Формирование навыков двухголосного пения в младшем хоре ДШИ

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Михайловская детская школа искусств Нижнесергинского района
Свердловской области
Формирование навыков двухголосного пения в
младшем хоре ДШИ
Подготовила преподаватель
Складная
Елена Владимировна
Г. Михайловск
2020
Актуальность
Хоровое пение – один из самых доступных для детей видов музыкальной
деятельности. Приходя в хор, дети включаются в творческую атмосферу
коллективного музицирования. В процессе обучения пению у них
развиваются художественные способности – музыкальный слух, музыкальная
память, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству. Сама
специфика хорового исполнительства требует, чтобы исполненное хоровым
коллективом произведение было грамотно разучено, закончено и решено в
смысле художественного раскрытия его образа. Оно должно быть, прежде
всего, спето. Владение певческми вокально-техническими навыками
превращает хоровой коллектив в крепкий, монолитный музыкальный
инструмент, способный осуществлять очень сложные художественные
задачи. Поэтому вопросы певческого воспитания должны быть поставлены в
ряд важнейших вопросов учебно-репетиционной деятельности хора.
Вокальная работа в детском хоре наиболее сложна, так как она
непосредственно связана с развитием такого хрупкого инструмента, каким
является детский голос. В период его становления и развития с ним надо
обращаться очень умело. Детский голосовой аппарат находится в состоянии
непрерывного роста, развития. Руководитель хора всегда должен помнить,
что голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок, очень
небольшой по силе звука. При правильном воспитании голос развивается
плавно как у мальчиков, так и у девочек. Если занятия пением хорошо
организованы, то к 10-12 годам голоса детей начинают звучать особенно
хорошо. У мальчиков голос приобретает особую звонкость; в голосах
девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска. Одной
из важнейших задач хормейстера является не только обучение хористов
чистому унисону, но и формирование навыков многоголосного пения, самой
простой формой которого считается двухголосие. Центральное место в
проблеме обучения детей двухголосному пению на начальном этапе
занимают следующие вопросы:
1. определение сущности двухголосного пения;
2. принципы деления на хоровые партии;
3. условия перехода к двухголосному пению;
4. значение и содержание подготовительного периода;
5. роль голосоведения в обучении;
6. содержание и значение упражнений в обучении;
7. репертуар и принципы его подбора на начальном этапе обучения.
Для того чтобы знать, как приступить к обучению детей двухголосному
пению, целесообразно опереться на физиологические закономерности
развития детского певческого голоса. С физиологической точки зрения,
любой процесс воспитания и обучения рассмотрен как направленное
развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Следовательно, и в решении
проблемы обучения двухголосному пению, немалую роль играет учет
физиологических данных о развитии отделов высшей нервной деятельности,
которые связаны с пением и слушанием музыки. Таким образом, подготовка
к обучению двухголосному пению должна начинаться с работы над
одноголосной песней, а также при слушании музыки. Важным фактором
является особая окрашенность двухголосного звучания, обогащающая
палитру хорового исполнения. Отмечается, что двухголосная фактура
представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в
которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно, что
создает различные условия для пения детей в младшем хоре.
Закономерности формирования навыков в условиях обучения
двухголосному пению детей в хоре.
Главной задачей хоровых занятий является развитие и укрепление
интереса и любви детей к музыке. Основная задача первоначального этапа
обучения – воспитание у ребят умения слушать самих себя, контролировать
воспроизводимый звук, сосредоточиться на звучании. Если педагог
постоянно воспитывает в юных певцах чуткое отношение к краскам голоса,
акцентирует их внимание на анализе качестве пения, то тем самым
добивается и активизации слуха. Потенциальные возможности музыкального
произведения необозримы. Поэтому пение, доведенное до высокого
художественного уровня, может стать действенным путем эстетического
воспитания ребёнка. В связи с этим большое значение придается накоплению
музыкально-слуховых представлений о музыки и ее исполнителях, о
средствах художественной выразительности, о правилах пения и т.д. с
возрастом и приобретением творческого опыта эти знания и умения
углубляются, расширяются и дополняются. Тесная взаимосвязь опыта и
знаний способствует развитию музыкальной эрудиции детей и оказывает
положительное воздействие на темп роста их исполнительских качеств.
А.Кастальский, например, писал, что при переходе к двухголосному пению
нужно научить детей слушать двухголосную музыку. При этом они должны
определять количество поющих партий, вступление того или иного голоса,
соединение партий в унисон и т.д. Н.Тугаринов отмечал, что подготавливает
детей к двухголосию: исполнение песен без сопровождения; выработка
умений держать напев при сложном сопровождении; двухголосное пение,
при котором дети ведут один голос, а руководитель – другой, и, наконец,
когда весь хор исполняет произведение каноном. Пение без сопровождения и
с усложненным аккомпанементом, не дублирующим мелодию, типа р.н.п. в
обработке А.Гречанинова «Идет коза рогатая» или «Я на камушке сижу» в
обработке Н.Римского-Корсакова приучает учащихся к более активной
работе музыкального слуха и укрепляет у них интонацию. В пении дуэтом
руководителя и хора Н.Тугаринов видел возможность сосредоточить
внимание детей на красочности, богатстве хорового звучания. С.Любский
предлагал при переходе к двухголосию заниматься выработкой чистого
унисона, пением по слуху небольших двухголосных последовательностей.
Он рекомендовал определение на слух наиболее распространенных
интервалов (терции, квинты, сексты, кварты и октавы).
По мере накопления детьми навыков чтения нот, слуховой метод должен
уступить место самостоятельному пению по нотам, так как пение на два
голоса по слуху сводится обычно к механическому зазубриванию партий.
Очень разнообразные и оригинальные методы использовала в своей практике
А.Бандина: пение канонами ранее выученных песен («Как под горкой», «Во
поле береза стояла» и др.), беседы с детьми о певческих голосах, о хоровых
партиях, демонстрация хорового звучания в записи, выстраивание отдельных
созвучий с помощью несложных попевок. На начальном этапе восприятия
двухголосной музыки важно создать условия для совершенствования
слухового внимания. Внимание выражается в направленности и
сосредоточенности психической деятельности, без которой невозможно
решение ни одной педагогической проблемы. При обучении детей
одноголосному пению вырабатывается умение быть внимательным к
исполнению мелодии. При двухголосном пении этого недостаточно,
необходимо распределить внимание на две звучащие одновременно мелодии.
Например, очень полезным является пение хорошо выученной мелодии с
развитым аккомпанементом, исполнение двухголосных песен дуэтом с
руководителем, поющим верхний голос. Обучение двухголосному пению
детей младшего школьного возраста можно условно поделить на отдельные
этапы.
Подготовительный этап.
Он состоит в ознакомлении с двухголосием, накоплении слухового
опыта. Выражается это в анализе детьми прослушиваемых произведений,
особое внимание уделяется анализу песен одноголосных и музыкальному
соотношению в них мелодии и аккомпанемента. Знакомство со звучанием
двухголосных хоров начинается сразу же на первых уроках 1 четверти, т.к. в
хоровой коллектив вливаются ученики первого класса. Занятия такого рода
желательно проводить в первый месяц обучения (1 четверть): параллельно с
вокальной работой должны быть запланированы беседы для смены вида
деятельности детей, так как внимание их со временем рассеивается.
Темы таких бесед:
«Мелодия и аккомпанемент» - учащиеся определяют
выразительные возможности мелодии и аккомпанемента в тех хоровых
произведениях, которые изучаются на данном занятии. Такая работа
помогают научить детей слышать не только мелодию, но и
сопровождающие ее партии.
«Хор и его составы. Хоровые партии» - показ хоровой музыки,
выяснение вопросов, связанных с составом хора и влиянием его на
образную характеристику развивает мыслительную деятельность и
эмоциональность детей. Также в этот период наряду со слушанием
музыки большую роль играет и вокально-хоровая работа – в первую
очередь это выстраивание унисона, планомерное формирование всех
певческих навыков одноголосного пения. И по мере укрепления
унисона в одноголосный репертуар вводятся песни со сложным
аккомпанементом, в котором мелодия почти или совсем не
дублируется. Исполнение песен с не дублирующим аккомпанементом
усиливает внимание детей, ведет их от простого к сложному.
Примеры музыкального материала:
«Зимний вечер» муз. Ройтерштейна
Сюита «Песенки-картинки» муз. Г.Струве
«Татушки» русская народная песня
Вокальная партия в каждом куплете остается неизменной, а
сопровождение меняется, создавая трудности для исполнения.
Этапы работы:
1.Изучение вокальной партии без сопровождения;
2.Исполнение с облегченным сопровождением;
3.При уверенном исполнении мелодии аккомпанемент дается
полностью.
1 этап – усложнение – двухголосное пение дуэтом с руководителем
хора.
Сначала используются песни, в которых оба голоса примерно равны
по выразительным возможностям, а затем предлагаются произведения, в
которых мелодия второго голоса имеет подчиненное значение, что делает
партию учителя более яркой, и пение ребят, таким образом, оказывается в
усложненных условиях.
2 этап – освоение элементарных двухголосных интонаций.
На этом этапе исполняются двухголосные упражнения, попевки
песенного типа. Вначале рекомендуется использовать распевки с
остинато в нижнем голосе, здесь выстраиваются терции и квинты.
Мелодия нижнего голоса состоит из скачков по главным ступеням лада I-
V-I. Закрепляя эти упражнения, можно использовать песню «Солнце
испугалось» - помогает закреплению в интонировании квинты.
3 этап - освоение различных типов голосоведения.
Навыки, приобретённые во время работы над упражнениями,
закрепляются в песнях, разнообразных по характеру, простых по
средствам выразительности и способных заинтересовать детей.
1 тип голосоведения – интонационно стабильные гармонические
интервалы.
2 тип – соединение интонационно стабильных с нестабильными
интервалами. Работа над двухголосным голосоведением.
3 тип – терцовые цепочки в три интервала.
4 тип – соединение стабильных и нестабильных интервалов в
условиях вариантного развития голоса.
Певческие упражнения, в том числе и двухголосные, служат
осуществлению координации в работе слухового и голосового аппарата,
способствуют активизации процессов восприятия и выработки музыкальных
представлений. Упражнения песенного типа вызывают у детей
эмоциональные переживания, служат стимулом освоения двухголосного
пения. Большую роль играет подбор репертуара, при этом нужно учитывать
певческие возможности учащихся, чтобы музыкальный материал был
подобран с учётом естественных условий для формирования навыков.
Заключение
Итак, процесс обучения двухголосному пению сложный и требует
последовательного формирования определенных навыков. Навыком принято
считать автоматизированное в результате учебы целенаправленное
действие, следовательно, формирование навыков представляет собой
процесс создания многоэтапной структуры обучения. Становление любого
вокально-хорового навыка связано с решением многих чисто технических
задач, требующих напряжения духовных и физических сил каждого юного
певца. Метод восприятия через игру, через знакомые, близкие образы и
понятия помогает поддерживать у ребят интерес к предлагаемым
упражнениям, желание добиться хорошего результата. Только творческая
атмосфера позволит ребенку по – настоящему свободно передавать свои
чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового
искусства, открывает путь к скорейшему овладению и закреплению того или
иного навыка, что и позволяет в конечном итоге раскрыть в полной мере
художественный замысел исполняемого хорового произведения.
Список использованной литературы:
1.Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / - М., 1983.
2. Баранов Б.В. Курс хороведения./ М, 1991.
3. Блинова, Н.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной
деятельности/. - Л., 1974.
4. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. /С-П.: Музыка, 2000.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.:
Просвещение, 1973.
6. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в
начальных классах. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 14.- М.,
1989.
7. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
/Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979.
8. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970.
9. Емельянов В.В. О фонопедическом методе развития голоса и вокально-
хоровой работы / Искусство в школе. - 1998. - № 6.
10. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого
голосообразования: Методические рекомендации для учителей
музыки./Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991.
11. Емельянов В.В., Трифонова И.А. Развитие показателей академического
певческого голосообразования. Методическая разработка .«Фонопедический
метод развития голоса» для детских и женских голосов./ Тюмень, Изд-во
Тюм ГУ, 2004.