Специфика работы концертмейстера над мюзиклом в ДДТ

Бояркина Валентина Владимировна,
концертмейстер
ГБУДО ДДТ «Град чудес»
Кронштадтского района
Санкт-Петербурга
Специфика работы концертмейстера над мюзиклом в ДДТ
Мюзикл-это музыкально-сценическое произведение, в котором
переплетаются диалоги, песни, музыка и хореография. Этот жанр яркий и
современный. Он не может оставить равнодушным ни взрослого, ни ребёнка.
Работа над ним очень увлекательна: помимо актёрского мастерства,
вокальных и хореографических данных детей, развивается фантазия: дети
сами участвуют в создании костюмов и декораций. Сюжеты для постановки
детских мюзиклов чаще всего берут из известных литературных
произведений.
Мы взяли произведение С. Я. Маршака «Кошкин дом». Это сказочная пьеса,
изложенная в стихотворной форме. Имеет поучительный характер: в центре
повествования изображена история кошачьего семейства, в которой имеет
место предательство и трагический случай, и лишения, а также счастливый
финал в виде победы добра над злом и жестокостью.
Весь мюзикл проходил под сопровождение фортепиано. Музыку написал
Леонид Григорьевич Вохмянин. Он сам был великолепным пианистом и не
удивительно, что фортепианная партия насыщена технически сложными
элементами. И в художественном отношении музыка на столько интересна,
что её можно исполнять как отдельное фортепианное произведение.
Как и для детей, работа концертмейстера над мюзиклом очень увлекательная
и разносторонняя. В связи с тем, что руководитель нашего ансамбля не
находился на сцене во время представления, порой мне приходилось
выполнять роль и дирижёра. Я считаю, что главной моей задачей являлся
постоянный визуальный контакт с детьми, находящимися как на сцене, так и
ожидающими свой выход за кулисами. Помимо того, что нужно было
следить за фортепианной партией, необходимо было вовремя и чётко дать
ауфтакт детям кивком головы, а где-то даже махнуть рукой или просто
взгляд давал понять, что надо вступать тому или иному участнику.
Во время всего представления была необходима быстрота реакции: если
происходили какие-либо заминки- надо было продолжать играть, и не просто
любую музыку, а именно ту, которая являлась лейтмотивом того или иного
героя мюзикла. В связи с этим и текстовый и фортепианный тексты были
выучены мною наизусть. Так же имела место импровизация.
Сложность работы для меня как концертмейстера заключалась с одной
стороны в доскональном выучивании фортепианной партии (нельзя было
упустить ни одного момента, так как музыка очень изобразительна и играла
не маловажную роль в создании образов героев на ровне с декорациями и
костюмами) и с другой стороны- собрать воедино и стать одним организмом
с хором, солистами и танцорами. Даже речитативные диалоги участников
мюзикла сопровождались музыкой и очень важно было высчитать вплоть до
секунды когда начинать играть фортепианное сопровождение, где
«притормозить», а где «ускориться» и т.п.
Была проделана большая работа как со стороны руководителя ансамбля и
детей, так и со стороны концертмейстера. В мюзикле были задействованы все
возрастные группы детей, что тоже представляло сложность в работе. Но
процесс оказался интересным и плодотворным.
Премьера мюзикла «Кошкин дом» прошла с большим успехом!
Литература:
А. Игнашов интернет-журнал «Самарские судьбы. Леонид Вохмянин».