Конспект урока "Опера Князь Игорь"
Тема урока: «Опера Князь Игорь»
Цель: Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.
Задачи:
Обучающая: Познакомить с оперой Князь Игорь.
Развивающая: Развить интерес к классической музыке – жанру опера.
Воспитывающая: Воспитывать любовь к классической музыке и
интерес к истории своей Родины.
Структура:
1. Орг момент
2. Задание
3. Повторение
4. Слушание Увертюры
5. Новый материал
6. Слушание финального хора «Знать господь мольбы услышал»
7. Распевание
8. Пение Б. Окуджава «Надежды маленький оркестрик»
9. Итог
Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.
Оборудование: Фортепиано, компьютер.
Этапы
Ход урока
Хроном
1. Орг.
момент
2. Задание
3.
Повторение
Здравствуйте!
Начнем наш урок с небольшого задания. На доске
вы видите строки из арии Князя Игоря,
пронумеруйте их в правильном порядке.
1.Ни сна, ни отдыха
2.И бранной славы
3.Погибло всё
4.О, дайте мне свободу
5.Ты одна голубка
6.Уже ли день за днем
7.О, дайте мне свободу
8.Ни сна, ни отдыха
На предыдущих урока вы изучили две
особенности музыкальной драматургии оперы.
Назовите их. (Наличие пролога и
1 мин
3 мин
3 мин
4. Слушание
5. Новый
материал
противопоставление темы русских и половцев)
Послушайте увертюру, определите и опишите
темы русских и половце
Слушание Увертюры
Третья особенность оперы - это тяготение
композитора «к формам более законченным,
более круглым» осуществляется в опере прежде
всего в преобладании широких и завершенных
сольных вокальных эпизодов — арий, дуэтов и
хоров. В опере Бородина важнейшим средством
раскрытия образа героя оказывается ария. Опера
содержит целый ряд широко развитых арий, —
выразительных портретных характеристик героев,
отличающихся удивительным разнообразием
художественной формы.
В величавой героико-лирической арии главного
героя «Ни сна, ни отдыха измученной душе»
Бородин по-новому развивает излюбленный со
времен Глинки в русской оперной литературе тип
углубленных и сосредоточенных монологов-
размышлений, где личные переживания героя
сливаются с тревожными думами о судьбах
родной земли.
Ещё одна особенность - единство русской земли,
борьбы за сплочение русских боевых сил и
сохранение русской государственности,
пронизывающая замечательное произведение
русской литературы «Слово о полку Игореве»,
которое составляет основу содержания оперы
«Князь Игорь». Она выражена в опере прежде
всего в монументальных, полных жизненной
силы и огромной впечатляемости могучих
народных хорах «славления» в прологе и в
финале. Замысел пролога заложен в героических
мужских хорах второй картины I действия, в
мужественных и благородных образах Игоря и
Ярославны. В «хоре славления» и в сцене
проводов в поход. Они объединены в
патриотическом порыве русского воинства,
возглавляемое Игорем. Финал оперы проникнут
несокрушимым оптимизмом и верой в силу
русского народа. Возвращение Игоря из плена
вырастает во всенародное празднество; сам князь
Игорь полон решимости продолжать борьбу с
4 мин
12 мин
6. Слушание
7.
Распевание
8.Пение
9. Итог
врагом Руси.
Слушание финального хора «Знать господь
мольбы услышал
Булат Окуджава «Надежды маленький оркестрик»
Трудности:
Методы:
Интонационные:
-скачки
собственный показ,
графический показ
Ритмические:
-вступление после
пауз
-одновременные
вступление и снятие
дирижёрский жест
Дикционные:
-замыкание слов и
фраз
собственный показ,
проговаривание текста
Назовите 4 особенности музыкально драматургии.
Какое литературное произведение стало основой
оперы? (Слово о полку Игореве)
Перечислите 3 главных персонажа. (Князь Игорь,
Ярославна, Кончак)
Сколько действий в опере? (Четыре)
Спасибо за урок. До свидания!
4 мин
2 мин
8 мин
3 мин
Музыка - еще материалы к урокам:
- Сценарий вечера, посвященного 330-летию со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха "Если бы Бах вел дневник..."
- Презентация "Как загадочен лунный свет…"
- Конспект внеклассного занятия по музыке "Музыкальная азбука или страна, где живут звуки" 1 класс
- Музыка как средство развития творческой личности ребенка-дошкольника
- Презентация "Изучение монограмм на уроках музыки в общеобразовательной школе"
- Особенности и специфика работы концетмейстера