Аспекты музыкального обучения и воспитания в школе А.С. Нилла

АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В ШКОЛЕ А.С. НИЛЛА
Лукьянович О.В.
Одной из самых известных школ социальной адаптации в мире,
повлиявшей на педагогическую и воспитательную практику во многих
образовательных учреждениях, является школа под названием «Саммерхилл»,
основанная в 1921 году британским подданным Александром Сазерлендом
Ниллом новатором в области образования и пропагандистом личной свободы
ребенка.
Основной методологический принцип, которому следуют и по сей день,
образование, воспитание и развитие подростка как целостной (цельной)
личности. Существенное значение придается социальной и эмоциональной
деятельности как неотъемлемой части нашей жизни. А.С. Нилл акцентировал
внимание на том, что эти два параметра должны учитываться в образовательном
процессе в первую очередь. На протяжении уже 96 лет школа «Саммерхилл»
убедительно подтверждает тот факт, что свободное, счастливое и эмоционально
наполненное детство, совмещенное с подготовкой детей к вызовам
современности, возможно.
Стоит отметить, что данная школа была основана во времена, когда права
человека принимались во внимание гораздо меньше, чем сегодня. В
большинстве семей детей били, и дисциплина фигурировала главным понятием
при воспитании детей. На школу много лет осуществлялось давление со стороны
власти и других образовательных учреждений с целью навязать традиционные
воспитательные формы и методы преподавания. Однако «Саммерхилл», вопреки
этому давлению, давал подросткам свободу и право самостоятельного
управления школой. Как результат, на сегодняшний день «Саммерхилл» это
процветающее демократическое сообщество, которое демонстрирует, что дети
становятся самоуверенными, толерантными и внимательными, когда им дают
пространство, чтобы быть самими собой.
В чем же заключается главная идея «Саммерхилл»? Она состоит в том, что
«школа должна подстраиваться под ребенка», а не наоборот. Эта школа является
ничем иным, как своеобразным демократическим сообществом: любые
проблемы, касающиеся жизни учреждения, обсуждаются на общих школьных
заседаниях, где присутствуют абсолютно все ученики и сотрудники.
Примечательно, что при этом каждый участник собрания имеет равный голос.
Вот, что пишет А.С. Нилл в своей книге о буднях «Саммерхилл»: «Чаще
всего наши гости отмечают, что невозможно отличить детей от сотрудников. Это
правда: чувство единения оказывается очень сильным, когда дети ощущают
поддержку. Учитель как таковой ничем не выделяется. Ученики и сотрудники
едят одно и то же и подчиняются одинаковым для всех правилам общежития.
Дети возмутились бы, если бы персоналу были предоставлены какие-либо
привилегии» [1, с. 12].
Такие собрания являются, своего рода, законодательной и судебной
властью школы. Абсолютно все участники данного сообщества (школы
«Саммерхилл») могут действовать так, как они того желают, до тех пор, пока их
поступки не наносят никакого вреда другим членам сообщества. Это и есть
главный лозунг Нилла: «Свобода, а не вседозволенность». Учащиеся имеют
право выбора, какие занятия им посещать. Кроме того, в школе не существует
какой-либо системы оценок. Если ребенок прогуливает занятия, он никогда не
наказывается. Такая воспитательная методика подразумевает, что индивиду
необходимо давать свободу быть самим собой, и тогда он раскроет свой
потенциал. «Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его
оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется
настолько, насколько способен развиться», пишет Нилл [1, с. 60].
В этом отношении довольна интересна методика А.С. Нилла, которая
касается ученических предпочтений в выборе предметов и освоения
музыкальных дисциплин, в частности. Как утверждает автор, у любого
подростка со временем проявится интерес к творческим занятиям, должно лишь
пройти определенное время, в ходе которого будет сформирован этот интерес.
Кроме того, такая концепция, как никакая другая, позволит раскрыть весь
личностный потенциал подростка: как творческий, так и общечеловеческий. Вот
что новатор пишет на этот счет: «Вопрос, который чаще всего задают посетители
Саммерхилла, таков: "Не осудит ли ребенок, оглядываясь назад, школу за то, что
она не заставляла его заниматься арифметикой или музыкой?". Ответ состоит в
том, что юный Фредди-Бетховен или Томми-Эйнштейн все равно не позволят
удержать их в стороне от соответствующих занятий.
Задача ребенка прожить свою собственную жизнь, а не ту, которую
выбрали ему беспокойные родители. Разумеется, и не ту, которая бы
соответствовала бы целям педагога, полагающего, что уж он-то знает, как лучше.
Вмешательство и руководство со стороны взрослых превращают детей в
роботов. Вы не можете заставлять ребенка учиться музыке или чему-нибудь еще,
не подавляя его волю и тем самым, хотя бы в некоторой степени, не превращая
его в безвольного взрослого. Вы делаете из них людей, безропотно
принимающих status quo, удобных для общества, которому нужны люди,
послушно сидящие за скучными столами, толкущиеся в магазинах,
автоматически вскакивающие в пригородную электричку в 8.30, короче говоря,
для общества, сидящего на хилых плечах маленького дрожащего человека до
смерти напуганного конформиста» [1, с. 12].
Примечательно, что музыкальные занятия в «Саммерхилле»
характеризуются не только их свободным посещением, но и преобладанием в
учебном репертуаре популярных музыкальных произведений массовой
культуры. Такой подход обусловлен необходимостью создания благоприятной
психологической обстановки для учеников. В дальнейшем же с ее помощью
будет достигаться «безболезненное» приобщение подростков к высокой
музыкальной культуре. Вот, что об этом пишет А.С. Нилл в своей книге: «У нас
в гостиной почти каждый вечер полно детей. Мы ставим пластинки, и тут
нередко возникают разногласия. Дети хотят слушать Дюка Эллингтона или
Элвиса Пресли, а я это ненавижу. Я люблю Равеля, Стравинского и Гершвина.
Иногда я чувствую, что сыт по горло джазом, и ввожу правило, гласящее, что,
пока это моя гостиная, я буду ставить здесь то, что я хочу. Но я понимаю, что
трио из «Кавалера роз» или квинтет из «Мейстерзингера» опустошит комнату.
Оно и понятно: мало кто из детей любит классическую музыку или классическую
живопись. Мы не делаем попыток поднять их вкусы на более высокий уровень –
что бы это ни значило. Человек бывает счастлив или несчастлив в жизни
независимо от того, любит он Бетховена или горячий джаз. Школы добивались
бы гораздо больших успехов, если бы включали в программы джаз, а не
Бетховена. В Саммерхилле трое парней впервые взяли в руки музыкальные
инструменты, вдохновленные джазовыми оркестрами. Двое из них купили
кларнеты, а третий выбрал трубу. После школы они пошли учиться в
Королевскую музыкальную академию. Сейчас они играют в оркестрах, которые
исполняют исключительно классическую музыку. Мне нравится думать, что
такое развитие их музыкальных вкусов корнями уходит в Саммерхилл, где
каждый имел возможность слушать то, что хотел: Дюка Эллингтона, Баха или
любого другого композитора» [1, с. 41].
Неудивительно, что такой подход к музыкальному воспитанию А.С. Нилла
используется для организации молодежных музыкально-досуговых центров по
всему миру. Педагоги и социальные работники вдохновляются книгами
последнего и опираются при создании учебных организаций на демократические
принципы образования. При этом проводится глубокий анализ школьных
практик «Саммерхилл», где рассматривается:
концепция свободы, но не вседозволенности, которая практикуется
на демократических собраниях учебной организации;
голосование и составление определенных правил взаимодействия
между учащимися при возникновении конфликтных ситуаций;
наблюдение за образом мышления проблемного подростка.
Список литературы
1. Нилл, А.С. Саммерхилл воспитание свободой. М.: Педагогика-
пресс, 2000. – 192 с.