Элементы сказки в "Повести о том, как один мужик двухгенералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Элементы сказки
в «Повести о том, как один мужик двух
генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина»
Надырова Лидия Иннокентьевна, Осинская СОШ-1
Цели урока:
Повторить жанровые особенности сказок
Определить особенности сказки Щедрина
Дать целостное, комплексное представление о сатире
Тип урока: комбинированный с элементами исследования
Оборудование урока:
1. Портрет сатирика
2. Доска
3. Таблица «Признаки сказки»
4. Тетради учеников
5. Иллюстрации по повести
Ход урока:
I. Краткое сообщение о жизни и творчестве писателя (учитель и ученики)
Сказки Салтыкова-Щедрина предназначены думающему, интеллектуальному
читателю. Щедринский юмор, щедринская ирония может не только расширить
лексический багаж подростка, но и обогатить восприятие окружающего мира. Жизненные
противоречия с детских лет вошли в душевный мир писателя, формируя в нем будущий
сатирический талант. Родился Салтыков-Щедрин 15 января 1826 года г. В селе Спас-Угол
Калязинского уезда Тверской губернии.
II. Словарная работа: регистратура, школа военных кантонистов, учитель
каллиграфии.
III. Беседа с учащимися:
Обратите внимание на жанр произведения: «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил» была включена в сборник «Сказки». Почему? И что же это:
повесть или сказка? Вот такую проблемную задачу должны разрешить на нашем
уроке.
Работа с текстом:
1. Признаки сказки
Начинается с зачина, характерного для сказки (жили да были)
Используются словесные формулы, характерные для сказок (долго ли
коротко ли, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало)
Два плана: реальный и фантастический
Как и для сказки, характерна разговорная речь
Краткость, ограниченное число действующих лиц
Происходят чудеса (мужик в пригоршне суп варит, на острове они
оказались по волшебству, «по щучьему велению»
Близка к социально- бытовой сказке, так как служит раскрытию жизненной
правды, высмеивает людские пороки; герои-люди, которые
противопоставлены по социальным критериям
Используются художественные приемы, характерны для социально-
бытовой сказки: эзопов язык, иносказания, сатира, юмор.
2. Признаки повести:
Исходная ситуация (пребывание генералов на необитаемом острове) сама по
себе реальна. Вспомните «Робинзона Крузо», который основан на
действительных событиях. Несмотря на использование словесных формул,
характерных для сказки, нельзя утверждать, что по форме эта сказка, т.к. эти
словесные формулы употребляются в несвойственной для ни функции
(например, «мед-пиво пил» - в сказке концовка, не оказывающая влияния на
сюжет. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» это
фраза является смыслообразующей, т.к. указывает на то, что мужику на
«Подьячей «ничего не перепало»). Кроме того, что в «Повести о том, как один
мужик двух генералов прокормил» есть слова, которые в сказке
использоваться не могут: «примите уверение», «упразднили», «школа военных
кантонистов». В сказке все происходит в некотором царстве, в некотором
государстве (ситуация безвременья), в нашей повести, хотя события
происходят на острове, мы знаем, что родом генералы из Петербурга, живут
там в «Подьяческой улице». О времени повествования можно узнать из слов
генерала, который жалеет о своем мундире «четвертого класса» (табель о
рангах введен Петром 1).
Вывод о проделанной работе:
Итак, в «Повести о том, как один мужик двух генералов
прокормил» есть элементы сказки.
- Вспомним различия между литературной и народной сказкой.
Чем эта сказка похожа на знакомые литературные сказки, а чем на народные?
- Какие эпизоды показались особенно смешными, а какие
грустными?
- В каких произведениях встречались с эзоповым языком? В
чем смысл этого приема?
Излюбленные приемы Щедрина гротеск и гипербола. Дадим их
определение.
Гротеск (пишем в тетради) художественный прием, который
рождается из смешения смыслового ряда, сочетания живого и не живого,
человеческого и звериного, реального и фантастического варить суп в
пригоршне; сверх сила мужика и то, что он позволяет связать себя; генералы
спят в ночных рубашках и ордене, на необитаемом острове читают
«Московские ведомости».
Крайняя форма гротеска - абсурд.
- Для чего автор использует гротеск и гиперболу
- Давайте, сравним генералов и мужика и сделаем
соответствующие выводы.
Генералы ничего не умеют и не хотят делать, глупые (ничего
не понимали), беспомощные, бюрократы (попав на остров, размышляют:
«Ежели теперичка доклад написать, какая польза из этого выйдет?», по
сравнению с мужиком они цивилизованны (знают, что такое Вавилонская
башня), но в общем они люди невежественные. («Даже слов никаких не знали,
кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»), не
способны думать ни о ком, кроме как о себе (когда хотели есть, чуть не съели
друг друга).
Мужик все время занят работой, глуп в некоторых ситуациях
(сам свил веревку, которой его связали), мастер на все руки, в отличие от
генералов обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь,,
как сделать силок и т.д.), генералов кормит самым лучшим, а себе ничего не
берет. (Нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно,
кислое»), выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется, покорен.
IV. Выводы:
1. Мужик обладатель сверхчеловеческой силы. Но этой силой он обладает только на
острове (громаднейший мужчина). В городе он становится обычным рабочим («Висит
человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стеной краской мажет») (с.346)
2. Как генерал нуждается в мужике, чтобы есть, так мужик, чтобы действовать,
нуждается в руководстве генералов (пока генералов не было, он спал под деревом,
потому что давать распоряжения было некому), они зависят друг от друга. Как у
генерала на первом месте социальная характеристика зависимости.
3. Посмотрите на характеристику мужика и генералов. Сходство в одном параметре
глупость. Глупость делает закон подчинения железным, действующим в любых
условиях.
- Давайте обратимся к художественному приему, о котором мы еще не говорили: сатира.
Основное условие для появления сатиры наличие идеала. Сатира возникает из
несоответствия действительности и нормы, действительности и идеала. Идеал Щедрина
утопическое представление о справедливом и свободном обществе.
- А какова же действительность в его произведениях?
4. Действительность это мир, в котором ничего не умеющие говорить генералы
управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете. Такой мир
абсурден. Он самоуничтожается. Создается ситуация конца света. И именно сказка
является той Формой, которая может отразить реальное и фантастическое.
5. Скажем несколько слов о пороках, которые обнажаются в произведении с помощью
художественных приемов, перечисленных выше. Вообще Салтыков-Щедрин считал,
что человеческие пороки вечны, а человеческая природа изначально несовершенна
(ложь, жадность), но они принимают разные формы по мере изменения социальной
действительности. Задача сатирика, по мнению Щедрина, - увидеть, под какой
личинкой скрываются в современности вечные пороки и разоблачить их.
- Какие же пороки (самые главные) скрываются под личиной генералов и мужика? (лень,
излишняя покорность).
Идеал сатирика (свободы) трагичен, т.к. он недостижим. Несовершенство мира лишь
обнажается, но изменить ничего невозможно. Это мир без надежды. Отсюда
безысходный конец сказки: «Выслали ему рюмки водки да пятак серебра: веселись,
мужчина!»
V. Чтение по ролям (два генерала) или инсценирование.
VI. Творческая работа учащихся (рассказ по нарисованным иллюстрациям).
VII. Обобщение по уроку (ученики)
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это сказка или повесть?
Докажите.
Назовите элементы сказки в «Повести»
VIII. Домашнее задание: Прочитать сказки Салтыкова-Щедрина.