Методическая разработка "Образы Малой Родины в произведениях художественной литературы"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОТРАДНЕНСКАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКУ
«Отрадненская городская библиотека»
М.И. Соколова
________________________________
«___»______________________2019 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Лекция
«Образы Малой Родины в произведениях
художественной литературы»
Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов, студенты и взрослые
пользователи библиотеки
Разработчик:
Андреева Юлия Федоровна
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник библиотеки
Отрадное
2019
2
Содержание
1. Текст лекции
2. Список использованной литературы
3
Уважаемые слушатели!
28 сентября 2019 года мы будем отмечать День Рождения города
Отрадное. Нашему городу исполнится 49 лет. Для многих из Вас Отрадное
является местом появления на свет.
Тема любви к родному краю находит отражение в музыке, поэзии,
прозе и т. д. Сегодня я расскажу Вам об образах Малой Родины в
произведениях отечественной и зарубежной художественной литературы.
Своё повествование я начну с обращения к роману-эпопее
американской писательницы Маргарет Манерлин Митчелл «Унесённые
ветром».
Данное произведение было опубликовано в 1936 году. За свой
бестселлер М. Митчелл получила Пулитцеровскую премию – одну из
наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики,
музыки и театра.
В романе описываются события, происходящие в Соединённых Штатах
Америки с 1861 года по 1873 год. Действие развивается на фоне
Гражданской войны между северными промышленными и южными
земледельческими штатами.
Главная героиня – южанка Скарлетт очаровывает всех молодых
мужчин графства Клейтон в Северной Джорджии, но чувствует себя
влюблённой в сына плантатора Эшли Уилкса, который вскоре должен
жениться на своей кузине Мелани Гамильтон. Своенравная красавица решает
признаться в любви и сорвать свадьбу Эшли.
Отец Скарлетт понимает, что с его любимой дочерью происходит что-
то неладное и заводит с ней серьёзный разговор о будущем. Джералд
уговаривает Скарлетт забыть молодого Уилкса и присмотреться к другим
женихам.
В беседе с дочерью он приберегает напоследок наиболее веский
аргумент. В нужный момент Джералд использует свой главный козырь. Он
сообщает девушке о том, что именно ей, а не двум другим дочерям, он
планирует завещать поместье Тару с плантациями.
Однако на Скарлетт это известие не производит должного впечатления.
Мечтая только о браке с недоступным, ускользающем от неё Эшли, она
раздражённо заявляет отцу: «Не нужна мне ваша Тара и ваши дурацкие
плантации. К чему всё это, если…» [3, с. 42].
Джералд, «ужаленный в самое сердце пренебрежением, с каким был
отвергнут его великодушный дар», произносит знаковые для всего
дальнейшего повествования слова: «Земля – единственное на свете, что
имеет ценность. Она – единственное, что вечно! Единственное, ради чего
стоит трудиться, за что стоит бороться… и умереть!» [3, с. 42].
Следует отметить, что топоним Тара не является случайным. Он
происходит от латинского слова Terra – Земля.
4
На протяжении всего романа Скарлетт неоднократно возвращается на
родную землю. Опуская многие события, напомню Вам о том, что потеряв
всё, главная героиня обращает свой мысленный взор к Таре.
В финале романа она остаётся без родителей и Мамушки. У Скарлетт
погибает любимая дочка Бонни. Умирает Мелани, которую героиня романа
много лет считала разлучницей и причиной личных невзгод, но которая, на
самом деле, была для неё близким и дорогим человеком. Скарлетт
разочаровывается в Эшли Уилксе и осознаёт свою любовь к третьему мужу.
Оценив по достоинству Ретта Батлера, она лишается его любви, остаётся в
полном одиночестве.
На этом пепелище Скарлетт стремится найти какую-то опору и
понимает, что ей необходимо вернуться в родное поместье. После принятия
этого решения она испытывает облегчение.
В финале романа Маргарет Митчелл так описывает состояние своей
героини: «Она думала о Таре, и словно прохладная рука ложилась ей на
сердце, успокаивая его учащённое биение. Она видела белый дом, приветливо
просвечивающий красноватую осеннюю листву, ощущала тишину сельских
сумерек, нисходившую на неё благодатью, самой кожей чувствовала, как
увлажняет роса протянувшиеся на многие акры кусты хлопка с их
коробочками, мерцающими среди зелени, как звёзды, видела эту
пронзительно красную землю и мрачную тёмную красоту сосен на холмах.
От этой картины ей стало намного легче, она даже почувствовала
прилив сил, и боль, и неистовое сожаление отодвинулись вглубь сознания.
Она с минуту стояла, припоминая отдельные детали – аллею тёмных
кедров, ведущую к Таре, раскидистые кусты жасмина, ярко-зелёные на фоне
белых стен, колеблющиеся от ветра белые занавески. И Мамушка тоже
там. И вдруг ей отчаянно захотелось увидеть Мамушку – так захотелось,
словно она была ещё девочкой – захотелось положить голову на широкую
грудь и чтобы узловатые пальцы гладили её по голове. Мамушка – последнее
звено, связывающее её с прошлым.
И сильная духом своего народа, не приемлющего поражения, даже
когда оно очевидно, Скарлетт подняла голову. Она вернёт Ретта. Она
знает, что вернёт. Нет такого человека, которого она не могла бы
завоевать, если бы хотела.
Я подумаю об этом завтра, в Таре. Тогда я смогу» [4, с. 573-574].
Анализируя текст романа, входящего в сокровищницу американской
литературы, приходишь к выводу о том, что чувство привязанности к родной
земле носит универсальный, наднациональный характер. Картины,
всплывающие в сознании героини произведения М. Митчелл, сопоставимы с
образами из стихотворения А.С. Пушкина «Родина»:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берёз.
5
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно:
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков [2, с. 149].
Примечательно, что образы пляшущих деревенских жителей
присутствуют в стихотворениях о родине, автором которых является Н.М.
Рубцов:
Всё движется к тёмному устью.
Когда я очнусь на краю,
Наверное, с резкою грустью
Я родину вспомню свою.
Что вспомню я? Чёрные бани
По склонам крутых берегов,
Как пели обозные сани
В безмолвии лунных снегов.
Как тихо суслоны пшеницы
В полях покидала заря,
И грустные, грустные птицы
Кричали в конце сентября.
И нехотя так на суслоны
Садились, клевали зерно, -
Что зёрна? Усталым и сонным,
Им было уже всё равно.
Я помню, как с дальнего моря
Матроса примчал грузовик,
Как в бане повесился с горя
Какой-то пропащий мужик.
Как звонко, терзая гармошку,
Гуляли под топот и свист,
Какую чудесную брошку
На кепке носил гармонист…
А сколько там было щемящих
Всех радостей, болей, чудес,
Лишь помнят зелёные чащи
6
Да тёмный еловый лес [5, с. 375-376].
Говоря о жизни и творчестве Н.М. Рубцова, следует отметить, что для
поэта было характерно «присвоение» малой родины. В своих произведениях
он называл родным краем село Никольское, расположенное в Тотемском
районе Вологодской области.
В действительности Рубцов появился на свет в 1936 году в селе Емецке
Холмогорского района Северного края (ныне Архангельской области). В
Никольском он оказался в 1943 году, после смерти матери. Отец будущего
поэта воевал на фронте, и Николай с братом были отправлены в Никольский
детский дом.
После войны Михаил Андрианович повторно женился. В его новой
семье Коля оказался лишним. Мальчик вырос среди сирот.
В 1950 году после окончания неполной средней школы он поехал в
Ригу поступать в мореходное училище. Покидая Никольское, юный Рубцов
чувствовал, что расстаётся с родиной. За годы пребывания в детском доме
это село стало для него самым дорогим местом.
За пределами привычного и уже родного Никольского простирался
холодный, равнодушный и порой жестокий мир. В далёкой и чужой Риге
Николая постигло первое разочарование. Из-за того, что он не достиг
пятнадцатилетнего возраста, его не приняли в мореходку.
Переживания этого периода зрелый Рубцов вербализировал в
стихотворении «Фиалки»:
Я в фуфаечке грязной
Шёл по насыпи мола,
Вдруг тоскливо и страстно
Стала звать радиола:
- Купите фиалки!
Вот фиалки лесные!
Купите фиалки!
Они словно живые!
… Как я рвался на море!
Бросил дом безрассудно
И в моряцкой конторе
Всё просился на судно.
Умолял, караулил…
Но нетрезвые с кренцем,
Моряки хохотнули
И назвали младенцем…
Так зачем мою душу
Так волна волновала
Посылая на сушу
Брызги сильного шквала?
Кроме моря и неба,
7
Кроме мокрого мола,
Надо хлеба мне, хлеба!
Замолчи, радиола…
Сел я в белый автобус,
В белый, тёплый, хороший, -
Там вертелась, как глобус,
Голова контролёрши.
Назвала хулиганом,
Назвала меня фруктом…
Как всё это погано!
Эх! Кондуктор, кондуктор…
Ты не требуй билета,
Увези на толкучку,
Я, как маме, за это
Поцелую Вам ручку!
Вот хожу я, где ругань,
Где торговля по кругу,
Где толкают друг друга
И толкают друг другу,
Рвут за каждую гайку
Русский, немец, эстонец…
О!... Купите фуфайку.
Я отдам за червонец.
Развивая тему «присвоения малой родины», я обращу Ваше внимание
на незначительное по объёму произведение, написанное начинающим
прозаиком Андреевой Ульяной. В рассказе «Дорога на родину» она
описывает местность, которая не является местом её рождения или
постоянного проживания.
Подобно Рубцову, девушка нарекает родиной деревню, с которой у неё
связаны воспоминания детства. Примечательно, что этот уголок земли
вдохновляет Ульяну на создание не только художественных текстов, но и
произведений живописи.
Рассказ «Дорога на родину» был опубликован в 2019 году в сборнике
произведений студентов Санкт-Петербургского техникума библиотечных и
информационных технологий. Работа Ульяны Андреевой удостоилась II
места на Всероссийском конкурсе «Проза жизни», организованном
педагогическим журналом «Познание».
Анализ текста показывает, что в рассказе присутствуют стилистические
и логические погрешности. Возникает вопрос: почему члены жюри выделили
среди прочих именно эту работу? Предположу, что поводом для их
благосклонности послужили «точки роста». Начинающему автору удалось
8
передать настроение и выразить свои аксиолологические (ценностные)
установки.
Приведу текст произведения Ульяны Андреевой полностью:
Дорога на родину
(из детских воспоминаний)
Деревня родимая, как же ты загадочна и красива.
Панорама природы со старенькими домами, как самая лучшая
картина, которую нарисовали. Я приехал в деревню в снежную пору, после
новогодних праздников. Зашёл в избу и сразу повалился на печку-кровать.
Дорога оказалась тяжелая, долгий путь в поезде, потом около трёх часов
пешим ходом с дедом Витей, и вот мы дома. И сразу вспомнилось
деревенское лето.
Поутру, бывало, встанешь, а бабушки уже проснулись и работают,
как пчёлки. Одна в огород полоть ушла, вторая готовит. А мы с братом
творожку домашнего съедим быстренько и убежим гулять с друзьями. Была
бы наша воля, мы бы спали на улице. А какие ночи были, туман разметается
в разные стороны от нашей беготни, а звёздное небо навсегда останется в
памяти. Ох, лето. Хорошее было детство… А сколько приключений!
Как-то раз вся семья была на уши поставлена, когда я потерялся.
Искали меня по всей деревне. А я ушёл гулять и даже не заметил, что нельзя
было. Крапивы не жалели, пороли, но за дело. А сколько ссор между
друзьями было! И всякий раз мирили нас бабули. Придёшь понурым домой,
сядешь рядом, выложишь всю правду, а тебя приобнимут, как под крыло
спрячут, защитят от всего дурного в этом мире. Так хорошо, и так уютно,
что все беды словно растворяются.
Вот и сейчас хорошо мне в деревне. Снежинки на окно летят и
растворяются. Дед Витя принёс горячего чайку и сел рядом со мной,
напротив окна.
- Пусто здесь стало без наших бабуль.
- Правда… Дед Вить, спасибо, что затопили избу.
- Если вдруг станет страшно, приходи ко мне.
А панорама деревни потихоньку наполнялась снегом. Я уже и не
помню, давно ли ушёл дед Витя и сколько я так сижу. Мы всё куда-то
бежим и бежим, не замечая тех, кто рядом. Всё-таки нужно иногда
останавливаться [5, с. 53-54].
Заключительные слова рассказа могли бы послужить финальной
точкой для лекции, но я продолжу своё повествование и отмечу, что наряду с
феноменом присвоения родины существует феномен осознанного избегания,
отказа от посещения родных мест.
В качестве примера приведу факты из биографии И.А. Бродского. В
1972 году он был выслан из СССР. После распада страны и образования
Российской Федерации поэт не вернулся на родину. До конца своих дней он
9
не посетил Россию. Иосиф Александрович скончался в Нью-Йорке. Бродский
был временно захоронен в склепе на кладбище при Храме Святой Троицы, на
берегу Гудзона. Местом его окончательного упокоения стало кладбище Сан-
Микеле в Венеции. Поэт не сдержал слово, данное в стихотворении «Ни
страны, ни погоста»:
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад тёмно-синий
Я впотьмах не найду,
между выцветших линий
на асфальт упаду.
И душа, неустанно
поспешая во тьму
промелькнёт над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
над затылком снежок,
и услышу я голос:
- До свиданья, дружок.
И увижу две жизни
Далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой.
- Словно девочки-сёстры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.
Заключительным аккордом в моей лекции станет крылатое латинское
выражение: «Memento patriae» (Помни о Родине). Благодарю Вас за
внимание!
10
Список использованной литературы
1. Андреева У. А. Дорога на родину : (из детских воспоминаний) / У.
Андреева. – Текст : непосредственный // Окно в чудо. – [Б. м.] :
Издательские решения, 2019. – С. 52-54.
2. Люблю Отчизну я… : стихи, рассказы, сказки русских писателей / сост. И.
В. Воробьёва. – Москва : Детская литература, 1983. – 494 с. – Текст :
непосредственный.
3. Митчелл М. Унесённые ветром. Роман. В 2 томах. Том 1 / М. Митчелл. –
Ленинград : Лениздат, 1989. – 575 с. – Текст : непосредственный.
4. Митчелл М. Унесённые ветром. Роман. В 2 томах. Том 2 / М. Митчелл. –
Ленинград : Лениздат, 1989. – 575 с. – Текст : непосредственный.
5. Рубцов Н. М. Стихотворения / Н. Рубцов. – Москва : Эксмо, 2006. – 480 с.
– Текст : непосредственный.
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Сатирические страницы романа"
- Литературно - музыкальная композиция Константин Михайлович Симонов
- Презентация "Карикатуры В.А. Чижикова «Великие за партами»"
- Конспект урока "Трагическое столкновение героев в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца"
- Тест по рассказу "Тайное становится явным"
- Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс (УМК Г.С.Меркина)