План-конспект урока "Две стороны одного портрета" 10 класс
План-конспект урока по изучению повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Тема: «Две стороны одного портрета»
Технология проблемного обучения
Цели: Актуализировать представления учащихся о романтической и
реалистической литературной традиции; реализме и романтизме как
литературных методах; романтическом герое и средствах и способах,
помогающих раскрыть характер героев. Рассмотреть образ портрета , показать его
сюжетообразующее значение, двойственность, роль в жизни молодого
художника. Сопоставить описание портрета в первой и второй редакции повести.
Определить значение взаимоотношения в повести реального и фантастического
на уровне сюжета. Познакомить учащихся с особенностями живописи мастеров
эпохи Возрождения, упомянутых в тексте, а так же с некоторыми историческими
реалиями того времени. Развивать умение анализа литературного образа,
высказывать свою точку зрения, навыки устного ответа; Способствовать
пониманию причин нравственной деградации молодого художника.
Словарь: романтическая и реалистическая традиция, портрет, романтический
герой, образ ; двугривенный, квартальный надзиратель.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя (художник Ф.А. Моллер 1841 год),
автопортреты Рафаэля, Тициана, Л.да Винчи.
Методы и приемы: метод – эвристический, прием – беседа и слово учителя.
Ход урока
Организационный
этап
Актуализация знаний
и действий учащихся
Мотивационный
этап.
– Уже несколько уроков мы с вами говорим о
романтической и реалистической литературной традиции.
Кто может сказать нам: в чем основное отличие этих
литературных стилей?
– Какого героя мы называем романтическим? Каковы его
основные черты? Чем он отличается от героя
реалистического произведения?
– Какие приемы и средства помогают нам раскрыть
характер героев?
Фрагмент фильма про Петербург в творчестве Гоголя (Л.
Парфенов, «Птица-Гоголь»)
Проблемный вопрос
Словарная работа
Проблемный вопрос
Целеполагание
Организация
деятельности
учащихся по
созданию «нового
– Мир вещей окружает человека на протяжении всей
жизни. Иногда молча висящие на стене старинные часы,
неприметная деревянная шкатулка, книга с
пожелтевшими страницами… имеют свои истории. Более
того, они являются «свидетелями» событий нашей жизни,
жизни наших родителей, бабушек и дедушек…Быть может
поэтому люди во все времена отводили вещам особое
место в жизни и даже верили, что предметы и вещи,
окружающие нас, имеют влияние на жизнь и судьбу.
Однако многие считают, что не вещь определяет жизнь, а
наше к ней отношение, но одни вещи и предметы в силу,
быть может, не полностью осознанных для нас причин,
имеют для нас особое значение, другие – в меньшей
степени удостоены нашего внимания.
– А в вашей жизни есть предметы и вещи, имеющие для
вас особое значение?
– Верите ли вы, что предметы и вещи способны
загадочным образом влиять на нашу жизнь и судьбу?
Я думаю, что свой ответ на этот вопрос дает повесть
Н.В.Гоголя «Портрет». Исходя из заглавия, нетрудно
догадаться, что образ портрета играет особую роль в
повести.
– Что такое портрет?
Работа со словарями (чтение определений термина
«портрет» из различных словарей)
На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрим образ
портрета, его сюжетообразующее значение и роль в жизни
молодого художника. Итак, тема нашего урока «Две
стороны одного портрета».
– Как вы думаете, исходя из того, о чем мы говорили в
начале урока, о каких двух сущностях портрета идет речь?
– Действительно, с реалистической стороны, этот портрет
– обычная картина, но с другой – в нем есть особая
романтическая таинственность.
– Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке ?
Давайте, чтобы подтвердить эту мысль, обратимся к
первому описанию портрета в тексте:
«…Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты
лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и
отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них.
знания»
Сопоставление
вариантов фрагмента
текста в разных
редакциях.
Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден
и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел
следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не закончен;
но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза:
казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание
свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета,
как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда
поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза…»
– Какие обстоятельства говорят о том, что этот портрет –
обычная, непримечательная картина, как и все картины в
лавке? (хозяин лавки хранил портрет без особой
аккуратности: он был запылен, даже поврежден; все
картины обобщенно названы «всяким ветхим сором»)
– Какие обстоятельства указывают на то, что перед нами
необычная картина? (глаза, черты лица…)
– О чем говорит такая деталь, как незавершенность
портрета: «Портрет, казалось, был не закончен…»? (Это
следование романтической традиции: романтики не
принимают застывших канонов и окончательных
«ограниченных истин». С этим связана их установка на
фрагментарность в постижении и изображении мира.
Фрагментарность в их понимании – нечто принципиально
неоконченное ).
– Можно ли в связи с этим утверждать, что портрет
выделяется на фоне других картин?
– Что можно сказать о состоянии Чарткова, когда он
впервые увидел портрет?
– Действительно, художник глубоко поражен… Он даже
испытал нечто вроде оцепенения, т.к. после того как
хозяин лавки обратился к нему с вопросом: «Выбрали что-
нибудь»?, он «стоял несколько времени неподвижно
перед одним портретом…».
– Тем не менее, автор спрятал демоническую сущность
изображенного на портрете старика, оставив ореол
таинственности. Однако описание, данное в первой
редакции несколько отличается:
«...Он стал нетерпеливо тереть рукою и скоро увидел портрет, на
котором ясно была видна мастерская кисть, хотя краски казались
несколько мутными и почерневшими. Это был старик с каким-то
беспокойным и злобным выражением лица; в устах его была
улыбка, резкая, язвительная, и вместе какой-то страх; румянец
болезни был тонко разлит по лицу, исковерканному морщинами;
глаза его были велики, черны, тусклы; но вместе с этим в них была
заметна какая-то странная живость. Казалось, этот портрет
изображал какого-то скрягу, проведшего жизнь над сундуком, или
одного из тех несчастных, которых всю жизнь мучит счастье
других... Во всём портрете была видна какая-то
неокончательность...»
– Чем отличается данное описание? (прямо выдает нам
Лингвистический
комментарий.
Историко-
культурный
комментарий, показ
автопортретов
художников.
фантастическую сущность)
– Какие детали указывают на это?
– Почему автору было важно спрятать фантастическую
сущность изображенного, оставив читателя в ауре тайны.
– За какую цену хозяин согласился продать портрет?
(двугривенный)
– Кто-нибудь знает, какова была ценность этой монеты?
– Двугривенный – разговорное название русской монеты
номиналом 20 копеек. Выпускалась в России из серебра с
1764 года. Конечно, для покупки картины этого мало («Да
за двугривенный одной рамки не купишь!»), но у бедного
художника это была последняя монета в кармане, на
которую он мог прожить какое-то время. Как вы считаете,
почему Чартков отдает последнюю монету за портрет?
– Придя домой, Чартков долго рассуждал о своей жизни,
таланте, о том, что говорил о нем профессор… Что
нарушило его размышления? (на него глядело лицо
портрета)
– Найдите в тексте этот фрагмент. («…Произнесши это,
художник вдруг задрожал и побледнел: на него глядело, высунувшись из-за
поставленного холста, чье-то судорожно искаженное лицо. Два
страшные глаза прямо вперились в него, как бы готовясь сожрать его; на
устах написано было грозное повеленье молчать. Испуганный, он хотел
вскрикнуть и позвать Никиту, который уже успел запустить в своей
передней богатырское храпенье; но вдруг остановился и засмеялся.
Чувство страха отлегло вмиг...»)
– Давайте сравним это описание портрета с тем, когда
художник увидел его впервые. Что общего в них?
(судорожно искаженное лицо, страшные глаза).
– Что поразило бедного художника больше всего в
портрете, когда он стер пыль и рассмотрел его
внимательно? («Это было уже не искусство: это разрушало
даже гармонию самого портрета. Это были живые, это
были человеческие глаза»)
– Как же, на ваш взгляд, понять эту цитату: портрет
выполнен настолько реалистично, что напугал художника,
или это нечто фантастическое, сверхъестественное?
– В тексте упоминаются такие знаменитые мастера, как
Рафаэль и Тициан, которые прославились в раннем этапе
творчества как портретисты, передающие даже малейшие
психологические состояния, а современники и биографы
этих художников часто отмечали, что люди на портретах,
выполненные ими, выглядели как живые. Сам Чартков
сравнивает портрет с работой Леонардо да Винчи. С
реалистической точки зрения, упоминание этих мастеров
может свидетельствовать, что портрет выполнен в
традициях этих мастеров.
– Действительно, в описании портрета есть постоянная
Исторический
комментарий
Организация
деятельности
учащихся по
применению нового
знания.
двойственность: реалистическая и романтическая. Как вы
считаете: есть ли такая двойственность в характере
Чарткова?
– Рассматривая повесть, следует помнить, что она была
создана в 1834 году, в то время, когда в обществе велись
оживленные споры о сущности искусства. Люди
искусства, музыканты и художники, становятся героями
романтических произведений. Это люди особого склада –
умные, ранимые, тонко чувствующие. Именно поэтому,
возможно, они в конфликте со всем миром, непонятны
окружающим… Главный герой повести – художник, с
особым мировосприятием попадает в ситуацию, где
реальность переплетается с фантастикой.
– Как изменилась жизнь художника после загадочного
сна? Почему он сомневается: сон это был или явь?
– К Чарткову за платой приходит квартальный
надзиратель (Квартальный надзиратель (квартальный) — с
1782 года до середины XIX века должностное лицо
городской полиции в Российской империи. Надзирал за
порядком в определенном квартале. Аттестовался на
должность частным приставом, утверждала его управа
благочиния. Должность соответствовала 11 (в столицах 10)
классному чину Табели о рангах. Если соискатель имел
более высокий классный чин, то он ему оставлялся.
Подчинялся частному приставу и Управе благочиния,
имел в подчинении квартальных поручиков и ночных
сторожей). Какое значение имеет приход надзирателя в
сюжете произведения?
– Мы уже говорили, что некая двойственность
присутствует не только в описаниях портрета, но и
художника. Как в связи с этим можно прокомментировать,
что его посещали такие мысли:
-«Не придумал ли и теперь какой-нибудь дедушка оставить своему внуку
подарок, заключив его в рамку фамильного портрета?» ;
-«Полный романического бреда, он стал даже думать, нет ли здесь какой-
нибудь тайной связи с его судьбою: не связано ли существованье
портрета с его собственным существованьем, и самое приобретение его
не есть ли уже какое-то предопределение?».
– Как изменилась жизнь Чарткова? Можно ли сказать, что,
разбогатев таким образом, он стал счастлив?
– Почему Чартков критикует художника?
– Как вы считаете, почему после того, как Чартков
разбогател, стал знаменитым, пользоваться уважением
окружающих…автор реже стал упоминать о портрете и
только перед смертью художнику кажется, что «Все люди,
окружавшие его постель, казались ему ужасными
портретами. Он двоился, четверился в его глазах; все
Контрольный этап
(работа в подгруппах
по карточкам)
стены казались увешаны портретами, вперившими в него
свои неподвижные живые глаза»?
– Что погубило главного героя? Каковы ужасные
последствия его гибели как художника?
– Мы неоднократно говорили сегодня о двойственности,
присутствующей в описаниях портрета, характере и
личности Чарткова. Фантастика и реальность
переплетаются, порождая единое смысловое целое.
Очевидно, что портрет повлиял на судьбу молодого
художника: он погибает в страшных муках, зависть и
злоба уничтожили его душу, талант
Карточка № 1
1. Докажите, используя художественный текст, что
"молодой Чартков был художник с талантом".
2. Кем стал Чартков? Можно ли его творения назвать
неповторимыми?
3. Кто, на ваш взгляд, повинен в трагической судьбе
молодого живописца?
Карточка № 2
1. Что влекло живописца к кисти: деньги, слава, желание
передать свой внутренний мир?
2. Назовите мотивы уничтожения живописцем прекрасных
произведений искусства.
3. Кто, на ваш взгляд, повинен в трагической судьбе
молодого живописца?
Карточка № 3
1. Какова реакция Чарткова на работу товарища?
Почему?
2. Почему, увидев картину бывшего однокурсника, герой
не сумел вынести о ней "пошлое суждение
зачерствелых художников"?
3. Кто, на ваш взгляд, повинен в трагической судьбе
молодого живописца?
Карточка № 4
Общий вывод
Домашнее задание.
Оценивание
учащихся
1. Легко ли было живописцу остаться собой?
2.Кто, на ваш взгляд, повинен в трагической судьбе
молодого живописца?
Карточка № 5
1. С какой целью в тексте упомянуты имена знаменитых
художников эпохи Возрождения?
2. Прочтите эпизоды, где переданы сомнения Чарткова,
его борьба с соблазнами жизни.
3.Кто, на ваш взгляд, повинен в трагической судьбе
молодого живописца?
Карточка № 6
1. Расскажите о первоначальных планах художника.
Сбылись ли его мечты?
2 .Кто, на ваш взгляд, повинен в трагической судьбе
молодого живописца?
Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» – яркий пример, что
поистине фантастические приключения могут
происходить и в столичном городе, где жизнь течет по,
казалось бы, навек установленному распорядку… В ней
поднимаются различные темы: соотношение искусства и
реальности, фантастического и реального. Она показывает,
как одна вещь способна изменить жизнь и судьбу
человека…На следующем уроке мы с вами рассмотрим
вторую часть повести.
Дома вам нужно будет ответить на вопрос: какие темы,
намеченные автором в первой части, получили свое
продолжение и во второй?
Подумайте, как соотносятся реальность и фантастика в
первой и второй частях произведения?
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "О грехе и покаянии в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»" 10 класс
- Викторина "По страницам любимых книг" 5-6 класс
- Конспект урока по внеклассному чтению "С. П. Алексеев «Победа»" 2 класс
- Анализ лирического текста на уроках литературы
- Презентация "Проблемная ситуация на уроке литературы"
- К итоговому сочинению "Честь и бесчестие"