Конспект занятия "Формирование навыков протяжного пения с детьми младшего школьного возраста" 1-2 класс

Конспект
занятия по хору
ГБОУ Гимназия 513 Невского района Санкт-Петербурга
Педагог Байрамова Лейла Нагыевна
Учащиеся 1-2 классов
Группа: 1 года обучения.
Тема: Формирование навыков протяжного пения с детьми младшего
школьного возраста.
Цель: Создать условия для формирования навыка протяжного пения в
процессе вокально-хоровой работы.
Задачи:
Образовательные:
отработать и закрепить отдельные приемы развития навыка
протяжного пения;
активизировать слуховое внимание;
формировать чувство лада и ритма.
Развивающие:
развитие внимания, познавательной активности детей;
развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма,
музыкальности, чистоты интонирования.
Воспитательные:
воспитание чувства ответственности за коллектив, чувства
сопереживания;
воспитание любви к хоровому пению.
Место проведения: Актовый зал
Спортивный инвентарь: Музыкальный центр, синтезатор, микрофоны,
стойки, стулья для детей.
Музыкальный репертуар: распевания, песня «Спасибо
учитель, автор слов и музыки - Жанна Колмагорова.
План занятия:
1. Организационная часть.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Упражнения на распевание.
4. Физминутка (ритмические упражнения).
5. Вокально-хоровая работа.
6. Заключительная часть. Окончание занятия.
Ход занятия:
1.Организационная часть.
Дети входят в класс и садятся на стульчики. Учитель поёт музыкальное
приветствие: «Здравствуйте, ребята!», дети отвечают, повторяя эту же
интонацию, но со словами «Здравствуйте». Учитель отмечает
присутствующих детей, каждый, кого называют, встаёт и поёт «я здесь»
произвольно импровизируя мелодию, если ребенок отсутствует, поёт весь
хор «нет его», по ступеням трезвучия.
2. Дыхательная гимнастика.
Преподаватель: Начинаем нашу работу дыхательной гимнастикой.
Упражнение «свеча», нужно взять дыхание и дуть на свечку тонким ровным
потоком воздуха, как можно дольше. Такое упражнение помогает научиться
распределять свой выдох, сделать его более длинным. Необходимо следить,
чтобы дыхание дети брали носом, а выдыхали через рот, плечи должны быть
свободны и не подниматься во время вдоха.
Упражнения на дыхание по системе Стрельниковой А.Н.: «насос», «кошка»,
«ладошки» выполняются стоя вместе с руководителем.
3. Вокально-хоровая работа в упражнениях на распевание.
После музыкального приветствия и дыхательной гимнастики необходимо
обратить внимание детей на певческую позицию:
« Если хочешь сидя петь –
Не садись ты как медведь,
Ноги в пол упри сильней,
Спинку выпрями скорей,
Руки, плечи – всё свободно,
Петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь -
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись…»
Упражнения на распевание:
1. Упражнение «трель губами», направлено на свободную работу
гортани, которая должна находиться в речевой позиции. На первых
занятиях можно петь на одной ноте, далее распевать на три ступени, на
пять и т.д. постепенно усложняя.
2. Упражнение «р-р-р», такая же свободная гортань в речевой позиции,
нижняя челюсть опущена, мышцы лица свободны. Начинаем петь на
одной ноте, далее постепенно увеличивая диапазон.
3. Упражнение для выработки округлого, собранного звука
да - дэ - ди - до - ду
ма-мэ-ми-мо-му
гда-гдэ-гди-гдо-гду
4. Упражнение на выработку навыков исполнения staccato.
МА-----а, лё-----о, ли-----и, ми-----я.
5. Упражнение для выработка чёткой дикции, активизации
артикуляционного аппарата: «Мы перебегали берега, перебегали
берега» (расширение диапазона на пять ступеней)
4.Физминутка (ритмические упражнения).
Формирование у детей чувства ритма.
Начинаем с простейшей двухтактовой фразы.
Затем ритм усложняется
5.Вокально-хоровая работа.
Песня «Спасибо учитель!», автор слов и музыки - Жанна Колмагорова.
Развить внимание детей, чтобы они умели слушать и слышать себя и друг
друга, понимать содержание исполняемого произведения; выработать чёткую
дикцию; учиться тянуть длинные ноты; выработать короткий, бесшумный
вдох между фразами; вызвать эмоциональную отзывчивость на
произведение. Пение сначала с фортепиано по нотам, далее с плюсовой
фонограммой, затем с минусовой фонограммой.
6.Заключительная часть
Исполнить хоровые произведения стоя, с движениями, как на концерте.
Окончание занятия.
Преподаватель: Спасибо, ребята! Сегодня все старались, и мне было очень
приятно с вами заниматься.
Преподаватель:
До сви - да – ни - я!
Хор:
До сви - да-ни - я!
Литература
1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.,
1997.
2. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика.
Практика. – М., 2003.
3. Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. – М.,
1995.
4. Садовников В.И. Орфоэпия в пении. – М., 1952.
5. Соколов В.Г. Работа с хором. – М., 1983.
6. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. – М., 1986.
7. Струве Г.А. Школьный хор. – М., 1981.
8. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.,
2002.
9. Яковлева А.С. О физиологических основах формирования
певческого голоса: Сб. статей // Вопросы певческого воспитания
школьников. – М., 1958.