Развитие тембрового слуха на уроках сольфеджио у детей младшего школьного возраста в ДМШ, ДШИ
1
Управление культуры администрации города Екатеринбурга
Екатеринбургская детская школа искусств №14 им. В. Г. Свиридова
Методическая работа
«Развитие тембрового слуха на уроках сольфеджио у детей
младшего школьного возраста в ДМШ, ДШИ»
Выполнила:
преподаватель теоретических
дисциплин
Гафиуллина Анжела Альбертовна
Екатеринбург, 2020
2
Содержание
Введение……………………………………………………………………...стр. 3
Тембр, тембровый слух……………………………………………………...стр. 5
Методы и формы развития тембрового слуха……………………………...стр. 6
Выводы………………………………………………………………………стр. 12
Список литературы…………………………………………………………стр. 13
Приложения………………………………………………………………....стр. 14
3
Введение
Развитие музыкального слуха является одной из основных задач,
которая ставится в процессе обучения в детских музыкальных школах,
детских школах искусств. Все предметы, которые включены в учебную
программу, способствуют данному процессу.
Одной из главных дисциплин в ДМШ, ДШИ является сольфеджио
(дословно термин расшифровывается как «пение с названием нот»).
Основной целью на уроке является развитие музыкального слуха.
В ходе работы педагог ставит перед собой следующие задачи:
• Вокально-интонационные навыки;
• Сольфеджирование и пение с листа;
• Воспитание чувства метроритма;
• Диктанты;
• Анализ на слух;
• Развитие творческих задатков учащихся;
• Знакомство с теоретическими основами музыкального
искусства.
За время обучения учащиеся должны приобрести ряд навыков: уметь
точно интонационно спеть любую выученную или незнакомую мелодию;
пение одного из голосов двухголосного несложного музыкального
фрагмента; записывать и подбирать мелодию; анализировать на слух и по
нотному тексту отрывки или музыкальные произведения.
Исходя из основной цели дисциплины, нужно разобраться, что же есть
«музыкальный слух», и что он в себя включает. По определению, взятому из
музыкальной энциклопедии, «музыкальный слух – это способность человека
воспринимать «музыкальную речь» и осознавать ее образно-выразительный
смысл». Эта способность основывается, прежде всего, на умении различать и
воспроизводить относительную высоту музыкальных звуков.
4
Классификаций видов музыкального слуха очень много, так как
каждый автор дифференцирует по-разному. Возьмем за основу
универсальную и удобную классификацию Елены Давыдовой, которой
принадлежит фундаментальный труд под названием «Методика
преподавания сольфеджио».
Автор разделяет музыкальный слух на следующие основные
компоненты:
• Звуковысотность;
• Чувство лада;
• Чувство метроритма;
• Гармоническая сторона слуха.
Другие же стороны слуха, такие как тембровый, архитектонический,
полифонический, динамический, чувство формы – по мнению Давыдовой не
носят определяющий характер.
Но не будем забывать о том, что слух – это синтез всех компонентов –
основных и второстепенных (т. е. на уроках сольфеджио педагог развивает
все виды слуха одновременно). Например, при развитии тембрового слуха
педагог будет параллельно обращать внимание на следующие элементы
тембра: метроритм, гармонию, регистр, фактуру и др.; выразительную роль
инструмента в произведении, его функцию.
Целью данной работы является выявить формы развития тембрового
слуха на уроках сольфеджио у детей младшего школьного возраста с
применением информационно-коммуникационных технологий.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть основные методы развития тембрового слуха;
• Выявить наиболее удобные формы к методам;
• Сделать выводы.
5
Тембр, тембровый слух
Тембр – это окраска звука, в которую входит высота и громкость,
воспроизведение – инструмент или же голос, а так же штрихи и способы
исполнения. Как правило, во время звучания какого-либо тембра возникают
различные ассоциации, параллель со зрительным, осязательным, вкусовым
ощущениями предмета (холодный, теплый, яркий, светлый, матовый, мягкий,
жесткий, тусклый, плотный, поверхностный, объемный, плоский, резкий,
стеклянный, металлический и др.). Отсюда следует, что тембровый слух это
способность человека ощущать и различать тембральную окраску звуков
разных музыкальных инструментов и певческих голосов. Существует
научное подтверждение, что тембровый (тембральный) слух имеет зонную
природу. Это «количественная характеристика ступеневых качеств
музыкальных звуков» (термин был введен Н. А. Гарбузовым).
Тембр в музыкальной практике используется как важнейшее средство
выразительности, при помощи которого выделяется тот или иной компонент
музыкального целого. Изменение тембра в процессе развития музыкального
произведения является одним из факторов в музыкальной драматургии.
Теоретических работ, написанных по теме «развития тембрового
слуха», очень мало. Даже в приведенной выше методике данный вопрос
совсем не рассматривается. Понятие «тембровый слух» исследуется в
следующих работах: Д. Дувирак, В. Цытовича, Л. Мазеля, В. Ульянова и др.
Что же касается рассмотрения вопроса развития тембрового слуха на уроках
сольфеджио, то данная тема нашла отражение в трудах М. Карасевой,
Т. Литвиновой, Н. Ивановой и др.
Подтверждение того, что является ориентиром для педагогов по
сольфеджио, можно привести и цитату Самуила Майкапара: «Система
сольфеджио, как известно, начинает прямо с интонации и заканчивает одной
ею, впрочем, при участии ритма. Характерной чертой ее поэтому является то,
6
что краска и нюансировка остаются в стороне». Как показывает практика, то
картина с начала XX века не изменилась.
Педагоги и в наши дни не ставят в приоритеты тембровый слух, хотя
именно он является одним из показателей музыкальности и одаренности
ребенка. Единственная форма, которая применяется на уроках сольфеджио –
это «тембровый диктант», причем заметим, что в каждой группе свой
уровень подготовки, и с данным заданием большинство учеников не
справятся. Зачастую такой вид диктанта учащиеся пишут на музыкальных
олимпиадах (это задание, как правило, самое сложное, так как в нем
задействованы все компоненты слуха). Выглядит это примерно так: педагог
включает либо на компьютере, либо на музыкальном центре мелодию
(например, из раздела «популярная классика») с аккомпанементом или без
него, которая написана в форме периода (простой двух/трех частной). Тембр
знакомый детям – фортепиано, скрипка, голос, труба, гитара и многие другие
музыкальные инструменты.
Применение данной формы на уроках сольфеджио в группе со средним
уровнем способностей на первом же этапе начинают возникать проблемы,
связанные с тем, что звучит «не фортепиано». И в связи с этим дальше в
работе хотелось бы осветить методы, а также применительно к ним, формы
развития слуха с использованием информационно-коммуникационных
технологий на ранних этапах развития (у детей младшего школьного
возраста).
Методы и формы развития тембрового слуха
К методам развития тембрового слуха относятся следующие:
• Метод ассоциаций – тембр звука учащиеся вместе с педагогом
описывают при помощи различных ощущений, сравнения с
предметом, людьми, животными, а так же ряд метафор и эпитетов;
7
• Метод нюансировки – усиления нюансировки, исполнение одного и
того же музыкального фрагмента с различными динамическими
оттенками – от pp до ff;
• Метод тестирования – распознавание тембров инструментов в
сольных произведениях или выделения конкретного тембра из
контекста;
• Метод конкретизации – выделение характерных особенностей
звучания тембра инструмента;
• Эвристический метод – метод поиска и подбора соответствующего
инструмента для конкретного номера;
• Метод сравнения – слуховой анализ различного музыкального
материала в исполнении одного инструмента или голоса, или
исполнение одного и того же фрагмента различными инструментами
(голосами);
• Комбинаторный – анализ соединения различных тембров в
проведении темы, в разнообразных элементах (фактура, гармония и
др.)
Особое внимание стоит уделить выбору музыкальных фрагментов. На
первых этапах они должны быть яркими и простыми для восприятия.
Стимулирующий фактор для развития тембрового слуха – постоянно
обновление музыкального репертуара.
Ориентирующей формой для детей младшего школьного возраста
будет игровая деятельность, актуальность которой сохраняется и в наше
время. Причем, по сравнению с детским садом, игра начинает подчиняться
учебной деятельности. Также она должна ориентироваться на
интериоризацию (т. е. внешние действия направлены на внутреннее
воображение детей).
Одной из первых игр будет «угадайка» инструментов из ряда
популярных (скрипка, кларнет, валторна, гитара, балалайка).
Предварительная работа педагога заключается в характеристике каждого
8
инструмента, либо как классная работа, либо в форме небольшого сообщения
– домашнее задание (например, могут составить ряд эпитетов/метафор –
метод ассоциаций).
Задача «угадайки», которая стоит перед детьми в ходе игры, соотнести
звучащий тембр и картинку инструмента (приложение №1; рис.1). Здесь
педагогу понадобятся навыки работы в программе Microsoft PowerPoint и
использование в ней триггеров и анимации. В качестве аудио файла
применение фрагментов музыкального произведения или отдельных
попевкок, например, по звукам тонического трезвучия, восходящие или
нисходящие гаммообразное движение. В помощь педагогу программы
нотного набора, например, Sibelius, Finale, MuseScore, где есть необходимая
функция «экспортировать» нотный текст в аудио файл. Усложнить игру
можно «выключив» картинки, а вместо этого вставить название
инструментов (приложение №1; рис. 2). А самым сложным уровнем будет –
только звучащий тембр (приложение №1; рис 3).
Что же делать, если дети не отгадали тембр? Например, в начале игры
обговорить с ними «наказание» за неправильный ответ тембра – загадка.
Ответ на нее соответствует звучащему инструменту (допустим, загадки из
приложения №2).
Следующая форма развития тембрового слуха будет подключение
инструментария в процесс учебной деятельности. Основной формой на
уроках сольфеджио – это пение с названием нот. В это задание, как правило,
входят гаммы, интервалы, номера из учебника. В качестве помощника
педагогу здесь будет синтезатор, который может воспроизводить большое
количество тембров. Если же педагог не располагает такой «роскошью», то
здесь стоит вновь обратиться к нотным редакторам, которые приведены
выше.
Перед заданием стоит вернуться к разговору о тембрах инструментов,
ведь далеко не каждый инструмент играет в удобном для человека регистре
(метод конкретизации). Для пения гаммы рекомендовано использовать
9
тембры – скрипка/кларнет. Воспроизведение будет осуществляться в
сопровождении с выбранным вместе с учащимися тембром, с названием нот
вверх и вниз. По такому же принципу интервалы.
Что же касается пения номеров из учебника, то здесь возможен вариант
выбора тембра инструмента самим детям. Спросить у учащихся, «какой
тембр, по их мнению, пойдет к тому или иному номеру», и попросить их
ответить на вопрос «почему». В ходе работы будет задействован
эвристический метод.
Неотъемлемым видом работы на уроках сольфеджио является слуховой
анализ, что предполагает игру на инструменте. В качестве анализируемых
объектов будут выступать, приведенные ранее в задании, мажор и три вида
минора, интервалы, а также добавятся аккорды.
В данном задании можно выбрать любые тембры из предложенных
ранее. В качестве звуковоспроизводящих средств – набор в нотном
редакторе, либо игра на синтезаторе. Если педагог владеет навыками игры на
гитаре, то задействовать данный инструмент «в живую». Допустим, очень
удобно играть на шестиструнном инструменте интервалы и аккорды. Если же
такой возможности нет, то в нотном редакторе набрать разные варианты
дуэтов инструментов. В этом случае перед заданием предложить детям
выбрать более приятное звучание двух тембров. Педагог в данном случае
будет в ходе работы применять методы сравнение и комбинаторный.
Привязка в данном задании необязательно должна происходить к ладу.
Возможен вариант воспроизведения вне лада и двумя способами –
последовательно брать звуки аккорда или интервала, либо одновременно.
Как «бонус» этого задания – пение последовательности вместе с
инструментом.
Еще к форме развития тембрового слуха относится игра на
музыкальных инструментах. Для начала возможен вариант использования
простого инструментария – инструменты шумового оркестра (маракасы,
погремушки, барабан, коробочки, колотушки). Выбор инструментов будет
10
зависеть от оснащенности кабинета теоретических дисциплин в музыкальной
школе.
В процессе работы, в качестве преподавателя сольфеджио, мною были
сделаны переложения для шумового оркестра. Из инструментария у меня
были – треугольники, маракасы, бубны и коробочки. Выбор на одно из
произведений пал на «Польку» М. И. Глинка (приложение №3). Данная
фортепианная миниатюра небольшая по размерам, популярная, а значит у
детей на слуху. В данном примере перед детьми были поставлены
следующие задачи. Во-первых, точно воспроизвести ритм, написанный для
инструмента. Во-вторых, учащиеся в процессе воспроизведения помимо
своего инструмента должны были слышать и других. Из представленного
примера (приложение №3) основную роль берет на себя педагог, так как он
играет полноценную фактуру. Учащиеся выполняют функцию
аккомпанемента, за исключением коробочки, которая дублирует мелодию
«Польки». В процессе этого задания учащиеся меняются между собой
инструментами, а значит, овладевают игрой всей ритмической партитуры. В
данном задании возможен вариант применения метода нюансировки.
Допустим, последовательно попросить сыграть каждый инструмент на ff, в то
время как остальные будут играть на pp. После исполнения всех
инструментов на громкую динамику, проанализировать какой вариант более
приемлемый, и снова воспроизвести его.
Продолжением данной формы будет игра на «родных» инструментах,
учитывая уровень подготовки учащихся и инструментария. Как правило, в
учебном процессе учащиеся группируются следующим образом: пианисты и
скрипачи, народники и духовики. Но встречаются случаи и смешения разных
специальностей. Тем интереснее получится партитура произведения.
Возьмем не распространенный вариант группы – учащиеся
фортепианного отделения (3 ученика), струнно-смычкового (4 ученика –
3 скрипача, 1 виолончелист), духовые инструменты – саксофон, труба (2
ученика); количество будет варьироваться от 8 до 10. Фрагмент произведения
11
или миниатюра – это программа дисциплины «Музыкальной литературы»,
как вариант «Детский альбом» П. Чайковского или «Альбом для юношества»
Р. Шумана. Здесь возможны самые разнообразные ансамбли (применение и
голоса). При выполнении этого задания учащиеся постоянно анализирует, и в
конце педагог вместе с детьми выбирает благозвучное воспроизведение
(метод тестирования).
В рамках развития тембрового слуха начинают вырабатываться
композиторские навыки – сочетание тембров, возможности каждого
инструмента, подчинение мелодии аккомпанементу и др.
12
Выводы
В своей работе я рассказала о том, какую роль играет тембровый слух
на уроках сольфеджио. Процесс формирования тембрового слуха
соприкасается с психическим познанием, что позволяет музыканту достичь
высокого уровня в музыкальной среде. В ходе развития навыков тембрового
слуха у юного музыканта осуществляется самоконтроль аналитических и
практических действий, накопление слухового опыта. Я знаю, что освоение
качества звучания тембрового звучания инструмента требует от музыканта
творческого подхода, а также интеллектуальных способностей. Для этого
требуются терпение, усердие, любовь к музыке.
Считаю, что цель и задачи данной работы были выполнены.
Использованные методы развития тембрового слуха увеличивают объем
пройденного музыкального материала, образные впечатления учащихся, а
так же накапливает слуховой опыт
Завершая свою работу, следует отметить, что актуальность проблемы
формирования тембрового слуха – основа всех видов деятельности
музыканта. Роль тембра усилилась в творчестве композиторов XX – XXI
веков, а это значит, что совершенствование слуха стало неотъемлемой
частью современного музыкального мышления.
Материал работы может быть использован учителями и учащимися в
детских музыкальных школах и детских школах искусств.
13
Список литературы:
1. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – Москва, 1975.
С. 6-15.
2. Келдыш Г. Музыкальный энциклопедический словарь // Тембр. –
Москва, 1991. С.541-542.
3. Лапкина О. Ю. Развитие тембрового слуха // Актуальные проблемы
гуманитарных и естественных наук. – 2014. – Т.8, №1. – С.289-291.
4. Литвинова Т. Развития тембрового слуха как проблема современного
музыкального образования [Электронный ресурс]. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tembrovogo-sluha-kak-problema-
sovremennogo-muzykalnogo-obrazovaniya/viewer
5. Ступина В. К вопросу развития тембрового слуха младших
школьников [Электронный ресурс]. – URL:
http://shgpi.edu.ru/biblioteka/katfree/154.pdf
14
Приложение № 1
Рис. 1
Рис. 2
15
Рис. 3
Приложение №2
– Скрипка:
Играет так самозабвенно,
И нежно и проникновенно,
Бывает первою в оркестре,
Её приветствует Маэстро!
Быстрей ответь мне без ошибки.
О чём я говорю? О ...
– Кларнет:
Инструмент музыкальный,
Он духовой,
С тростью он одинарной,
Красивый такой.
И изящней его,
Видно, в музыке нет.
Всем понятно, о чем я?
16
Это...
– Валторна:
В переводе с немецкого это «рог».
С трубою схожа, вам скажет народ.
Духовой инструмент, без сомнений, бесспорно,
А зовется красиво он — это...
– Гитара:
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
– Балалайка:
Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?
17
Приложение №3
Музыка - еще материалы к урокам:
- Уроки музыки в условиях дистанционного обучения
- Формирование навыков двухголосного пения в младшем хоре ДШИ
- Тест "Рок - музыка" 8 класс
- Тест "Фольклор в музыке русских композиторов" 5 класс
- План-конспект первых 7 уроков "Работа с начинающим пианистом в классе фортепиано"
- Тест по итогам второго полугодия "Музыка" 4 класс