Методическая разработка "Некоторые аспекты музыкального диктанта"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
“Рощинская школа искусств”
Методическая разработка:
Некоторые аспекты музыкального диктанта
Подготовила
преподаватель теоретических дисциплин
Романюк Ирина Сергеевна
г. п. Рощино, Ленинградская область
2020
История преподавания предмета сольфеджио насчитывает сотни лет. В учебных планах
детских школ искусств и музыкальных школ предмет сольфеджио является
обязательным и занятия по нему проводятся в течение всех лет обучения, начиная с
подготовительного периода. На уроках сольфеджио всесторонне развиваются
музыкальные способности обучающегося: музыкальные слух и память, чувство ритма,
а также эстетический вкус, воображение, образное мышление, творческие способности,
эмоциональная отзывчивость на музыку.
Сольфеджио - обязательная практическая дисциплина, которая проводится в условиях
групповых занятий. Совместная форма занятий по сольфеджио имеет явный
положительный эффект. Атмосфера соперничества, стремление к лидерству и успеху
сопутствуют урокам сольфеджио, т.к. дети стремятся превзойти достижения
одноклассников. Кроме того, совместное участие в объемных видах работы (диктант,
слуховой анализ и т. п.) позволяет сэкономить много времени.
В то же время групповые занятия имеют и негативные стороны. Прежде всего это
усреднение заданий, что проявляется и в сольфеджировании, и в работе над диктантом,
и в слуховом анализе, что является результатом разного по уровню контингента
учащихся. Для сильных учеников задания оказываются в итоге достаточно легкими, а
для слабых - слишком сложными. Одни быстро запоминают мелодию, однако имеют
ритмические проблемы, другие качественно делают слуховой анализ, но плохо
запоминают текст, третьим посильны метроритмические трудности, однако имеют
проблемы с фиксацией услышанного. На одном уроке в условиях группового занятия
записать диктант и для слабых и для сильных учеников является противоречивой
задачей. Единственным выходом из сложившейся ситуации являются дополнительные
индивидуальные занятия. Чаще занятия проводятся с отстающими учениками. В то же
время талантливым учащимся также необходимы индивидуальные уроки по
сольфеджио - ведь они выступают на всевозможных фестивалях, олимпиадах,
конкурсах, защищая честь школы. Следовательно, на коллективных занятиях по
сольфеджио необходимо найти индивидуальный подход к каждому ребенку и
постараться максимально раскрыть его потенциал.
С каждым годом возрастает интерес к дисциплине сольфеджио, поскольку уже на
начальном этапе этот предмет пробуждает у ребёнка интерес к музыке, формирует
способность анализировать, закладывает основы музыкального вкуса, способствует
развитию мышления, выводит на новый уровень постижения секретов языка музыки, и
как итог даёт возможность свободного исполнительского самовыражения юному
артисту. В настоящее время для теоретической дисциплины сольфеджио характерно
введение инновационных технологий, использование разнообразных обучающих
пособий, интересных авторских методик. Обучение на современном уровне
предусматривает работу над развитием всех составляющих музыкальности:
музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной
отзывчивости на музыку и эстетического вкуса. Осознание закономерностей построения
музыкального произведения делает современный процесс обучения ребёнка в школе
интересным и увлекательным, активизирует его музыкальную деятельность, побуждает
к творчеству. Дисциплиной, способствующей развитию музыкального слуха, является
сольфеджио. Полученные в ходе обучения знания и навыки должны помочь учащимся
в их занятиях по специальности и музыкальной литературе, расширить общий
музыкальный кругозор, развить художественный вкус.
Одним из разделов курса сольфеджио, развивающий память учащихся, их
внимательность и быстроту восприятия музыкальных явлений является музыкальный
диктант. Музыкальный диктант концентрирует в себе ладовые, интонационные,
метроритмические трудности, воспитывает слуховую память, организует внимание,
тренирует важный навык улавливания и осознание всех сторон мелодики, развивает
способность разбираться в услышанном, то есть производить слуховой анализ.
Сопровождая учащегося на протяжении всех лет его обучения в школе, являясь не
просто обязательной составляющей урока сольфеджио, а его вершиной, одноголосный
диктант в то же время является одним из самых уязвимых разделов практической
работы. Хотелось бы остановиться конкретно на примерах для музыкального диктанта
и его исполнения преподавателем.
Музыкальным материалом для диктанта могут служить мелодии из специальных
сборников диктантов, из художественной музыкальной литературы и специально
сочиненные педагогом образцы для отработки новых интонационных или
метроритмических трудностей. В педагогической практике широко используются
сборники диктантов, в которых используется художественный музыкальный материал.
К ним относятся пособия Г. Фридкина, Т. Вахромеевой, Ж. Металлиди и А. Перцовской
и Г.Ф. Калининой "Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших
классов ДМШ и ДШИ" и для учащихся 4-7 классов. Каждый из экспериментальных
сборников Г.Ф. Калининой состоит соответственно из двух приложений. В первом
опубликованы требования к различным формам диктантов, разработанные специально
для учащихся; второй предназначен непосредственно для педагогов. Использование
этих сборников в работе помогает сделать запись музыкальных диктантов более
интересной и занимательной, развивают музыкальную память и слух учащихся,
расширяют их кругозор, повышают заинтересованность учеников в выполнении заданий
по сольфеджио, непосредственно направленных на разностороннее развитие
музыкального слуха.
Музыкальные номера сборника диктантов Г. Ф. Калининой, подразделяются на
несколько частей:
в первой части ученики должны определить размер, разделять мелодию на такты
и указать длительности;
во второй следует указать нужные бемоли, диезы, либо бекары;
в третьей необходимо исправить обнаруженные в мелодии ошибки;
в четвертой нужно вставить отсутствующие звуки в мелодии;
в пятой требуется дописать мелодии;
в шестой в предложенных мелодиях ученики дописывают верхний голос;
в седьмой в примерах ученики дописывают нижний голос.
Материал для диктанта оказывает существенное влияние на эффективность его
запоминания. Целесообразнее использовать художественные профессиональные
образцы музыки в качестве примеров для диктантов. Образцы, отобранные для
диктанта, должны быть запоминающимися, яркими и художественно убедительными. В
качестве материала для диктантов педагоги нередко используют специально
сочиненные собственные примеры. В целях тренировки слуха на каком-либо
определенном обороте в одном примере возможен синтез ряда
изучаемых элементов в специально сочиненных упражнениях. В то же время
преобладание нехудожественных образцов резко снижает качество запоминания. Когда
же ребенок воспринимает яркое музыкальное произведение, его слуховое сознание
активизируется художественными образами, что в свою очередь способствует лучшему
запоминанию, восприятию и осознанию музыкального диктанта. Педагог, анализируя
отрывок из произведения выдающегося композитора, должен показать, каким образом
композитор претворяет изучаемый оборот, подчеркнуть индивидуальные черты его
музыкального языка и стиля. Рекомендуется вначале давать тренировочные этюды на
незнакомые сложные элементы, а затем в музыкальном произведении показать, как их
использовал композитор. Выбирая пример для музыкального диктанта, педагог не
должен искажать или упрощать его. Музыкальный материал диктантов должен быть
понятен общающимся и соответствовать их возрастным особенностям, накопленному
музыкальному практическому и теоретическому опыту учащихся, уровню развития их
музыкального слуха. Использование в работе высокохудожественных музыкальных
примеров стимулирует у учеников интерес к предмету сольфеджио, способствует
значительно более прочному и качественному усвоению материала, укрепляет
взаимосвязь между музыкально-теоретическими предметами и исполнительской
практикой учащихся.
Чрезвычайно важным моментом в работе над диктантом является исполнение диктанта
преподавателем. Не вызывает сомнения тот факт, что для того, чтобы учащийся мог
полно и грамотно зафиксировать на бумаге то, что он слышал, надо, чтобы исполнение
диктанта было по возможности совершенным. Прежде всего, следует исполнять пример
грамотно и точно. Никаких подчеркиваний или выделений отдельных трудных
интонаций нельзя допускать. Особенно вредно подчеркивать сильную долю такта. Но
еще более вредным, на мой взгляд, является исполнение мелодии диктанта без какой-
либо пульсации, иными словами, без метра. С первых уроков сольфеджио мы обращаем
внимание учеников на метр и размер, на равномерное чередование сильных и слабых
долей в музыкальном произведении, которые, как правило, легко услышать. В старших
классах уходить от пульсации в музыке также не допустимо. Вначале следует
музыкально исполнить отрывок в настоящем, указанном автором темпе. В дальнейшем,
при многократном проигрывании, этот первоначальный темп может быть замедлен. Но
важно, чтобы первое впечатление было убедительным и правильным.
Не смотря на сложность формы работы над диктантом, итог должен приносить
учащимся положительные эмоции и удовлетворение достигнутым результатом. Задача
педагога состоит в приобщении детей к музыкальному искусству во всем его богатстве
и разнообразии, в формировании их художественного и эстетического вкуса, в
поощрении их творческой инициативы.
Список использованной литературы
1) Вахромеева Т. Музыкальные диктанты. ДМШ. – Москва.2005.
2) Давыдова Е. Сольфеджио для 3-го класса ДМШ. Методическое пособие. – М. 1976
3) Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших
классов ДМШ и ДШИ. – Москва. 2004
4) Калужская Т.Сольфеджио. 6 класс ДМШ. Учебно-методическое пособие. – Музыка.
1988
5) Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – М-С-П.,1995.
6) Русяева И. Одноголосные диктанты. – Москва. Музыка. 1984
7) Фридкин Г.Музыкальные диктанты. – Москва.1973.