Анализ пьесы "Снегурочка" А.Н. Островского
Подписи к слайдам:
Островский Александр Николаевич
(1823 – 1886)
«Снегурочка» (1873)
Островский Александр Николаевич (1823 – 1886)
В 1873 году Островский создает драматическую сказку «Снегурочка», в которой, изображая различные проявления любовной страсти на фоне фантастических обстоятельств, сопоставляет ее и с животворящими, и с разрушительными силами природы.
В пьесе-сказке Снегурочка
в статусе дочери Деда Мороза и Весны-Красны и погибает в ходе летнего ритуала почитания бога Солнца.
- В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Третьяковская галерея.
- Н.А.Островский в своей
- пьесе описал окрестности
- своего имения Щелыково,
- расположенного недалеко
- от Костромы и Кинешмы.
- «Дом стоит на высокой горе,
- которая справа и слева
- изрыта такими восхитите-
- льными оврагами, покрытыми кудрявыми сосенками и липами, что никак не выдумаешь ничего подобного».
- «Снегурочка» была задумана в модном для начала 70-х годов жанре праздничного представления, сказочной «феерии».
- В 1952 году появился удивительно поэтичный мультфильм по пьесе Островского «Снегурочка» на музыку Римского-Корсакова.
- В конце 1960-х годов известный советский актер Павел Кадочников осуществил свой режиссерский замысел – поставил фильм «Снегурочка» по одноименной пьесе А.Н. Островского.
- Васнецов В.М. Снегурочка.
- ФеЕрия (франц.) – 1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышностью постановки и специфическими эффектами. 2. перен. Волшебное, сказочное зрелище.
- Бобыль (Бакула)—бездомный человек, безземельный крестьянин, бедняк; но так называли и крестьянина, у которого нет сына, хотя бы и были дочери. Бакула от «бакулы» — «пустые слова, речи, слухи» {Даль).
- Лель — языческое божество древних славян, Сын богини Лады, по-видимому, род славянского амура или купидона.
- Н.Рерих
- «Снегурочка и Лель»
- Фигура Леля занимает одно из центральных мест в пьесе. Красивый пастух обладает просто магической властью над женскими сердцами. Его не пускают на ночлег в дом, где есть взрослые дочери и молодые жены.
- Купава — Купавой или Купавной звали в псковских и тверских говорах «пышную, гордую», красивую девушку (Даль).
- Женские персонажи в пьесе как бы соревнуются, стремясь завоевать расположение Леля. И выбор пастуха указывает на наиболее достойную с точки зрения берендеев - на умеющую горячо любить Купаву.
- Мизгирь — паук, тарантул.
- Радушка — от «радуша» — милая, любезная.
- Малуша — малышка, малорослая, или младшая дочь в семье (Даль).
- Название «берендеи»
- Островский взял из лето
- писей и преданий, услы-
- шанных в родных краях
- о жизни людей в доисто-
- рические времена. Среди
- первозданной природы,
- могучей и прекрасной,
- живут в своей слободе
- простые берендеи –
- «веселый», «честный» и
- «счастливый» народ. Живут они «правдой и совестью», верят в любовь, наслаждаются красотой, сеют и пашут, разводят скот, согласуя свою жизнь с законами природы.
- Весна и Мороз беседуют о своей жизни, о любимой дочери, ее будущем. Собеседники даны в противопоставлении представлений о жизни, о любви, красоте. Как называется такой приём?
- Антитеза. На антитезе построена вся драма.
- Нерадостно и холодно встречает весну свою угрюмая страна. И все лишь блеск холодный и нет тепла. Вот в чем причина жестоких зим и холодов весенних.
- Оказывается, что жизнь берендеев не такая уж идиллия. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство любви, чтобы свершилось что-то ужасное. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:
- В сердцах людей заметил я остуду Немалую; горячности любовной Не вижу я давно у берендеев. Исчезло в них служенье красоте; Не вижу я у молодежи взоров, Увлажненных чарующею страстью; Не вижу дев задумчивых, глубоко Вздыхающих. На глазках с поволокой Возвышенной тоски любовной нет, А видятся совсем другие страсти: Тщеславие, к чужим нарядам зависть И прочее.
- Именно стужа людских сердец приносит горе берендеям.
- Обогревать мир для радостей любви.
- Мороз ценит свободу, независимость, одиночество, труд, холодную красоту, душевную чистоту. Весна и Ярило теплом и лучами разжигают в людях огонь любви. Без нее нет счастья, нет жизни.
- Действие второе
- Действие третье
- Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно из-за своей холодности. Она кажется особенной девушкой, ради которой можно отдать все на свете, и даже саму жизнь. Сначала девушка равнодушна ко всем вокруг. Постепенно она начинает испытывать к пастуху Лелю какие-то чувства.
- Что губит героиню?
- Не солнце губит героиню, губит ее любовь, которой она жаждет:
- Мама, Пусть гибну я, любви одно мгновенье Дороже мне годов тоски и слез.
- Как вы понимаете последние слова царя Берендея?
- Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Это искупление их грехов. Царь Берендей призывает Леля и всех берендеев петь славу солнцу.
- Финальные слова мудрого Берендея - это гимн Яриле-солнцу, жизни, беспрерывности жизненных циклов и величие природы. Берендеи надеются, что гнев Ярилы теперь погаснет, что он дарует им силу, урожай, жизнь. В этом спасение царства от «остуды». Принимая эту жертву, бог солнца Ярила сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло, совет и любовь.
- Д.з. Образ Снегурочки (письменно)
- В какую страну попадает Снегурочка?
- Какой вы представляете Снегурочку?
- В чем состоит конфликт между Снегурочкой и берендеями
- Что значит для Снегурочки любовь?
- Испытала ли она счастье любви?
- Чем поплатилась за любовь?
- Что принесла любовь Снегурочки всем берендеям.
- Коровин Константин. Северная идиллия.
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Война 1812 года. Бородинская битва. 206 лет"
- Тест по роману И.А. Гончарова «Обломов» (с ответами)
- Элементы сказки в "Повести о том, как один мужик двухгенералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина"
- Технологическая карта урока "И. Токмакова «Купите собаку»"
- Конспект открытого занятия "Путешествие по русской народной сказке «Снегурочка»"
- Контрольная работа "Великие русские писатели"