План – конспект урока по музыке "Песни гражданской войны" 3 класс
План –конспект урока
по музыке
в 3 классе (МОУ Темповская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области)
на тему: «Песни гражданской войны»
Разработал: Горина Людмила Александровна
учитель музыки и ИЗО
Тема урока: «Песни гражданской войны»
Дата проведения: 12.11.20 г.
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
Технология урока: здоровье-сберегающее, развивающее, информационное.
Цель урока: подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что музыка,
равно как и другие искусства, черпает свои образы и темы из жизни.
Задачи: - увлечь учащихся музыкой; через произведения искусства познакомить
учащихся со страничкой истории нашей страны (Гражданская война);
показать взаимосвязь музыки с другими искусствами; закрепить знания
учащихся о некоторых средствах музыкальной выразительности;
- воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке, к искусству;
музыкальную культуру учащихся; любовь к Родине, ее историческому
прошлому;
- развить любовь к музыке; внутренний слух и внутреннее зрение,
творческое воображение; желание выразительно исполнить музыку;
музыкальные способности детей (чувство ансамбля, музыкальный слух,
музыкальная память, чувство ритма); певческий голос; эмоционально
передать в своем исполнении (в разных видах деятельности - пение,
движение под музыку) настроение и характер музыки; показать
взаимосвязь музыки с другими искусствами; артистические способности.
Планируемые образовательные результаты:
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и
обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта
музыкально-творческой деятельности: хорового пения, пластическом
интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
В результате освоения программы обучающихся будут сформированы готовность к
саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности
отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и
национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям
России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни
человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе
приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности
обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть
окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры,
выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных
произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных
и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и
инструментальных произведений, в импровизации.
Ученики научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение
к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную
самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале,
развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-
исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека,
вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе
музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает
овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей
через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему
самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать
культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, с
друзьями, родителями.
Основные термины, понятия: композитор, мелодия, оркестр, жанр, мелодия.
Оборудование: компьютер, колонки, презентация, репродукция картины
«Тачанка» М. Грекова. Музыкальный материал: «Орленок» В. Белого, Я. Шведова,
песня «Тачанка» К. Листова, М. Рудермана, «Погоня» Я. Френкеля,
Р.Рождественского. Короткометражный фильм «Песня о тачанке».
План урока:
1. Организационный момент- 2 мин.
2. Приветствие- 3 мин.
3. Проверка домашнего задания-10 мин.
4. Начало новой темы урока-20 мин.
5. Физминутка- 2 мин.
6. Рефлексия-4 мин.
7. Домашнее задание-3 мин.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Итак, здравствуйте! Я рада новой встрече с вами. Давайте улыбнемся друг другу, и
пусть улыбка согреет добротой ваши сердца. Мне очень хочется, чтобы урок для вас
был интересным, полезным.
II. Приветствие.
III. Проверка домашнего задания (уметь назвать некоторые имена героев
гражданской.
IV. Начало новой темы урока.
У: - Знакомая музыка звучит? ("Орленок»)
Д: - Это «Орленок».
У: - Как эта песня связана с историей нашей страны? Кому она посвящена?
Д: - Она рассказывает о юном герое гражданской войны.
Молодцы! А как вы думаете о каких песнях мы будем говорить! ( о песнях
Гражданской войны)
И сегодня попробуем разобраться как музыка, литература и живопись могут
рассказать нам независимо друг от друга об одном и том же жизненном
содержании.
Работа по теме урока.
Слушая «Орленка», мы (каждый, конечно, по-своему) обязательно представляем в
своем воображении подвиг и гибель бойца-комсомольца.
Что вы увидите в своем воображении, слушая вот такую песню? (Звучит
«Тачанка».)
Д: - Конница мчится, степь, погоня.
У: - Что в музыке вам подсказало, что это конница?
Д: - В оркестре слышен цокот копыт.
У: - Были ли здесь еще какие – либо изобразительные детали?
Д: - Да. Стрельба из пулемета.
У: - Какой группой инструментов изображены цокот копыт и стрельба из
пулемета?
Д: - Ударными инструментами.
У: - Что указало на то, что конница мчится?
Д: - Быстрый темп, громкая динамика.
У: - Какие чувства, желания появились у вас, в момент звучания песни?
Д: - Радость, поднялось настроение, гордость за родину (и пр.); хочется
присоединиться к коннице и в бой (и пр.).
У: - Песня понравилась? (Да!)
Почему и композитор, и поэт посвятили песню тачанке? (Ответы учащихся.).
У - Пулеметная тачанка была грозной «боевой колесницей» в годы гражданской
войны. Отлитые в бронзе, застыли тачанки в степи под Каховкой и при въезде в
Ростов-на-Дону — в тех местах, по которым пролегли когда-то боевые
маршруты буденовцев- первоконников.
Как же появилась песня «Тачанка»?
История создания песни
Поэт М. Рудерман
У: -В далеком 1936 году поэт Михаил Исаакович Рудерман (1905—1984) написал
стихотворение о тачанке. У себя на родине, в Харькове, четырнадцатилетним
мальчиком он увидел впервые красную конницу: одна за другой проносились
по улице, мимо их дома, пулеметные тачанки — бойцы спешили на юг,
добивать Деникина… Это были незабываемые впечатления детства.
Композитор К. Листов
У: - Стихотворение опубликовали в газете “Правда”. Несколько композиторов
написали к нему музыку. Но песни не получалось, пока не прочел случайно эти
стихи композитор Константин Яковлевич Листов (1900—1983) в книжке
«Песни Страны Советов». Строки и образы, запечатленные в стихотворении,
пробудили дорогие и его сердцу воспоминания юности, когда Листов был
бойцом, а потом политруком в красной коннице, воевал в гражданскую под
Царицыном.
Он восемнадцатилетним пареньком добровольно пришел в Красную Армию,
защищал родную Советскую власть. Боевую тачанку он знал не по картинам…
Навсегда врезался в память Листова один фронтовой эпизод, про который он
рассказал много лет спустя, знакомя с историей создания «Тачанки» (учитель
зачитывает текст):
«Под Камышиным наша часть была в резерве. По безлюдной, опустевшей
степи продвигались осторожно, минуя сожженные хутора. Опасались
вражеских засад.
Однажды я был послан в разведку. В нескольких верстах от нас виден был,
как на ладони, горящий хутор, окруженный белыми. Казалось, никому уже не
суждено было вырваться оттуда. И вдруг послышались дробные звуки
пулеметной очереди, и прямо на позиции белых вылетела тачанка. Вихрем
мчалась она по степи. Вдогонку ей сыпал град пуль. А в ответ поливал врага
пулеметным огнем приникший к стволу «максима» светловолосый пулеметчик.
Красивый парень! — я его до сих пор не могу забыть. Он весь был изрешечен
пулями, но прорвался к своим. Смертельно раненный, лежал он, обняв ствол
своего пулемета. И таким торжествующим и счастливым был его взгляд…
Довез! Добрался!»…
После К. Листов поступил в Саратовскую консерваторию.
Окончив ее, он приехал в Москву. А когда прочитал стихи Рудермана, ему
сразу же вспомнился тот смелый, молодой парень — героический боец
революции, верный ей до последнего вздоха. Только в стихах он не мертвый, а
бессмертный, живой…
Композитор мгновенно написал музыку и понес ее в Краснознаменный
ансамбль. Александру Васильевичу Александрову, руководителю
ансамбля, песня так понравилась, что он тут же сказал: «Будем петь ее не
меньше пяти лет… Ее запоют все!» (Слайд 5.)
18 декабря 1937 года краснознаменцы исполнили «Тачанку» в Большом зале
Московской консерватории. Успех был огромный: песню трижды бисировали.
Ее подхватила вся армия, запела молодежь. Она звучала на демонстрациях и
парадах. На мелодию песни ставили хореографические композиции.
Распространению песни способствовал и выпущенный Ленинградской студией
кинохроники короткометражный фильм «Песня о тачанке» — один из первых
опытов создания фильма-песни с участием Краснознаменного ансамбля песни и
пляски Советской Армии.
У: - весь фильм мы с вами не сможем посмотреть, вашему вниманию представляю
отрывок фильма (просмотр фильма).
Картина «Тачанка» М. Грекова (анализ картины)
Художник М Греков
У: - Перед вами репродукция известной картины русского художника М. Грекова
«Тачанка» (Слайд 5.) и ее автор - художник Митрофан Борисович Греков
(1882—1934)(Слайд 7.).
Почти во всех картинах художника, во всех его зарисовках – лошади. В 20-е
годы Греков вступил добровольцем в Красную Армию и стал ее художником:
писал бои, переправы, писал разведчиков, бойцов и … лошадей. Однажды
художника привлек пулеметчик, скакавший впереди отряда. Вероятно, тогда
появился замысел тачанки. Идея так захватила М. Грекова, что он поехал в
летний лагерь кавалеристов, где начал изучать натуру, делал многочисленные
наброски. Начальник курсов разрешил запрячь в старую тачанку четверку
самых лучших коней. Она мчалась мимо художника, а он старался запомнить
бешеный ход коней и запечатлеть его в своих этюдах. В феврале 1925 года
картина «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» появилась на выставке.
М.Б. Греков стал членом Академии художников.
Анализ картины «Тачанка»
V. Физминутка.
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь
У: - Вернемся к картине. (Слайд 8.) Всмотритесь в неё. (Рабочая пауза.) Что
изображено на картине?
Д: - Изображена картина боя. Под палящим солнцем мчатся тачанки. Бойцы –
красноармейцы стреляют из пулемета (и пр.).
У: - Прислушайтесь к картине. (Рабочая пауза.) Можно ли ее назвать «звучащей»
картиной? Объясните, пожалуйста, ответ.
Д: - Картину можно назвать «звучащей». В ней слышатся крики бойцов, пальба из
пулемета, ржанье лошадей (и пр.). Картина похожа на песню «Тачанка» К.
Листова.
У: - Какие чувства, желания вызывает у вас картина?
Д: - Волнение и гордость, желание участвовать в этом сражении (и пр.). Кажется,
что кони только мелькнут перед глазами и скроются вдали.
Сравнительный анализ песни «Тачанка» и картины «Тачанка» (викторина).
У: - Вы сказали, что «картина похожа на песню «Тачанка» К. Листова». В чем
заключается это сходство? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем
небольшую викторину. Будьте внимательны. (Слайд 8.)
Викторина
- Ощущаете ли вы в картине движение? (Да.) Есть ли движение в песне? (Да.)
- Движение (темп) в картине быстрое или медленное? (Быстрое.) А в песне?
(Быстрый темп.)
- Ритм картины ровный или нет? (Не ровный.) Ритм песни? (Не ровный.)
- Каково звучание (динамика) картины? (Громкая.) А динамика в песне?
(Громкая.)
У: -В чем заключается сходство песни и картины?
Д: - Они похожи средствами выразительности. И в песне и на картине мы видим
события Гражданской войны, бойцов, тачанки, лошадей.
У: - Молодцы! Вы были очень внимательными.
Музыкальная загадка
(«Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых» Э. Кеосаяна.)
У: - А теперь музыкальная загадка: попробуйте определить название музыки и вида
искусства, в котором звучит эта музыка. (Звучит «Последний бой» из к/ф
«Неуловимые мстители».)
Д: - Это же музыка к песне «Погоня» из кинофильма.
У: - Что чувствовали во время слушания музыки?
Д: - Тревожность, радость, хочется скакать на лошадях (и пр.).
У: - Эту музыку можно увидеть?
Д: - Да. Сразу же видишь погоню, конницу (и пр.).
У: - Эта песня всем хорошо знакома. Давайте ее прослушаем…
У: - Молодцы!
Сравнительный анализ песен «Погоня» и «Тачанка».
У: - Сравните песни «Тачанка» и «Погоня».
Д: - Они похожи. Обе о Гражданской войне, о детях – героях. Вызывают
одинаковое настроение и желание сражаться за родину. Обе в быстром темпе,
стремительные, имеют неровный ритм, слышится бег лошади (и пр.).
У: - Верно.
VI. Рефлексия.
У: - Назовите виды искусства, которые присутствовали сегодня на уроке. (Слайд
14.)
Д: - Музыка, литература, изобразительное искусство (живопись, скульптура),
киноискусство.
У: - Считаете ли вы, что все эти искусства родственны?
Д: - Да.
У: - Что их объединило сегодня на уроке?
Д: - Их объединила история нашей страны – Гражданская война.
У: - А зачем авторы этих произведений создали эти произведения?
Д: - Для того, чтобы люди разных поколений знали об историческом прошлом
нашей Родины, помнили и чтили память тех, кто сражался за Родину.
Разные искусства — поэзия, музыка и живопись по-своему и независимо друг от
друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше
представление об эпохе гражданской войны (мы одновременно видим картину и
слышим песню, в которой стихи сливаются с музыкой).
VII. Домашнее задание.
У: - Спасибо за отличную работу. Вы сегодня были очень активными, но я хотела
бы узнать, как вы оцениваете сами себя?
Для выполнения домашнего задания вы можете объединиться в группы или
пары и подумать над вопросом: «Можно ли героев песен, картины, скульптур,
которые присутствовали сегодня на уроке, назвать богатырями?»
Список использованной литературы:
Программа по музыке (1-4 кл.) «Музыка» авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,
Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2015г.
http://mp3sort-com.ifolder.ru/15984307
http://www.sovmusic.ru/m32/pogonya2.mp3
http://www.sovmusic.ru/m32/tachanka.mp3
http://narod.ru/disk/58171756001.6d73236b5e4e6e4325098d771a4782f1/Posledni%20bo
i.mp3.html
Источник заимствования картинок:
http://www.artsait.ru/art/g/grekov/main.htm
http://www.artsait.ru/foto.php?art=g/grekov/img/14
http://www.bard.ru/cgi-
bin/trackography.cgi?name=%D0%F3%E4%E5%F0%EC%E0%ED_%CC.
http://clubs.ya.ru/4611686018427439455/replies.xml?item_no=10487
http://rostov-dom.info/wp-content/uploads/2009/12/rostov_tachanka.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tachanka_Nova_K
akhovka.jpg
http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post110536543/
http://www.tunnel.ru/
Дополнительный материал:
http://muzruk.info/?p=3296
Музыка - еще материалы к урокам:
- Презентация "Музыка духовная и музыка светская – два направления музыкальной культуры" 7 класс
- Методическая разработка "Некоторые аспекты музыкального диктанта"
- Самостоятельная работа над полифоническими произведениями
- Технологическая карта урока музыки "Инструментальный концерт" 3 класс
- Технологическая карта урока музыки "Музыкальное путешествие в США. Стиль кантри" 4 класс
- Технологическая карта урока музыки "Соната. Сонатная форма" 7 класс