Рабочая программа по литературе 9 класс 2019-2020 уч. год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Каменно – Балковская средняя общеобразовательная школа.
Рассмотрена
на методическом
совете школы
Протокол заседания
от ___________
Принята
на заседании
педагогического
совета МБОУ
Каменно-Балковской
СОШ
Протокол от
_____________
Утверждена
приказом директора
МБОУ
Каменно-Балковской
СОШ
_______Н. А Зимина
______________
Рабочая программа
по литературе
для 9 класса
Составитель: учитель русского языка и литературы
Абузярова О.А.
х. Каменная Балка
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
1. Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты
второго поколения)
2. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2016 г. 1677 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, среднего общего образования, утвержденных
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта
2014 г. №253».
3. Сборника нормативных документов. Литература. Федеральный компонент
государственного стандарта. - М., 2015
4. Авторской программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной
школы вторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В. Чалмаев. 5-е изд.,
испр. и доп. М.: ООО «ТИД «Русское слово РС», 2010 200 с. к УМК для 5-9
классоввторы программы Г. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
5. Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ
Каменно-Балковской СОШ на 2017 – 2018 учебный год.
6. Учебного плана МБОУКаменно - Балковской СОШ на 2017 – 2018 учебный год.
Учебный план
Согласно федеральному базисному учебному плану и учебному плану МБОУ
Каменно-Балковской СОШ на изучение литературы в 9 классе отводится 102 часа. В связи
с фактическим количеством учебных дней годового календарного учебного графика,
расписания занятий, календарно-тематическое планирование рассчитано на 101 час.
Выполнение рабочей программы обеспечено в полном объеме за счет уплотнения темы
урока №100 «Обзор зарубежной литературы XIX века».
УМК
1. Учебник – хрестоматия под редакцией Зинина С. А., Сахарова В. И., Чалмаева В.
А.: «Русское слово», (2014 год.)
2. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 8-9 классах. Ростов – на – Дону ЗАО
«Книга» 2005 год
Планируемые результаты курса литературы
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать
характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных
средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения
только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе
(справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание курса
Введение
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной
литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации.
Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой.
Ведущие темы и мотивы русской классики обобщением изученного в основной школе).
Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление,
«сквозные» темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и
художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной
идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире
поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные,
языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая
поэма, историческая песня, плач; рефрен, психологический параллелизм, олицетворение.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Из русской литературы XVIII века
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный
характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки.
Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение
творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского
поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б.Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной
и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...».
Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и
сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и
предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании
русского литературного языка.
Теория литературы: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как
литературные направления; литература путешествий, панегирик, сатира, ода, комедия.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты, сочинение.
Из русской литературы XIX века
Теория литературы: романтизм как литературное направление, «школа гармонической
точности», «гражданский романтизм»; романтическая элегия, баллада, песня, дружеское
послание.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный
комментарий к поэтическому тексту.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история
комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и
антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX
столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных
лет. Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии.
И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»). Проблематика «Горя от ума»
и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Чацкий
и Гамлет: сопоставительный анализ образов.
Теория литературы: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог,
внесценический персонаж, антигерой, любовная интрига, финал-катастрофа.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль, сочинение.
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие
его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая
лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»,
«Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы»,
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...»,
«Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский
пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и
«Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание
пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров.
Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве
писателя. «Чувства добрые» как лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки
литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной
системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав».
Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни
русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения
Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Теория литературы: эпикурейская лирика, дружеское послание, политическая ода,
лирический отрывок, романтическая поэма, реализм, пародия, трагедия, роман в стихах,
онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный
план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики
(назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения,
патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу
печали...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И
скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк»,
«Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы»,
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философско- психологический роман.
Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм
Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей
романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа Мастерство психологической
обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект повествования
в романе. В.Г. Белинский о романе. Печорин и Фауст: сопоставительный анализ двух
образов.
Теория литературы: байронический герой, пафос, лирический мотив, историческая дума,
гражданская сатира, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика,
типический характер, повествовательный цикл.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ
стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Н.В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение
художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы.
Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи»
главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема
«живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений.
Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Теория литературы: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть; ирония,
художественное бытописание, литература путешествий, гротеск, художественная деталь,
лирические отступления, фантастика.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного
характера.
Русская литература второй половины XIX века
(Обзор с обобщением ранее изученного)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 18401890-х годов.
Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С.
Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного
города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.
Фета, А.К. Толстого).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания
(романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские
уроки русской классики XIX столетия.
Из русской литературы XX века
(Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн). Драма
М. Горького «На дне»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие
поэтических голосов эпохи (лирика
А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л.
Пастернака). Стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре...»,
поэма «Двенадцать»: метафорические образы, лирическая летопись истории России
начала XX столетия.
Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века (творчество А.Н. Толстого,
М.А. Булгакова, М.А. Шолохова,
А.П .Платонова). Повесть Булгакова «Собачье сердце»: предупреждение об опасности
социальных экспериментов. Рассказ Шолохова «Судьба человека»: повествование о
трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.
Литературный процесс 5080-х годов (проза В.Г. Распутина,
А. П. Астафьева, В.М. Шукшина, А.И. Солженицына, поэзия
Е.А. Евт