Конспект урока "Жизнь и творчество драматурга Александра Николаевича Островского. Творческая история пьесы «Гроза»" 10 класс

Жизнь и творчество драматурга Александра Николаевича
Островского. Творческая история пьесы "Гроза".
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Обучающая:
вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга;
познакомить с основными этапами творческого пути Островского;
рассказать учащимся об особенностях жанра драма, о творческой истории пьесы «Гроза»;
выяснить, в чем суть основного конфликта;
познакомиться с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.
Воспитательная:
способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе;
воспитывать нравственную читательскую позицию учащихся.
Развивающая: Способствовать развитию следующих компетенций:
лингвистическая компетенция: способствовать развитию воображения учащихся, овладению навыками
самоанализа; развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать);
коммуникативная компетенция: способствовать обогащению словарного запаса);
языковая компетенция: развивать у учащихся способность употреблять слова, их формы,
синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка).
Методическая цель: использование приемов активизации познавательной деятельности на уроках
литературы.
Оборудование: Мультимедийный экран (презентации биографии Островского и истории создания «Грозы»),
фрагменты документального фильма, листы достижений, словарь языка писателя, таблица, схема жанров.
Ход урока
Приветствие учащихся
Рапорт дежурного
Вводное слово учителя: сегодня мы продолжим разговор по драме А.Н.Островского «Гроза». (Слайд 1) Нам
предстоит интересная работа
, я предлагаю небольшой блиц-опрос на проверку IK и для мобилизации внимания. На лежащих перед вами
листочках укажите свою фамилию и отвечая на вопросы, записывайте правильное, на ваш взгляд, слово.
1. Островский родился в – г.Москва/ г.Санкт-Петербург/ г.Гулькевичи?
2. Драматург в своих произведениях раскрывает черты персонажей определенной среды народной
/ купеческой/ дворянской?
3. В каком журнале начинал свою деятельность А.Н.Островский – «Современник» / «Москвитянин» /
«Отечественные записки»?
4. Кто из героев драмы «Гроза» является ярким представителем «темного царства» – Катерина / Кулигин
/Кабаниха?
5. На кого из героев пьесы автор возлагает надежды, кто олицетворяет «новые силы» – Тихон / Варвара
/Катерина?
Спасибо, за ответы. Сдайте листочки. Оценки мы узнаем чуть позже.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Итак, попытаемся выяснить, что выделяет Катерину из общей массы жителей Калинова, чем она
отличается от них. (Слайд 4)
Какой вы представляете себе Катерину?
(Ответы подготовлены заранее представляют собой мини-сочинения)
Как ее жизнь меняется после замужества?
В чем должна была измениться жизнь? Где были указаны правила поведения в семье? («Домострой») Что
известно об этом документе средних веков? Кто олицетворяет «Домострой» в драме?
Сообщение о Катерине
I. Мотивация, целеполагание.
Наш урок я хочу начать с притчи.
Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли старые люди.
Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь
истину. Помоги и нам! Молодое поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень
трудно жить. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и спросил:
А на каком языке вы говорите?
Все старшее поколение говорит на тарабарском.
А молодые жители?
Задумались старые люди и признались:
Мы у них не спрашивали.
Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!
Темой нашего урока как раз и будет конфликт между старшим и молодым поколениями, который озвучил
известнейший драматург 19 века Александр Николаевич Островский в своем произведении «Гроза».
Проблема стара как мир, но тем не менее она актуальна и до сих пор для нас.
Итак, тема нашего урока: Жизнь и творчество драматурга Александра Николаевича Островского.
Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в
«Грозе». (Уч-ся записывают тему).
Основная цель нашего урока: познакомиться с основными этапами жизни и творчества Александра
Николаевича Островского, а также начать работу над чтением и анализом его произведения «Гроза». В конце
урока вы должны будете письменно, а затем устно ответить на следующий вопрос: В чем заключается
значимость драматургии Островского для культуры русского народа?
III. Словарная работа.
А теперь приступаем к выборочному чтению и анализу произведения. Но перед этим познакомимся со
словарем языка писателя. Когда вы читали произведение, то вы, конечно же, столкнулись со словами,
значение которых вы не знаете или имеете не совсем полное представление, поскольку многие из них
являются уже устаревшими. Перед вами лежат листы, так называемые Словари языка
писателя (Приложение 2), давайте прочитаем значение некоторых слов. Сегодня мы познакомимся только с
двумя словами, которые мы встретим при чтении 1 действия (Перпету – мобиль, ханжа, иезуит, мещанин,
приказный).
IV. Чтение и анализ действий «Грозы». Характеристика действующих лиц.
Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (на доске). Что означают их имена и фамилии?
Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о
нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же
проявляется такое редкое качество как читательская интуиция. (Приложение 3).
Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления)
Сейчас мы прочитаем по ролям с 1 по 4 явление 1 действия «Грозы».
Вопросы:
Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).
Какая картина предстает перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту
живописную картину? (Красота природы подчеркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).
Значение первых 4 явлений 1 действия? (Из них мы узнаем о порядках, царящих в городе Калинове, о
самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).
Что мы узнали из прочитанного о Диком, Борисе, Кулигине, Кудряше?
Какую характеристику дает Кулигин жизни города?
Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (5–6 явления)
В пятом явлении происходит знакомство с главными героями пьесы – Катериной и Кабанихой.
Какой вывод о двух этих героинях можно сделать из данного диалога?
Почему Кабанова так ненавидит Катерину.
Что значит в устах кабанихи слово «порядок»?
V. Заполнение таблицы
В чем же заключается конфликт в пьесе?
Итак, всех действующих лиц пьесы мы уже можем поделить на два лагеря: «хозяева жизни» и «жертвы этих
хозяев». Вы дома уже прочитали данную пьесу, поэтому давайте попробуем дать характеристику каждому
персонажу, заполнив таблицу, перед вами лежат листы с пустыми таблицами, в которые вы и будете
вписывать характеристику (Приложение 4).
Дома вы сделали большую работу, а именно, выписали цитаты, диалоги, характеризующие действующих
лиц. Поэтому работаем следующим образом. Сначала вы зачитываете, потом мы даем общую
характеристику и вписываем в таблицу (Приложение 5).
«Хозяева жизни»
«Жертвы»
Дикой дикий, крутой сердцем, властный человек. Власть
денег – основа самодурства. Грубость, невежество, брань,
ругань привычны для Дикого.
Кабанова воплощение деспотизма, прикрытого
ханжеством. Постоянно и изощренно точит она своих
домочадцев. Кабаниха – защитница обычаев и порядков
патриархальной старины. «Домострой».
Феклуша – странница, безграмотная.
Пустыми добродетелями украшает купечество.
Тихон слабохарактерный, спокойный,
измученный укорами матери. Но он любит
Катерину.
Борис он действительно понимает Катерину,
но помочь ей не в силах; нерешительный,
неспособный бороться за свое счастье. Борис
выбирает путь смирения.
Кулигин талантливый человек из народа. В
решительную борьбу с самодурами он не
вступает, больше уговаривает их, убеждает что-
то сделать для общего блага.
Варвара понимает бессмысленность
протеста, она живет по принципу: можно все, но
делай так, чтобы никто об этом не узнал. Для
Варвары ложь – норма жизни.
Кудряш отчаянный, хвастливый, но вместе с
тем способный на искренние чувства. Он
тревожится о Катерине, не боится своего
хозяина.
Сейчас я хочу сделать небольшой акцент на следующем. Когда мы характеризовали Кабанову, то сказали о
том, что она – защитница обычаев и порядков патриархальной старины. Да, действительно, были свои
законы поведения и обычаи для каждой семьи, к тому же эти порядки были закреплены письменно.
Письменным «документом» патриархального порядка был «Домострой» – анонимный памятник русской
литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни
человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее
известен в редакции середины XVI века на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру.
Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.
Дома вы работали с данной книгой на электронном носителе и должны были выбрать правила, которые
характеризуют взаимоотношения в семье, отношения между родителями и детьми, женами и мужьями.
(Зачитывание текстов).
Конечно, порядки были строгие, но правильные и необходимые. Как вы думаете почему? (Я хочу, чтобы вы
понимали все правильно, в принципе, в этих законах нет ничего плохого, поскольку они помогали сохранить
семью, наладить взаимоотношения между членами семьи, приспособиться друг к другу. Просто в сущности
русского человека заложена особенность – довести все до абсурда, до крайности, например, как у Кабанихи,
не просто почитать родителям, а преклоняться перед ними, даже в прямом смысле этого слова (прощание
Тихона с матерью).
VI. Подведение итогов
Наш урок подходит к завершению, но на следующем уроке мы продолжим работать по «Грозе», разбирать
конфликт, о котором мы только начали говорить сегодня.
В заключении давайте ответим на вопрос, который был поставлен в начале урока: В чем заключается
значимость драматургии Островского для культуры русского народа? (обратить внимание на эпиграф)
И последнее, перед вами лежат листы достижений (Приложение 1), которые помогут сориентироваться в
следующем: добились ли мы поставленных целей на уроке. Эти небольшие таблицы помогут
сформулировать новые правильные учебные цели мне, а вам дадут толчок к новым открытиям. (Студенты
сдают листы достижений.)
Оценивание учащихся.
VII. Домашнее задание.
1. Прочитать статью Добролюбова «Луч света в темном царстве»;
2. Ответить на проблемный вопрос: Можем ли мы осуждать Кабаниху за ее отношение к невестке, если, в
конечном счете, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу.
Литература:
1. А. «Гроза» Островского. –М., 1975.
2. Астафьев Ашукин Н.С., Ожегов С.И., Филиппов В.А. Словарь к пьесам Островского. – М., 1983.
3. Драма Островского «Гроза» в русской критике. – Л., 1990.
4. Дудышкин С.С. Две народные драмы // Драма А.Н Островского «Гроза» в русской критике. – Л., 1990.
5. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. – М., 1986.
6. Журавлева А.И. Островский – комедиограф. – М., 1981.
7. Кутузов А.Г., Романичева Е.С. и др. В мире литературы. 10-й класс. Учебник для общеобразовательных
учебных заведений. – М, 2000.
8. Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. – М., 1982.
9. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
М., 2000. Ч. 2.
10. Лотман Л.М. Драматургия Островского// История русской драматургии. – Л., 1987.
Лето 2015 гр 4-14
Ф.И.О
июль
телефон
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько
кустов.
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.
Кулигин (поет). "Среди долины ровныя, на гладкой высоте..." (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно
сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все
наглядеться не могу.
Кудряш. А что?
Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.
Кудряш. Нешто!
Кулигин. Восторг! А ты "нешто"! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита.
Кудряш. Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик.
Кулигин. Механик, самоучка-механик. Кудряш. Все одно.
Молчание.
Кулигин (показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.
Кулигин. Нашел место!
Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и
ездит.
Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.
Кудряш. Пронзительный мужик!
Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!
Шапкин. Унять-то его некому, вот он и воюет!
Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.
Шапкин. А что бы вы сделали?
Кудряш. Постращали бы хорошенько.
Шапкин. Как это?
Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы
шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.
Шапкин. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.
Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно, что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я
свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.
Шапкин. Ой ли?
Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит,
я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.
Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?
Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и
пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.
Кулигин. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть.
Кудряш. Ну вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи. Жаль, что
дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.
Шапкин. А то что бы?
Кудряш. Я б его уважил. Больно лих я на девок-то! Проходят Дикой и Борис, Кулигин снимает шапку.
Шапкин (Кудряшу). Отойдем к сторонке: еще привяжется, пожалуй.
Отходят.
ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Те же. Дикой и Борис.
Дикой. Баклуши ты, что ль, бить1 сюда приехал? Дармоед! Пропади ты пропадом!
Борис. Праздник; что дома-то делать.
Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: "Не смей мне навстречу попадаться";
тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб,
стоишь-то? Тебе говорят аль нет?
Борис. Я и слушаю, что ж мне делать еще!
Дикой (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот
навязался! (Плюет и уходит.)
ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ Кулигин, Борис, Кудряш и Шапкин.
Кулигин. Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить.
Борис. Уж какая охота, Кулигин! Неволя.
Кулигин. Да какая же неволя, сударь, позвольте вас спросить? Коли можно, сударь, так скажите нам.
Борис. Отчего ж не сказать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну?
Кулигин. Ну, как не знать!
Кудряш. Как не знать!
Борис. Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с
матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень
ей дико казалось.
Кулигин. Еще бы не дико! Уж что говорить! Большую привычку нужно, сударь, иметь.
Борис. Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в
Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и
остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил
часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием.
Кулагин. С каким же, сударь?
Борис. Если мы будем к нему почтительны.
Кулагин. Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда.
Борис. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе
угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет
рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
Кудряш. Узд это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны,
нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?
Борис. Ну да. Уж он и теперь поговаривает иногда: "У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через
это я своих обидеть должен!"
Кулигин. Значит, сударь, плохо ваше дело.
Борис. Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да
матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была и представить
страшно.
Кудряш. Уж само собой. Нешто они обращение понимают!
Кулигин. Как же вы у него живете, сударь, на каком положении?
Борис. Да ни на каком. "Живи, – говорит, – у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу". То есть
через год разочтет, как ему будет угодно.
Кудряш. У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит.
"Ты, – говорит, – почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду
в такое расположение, что тебе пять тысяч дам". Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою
жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.
Кулигин. Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь.
Борис. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где
ж мне?
Кудряш. Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег;
ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как
его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.
Борис. Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: "Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!"
Кудряш. Да нешто убережешься! Попал на базар, вот и конец! Всех мужиков переругает. Хоть в убыток
проси, без брани все-таки не отойдет. А потом и пошел на весь день.
Шапкин. Одно слово: воин!
Кудряш. Еще какой воин-то!
Борис. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние
держись!
Кудряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то
творил!
Борис. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.
Кулигин. Что это? Никак, народ от вечерни тронулся?
Проходят несколько лиц в глубине сцены.
Кудряш. Пойдем, Шапкин, в разгул! Что тут стоять-то? Кланяются и уходят.
Борис. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я
здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное,
а все-таки не привыкну никак.
Кулигин. И не привыкнете никогда, сударь.
Борис. Отчего же?
Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме
грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что
честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается
бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка,
Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из
них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: "Послушай, говорит, – Савел Прокофьич,
рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!" Дядюшка ваш потрепал
городничего по плечу да и говорит: "Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках
разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь
копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!" Вот как, сударь! А
между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из
зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь,
приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую
благостыню на гербовых листах 2 злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да
дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию 3 поедут, а там уж их и ждут да от ,
радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их,
волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. "Я, говорит, – потрачусь, да уж и
ему станет в копейку". Я было хотел все это стихами изобразить...
Борис. А вы умеете стихами?
Кулигин. По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина... Мудрец был Ломоносов,
испытатель природы... А ведь тоже из нашего, из простого звания.
Борис. Вы бы и написали. Это было бы интересно.
Кулигин. Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается;
да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да
когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать.
Входят Феклуша и другая женщина.
Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле'
живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и
подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще
больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.
Уходят.
Борис. Кабановых?
Кулигин. Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.
Молчание.
Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти!
Борис. Что ж бы вы сделали?
Кулигин. Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для
поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего.
Борис. А вы надеетесь найти перпетуум-мобиле?
Кулигин. Непременно, сударь! Вот только бы теперь на модели деньжонками раздобыться. Прощайте,
сударь! (Уходит.)
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Борис (один). Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив. А мне,
видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу, а тут еще дурь в голову
лезет! Ну, к чему пристало! Мне ли уж нежности заводить? Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться
вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то -никогда не удастся! (Молчание.) К все-
таки нейдет она у меня из головы, хоть ты что хочешь. Вот она! Идет с мужем, ну, и свекровь с ними! Ну, не
дурак ли я? Погляди из-за угла да и ступай домой. (Уходит.)
С противоположной стороны входят Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.
ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ
Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не сдыхала,
каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от
детей переносят.
Кабанов. Я, маменька...
Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы
перенести! А, как ты думаешь?
Кабанов. "Да когда же я, маменька, не переносил от вас?
Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.
Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи. (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!
Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру
научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать
проходу не дает, со свету сживает. А сохрани господи, каким-нибудь словом снохе' не угодить, ну и пошел
разговор, что свекровь2 заела совсем.
Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый,
тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу
пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь
говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.
Кабанов. Да отсохни язык...
Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как
женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?
Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун', она сердцем может
чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов. Да нет, маменька! Что вы, помилуйте!
Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу
небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели,
что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.
Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего
я из себя не доказываю.
Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.
Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!
Кабанова. Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас
сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не
будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете.
Кабанов. Да мы об вас, маменька, денно и нощно бога молим, чтобы вам, маменька, бог дал здоровья и
всякого благополучия и в делах успеху.
Кабанова. Ну, полно, перестань, пожалуйста. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли
тебе: у тебя жена молодая.
Кабанов. Одно другому не мешает-с: жена само по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею.
Кабанова. Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю.
Кабанов. Да для чего ж мне менять-с? Я обеих люблю.
Кабанова. Ну да, так и есть, размазывай! Уж я вижу, что я вам помеха.
Кабанов. Думайте как хотите, на все есть ваша воля; только я не знаю, что я за несчастный такой человек на
свет рожден, что не могу вам угодить ничем.
Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты
на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?
Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.
Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и
подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему,
закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по
крайней мере, не болтал да при сестре, при девке; ей тоже замуж идти: этак она твоей болтовни
наслушается, так после муж-то нам спасибо скажет за науку. Видишь ты, какой еще ум-то у тебя, а ты еще
хочешь своей волей жить.
Кабанов. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!
Кабанова. Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?
Кабанов. Да я, маменька...
Кабанова (горячо). Хоть любовника заводи! А? И это, может быть, по-твоему, ничего? А? Ну, говори!
Кабанов. Да, ей-богу, маменька...
Кабанова (совершенно хладнокровно). Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! Только грех один!
Молчание. Я домой иду.
Кабанов. И мы сейчас, только раз-другой по бульвару пройдем.
Кабанова. Ну, как хотите, только ты смотри, чтобы мне вас не дожидаться! Знаешь, я не люблю этого.
Кабанов. Нет, маменька, сохрани меня господи!
Кабанова. То-то же! (Уходит.)
ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ
Те же, без Кабановой.
Кабанов. Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!
Катерина. Чем же я-то виновата?
Кабанов. Кто ж виноват, я уж не знаю,
Варвара. Где тебе знать!
Кабанов. То все приставала: "Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя на женатого". А теперь поедом
ест, проходу не дает – все за тебя.
Варвара. Так нешто она виновата? Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену.
Скучно мне глядеть-то на тебя! (Отворачивается.)
Кабанов. Толкуй тут! Что ж мне делать-то?
Варвара. Знай свое дело – молчи, коли уж лучше ничего не умеешь. Что стоишь – переминаешься? По
глазам вижу, что у тебя и на уме-то.
Кабанов. Ну, а что?
Варвара. Известно, что. К Савелу Прокофьичу хочется, выпить с ним. Что, не так, что ли?
Кабанов. Угадала, брат.
Катерина. Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет.
Варвара. Ты проворней, в самом деле, а то знаешь ведь!
Кабанов. Уж как не знать!
Варвара. Нам тоже невелика охота из-за тебя брань-то принимать.
Кабанов. Я мигом. Подождите! (Уходит.