Рабочая программа по литературе 11 класс В.А. Чалмаева, С.А. Зинина на 2019-2020 уч. год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Каменно – Балковская средняя общеобразовательная школа.
Рассмотрена
на методическом
совете школы
Протокол заседания
от ______________
Принята
на заседании
педагогического
совета МБОУ
Каменно-Балковской
СОШ
Протокол от
__________
Утверждена
приказом директора
МБОУ
Каменно-Балковской
СОШ
_______Н. А Зимина
от____________
Рабочая программа
по литературе
для 11 класса
на 2019 2020 уч. год.
Составитель: учитель русского языка и литературы
Абузярова О.А.
х. Каменная Балка
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего
(полного) образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ
1089.
2. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе
общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год № 1067.
3. Сборника нормативных документов. Литература. Федеральный компонент
государственного стандарта. - М., 2015.
4. Примерной программы по литературе для средней общеобразовательной школы.
5. Авторской программы для 10-11 классов под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина,
В.А. Чалмаева (2008 год) с опорой на УМК под редакцией В.А.Чалмаева, С.А.Зинина.
6. Основной образовательная программа среднего общего образования МБОУ
Каменно-Балковской СОШ на 2016 – 2017 учебный год.
7. Учебного плана МБОУ Каменно - Балковской СОШ на 2016 – 2017 учебный год.
Учебный план
Авторская программа рассчитана на 105 часов, в соответствии с федеральным
базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования и в соответствии
с учебным планом МБОУ Каменно-Балковской СОШ на 2016-2017 учебный год
программа рассчитана на преподавание курса литературы в 11-ом классе в объеме 3 часа в
неделю, 102 часа в год. Выполнение рабочей программы в полном объеме обеспечено за
счет уплотнения темы «Введение» (из 3-х 2 часа) и «Изучение произведений» (из 94-х 92
часа). В связи с фактическим количеством учебных дней (101), с учетом годового
календарного учебного графика, расписания занятий, выполнение рабочей программы в
полном объеме обеспечено за счет уплотнения тем «Тема Родины и революции в
произведениях писателей «новой волны» и «Развитие жанра антиутопии и юмористическая
проза 20-х годов» (13.12).
УМК
Учебник для образовательных учреждений: Литература 11 класс в 2ч. 7 е изд. испр. и
доп. под редакцией Чалмаева В. А.ЗининаС.А, – М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС»,
2008.
Планируемые результаты курса литературы
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;
развитиеэмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоениетекстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений
по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
языка при создании собственных устных высказываний.
Изучение курса литературы в старших классах являет собой завершающий этап
школьного литературного образования. Вместе с этим это лишь определенная фаза
формирования духовной и эстетической зрелости юного читателя – процесса, не
прекращающегося с окончанием школы. Исходя из этого следует выделить основные
структурно – содержательные параметры и методологические принципы, положенные в
основу программы под редакцией С.А. Зинина, В.А. Чалмаева.
В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала
курс построен на историко – литературной основе, что предполагает следование
хронологии литературного
процесса. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для
отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует
требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ
по предмету.
Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех
основных потоков литературы 19 - 20 веков как высокого патриотического и
гуманистического единства. Любовь к России и человеку – вот главный нравственно-
философский стержень курса, определяющий его образовательно – воспитательную
ценность.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
знать / понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX XX веков;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика,
нравственный пафос, система образов, особенности композиции,
изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая
нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
поиска нужной информации в справочных материалах;
развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения,
написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным
произведениям;
ведения аргументированной полемики;
определения круга чтения и оценки литературных произведений;
самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и
вступительным экзаменам в ВУЗ.
Содержание курса
Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. (2 часа)
Писатели – реалисты начала 20 века 15 часов
И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать
вас, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и
психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы:
«Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний.
«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со
старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых
ценностей.
М. Горький Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних
рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест
героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома
Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев
о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сочинение по творчеству
М.Горького.
А.И. Куприн Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота
«природного» человека. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного
кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о
«невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое
изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести,
смысл финала.
Серебряный век русской поэзии 37 часов
В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В.
Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс»
(обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм,
футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.
А. А. Блок Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах
о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как
отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока
А. А.Ахматова Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи»,
«Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был.
Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так:
какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма
«Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти. Сочинение по
творчеству А.А.Ахматовой.
М. И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к
Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь
на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и
бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное
напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие
поэтического стиля.
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон»А.АверченкоТемы и мотивы сатирической
новеллистики.
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов Характерные черты
времени в повести А. Платонова «Котлован». Трагизм поэтического мышления О.
Мандельштама.
В. В. Маяковский Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?»,
«Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне
Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).
Проблематика, художественное своеобразие.
С. А. Есенин Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачев».
Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов 31 час
А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления
исторической личности, черты национального характера в образе Петра.
М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)
Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
М. А. Булгаков Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»
Сочинение по творчеству М.А.Булгакова
Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии
мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе.
Нравственные искания героя.
Литература периода Великой Отечественной войны
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической
интонации поэта.
Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов 17 часов
Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и
человека в лирике поэта.
В. М. Шукшин Колоритность и яркость героев-чудиков.
А.И.Солженицин (2ч) Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в
повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (5ч)
Тематическое планирование
Наименование разделов
и тем
Из них
Сочинен
ия на
литерату
рную
тему
Теоретич.
обучение
Контр.
работы
1
Введение
2
2
Писатели – реалисты
начала 20 века
13
2
3
Серебряный век русской
поэзии
33
2
2
4
Литературный процесс
30-х начала 40-х годов
28
1
2
5
Литературный процесс
50-х- 80-х годов
17
ИТОГО
93
3
6
Календарно – тематическое планирование
п/п
В
те
ме
Наименование раздела и тем.
Программный материал
(тема урока)
Матер
иал
учебни
ка
Плано
вые
сроки
Скоррек
т сроки
1
1
Введение(2часа).Введение. Русская
Литература ХХ века.
4-8
1.09
2
2
Реалистические традиции и модернистские
искания в литературе начала ХХ века.
8-27
5.09
3
1
Писатели – реалисты начала 20
века(12+3=15 ч)
И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь.
Поэзия И.А.Бунина.
28-31
6.09
4
2
Поэтика «остывших» усадеб в прозе И.Бунина.
Рассказ «Антоновские яблоки».
31-39
8.09
5
3
Образ «закатной» цивилизации в рассказе
И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
39-44
12.09
6
4
Мотивы ускользающей красоты, преодоление
суетного в стихии вечности. Рассказы «Легкое
дыхание», «Чистый понедельник».
44-56
13.09
7
5
М.Горький Судьба и творчество. Ранние
произведения писателя. Рассказы «Макар
Чудра» и « Старуха Изергиль».
57-64
15.09
8
6
Воспевание красоты и духовной мощи
свободного человека в рассказах – легендах.
Необычность героя – рассказчика и
персонажей в рассказе «Старуха Изергиль».
64-69
19.09
9
7
Драматургия М.Горького. Драма «На дне» и
система образов. (Богатая галерея характеров).
75-87
20.09
10
8
Спор о назначении человека (Бубнов, Сатин,
Драма «На
дне»
22.09
Лука).
11
9
Нравственно-философские мотивы драмы «На
дне».
Драма «На
дне»
26.09
12
10
Сочинение по творчеству М.Горького.
соч
27.09
13
11
А.И.Куприн. Художественный мир писателя.
Испытание любовью героев рассказа
«Гранатовый браслет».
88-90
29.09
14
12
Роль детали в психологической обрисовке
характеров и ситуаций.
95-100
3.10
15
13
Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна
«Олеся».
91-95
4.10
16
14
Творческая работа по произведениям Бунина
и Куприна.. (подготовка)
6.10
17
15
(Сочинение – рецензия №2на одно из
изученных произведений) (написание)
соч
10.10
18
1
Серебряный век русской
поэзии(35+2=37часов).
Серебряный век русской поэзии. Истоки,
сущность и хронологические границы
« русского культурного ренессанса»
128-148
11.10
19
2
Символизм и поэты-символисты. В.Я. Брюсов.
«Из сумрака вышедши к свету..» ворческий
путь Брюсова)
148-154
13.10
20
3
К.Д .Бальмонт. «Поэзия как волшебство».
Жизненный и творческий путь поэта.
155-170
17.10
21
4
. А.А. Блок. Жизненные и творческие искания
поэта Тема «страшного мира» в лирике А.А
Блока.
171- 179
18.10
22
5
Цикл «Стихов о Прекрасной даме»
180-185
20.10
23
6
Романтический образ влюбленной души в
«Стихах о Прекрасной Даме».
185-190
24.10
24
7
Россия и ее судьба в поэзии Блока. «Россия»
190-193
25.10
25
8
Старый и новый мир в поэме А. Блока
«Двенадцать».
197-220
27.10
26
9
Символика поэмы «Двенадцать» и проблема
финала.
Поэма
Двенадцать
7.11
27
10
Зачет по поэзии Серебряного века
8.11
28
11
Преодолевшие символизм. Кризис символизма
и новые направления в русской поэзии.
221-234
10.11
29
12
Поэты – футуристы и новокрестьянские поэты
235-252
14.11
30
13
Н.С. Гумилев. Поэзия и судьба.
254-258
15.11
31
14
Лирический герой поэзии Гумилева.
258-268
17.11
32
15
А.А. Ахматова Очерк жизни и творчества.
Любовная лирика.
269-273
21.11
33
16
Раздумья о судьбах России в исповедальной
лирике поэтессы.
274-284
22.11
34
17
Поэма «Реквием».
285-291
24.11
35
18
Тема исторической памяти и образ
«бесслезного» памятника в финале поэмы.
291-296
28.11
36
19
М.И. Цветаева. Очерк жизни и творчества.
Исповедальность, внутренняя самоотдача,
297-305
29.11
максимальное напряжение духовных сил как
отличительные черты цветаевской лирики.
37
20
Тема России в поэзии Цветаевой.
305-318
1.12
38
21
«Короли смеха из журнала «Сатирикон»
318-328
5.12
39
22
Сочинение по лирике Ахматовой и Цветаевой.
соч
6.12
40
23
Литературные направления и группировки в
20-е годы 20 века.
341-352
8.12
41
24
Публицистика. Анализ статей «Окаянные дни»
(И. Бунин) и «Несвоевременные мысли» (М.
Горький).
Статьи
Бунина и
Горького
12.12
42
25
Тема Родины и революции в произведениях
писателей «новой волны».
13.12
43
26
Развитие жанра антиутопии и юмористическая
проза 20-х годов.
353-385
44
27
В.В. Маяковский. Творческая биография. Тема
поэта и поэзии в лирике поэта.
386-395
15.12
45
28
Изображение «гримас» нового быта в
сатирических произведениях Маяковского.
Анализ стихотворений «О дряни»,
«Прозаседавшиеся».
Сатирич
. стихи
19.12
46
29
Бунт «тринадцатого апостола» в поэме
«Облако в штанах».
396-400
20.12
47
30
Тема художника и революции в творчестве
Маяковского. Анализ стихотворений «Левый
марш», «Ода революции».
400-404
22.12
48
31
Любовь и быт в поэзии Маяковского.
405-410
26.12
49
32
Зачет по творчеству В.Маяковского.
27.12
50
33
С.А. Есенин: поэзия и судьба. Природа
родного края и образ Руси в лирике поэта.
419-432
9.01
51
34
Любовная поэзия
С. Есенина.
стихи
10.01
52
35
Нравственно-философское звучание поэмы С.
Есенина «Анна Снегина».
438-446
12.01
53
36
Трагедия мятежной души в драматической
поэме С.Есенина «Пугачев».
«Пугаче
в»
16.01
54
37
Сочинение по творчеству
С.А. Есенина.
соч
17.01
55
1
Литературный процесс 30 — 40-х годов.
Произведения отечественной прозы 30-х
годов.
3-26
19.01
56
2
Лирика 30-х годов. Поэзия О.Э.
Мандельштама.
27-45
23.01
57
3
А Н. Толстой. Историческая проза.
«Петровская» тема в творчестве
писателя.Личность царя – реформатора в
романе «Петр-1».
45-55
«Петр
24.01
58
4
Противники и соратники Петра. Народ и
власть в романе.
«Петр
26.01
59
5
М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь.
56-60
30.01
60
6
Картины жизни донского казачества в романе
«Тихий Дон».
61-69
31.01
61
7
События революции и Гражданской войны в
романе «Тихий Дон».
69-97
2.02
62
8
Гуманизм М. Шолохова в изображении
противоборствующих сторон на Дону.
Нравственная поэзия автора.
Главы
из
романа
«Тихий
Дон»
6.02
63
9
Путь «казачьего Гамлета» ригория
Мелихова) в романе.
Главы из
романа
«Тихий
Дон»
7.02
64
10
Исторически – конкретное и вневременное в
проблематике шолоховского романа – эпопеи.
Подготовка к дом.сочинению.
соч
9.02
65
11
М.А.Булгаков. Судьба и книги. Роман «Мастер
и Маргарита» как «роман-лабиринт», как
роман многопроблемный, сатирико-
философский.
103-119
13.02
66
12
Нравственно-философское звучание
«ершалаимских» глав романа «Мастер и
Маргарита».
119-134
14.02
67
13
Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в
романе «Мастер и Маргарита».
Роман
«Мастер и
Маргарита
»
16.02
68
14
Тема любви и творчества в романе «Мастер и
Маргарита»
Роман
«Мастер и
Маргарита
»
20.02
69
15
Сочинение по творчеству М.А.Булгакова.
соч
21.02
70
16
Б.Л.Пастернак. Жизненный и творческий путь.
135-142
27.02
71
17
Единство человеческой души и стихии мира в
лирике Б.Пастернака.
142-148
28.02
72
18
Философские мотивы в лирике Пастернака.
стихи
2.03
73
19
«Стихотворения Юрия Живаго» как
финальный лирический аккорд повествования.
стихи
6.03
74
20
Тестовая работа по творчеству
Б.Л.Пастернака.
7.03
75
21
А.П.Платонов. Самобытность
художественного мира. Очерк жизни и
творчества писателя с включением анализа
рассказа «Июльская гроза».
159-163
9.03
76
22
Герои и проблематика прозы А.Платонова.
Повесть «Сокровенный человек».
163-167
13.03
77
23
Тип платоновского героя - мечтателя,
романтика, правдоискателя.
«Сокрове
нный
человек»
14.03
78
24
Лирика периода Великой Отечественной
войны (обзорное рассмотрение лирики
В.Лебедева-Кумача, Исаковского, А. Суркова,
К. Симонова, А. Ахматовой).
203-220
16.03
79
25
Жанр поэмы в литературной летописи войны.
221-227
20.03
80
26
Проза и публицистика военных лет (обзор с
чтением и анализом очерков и статей военных
лет). Публицистика А.Толстого, А.Фадеева,
И.Эрегбурга, О.Берггольц и др.
Самоподготов
ка:
сообщение-
презентация
21.03
81
27
А.Твардовский. Жизненный и творческий
путь. (Историко-биографический очерк с
опорой на ранее изученное.Поэма «Василий
Теркин».) Основные мотивы лирики
Твардовского.
228-231
23.03
82
28
Нравственно-философский смысл
«возвращенной» поэмы Твардовского «По
праву памяти».
232-238
3.04
83
29
Гражданственность и нравственная высота
позиции автора.
238-241
4.04
84
30
Н.А.Заболоцкий. «Гроза идет»,
«Можжевеловый куст», «Лебедь в зоопарке»,
«Я воспитан природой суровой».
242-248
6.04
85
31
Поэзия В.Заболоцкого. «Не позволяй душе
лениться!», «Некрасивая девочка».
248-253
10.04
86
1
Литературный процесс 50-х- 80-х годов
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40 –
50-е годы 20 века.
254-257
11.04
87
2
Герои и проблематика «военной прозы» (на
примере творчества В.Некрасова «В окопах
Сталинграда» ).
258-260
13.04
88
3
Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая»
лирика.
260-274
17.04
89
4
«Окопный реализм» писателей – фронтовиков
60-70-х годов.
К. Воробьев «Убиты под Москвой»
В.Кондратьев «Сашка».
275-277
18.04
90
5
«Деревенская проза» 50 — 80-х годов.
280-287
20.04
91
6
Городская проза и историческая романистика
60-80-х годов.
288-302
24.04
92
7
Авторская песня как песенный монотеатр70 —
80-х годов.
303-312
25.04
93
8
В.М. Шукшин. Яркость и многоплановость
творчества. Тип героя-«чудика» в
новеллистике В. Шукшина. (Рассказы
«Чудик», «Миль пардон, мадам».)
313-325
27.04
94
9
Проза В.М. Шукшина. Тема города и деревни.
Рассказы «Срезал» и «Выбираю деревню на
жительство».
Рассказы
Шукшина
2.05
95
10
Поэзия М.Н. Рубцова. Диалог с Россией.
Прошлое и настоящее через призму вечного.
326-339
4.05
96
11
Художественный мир
В. Астафьева. «Царь рыба». Человек и
природа: единство и противостояние.
340-353
11.05
97
12
ВН/чт. Нравственные проблемы в рассказе
«Людочка»
«Людочк
а»
15.05
98
13
Творчество В. Распутина. Повесть «Прощание
с Матерой».
363-369
16.05
99
14
Философское осмысление социальных
проблем современности в рассказе «Не могу-
у…».
374-381
18.05
100
15
А.И. Солженицын. Жизнь и судьба. Основные
этапы творческого пути. Обзор романов.
391-394
22.05
101
16
Своеобразие звучания «лагерной» темы в
повести «Один день Ивана Денисовича»
Яркость и точность авторского бытописания,
многообразие человеческих типов в повести.
395-399
416-450
23.05
102
17
Новейшая русская проза и поэзия 80-90 годов.
25.05