Методическая разработка "Самостоятельный разбор музыкальной пьесы"

Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детства и юношества Приморского района
Методическая разработка
«Самостоятельный разбор музыкальной пьесы»
Автор: концертмейстер
Константин Викторович Свинцов
2019
Данная разработка посвящена росту творческого пианистического мастерства учащегося.
Основная идея разработки заключается в полностью самостоятельном изучении
музыкального материала учащимся. Цель данного задания в повышении уровня
самостоятельной подготовки ученика, его самооценки, умение играть на публике, а также
развитие основные навыков музыкального исполнительства на фортепиано
Данная разработка может быть использована на занятиях фортепиано в музыкальных
школах и дополнительном образовании. Возраст учащихся не ограничен. Учащиеся должны
иметь начальный опыт игры на фортепиано, уметь ориентироваться в нотном тексте. Данная
разработка может быть также использована для самостоятельного зачета по фортепиано, с
целью воспитания навыков и умений в самостоятельном разборе нотных текстов и работе с
ним, что в свою очередь поможет расширить кругозор учащихся в сфере музыкального
искусства игры на фортепиано.
Цель:
развитие творческих способностей учащихся в ходе самостоятельного разбора и
выучивания наизусть музыкальной пьесы без вмешательства педагога в процесс
работы.
способствовать развитию интереса и уважения к профессиональному музыкальному
исполнительскому искусству через знакомство с нотным текстом и его исполнением.
Задачи:
Познакомить учащихся с лучшими образцами истории музыки через самостоятельное
погружение в музыкальные произведения.
Развитие чувства музыкального стиля и вкуса
Научить разбираться в нотном тексте и музыкальной пьесе самостоятельно, без
помощи педагога
Развитие умения индивидуальной работы, самоорганизации и самоконтроля.
На занятии используются следующие методы:
Словесные – беседа
Наглядные – показ музыкальных пьес, из которых учащийся по своему желанию
выбирает ту, которую будет разучивать самостоятельно.
Метод, когда в процессе обучения учащиеся усваивают готовую информацию и
применяют полученные знания и умения на практике
Метод самоорганизации, самоанализа
Форма организации деятельности индивидуальная
Инструмент:
Фортепиано или синтезатор
Методическое оснащение занятия:
Нотные издания, подобранные по уровням сложности
Условия реализации
В качестве задания для зачета или просто одной их форм работы с учащимся автор
предлагает самостоятельную работу, включающую в себя разбор и выучивание произведения
учащимся. Задание дается обучающимся любого возраста, имеющим начальный и более
высокий уровень исполнительства на фортепиано, для самостоятельной домашней работы.
Следующие параметры задания могут варьироваться в зависимости от предпочтений
педагога и уровня ученика.
Расчетное время
выполнения
Минимальный
уровень
сложности:
Минимальный
объем муз.
произведений
Вариант 1
одни сутки
(24часа)
уровень
сложности,
минус 3 класса
не менее 1
страницы
Вариант 2
трое суток (72
часа)
уровень
сложности
программы,
минус 2 класса
не менее 2
страниц
Вариант 3
семь суток (168
часов)
уровень
сложности той
программы,
которую играет
ученик, минус 1
класс
не менее 3
страниц
:
Ход занятия
1. Беседа с учащимся
В основе музыкального исполнительства на фортепиано прежде всего лежит
самостоятельная работа музыканта-исполнителя. Музыкант-преподаватель обучает
начальным навыкам игры на фортепиано, дает необходимую теоретическую подготовку, и
затем разучивает вместе с учащимся музыкальное произведение. И с каждым новым
пройденным произведением оставляет все больше места для самостоятельной работы. По
мере усложнения материала это становится насущной необходимостью, потому что без
домашней самостоятельной подготовки попросту не хватит времени на работу с
музыкальными образами, нюансами и иными элементами исполнения. Я покажу тебе
несколько произведений, ты выберешь сам, и попробуешь самостоятельно разобрать и
выучить это произведение.
2. Показ музыкальных произведений на выбор
Учащемуся, который уже обладает начальным опытом разбора, работы и исполнения
музыкальных произведений наизусть, предлагается ряд музыкальных пьес,
соответствующего уровня сложности, на выбор для самостоятельной работы от стадии
начального разбора до стадии исполнения наизусть. Преподаватель может показать лишь сам
нотный текст, а может и сыграть с листа предлагаемые образцы, после чего учащийся
выбирает то, что ему нравится. Возможно три варианта задания -
Вариант 1 предложить обучающемуся разобрать и выучить наизусть музыкальное
произведение или несколько за отчетный период - одни сутки; по уровню сложности
не меньше, чем нынешняя программа минус три класса; объемом не меньше 1
страницы.
Вариант 2 предложить обучающемуся разобрать и выучить наизусть музыкальное
произведение, или несколько, за отчетный период трое суток; по уровню сложности
не меньше, чем нынешняя программа минус два класса; объемом не меньше 2
страниц.
Вариант 3 предложить обучающемуся разобрать и выучить наизусть музыкальное
произведение, или несколько, за отчетный период семь суток; по уровню сложности
не меньше, чем нынешняя программа минус один класс; объемом не меньше 3
страниц.
В том случаи, если уровень сложности программы учащегося соответствует уровню 1 или 2
класса, и не может подходить под заданные установки расчета сложности, можно
предложить (оставив без изменений пункт, касающийся сроков, и изменив пункт об объеме
выполняемой работы) один общий уровень сложности, а именно – имеющийся уровень
сложности программы минус 1 класс, подразумевая возможность использования материала 0
класса.
3. Исполнение самостоятельной пьесы
По завершении расчетного времени, учащийся выносит на суд педагога музыкальное
произведение, выбранное, разобранное и выученное наизусть самостоятельно.
4. Результаты
Данное задание призвано повысить уровень самостоятельной подготовки ученика, его
самооценку, умение играть на публике, а также развивать основные навыки музыкального
исполнительства на фортепиано. Исходя из этого педагог должен в первую очередь поощрять
ученика за положительные моменты исполнения, и быть более снисходительным к известным
огрехам первого исполнения новой пьесы. Необходимо всеми силами поддерживать в ученике
стремление к освоению новых произведений, всячески подогревать его интерес именно к
самостоятельному музицированию, тем самым давая пищу разуму ученика и также избавляя
себя самого от процесса «натаскивания» и «репетиторства».
Литература
1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано», Москва, 1971 г.
2. Баренбойм Л. «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства», Ленинград,
1969г.
3. Брянская Ф. «Навык игры с листа, его структура и принципы развития» // «Вопросы
фортепианной педагогики» Вып.4, Москва, 1976г.
4. Вицинский А. «Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным
произведением. Психологический анализ», Москва, 2003г.
5. Голубовская Н. «Искусство педализации», Ленинград, 1974г.
6. Коган Г. «Работа пианиста», Москва, 1979г.
7. Коган Г «У врат мастерства», Москва, 1977г; переиздание - Москва, 2004г.
8. Либерман К. «Работа над фортепианной техникой», Москва, 1971г.
9. Савшинский С. «Работа пианиста над музыкальным произведением» Москва-
Ленинград, 1964г.
10. Нотные издания - «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 1-7
классы» в 10 томах, - Москва, «Музыка», 1989г.