Конспект урока "Сатирические страницы романа"

1
Урок. Сатирические страницы романа. Слайд № 17.
Цель: показать эпическую широту, сатирическое начало в романе, раскрыть приемы
создания комических ситуаций и сатирических портретов; показать сочетание
реальности и фантастики; раскрыть символический смысл образа Воланда.
…страшно… страшно…
О, боги мои!.. Яду мне, яду!
…ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ?
- Я ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ,
ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА
И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО.
ГЁТЕ «ФАУСТ»
1. Слово учителя. Беседа.
«Мастер и Маргарита» - поздний вариант заголовка романа. Варианты: «Чёрный маг»,
«Сатана», «Чёрный богослов», «Князь тьмы».
Эпиграф – слова Мефистофеля из романа И. Гёте «Фауст», и соотносятся они с Воландом.
Тема Воланда занимает в романе одно из главных мест. Слово «чёрт» употребляется
около 60 раз.
Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти
определения встречаются в тексте романа).
- Кто такой дьявол?
Дьявол – падший ангел. По необъяснимой прихоти первая по близости к Богу сотворённая
им личность, высший ангел Денница, или Люцифер (носитель света), захотел иметь всё
лишь для себя, никому ничего не отдавая. По словам святых отцов, он залюбовался собою
и стал как бы самозамкнутым сосудом.
Воланд. Кто он?
«Палач порока»?
«Карающий меч в руках правосудия»?
Воланд зримо или незримо присутствует в романе на всем пространстве текста. По его
словам, он даже был при допросе Иешуа Пилатом: «… Я лично присутствовал при всем
этом. И на балконе был у Понтия Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на
помосте, но только тайно, инкогнито, так сказать, так что прошу вас – никому ни слова и
полнейший секрет!.. Тсс!»
Воланд - воплощение противоречий жизни. Его портрет дает нам двоякое представление о
герое «…с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые»,
«брови черные, одна выше другой», разные глаза: «левый, зеленый, у него совершенно
безумен, а правый – пуст, черен и мертв», берет заломлен на одну сторону.
2. Сообщение ученика о Воланде.
Учитель:
- Какую роль играет Воланд в произведении? Слайд № 18.
- Почему Воланд наказал Берлиоза?
- Кто такой Берлиоз?
Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме
Грибоедова, можно расшифровать как Мастерская социалистической литературы.
Убеждает Ивана Бездомного, что "главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли,
а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все
рассказы о нем - простые выдумки, самый обыкновенный миф".
2
Берлиоз получал материальные блага в обмен на убеждения и отказ от свободы
творчества. За это следует наказание: он гибнет под колесами трамвая сразу после
разговора с дьяволом (предсказание гибели Берлиоза сделано в полном соответствии с
канонами астрологии).
Голова Берлиоза воскресает на балу Сатаны лишь затем, чтобы выслушать окончание
доказательства Воланда: «Каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы
уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за
бытие".
Просмотр отрывка «Воланд предсказывает судьбу Берлиоза и Бездомного». Слайд № 19.
Просмотр отрывка «Смерть Берлиоза». Слайд № 20.
- Почему оказывается в сумасшедшем доме Иван Бездомный? Слайд № 21.
Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - поэт, становящийся в эпилоге
профессором Института истории и философии.
По предсказанию Воланда, Иван оказывается в сумасшедшем доме.
Иван Николаевич Понырев убежден, что нет ни Бога, ни дьявола, а он стал жертвой
гипнотизера. Вера оживает у профессора только раз в год, в ночь весеннего полнолуния,
когда он видит во сне казнь Иешуа, видит Иешуа и Пилата, мирно беседующих на
широкой, заливаемой лунным светом дороге, видит и узнает Мастера и Маргариту.
В образе Бездомного проявился скептицизм Булгакова относительно возможности
перерождения к лучшему тех, кто был привнесен в культуру и общественную жизнь
Октябрьским переворотом 1917 г., утопией оказалась идея, что они смогут стать творцами
новой национальной культуры. "Прозревший" и превратившийся из Бездомного в
Понырева, Иван ощущает подобную связь лишь во сне.
- Как происходит знакомство Ивана Бездомного с Мастером?
Просмотр отрывка «Знакомство Бездомного с Мастером. Слайд №22.
Просмотр отрывка «Разговор Бездомного с доктором о Воланде». Слайд № 23.
Другая группа персонажей, на кого обрушивается карающая рука Воланда, - московские
чиновники различных рангов.
- За что наказан Стёпа Лиходеев? Сообщение ученика. Слайд № 24.
Степан Богданович Лиходеев - директор Театра Варьете. У Булгакова образ сатирический.
Пьянство - не единственный и далеко не главный порок директора Театра Варьете. Он
наказан прежде всего за то, что занимает не свое место (отправлен в Ялту).
Просмотр отрывка «Воланд у Лиходеева». Слайд № 25.
Наказывается администрация Варьете – Стёпа Лиходеев, Варенуха, Римский;
председателя Зрелищной комиссии забирают черти. Все эти люди страдают за то, что
ничем не заняты, а только создают видимость какого-то дела. Всё, чем занимаются
чиновники в романе, можно охарактеризовать словами одного из персонажей: «Вообще
они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами,
используя своё служебное положение, ни чёрта не делают, да и делать ничего не могут,
потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки."
Слайд № 26.
Ещё одна категория – люди, наказанные за чрезмерную любовь к деньгам. Кто они?
- За что наказан Никанор Иванович Босой – председатель домкома? Слайд № 27.
Просмотр отрывка «Приход буфетчика к Воланду». Слайд № 28.
3
Андрей Фокич Соков – буфетчик, отказавшийся потратить свои сокровища, скопленные
отнюдь не трудами праведными, а за счёт «осетрины второй свежести» (умер от рака
печени).
- Какова цель приезда дяди Берлиоза в Москву? Слайд № 29.
Просмотр отрывка «Приход Поплавского в квартиру №50». Слайд № 30.
Сообщение ученика. Алоизий Могарыч. Слайд № 31.
Алоизий Могарыч - журналист, написавший донос на Мастера и поселившийся
впоследствии в его подвальчике в одном из арбатских переулков (отделывается
исцарапанным в кровь лицом).
- Какую роль играют сцены выступления Воланда в Варьете?
Просмотр отрывков «Выступление Воланда в Варьете». Слайды № 32 – 34.
Рассуждая о современном человеке, Воланд приходит к выводу: «…они люди, как люди.
Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие
иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…
квартирный вопрос только испортил их…».
Воланд является в Москву не один, а в окружении свиты, что необычно для
традиционного воплощения для данного персонажа в литературе. Ведь обычно сатана,
предстает сам по себе, без сообщников.
- Для чего же в романе присутствует сатана и его свита?
Все фокусы, эксцентрические номера показывают «демоны низшего порядка»: кот
Бегемот, Коровьев, Азазелло и вампирша Гелла.
Сообщения учащихся о свите Воланда.
Коровьев – рыцарь, владеющий черной магией, аферист.
В действительности он темно-фиолетовый рыцарь Фагот. Однажды неудачно сочинив
каламбур о свете и тьме, был наказан; вынужден служить Воланду.
Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины:
пьяница, ловкий мошенник, проныра-переводчик при знаменитом иностранце и др. Смысл
фамилии «Коровьев-Фагот» в комичности. Это шут (имеющий отношение к музыке),
безвкусно одетый и еретически настроенный с шутовской фамилией (фр. «fagot» - «связка
дудок», «отдавать ересью», фразеологизм - «быть, как связка дров»). Зло, получившее
свое воплощение в нем, – ложь, отличающая его от других поданных Воланда.
Кот Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, персонаж сатирический, так как
представлен в виде толстого черного кота, который умеет говорить и вечно «валяет
дурака». Изредка он превращается в худенького юношу.
Имя Бегемот взято из ветхозаветной книги Еноха. Упоминалось морское чудовище
Бегемот, обитающее в невидимой пустыне "на востоке от сада, где жили избранные и
праведные".
Кот Бегемот – мастер озорных проделок и розыгрышей. В свите он всего лишь любимый
шут, потешающий князя тьмы. Его действия в Москве разрушительны и, как правило,
непоследовательны. Именно они и говорят о том, что в его образе заключено такое
проявление зла как хаос.
Азазелло – "демон безводной пустыни, демон-убийца".
4
Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так
зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря
Азазеллу женщины освоили "блудливое искусство" раскрашивать лицо. Поэтому именно
Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность. Он
чрезвычайно изобретателен в смысле вышибания разного рода грешников из квартиры
№50, из Москвы, и даже с этого на тот свет.
В финале романа перемены, произошедшие с Азазелло, не изменили его облик, в отличие
от других спутников Воланда. Это говорит о его особой преданности своему делу. Этот
персонаж олицетворяет собой смерть.
Гелла – женщина-вампир. Молчалива и таинственна почти на всем протяжении романа.
Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы, поэтому можно
предположить, что она самый младший член свиты. Ее отсутствие в прощальном полете
над Москвой делает ее еще более таинственным персонажем. О ее роли в свите мы знаем
лишь то, что она может выполнить все, что попросит ее хозяин.
Таинственность – ее главное отличие.
Выводы: Слайды № 35 – 36.
Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них оно представлено
своеобразно. Различен и характер и предназначение каждого из них. Высказывание
Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не
стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые.
Мессир не творит зла, он пытается очистить мир, открывая и разоблачая людские пороки.
Но он берет на себя эту миссию самовольно, не снисходя до жалости к тем, кого он
жестоко наказывает. Впрочем, странно было бы требовать от дьявола сочувствия.
Достаточно того, что он помог Мастеру и Маргарите. По сути, Воланд – «часть той силы,
что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Воланд в художественном мире романа не противоположность Иешуа, а дополнение к
нему. Зло для Воланда не цель, а средство справиться с людскими пороками.
Необычная компания, состоящая из бывшего регента, двух демонов, причем один из них
перевоплощается в кота, и девушки-вампира, выполняют поручения Воланда, помогают
ему в его миссии.
Они призваны выявить недостатки общества и наказать людей за их грехи. Они не творят
зла, они вершат справедливость.
По ходу столкновения безобразного с дьявольской силой оказывается, что даже Воланд,
Коровьев, Азазелло, кот Бегемот более привлекательны, умнее, чем те мерзавцы, хапуги и
мошенники, которых они разоблачают или проделывают с ними разные фокусы.
Воланд и его свита, вопреки литературной традиции, не искушают людей, а обнажают
человеческие пороки. Наказанием для людей становится пережитый ими ужас.
Мнения критиков о Воланде. Слайд № 37.
Лакшин считает Воланда "палачом порока", "карающим мечом в руках правосудия".
Д. Яновская видит в князе тьмы не столько карающую силу зла, сколько силу,
вскрывающую, разоблачающую зло. Она наделяет героя Булгакова способностью давать
этическую оценку явлениям действительности, различать "то редкое и немногое, что по-
настоящему велико, истинно и нетленно" (подвиг Мастера, самоотверженная любовь
Маргариты, раскаяние Понтия Пилата).
Е. Яблоков вообще лишает фантастического героя Булгакова каких-либо этических
критериев. По его мнению, он внеэтичен, нейтрален, находится по ту сторону добра и
зла. "Единственный абсолютный" критерий Воланда, - развивает свою мысль критик, -
критерий не человеческий, а бесчеловеческий... Его "ведомство" выполняет лишь
5
функцию "катализатора", доводя явления до логического конца, до идеи, которая вытекает
всё же из сущности явления, а не навязывается извне".
3. Выполнение теста. Слайды № 38 – 39.
Дом. задание: перечитать главы 13,19, 24,30. Как поняли, в чём драма Мастера? Почему,
по мнению автора, Маргарита заслужила верную и вечную любовь? Сообщения о Мастере
и Маргарите. Слайды № 40 – 41.