятся в более свободном состоянии
сравнительно с мускулатурой вытянутой руки.
Психологически для ребенка по сложности все позиции одинаковы. Поэтому с ним можно
играть песенки щипком из двух-трех ступенек в диапазоне 1-4 позиции по слуху. Ставить
руку выше первой позиции приходится и в случае, если ребенку скрипка еще великовата.
Такой «внепозиционный» способ игры только способствует развитию слуха и выработке
чистой интонации, не закрепляет руку в одной позиции, снимает зажатость.
Проблема хватательного рефлекса левой руки тесно связана с так называемыми опорными
точками, в которых фиксируется инструмент. В скрипичной педагогике недавнего
прошлого активно дискутировался вопрос о количестве таких опорных точек и их
местоположении. В современной методике скрипичной игры утвердилось точка зрения,
что наиболее рациональная постановка скрипача предусматривает две точки опоры для
инструмента. Одна из них постоянная, неизменная – находится на ключице
(К. Г. Мострас). Вторая точка опоры обеспечивается кистью левой руки, располагаясь
между большим пальцем и основанием указательного. Она характеризуется как
переменная, ибо место ее контакта с инструментом непрерывно перемещается, варьируясь
в зависимости от того, на какой струне, какими пальцами и в какой позиции играет
скрипач.
Гибкий способ удерживания скрипки в двух точках опоры предполагает отсутствие
фиксации прикосновения указательного и большого пальца к шейке инструмента. Для
этого с самых первых необходимо учить начинающего легко отделять указательный и
большой пальцы от шейки скрипки.
Говоря о правой руке скрипача, надо сказать, что правая рука в процессе игры выполняет
очень сложные и разнообразные движения. От того, как играющий держит смычок,
зависит и дальнейшее развитие всей техники правой руки. То, что было упущено в самом
начале, впоследствии может быть исправлено лишь с большой затратой энергии и то не
всегда.
Для естественного приспособления правой руки к смычку и сохранения ее свободы можно
использовать прием, легко доступный начинающему. Ребенок воспроизводит свободный
взмах руки, как при ходьбе, и в высшей его точке посредством небольшого вращательного
движения предплечья подготавливает руку к держанию смычка пальцами. При этом
необходимо следить, чтобы вращательное движение предплечья выполнялось только
поворотом лучевой кости вокруг локтевой без выворота в локтевом суставе,
провоцирующего возникновение напряженности мышц.
Или: поднимите правую руку (без смычка) так, как будто вы играете что-то в середине
смычка на средних струнах. Рука должна быть абсолютно свободна, кисть и пальцы
свободно висят. Держите только локоть. Теперь необходимо подставить смычок так,
чтобы колодка оказалась прямо под висящими пальцами правой руки. То же самое легче
сделать с карандашом. Теперь, ничего не меняя, легко сомкните пальцы (на те же места,
на которые они попадают и так же, как они висели). Смычок (карандаш) теперь у вас в
правой руке именно так, как вам удобно. У каждого это положение может быть немного
разным.
Это первое упражнение, как надо ставить правую руку. Потом положение пальцев будет
меняться в процессе игры разных приёмов, но останется ощущение и привычка
естественного держания поддерживания смычка.
С первого же урока необходимо установить наиболее рациональный для данного
играющего способ держания смычка. Последнее отличается следующими особенностями
в расположении пальцев: расположение большого пальца против второго (среднего) и
характерные индивидуальные варианты: между первым и вторым или вторым и третьим, в
зависимости от длины пальцев и строения руки. Независимо от того или иного
расположения пальцев смычок должен лежать в пальцах достаточно легко и вместе с тем
устойчиво, чтобы в игровом процессе можно было сохранять и гибко использовать в
звукоизвлечении естественный вес смычка. При чрезмерно крепком держании смычка
пальцами немыслима свобода движений правой руки и, следовательно, невозможно
качественное звукоизвлечение.
Всем скрипачам известна проблема слитного соединения звуков при смене направлений
смычка, когда необходимо использовать пальцевой штрих. Эти мелкие, порой
малозаметные движения пальцев на трости выполняют амортизирующие, выравнивающие
функции. Если рука свободна, пальцевой штрих появляется непроизвольно. Скованная же
рука создает большие трудности для его формирования.
Как показывает практика, у некоторых учеников применение фингер – штриха становится
чрезмерным. Пальцевой штрих следует использовать осторожно, чтобы не вызвать
«подергивание» во время смены смычка. Он может широко применяться для артикуляции,
в «ударных» штрихах.
Начальная скрипичная педагогика – творческий процесс, и он должен опираться на
фундамент достижений в области педагогики и психологии. В занятиях следует опираться
на следующие педагогические принципы: принцип заинтересованности в занятиях,
принцип наглядности, принцип доступности и последовательности, принцип прочного
усвоения знаний, принцип самостоятельного усвоения знаний, принцип единства
технического и музыкально-художественного воспитания, принцип диагностики и
корректировки ошибок в процессе обучения.
Для реализации педагогических принципов целесообразно опираться на развивающие
методы обучения, которые предполагают не только что преподают, но и как подают
материал.
Хороший результат дает проблемный метод обучения. Цель проблемного метода –
развитие у детей умения мыслить. Для этого необходимо активнее включать ребенка в
процесс обучения, ставить перед ним необходимость решения задачи в поисковых
ситуациях. Метод опирается на свойство детской психики – постигать мир через активное
действие. Все виды работ должны строиться на действии: спой песенку, прохлопай или
прошагай ритм, сочини песенку, покажи мелодию по лесенке, покажи свободное
состояние руки и зажатое, сравни два звука и.т.п. Таким образом, обучение должно
строиться по правилу «думай – думай – говори».
В процессе обучения преподаватель должен добиваться гармоничного развития
технических и художественных навыков исполнения учеником программы. С первых
уроков необходимо его приучать внимательно и точно передавать авторский текст,
вслушиваться в своё исполнение. Работа над выразительностью исполнения, развитием
слухового контроля, качеством звучания, интонацией, ритмом и динамикой должна
проводиться последовательно и быть предметом постоянного внимания педагога.
Необходимыми условиями в работе над текстом является ритмическая точность,
координация движений правой и левой руки, целесообразность распределения смычка,
соответствие выразительного значения того или иного штриха характеру исполняемого
произведения, качество его звучания.
Ритмическая организация ребенка напрямую связана с его здоровьем. Неритмичное
исполнение может быть следствием не столь плохой подготовки музыканта к
выступлению, сколько результатом нарушения у него в силу различных причин
уравновешенности общих психических процессов возбуждения и торможения, а также
чрезмерной мышечной скованности. В этом случае развитие чувства ритма должно идти
по пути нормализации мышечных ощущений и общего оздоровления организма. Это
связано с организацией строгого режима дня, установлением твердого расписания работы
и отдыха, овладением комплекса дыхательных и физических упражнений, с обучением
навыка расслабления и концентрации внимания на выполняемой задаче.
Для лучшего восприятия музыкального материала, а также для освобождения мышечного
аппарата необходимы занятия ритмикой. Основой ритмики является музыка, а
разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения
используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Развитие
ритмической основы может проходить через разучивание детских попевок на уроке.
Сначала прохлопать, проговорить, потом проиграть на инструменте на одном звуке:
«Барашеньки», «Петушок», «Солнышко» и другие.
Дальнейшее развитие скрипача осуществляется планомерно и систематически в процессе
работы над всеми изучаемыми произведениями. В работе над гаммами, арпеджио и
упражнениями следует обращать особое внимание на качественную сторону исполнения,
добиваясь интонационной точности, ровности звучания, устойчивого ритма и.т. д.
Понимание чистой интонации развивается с первых уроков. Активизируют звуковое
внимание и развивают слух задания-загадки «отгадай звук» или «обезьянка повторяет
звук». Учитель играет звук на скрипке, а ученик, передвигая палец, находит такой же на
своей струне. И наоборот, ученик играет звук, а учитель умышленно повторяет другой.
Задача ученика его исправить, подвигая палец на струне учителя.
Для понимания ребенком тона – полутона удобна пьеса «Мишка» из сборника Л. Гуревич,
Н. Зиминой, где мелодия двух ступеней звучит сначала на расстоянии тона, а потом
полутона. Ее можно подобрать по слуху в любой позиции от первого и от второго пальца
для того, чтобы не закреплять полутоновое расстояние между вторым и третьим пальцами
и тона между первым и вторым. Понятие тона и полутона как «шага» и «полушага»
удобно и доступно детям. Изменение положения любого пальца в сторону повышения и
понижения можно предложить ребенку сравнить с образной игрой «хождения в гости»
пальчиков-птичек или других животных для каждой струны, не вдаваясь в детали
музыкальной грамоты до определенного времени.
Исходя из индивидуальных возможностей учащегося, педагог должен давать чёткие
задания и систематически проверять их выполнение. Успеваемость во многом зависит от
правильной организации самостоятельных занятий. Педагог должен научить ученика
сознательно, вдумчиво и правильно работать дома.
Важнейшими факторами, способствующими успешности учебного процесса, является
планирование учебной работы, тщательный и продуманный выбор учебного материала с
учётом индивидуальных особенностей учащихся, уровня их развития, поставленных
конкретных педагогических задач. При подборе репертуара необходимо
руководствоваться принципом постепенности и последовательности. Репертуар должен
быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре.
При составлении зачетной или экзаменационной программы очень важно соблюсти все
аспекты музыкальных и технических сложностей, которые должен продемонстрировать
учащийся на данном этапе своего развития. Например, для достаточно продвинутого
ученика желательно, чтобы один этюд был посвящен проблемам левой руки, а во втором
этюде акцент делался на технику штрихов, или, если крупная форма в классическом
стиле, то пьеса желательна романтически-виртуозного характера и наоборот.
Первоначальный этап воспитания скрипача требует профессионализма и большого опыта
преподавателя, умения кропотливо и не спеша осваивать шаг за шагом программу,
рассчитанную на выработку исполнительских умений и навыков ученика.
III.
Учёт и контроль успеваемости.
Текущий контроль успеваемости регулярно осуществляется преподавателем на уроках.
Оценки по 5-балльной системе выставляются в журнал и дневник ученика.
На основании текущих оценок, а также результатов выступлений на экзаменах,
прослушиваниях, концертах, конкурсах выводятся четвертные, а затем годовые оценки.
Ученики 1-го года обучения исполняют в конце учебного года на переводном экзамене 2
произведения - 2 пьесы или этюд и пьесу.
Наиболее одаренные учащиеся могут принимать участие в прослушивании в декабре, а
также выступать с исполнением 1-2-х произведений на каком – либо классном часе или
концерте для родителей.
IV.
Программные требования.
I полугодие:
1. Развитие музыкально-слуховых представлений. Начальное развитие музыкально
образного мышления.
2. Знакомство с инструментом, усвоение частей скрипки и смычка.
3.Ознакомление со строем скрипки.
4. Основы организации целесообразных игровых движений. Начальная работа над
постановочными моментами.
5. Знакомство с первой позицией, нотный текст на средних струнах «ля» и «ре».
6.Работа над постановкой левой руки, выучивание пьес приемом игры щипком.
7.Начало работы над звукоизвлечением.
8.Соединение правой и левой рук на простейших пьесах и упражнениях на одной струне.
9.Простейшие виды штрихов: деташе целым смычком и его частями.
10.Знакомство с динамическими оттенками (название, запись).
II полугодие:
1.Продолжение работы над постановкой правой и левой руки.
2.Изучение нотного текста на крайних струнах «соль» и «ми».
3.Простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения.
4. Переходы со струны на струну, плавные соединения движений смычка в его различных
частях.
5. Знакомство с гаммой в пределах одной октавы: Ля-мажор, Ре-мажор, Соль-мажор.
6.Игра простейших этюдов или пьес.
7. Качество звучания, интонация, ритм.
8. Начальные виды распределения смычка, штрихи: деташе, легато до двух нот, их
чередование.
V.
Примерные программы переводного экзамена.
Обучение на скрипке самых маленьких учеников должно отличаться более детальной и
неторопливой проработкой каждого элемента постановки. Сначала работа ведется
раздельно над правой и левой руками с последующим их соединением. Поспешное
прохождение материала, его завышение, желание быстрее научить ребенка играть на
скрипке может дать отрицательный результат и потерю интереса к занятиям. Темп работы
следует выбирать индивидуально для каждого ученика, не преследуя цели догнать более
способного или продвинуться быстрее по программе. Однако с более способными
учениками эффективна работа «на высоком уровне трудности».
I
вариант.
1. Русская народная песня «Как под горкой»
2. Магиденко М. «Петушок».
II
вариант.
1. Качурбина Л. «Мишка с куклой»
2. Моцарт В. А. «Аллегретто»
III
вариант.
1. Бакланова Н. «Колыбельная»
2. Бетховен Л. «Сурок»
VI.
Использованная литература:
1. Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке. М., 1965.
2. Бернштейн, Н. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
2.Вводный курс скрипичной постановки. Методические рекомендации для
преподавателей ДМШ и ДШИ. М., 1987
3. Григорьев, В. Вопросы исполнительского искусства. М., 1981.
4. Дошкольная подготовительная группа по классу скрипки. Методическая разработка для
педагогов ДМШ и ДШИ и музыкальных студий по классу скрипки.
М., 1989.
4. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. Мастер – класс. М., 2006.
5. Лесман, И. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М., 1964.
6. Мильтонян, С. «Педагогика гармоничного развития музыканта», новая гуманистическая
образовательная программа, Тверь, 2003
6. Мострас, К. Виды постановки. М., 1960
7. https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2013/07/07/nachalnaya-programma-po-
klassu-skripki-dlya (Дата обращения 05.12.2019)
8. http://metodbank.cpi-kiz.ru/DswMedia/sobeninaua2016.pdf (Дата обращения 05.12.2019)
9. http://дши-5.рф/wp-content/uploads/2018/10/an_strun.pdf (Дата обращения 05.12.2019)
10. https://docplayer.ru/40323748-.html (Дата обращения 05.12.2019)
11.https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/metodicheskie_rekomendatsii_kompleksnye_upraz
hneniia_dlia_razvitiia_koordinatsio (Дата обращения 05.12.2019)
12. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592921/
(Дата обращения 05.12.2019)