Рабочая программа по литературе 7 класс 2019-2020 уч. год В.Я. Коровина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Будницкая основная школа»
Велижского района Смоленской области
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
протокол №____ от
« » августа 2019 г.
Утверждаю
директор МБОУ «Будницкая ОШ»
__________(Д.Ф. Иванькова)
Приказ №____от
« » августа 2019 г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
П О Л И Т Е Р А Т У Р Е
Д Л Я 7 К Л А С С А
Н А 2 0 1 9 / 2 0 2 0 У Ч Е Б Н Ы Й Г О Д
Срок реализации программы: 1год.
Программу разработала: Сергеева Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория: высшая
Будница,
2019
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ
«ЛИТЕРАТУРА» В 7 КЛАССЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ ФГОС ООО
1. Пояснительная записка.
2. Содержание учебного материала.
3. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.
4. Календарно-тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Литература» для 7 класса составлена на основе
следующей нормативно-правовой базы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 года «Об утверждении и введении в
действие Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования № 1897 (в редакции от 29.12.2014 г. № 1644).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1578.
4. Учебный план МБОУ «Будницкая основная школа» на 2019-2020 учебный
год и Положения о рабочей программе МБОУ «Будницкая основная школа».
5. Программы общеобразовательных учреждений «Литература»,
рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание - М.:
«Просвещение», 2012 г. и авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной,
2012 г.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее,
осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую
информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы
в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), 34 рабочих недели в
соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным
графиком.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет
«Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература
является одним из основных источников обогащения речи учащихся,
формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение
языка художественных произведений способствует пониманию учащимися
эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной
русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он
представляет собой единство словесного искусства и основ науки
(литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания
концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического
принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-
литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. —
литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах
(литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная
литература).
В примерной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9. Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного
образования.
В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной
литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и
художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий
обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе
программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на
практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории
литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом,
характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на
осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня
литературного образования.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе
обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение
метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на
основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и
развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного
возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность
проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую
ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к
осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие
логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках
русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой
деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осущест-
вляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами
русского литературного языка: литературного произношения, образования форм
слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответ-
ствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся. Одно из важнейших требований к словарной работе —
развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку
обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-
справочниками.
Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и
навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие
связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым
оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении
специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она
включает формирование и совершенствование умений анализировать тему,
уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответ-
ствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые
средства.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию
связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на
основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и
академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся —
предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков
выразительного чтения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются
на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных
норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о
нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов,
фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических
конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной
грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических
словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка —
организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными
знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в
школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой
для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и
навыков.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности
учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при
проведении фонетического, морфологического, синтаксического,
орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует
использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и
знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе является формирование навыков
грамотного письма.
Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть
времени, предназначенного для изучения предмета.
Кульmуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как
формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и
истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение
норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;
способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный
подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в
деятельностной форме.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
Устное народное творчество
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать
фольклорные и литературные произведения, обращаться к
пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным
фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,
сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами
других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный
фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как
основу для развития представлений о нравственном идеале своего и
русского народов, формирования представлений о русском
национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских
сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа
в героях народных сказок и былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного
народного творчества, выбирать фольклорные произведения для
самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих
устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий
интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская
значимых композиционных элементов, используя в своей речи
характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой
основе определять жанровую разновидность сказки, отличать
литературную сказку от фольклорной;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи
между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя
загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них
воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить
общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине,
обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или
придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину
и сагу, былину и сказание), определять черты национального
характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных
народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными
целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных
народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу
сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская
литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная
литература
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и
давать его смысловой анализ;
- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских
ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства,
послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения
художественной литературы; выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к
ней отношение, и на этой основе формировать собственные
ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных
поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой
природы, аргументированно формулируя своё отношение к
прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего
характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в
других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными
способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста,
видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,
аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную
средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста
средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы
самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии
сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность
и оформлять её результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект).
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные
предметные умения, формируемые у обучающихся в результате
освоения программы по литературе основной школы (в скобках
указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих
классах можно уже проводить контроль сформированности этих
умений):
- определять тему и основную мысль произведения;
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять
- особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики;
- оценивать систему персонажей;
- находить основные изобразительно-выразительные средства,
характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные функции; выявлять особенности языка и стиля
писателя;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-
исторической и эстетической проблематики произведений
- выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу
текста; анализировать литературные произведения разных жанров;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий,
характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом
произведения (в каждом классе на своем уровне);
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и
понятиями (в каждом классе - умение пользоваться терминами,
изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа
и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на
поставленные вопросы (в каждом классе - на своем уровне); вести
учебные дискуссии;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания
аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания
проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под
руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе
- на своем уровне);
- выражать личное отношение к художественному произведению,
аргументировать свою точку зрения (в каждом классе - на своем
уровне);
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
- произведений художественной литературы, передавая личное
отношение к произведению;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве:
работать с
- энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной
литературой; пользоваться каталогами библиотек,
библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете (в каждом классе - на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует
учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций
происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и
не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует
учитывать несколько основных уровней сформированности
читательской культуры.
I
уровень определяется наивно-реалистическим восприятием
литературно- художественного произведения как истории из реальной
жизни (сферы так называемой
«первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне
осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к
художественному миру произведения читатель подходит с житейских
позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу
для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения
эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется
способностями читателя воспроизводить содержание литературного
произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что?
Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное
отношение к событиям и героям - качества последних только
называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать
возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение;
воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной
форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с
инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и
ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
− выразительно прочтите следующий фрагмент;
− определите, какие события в произведении являются
центральными;
− определите, где и когда происходят описываемые события;
− опишите, каким вам представляется герой произведения,
прокомментируйте слова
− героя;
− выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные,
удивительные и т. п.) для вас места;
− ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
− определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты,
повторяющиеся детали и т. п.
II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем,
что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного
произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления
авторской позиции у него пока отсутствуют
У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над
прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в
смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного
произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между
ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос
«Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения,
пытается определять связи между ними для доказательства верности
понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать
возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и
письменное выполнение аналитических процедур с использованием
теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание,
сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого
из элементов; установление связи между ними; создание комментария на
основе сплошного и хронологически последовательного анализа - пофразового
(при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений -
рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового
анализа).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
− выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты,
повторяющиеся детали и т. п.;
− покажите, какие особенности художественного
текста проявляют позицию его автора;
− покажите, как в художественном мире произведения
проявляются черты реального мира (как внешней для человека
реальности, так и внутреннего мира человека);
− проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по
предложенному алгоритму и без него);
− сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия
(как в одном тексте, так и между разными произведениями);
− определите жанр произведения, охарактеризуйте его
особенности;
− дайте свое рабочее определение следующему теоретико-
литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской
культуры осуществляется поверхностно;
ученик знает формулировки теоретических понятий и может
пользоваться ими при анализе произведения (например, может
находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но
не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике,
проблематике и авторской позиции.
II уровень определяется умением воспринимать произведение как
художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности,
видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого
уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть
отвечать на вопросы:
«Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе?
Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой
вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о
тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном
произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать
возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или
письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики
произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование
смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-
исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии,
сценария и т.п.
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
− выделите, определите, найдите, перечислите
признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
− определите художественную функцию той или иной детали,
приема и т. п.;
− определите позицию автора и способы ее выражения;
− проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
− объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
− озаглавьте предложенный текст (в случае если у
литературного произведения нет заглавия);
− напишите сочинение-интерпретацию;
− напишите рецензию на произведение, не
изучавшееся на уроках литературы. Понимание текста на этом
уровне читательской культуры осуществляется на основе
«распаковки» смыслов художественного текста как дважды
«закодированного» (естественным языком и специфическими
художественными средствами).
Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры
не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что
читательское развитие школьников, обучающихся в 5-6 классах,
соответствует первому уровню; в процессе литературного образования
учеников 7-8 классов формируется второй ее уровень; читательская
культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов
третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в
литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также
при проверке качества его результатов.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным
уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время
экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени
подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень
подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных
заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых
школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество
их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику,
проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того,
какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской
культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для
него уровень (работает в «зоне
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Кол-во
час.
Из них
Вн.чт./РР
1
Введение.
1
2
Устное народное творчество
5
1/1
3
Древнерусская литература
3
0/1
4
Из русской литературы XVIII века
2
5
Из русской литературы 19 века
29
4/4
6
Русская литература XX века
24
4/2
7
Из литературы народов России
Зарубежная литература
4
8
Итого
68
9/8
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 ч.)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд пи-
сателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к
нравственному и эстетическому идеалу
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч.)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об
исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы»,
«Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Вопло-
щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного
труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие,
мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая
сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.
Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие
былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного
чтения.)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в
них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость
и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл
пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран
мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина.
Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки
(развитие представлений)
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии
Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн
любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование
традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К
статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол
ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
(отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов.
Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ-
нейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в
своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле
жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (29 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу
пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории
России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и
отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление
полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный
источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и
нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие пред ставлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ
древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца
как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как
завет будущим поколениям.
Теория литературы. Повесть (развитие пред ставлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта
XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл
столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита
Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду
до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к
изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного
творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих
поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение
«Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках,
оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил,
связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни
трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам,
символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение
предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-
запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление
Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос
повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения.
Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие
понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и
обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные
особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте
русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два
богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы.
Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями
в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры
стиха (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные
пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.
Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др.
Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность
к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение
(развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества.
Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической
характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П.
Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие
представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о
родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты
мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и
выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность
взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого
крестьянина.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых
мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской
жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и
характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные
представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие
стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие,
бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя
стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (на чальные представления).
Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные
представления)
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.
Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих
людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей.
Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости
сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой
человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание
человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.
Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).
Б.Л.Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме»
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей
жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о
неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (разви тие понятия).
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной
войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости
грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А.
Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др.
Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики
(начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические
проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты
человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного
отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли
прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и
человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.
Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков,
понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного
доброго поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги).
Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары
как публицистический жанр (начальные представления).
М.М.Зощенко « Беда»
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном
восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий,
Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний
человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии
родной природы русскими поэтами.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления
народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер
произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою,
павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни
человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя
любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь
людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностными результатами являются:
• Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к
русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы
и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в.,
русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной
литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-
художественного содержания произведения (элементы филологического
анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других
народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской
литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на
вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные
монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие
работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-
выразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.
Название учебно – методического комплекта:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М:
Просвещение, 2016.
1. Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе, 6 класс Москва,
«ВАКО», 2014
2. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. -
М.: Просвещение, 2014.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уро-
ка
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
или основные
понятия урока
Виды
деятельности
Формы контроля
Дата проведения
План.
Факт.
1.
ВВОДНЫЙ УРОК.
Изображение человека
как важнейшая задача
литературы.
Урок
изучения
нового
материала
Влияние литературы на
формирование в человеке
нравственного и эстетического
чувства; литература как
искусство слова
Коллективная
познавательная
Беседа
Индив. выступления
учащихся
Пересказ
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 5 ЧАСОВ
2.
Предания. Поэтическая
автобиография народа.
Устный рассказ об
исторических событиях.
«Воцарение Ивана Гроз-
ного», «Сороки-Ведь-
мы», «Петр и плотник».
Урок
изучения
нового
материала
Предания –как поэтическая
автобиография народа.
Коллективная
практическая
Беседа
Работа с учебником
(чтение статьи,
составление плана,
запись тезисов)
Выразительное
чтение былины
учителем
3.
Понятие о былине.
Былина «Вольга и
Микула Селянинович»
Прославление мирного
труда героя – труженика.
Урок
изучения
нового
материала
Былины как героические песни
эпического характера
Нравственные идеалы русского
народа в образе главного героя.
Коллективная
практическая
Беседа
Работа с учебником
4.
Вн. чт
Былина «Садко».
Комбиниро
ванный
Нравственные идеалы русского
народа в образе главного героя.
Самостоятельна
я, практическая
Словарная работа
Беседа
5.
РР. Подготовка к
домашнему сочинению
«Русские богатыри как
выражение
национального
Урок
развития
речи
Сюжет, система образов, герои
былин; выражение в былинах
исторического сознания
русского народа.
Самостоятель-
ная, творческая
Словарная работа
Составление плана
представления о героях».
6.
Пословицы и поговорки
как выражение народной
мудрости.
Комбиниро
-ванный
Пословицы народов мира.
Сборники пословиц.
Собиратели пословиц.
Особенности смысла и языка
пословиц.
Самостоятель-
ная,
практическая
Работа со статьей
учебника
Составление
рассказов по
пословицам
Игра - викторина
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 3 ЧАСА
7.
«Повесть временных
лет» как памятник
древнерусской
литературы. «Поучение
Владимира Мономаха».
Урок
изучения
нового
материала
Понятие о древнерусской
литературе. «Повесть
временных лет», «Поучение
Владимира Мономаха», их
актуальность в наши дни.
Коллективная,
познавательная
Работа с учебником
Беседа
Работа с текстом
8.
«Повесть о Петре и
Февронии Муромских»
как образец житийного
жанра древнерусской
литературы.
Комбиниро
ванный
«Повесть о Петре и Февронии
Муромских». Темы любви,
верности слову, долгу, святости
поступков и желаний.
Самостоятель-
ная,
практическая
Рассказ ученика
Беседа
Выразительное
чтение
9.
РР. Подготовка к
домашнему сочинению
«Нравственный облик
человека в древнерусской
литературе».
Урок
развития
речи
Нравственный облик человека в
древнерусской литературе
Самостоятель-
ная, творческая
Беседа
Словарная работа
Составление плана
сочинения
ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА – 2 ЧАСА
10.
Личность и судьба М.В.
Ломоносова. Стихи М.В.
Ломоносова.
Урок
изучения
нового
материала
М.В. Ломоносов. Жизнь и
творчество. «К статуе Петра
Великого», «Ода на день
восшествия…».
Особенности поэтики,
патриотизм.
Коллект
ивная,
познават
ельная
Работа со статьей учебника
Беседа
Комментированное чтение
Словарная работа
11.
Г.Р. Державин. Очерк
Урок
Жизнь и деятельность Г.Р.
Коллективная,
Работа со статьей
жизни и творчества.
Стихи Г.Р. Державина.
изучения
нового
материала
Державина. «Птичка»,
«Признание», «Река времён…»
Особенности поэтики,
патриотизм.
познавательная
учебника
Беседа
Комментированное
чтение
Словарная работа
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 29 ЧАСА
12.
А.С.ПУШКИН и
русская история. Поэма
«Полтава». Изображение
Петра в поэме.
Урок
изучения
нового
материала
Интерес Пушкина к истории
России. Мастерство в
изображении Полтавской
битвы, прославление мужества
и отваги русских солдат. Петр 1
и Карл ХII.
Коллективная,
познавательная
Работа со статьей
Аналитическая
беседа
Выразительное
чтение наизусть
13.
«Медный всадник». Тема
Петра 1 в поэме.
Комбиниро
ванный
Поэма «Медный всадник».
Историческое прошлое страны.
Тема «маленького человека».
Выражение чувства любви к
Родине. Прославление деяний
Петра 1. Образ автора в
отрывке из поэмы.
Коллективная,
практическая
Выразительное
чтение
Работа с текстом
Словарная работа
14.
«Песнь о вещем Олеге».
Понятие о балладе.
Урок
изучения
нового
материала
А.С. Пушкин «Песнь о вещем
Олеге». Композиция, связь с
древнерусской литературой,
фольклорные традиции.
Нравственная проблематика
стихотворения: тема судьбы и
пророчества
Коллективная,
познавательная
Выразительное
чтение
Словарная работа
Работа с текстом
Беседа
Сравнение худ.
текста и источника
15.
РР Пушкин – драматург.
Трагедия «Борис
Годунов».
Урок
изучения
нового
материала
А.С. Пушкин «Борис Годунов»
Историческое прошлое страны.
Образ летописца Пимена.
Значение его труда
Коллективная,
познавательная
Беседа
Словарная работа
Чтение по ролям
16
А.С. Пушкин
«Станционный смотри-
тель», цикл «повести
Белкина.
Урок
изучения
нового
материала
Тема «маленького человека»,
его положения в обществе
Коллективная,
познавательная
17
Дуня и Минский.
Комбиниро
ванный
Анализ эпизода «Самсон
Вырин» у Минского
практическая
18
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ.
Личность поэта. «Песня
про …купца
Калашникова» - поэма об
историческом прошлом
России.
Урок
изучения
нового
материала
М.Ю. Лермонтов Жизнь и
творчество. Образ Ивана
Грозного и тема власти.
Коллективная,
познавательная
Выразительное
чтение,
аналитическая
беседа, устное
словесное рисование
19
Степан Калашников –
носитель лучших качеств
русского национального
характера.
Комбиниро
ванный
Калашников и Кирибеевич:
сила и цельность характеров
героев. Нравственная
проблематика поэмы.
Групповая,
практическая
Анализ эпизода
Выразительное
чтение по ролям
Сравнительная
характеристика
героев
Работа с худ.
деталями текста
Составление плана
20
Основные мотивы
лирики М.Ю.
Лермонтова.
Урок
изучения
нового
материала
«Молитва», «Ангел», «Когда
волнуется желтеющая нива…».
Мотивы лирики. Состояние
души поэта.
Групповая,
практическая
Выразительное
чтение по ролям
Анализ стихов,
устное словесное
рисование
21
РР Обучение анализу
одного стихотворения.
практикум
Анализ стихотворений
Групповая,
практическая
Анализ стихов
22
Н. В. ГОГОЛЬ. История
создания повести «Тарас
Урок
изучения
Обзор жизни и творчества Н. В.
Гоголя.
Коллективная,
познавательная
Инд. выступления
учащихся
Бульба». Тарас Бульба и
его сыновья.
нового
материала
«Тарас Бульба». Героико-
патриотический пафос повести.
Сюжет и герои повести, быт
казаков, их взгляд на жизнь.
Остап и Андрий, Тарас Бульба.
комментированное
Чтение и анализ 1
главы текста
23
Образ Запорожской Сечи
в повести. Осада
польского города Дубно.
комбиниро
ванный
Запорожская Сечь и ее
нравы. Остап и Андрий,
принцип контраста в
изображении героев.
Групповая,
практическая
Аналитическая
беседа
Выразительное
чтение
Составление плана
Сравнительная
характеристика
24
Трагедия Тараса Бульбы.
комбиниро
ванный
Героико-патриотический пафос
повести. Взгляд на жизнь
казаков. Трагизм конфликта
отца и сына. Столкновение
любви и долга в душах героев.
Образ Тараса Бульбы.
Коллективная,
практическая
Выразительное
чтение
аналитическая
беседа,
Работа с тексом
Составление плана
25
Обобщающий урок по
повести «Тарас Бульба».
Урок
обобщения
и
системати-
зации
знаний
Нравственная проблематика
повести
Самостоятельна
я практическая
Аналитическая
беседа, проблемные
вопросы, тест.
26
РР. Сочинение по
повести «Тарас Бульба».
Урок
развития
речи
Художественное своеобразие
повести, особенности языка Н.
В. Гоголя
Самостоятельна
я творческая
Сочинение
27
И.С. ТУРГЕНЕВ.
Сборник «Записки
охотника». Рассказ
«Бирюк».
Урок
изучения
нового
материала
Слово о писателе. Цикл
рассказов «Записки охотника» и
их гуманистический пафос.
«Бирюк» как произведение о
бесправных и обездоленных.
Лесник и его дочь.
Коллективная,
познавательная
Инд. выступления
учащихся
Аналитическая
беседа
Пересказ
Нравственные проблемы
рассказа. Сюжет, композиция,
основной конфликт.
28
Стихотворения в прозе.
РР Обучение домашнему
сочинению.
Урок
изучения
нового
материала
И.С. Тургенев. Стихотворения в
прозе. «Русский язык», «Два
богача», «Близнецы».
Особенности жанра,
художественные особенности,
темы.
Коллективная,
познавательная
Чтение по ролям
Аналитическая
беседа
Выразительное
чтение
29
Н.А. НЕКРАСОВ – поэт
народной боли. Поэма
«Русские женщины»
Тема подвига русских
женщин.
Урок
изучения
нового
материала
Н.А. Некрасов «Русские
женщины». Декабристы, их
роль в жизни страны. Верность
жён декабристов. «Княгиня
Трубецкая». Величие духа
русских женщин.
Коллективная,
познавательная
аналитическая
беседа, чтение
наизусть,
выразительное
чтение, чтение по
ролям
30
Вн. чт. Своеобразие
лирики Н.А. Некрасова.
Урок
изучения
нового
материала
Стихотворения «Тройка»,
«Размышления у парадного
подъезда». Народные
характеры и судьбы в сти-
хотворениях Некрасова.
Самостоятельна
япрактическая
Анализ лирического
произведения
Беседа
Выразительное
чтение
31
Вн. чт. А.К. Толстой
«Василий Шибанов».
32
М.Е. САЛТЫКОВ –
ЩЕДРИН. Образ
писателя. «Повесть о том,
как один мужик двух
генералов прокормил»
как сатирическая сказка.
Урок
изучения
нового
материала
М.Е. Салтыков-Щедрин
Особенности сюжетов и
проблематики «сказок для
детей изрядного возраста».
«Повесть о том, как один
мужик …». Эзопов язык.
Сказка. Сатира.
Коллективная,
познавательная
Инд. выступления
учащихся
Аналитическая
беседа
Словарная работа
33
Паразитизм генералов.
Трудолюбие и
Комбиниро
ванный
Обличение нравственных
пороков общества, сатира на
Групповая,
практическая
Работа с текстом
Словарная работа
сметливость мужика,
осуждение его
покорности.
барскую Русь. Критика
покорности русского мужика.
34
Вн.чт.Сказка М.Е.
Салтыкова – Щедрина
«Дикий помещик».
Урок
внеклассн
ого чтения
М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий
помещик» Сатира. Тема и идея
сказки.
Групповая,
практическая
Беседа
Работа с текстом
Заполнение таблицы
35
Л.Н. ТОЛСТОЙ.
Детство писателя.
Автобиографический
характер повести
«Детство». Главы
«Maman», «Что за
человек был мой отец?»,
«Классы».
Урок
изучения
нового
материала
Обзор жизни и творчества Л. Н.
Толстого. Понятие трилогии.
Автобиографический характер
повести
Коллективная,
познавательная
Аналитическая
беседа
Словарная работа
Пересказ
36
Глава «Наталья
Саввишна». Мастерство
писателя в раскрытии
духовного роста.
Комбиниро
ванный
Детское неприятие пороков,
желание исправиться самому;
сочувствие чужому горю,
сострадание; мастерство
писателя в описании
внешности.
Групповая,
практическая
Пересказ
Работа с текстом
Анализ эпизода
Словарная работа
37
А.П. ЧЕХОВ – мастер
жанра короткого
рассказа. «Хамелеон».
Урок
изучения
нового
материала
Обзор жизни и творчества А. П,
Чехова. Рассказ «Хамелеон».
Сатирический пафос про-
изведения.
Сатира. Красота, точность
языка. Главный герой – смех
над пороками.
Коллективная,
познавательная
Самостоятельна
я практическая
Беседа
Работа с текстом
Пересказ
Чтение по ролям
Словарная работа
38
Вн.чт.Рассказы А.П.
Чехова
«Злоумышленник»,
«Размазня».
Урок
внекласс-
ного
чтения
Рассказы «Злоумышленник»,
«Размазня». Авторская позиция.
Юмор в рассказе. Средства
создания комического.
Коллективная,
познавательная
Аналитическая
беседа
Характеристика
персонажей
Написание отзыва
39
«Край ты мой, родимый
край». Стихи о родной
природе.
Урок
изучения
нового
материала
Стихотворения о природе А.К.
Толстой «Край ты мой,
родимый край…», «Благовест»,
«Замолкнул гром», И.А. Бунин
«Родина»,В.А. Жуковский И.А.
«Приход весны». Любовь
поэтов к Родине, к народу, к
русской природе. Поэтичность
языка. Эпитеты, олицетворение,
метафора, сравнение.
Самостоятель-
ная
творческая
Чтение наизусть
Выразительное
чтение и анализ
стихов
Устное словесное
рисование
40
Обобщающий урок по
русской литературе XIX
века.
Самостоятель-
ная
творческая
тест
Урок
контроля
Произведения литературы 19
века.
Проверить уровень знаний.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА – 24 ЧАСОВ
41
И.А. БУНИН. Судьба и
творчество. «Цифры».
любовь Нефеда к
больному ребенку.
Урок
изучения
нового
материала
Бунин. Жизнь и творчество.
Рассказ «Цифры». Сложность
взаимоотношений взрослых и
детей в семье.
Коллективная,
познавательная
Составление плана
Аналитическая
беседа
42
Рассказ «Лапти».
Самоотверженная.
Урок
изучения
нового
материала
Рассказ «Лапти».
Нравственный смысл произве-
дения.
Коллективная,
познавательная
Аналитическая
беседа
Проблемные
вопросы
Словарная работа
43
М. ГОРЬКИЙ. О
писателе.
Автобиографический
характер повести
«Детство» (1 глава).
Урок
изучения
нового
материала
Жизнь и творчество писателя.
«Детство». Герои повести.
Влияние окружающей среды на
характеры и поступки детей.
Коллективная,
познавательная
Аналитическая
беседа
Чтение по ролям
Пересказ
44
«Свинцовые мерзости
жизни», изображенные в
Комбиниро
ванный
Изображение внутреннего мира
подростка. «Свинцовые
Коллективная,
практическая
Аналитическая
беседа
повести «Детство».
мерзости жизни» и живая душа
русского человека.
Чтение по ролям
Словарная работа
45
«Яркое, здоровое,
творческое в русской
жизни» на страницах
повести «Детство».
Комбиниро
ванный
Бабушка, Цыганок, Хорошее
дело. Вера в творческие силы
народа.
Групповая,
практическая
Аналитическая
беседа
Работа с текстом
Составление плана
46
РР. Сочинение –
характеристика
литературного героя.
Урок
развития
речи
Герои повести. Характеристика
героя. Нравственная
проблематика повести,
мастерство М. Горького.
Самостоятельная
творческая
Характеристика
героев, подбор
цитат, сочинение.
47
«Легенда о Данко»
(отрывок из рассказа
«Старуха Изергиль»).
Комбиниро
ванный
М. Горький «Старуха
Изергиль». Легенда о Данко.
Образ Данко, готовность героя
на самопожертвование.
Коллективная,
познавательная
Выразительное
чтение,
аналитическая
беседа, пересказ,
характеристика
героев.
48
Л. А. АНДРЕЕВ
Личность писателя.
Рассказ «Кусака».
Урок
изучения
нового
материала
Л.Н. Андреев «Кусака». Общее
представление о творчестве
писателя, мастерство Л.Н.
Андреева. Герои рассказа.
Авторское сочувствие к
обездоленным.
Коллективная,
познавательная
Составление
цитатного плана
Аналитическая
беседа
Пересказ
49
В.В. МАЯКОВСКИЙ.
Ранние стихотворения
как отражение души
поэта.
Урок
изучения
нового
материала
Общее представление о
творчестве поэта, мастерство
В.В. Маяковского.
Стихотворения. Особенности
поэтического языка,
представления поэта о
сущности творчества
Коллективная,
познавательная
Аналитическая
беседа
Лексический анализ
стихотворения
Выразительное
чтение
50
Личность поэта.
«Необычайное
приключение…».
Комбиниро
ванный
В. В. Маяковский
«Необычайное приключение…»
Особенности анализа
стихотворения,
Самостоятельная
практическая
Беседа
Лексический анализ
стихотворения
Выразительное
художественные средства в
стихотворении.
чтение
51
А.П. ПЛАТОНОВ.
Личность писателя.
Рассказ «Юшка»
Урок
изучения
нового
материала
А. П. Платонов. «Юшка».
Осознание необходимости
сострадания, милосердия,
недопустимости жестокости.
Коллективная,
познавательная
Беседа
Чтение рассказа
Аналитическая
беседа
52
Вн.чт.А.П.ПЛАТО-
НОВ «В прекрасном и
яростном мире».
Своеобразие языка
прозы Платонова.
Урок
внеклассно
го чтения
Труд как нравственное
содержание человеческой
жизни. Идеи доброты,
взаимопонимания, жизни для
других. Своеобразие языка
прозы Платонова
Самостоятельная
практическая
Аналитическая
беседа
Пересказ
53
Рр Сочинение «Нужны
ли нам сочувствие и
сострадание?»
Урок
развития
речи
Самостоятельная
творческая
сочинение
54
Б.Л.Пастернак. Стихи.
Урок
изучения
нового
материала
Б.Л.Пастернак. Стихи «Никого
не будет в доме», «Июль»
Коллективная,
познавательная
Выразительное
чтение
стихотворений
55
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ –
«художник с мудрым
сердцем и чистой
совестью».
Стихотворения.
Урок
изучения
нового
материала
А.Т. Твардовский. Темы
стихотворений поэта. «Братья»,
«Снега потемнеют синие…»,
«Июль – макушка лета…»,
«Отыграли по дымным
оврагам…», «На дне моей
жизни…» Великая
Отечественная война в
стихотворениях А.Т.
Твардовского.
Коллективная,
познавательная
Чтение статьи
учебника
Выразительное
чтение
Беседа
Частичный анализ
56
Вн.чт. Ритмы и образы
военной лирики.
Интервью с поэтом —
Комбиниро
ванный
Героизм, патриотизм,
самоотверженность, трудности
и радости грозных лет войны в
Самостоятельная
практическая
Выразительное
чтение
Беседа
участником Великой
Отечественной войны.
стихотворениях поэтов —
участников войны: А.
Ахматовой, К. Симонова, А.
Твардовского, А. Суркова, Н.
Тихонова и др. Стихотворения
поэтов – костромичей о ВОв.
Тема ВОв.
Частичный анализ
57
Ф. АБРАМОВ и его
рассказ «О чем плачут
лошади».
Урок
изучения
нового
материала
Ф.Абрамов. «О чем плачут
лошади». Деревенская тема
Коллективная,
познавательная
Работа с учебником
Аналитическая
беседа
Работа с текстом
58
Е. НОСОВ. Рассказ
«Кукла». Нравственная
проблематика рассказа.
Урок
изучения
нового
материала
Е.И. Носов «Кукла». Сила
внутренней, духовной красоты
человека.
Самостоятельная
практическая
Беседа
Анализ эпизода
Проблемные
вопросы
59
Е. Носов «Живое
пламя».
Комбиниро
ванный
. Е.И. Носов «Живое пламя»
Тема бережного отношения к
природе.
Групповая,
практическая
Аналитическая
беседа
Пересказ
60
ВН.чт.
Ю.П.КАЗАКОВ и его
рассказ «Тихое утро».
Урок
изучения
нового
материала
Ю.П. Казаков «Тихое утро».
Изображение природы. Умение
заглянуть в душу человека.
Поведение мальчиков в минуту
опасности. Яшка – верный
товарищ.
Коллективная,
познавательная
Работа со статьей
учебника
Чтение
произведения
Беседа
Составление плана
61
«Земля родная». Статьи
Д.С. Лихачева.
Урок
изучения
нового
материала
Лихачёв Главы из книги
«Земля родная». Духовное
напутствие молодежи.
Коллективная,
познавательная
Выразительное
чтение
Беседа
62
Промежуточная
аттестация.
Контрольная работа.
Урок
контроля
Самостоятельная
творческая
63
Вн.чт. М.М.Зощенко
«Беда».
Урок
внеклассно
М.М.Зощенко «Беда»
Коллективная,
познавательная
Выразительное
чтение
го чтения
Анализ
стихотворений
Беседа
64
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине,
родной природе,
собственном восприятии
окружающего (В.
Брюсов, Ф. Сологуб, С.
Есенин, Н. Заболоцкий,
Н. Рубцов).
Комбиниро
ванный
Человек и природа. Выражение
душевных настроений,
состояний человека через
описание картин природы.
Общее и индивидуальное в
восприятии родной природы
русскими поэтами.
Групповая,
творческая
Викторина
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 4 часа
65
Из литературы народов России. Расул Гамзатов.
66
Японские хокку.
Творчество Р. Бернса,
Дж. Байрона.
Комбиниро
ванный
Роберт Бернс. «Честная
бедность». Представление
народа о справедливости и
честности.
Джордж Гордон Байрон. «Ты
кончил жизни путь, герой!..».
Гимн славы герою, павшему в
борьбе за свободу родины.
Японские хокку. Особенности
жанра.
Коллективная,
познавательная
Инд. выступления
учащихся
Работа со статьей
учебника
Беседа
67
О.Генри. «Дары
волхвов».
Комбиниро
ванный
О.Генри. «Дары волхвов».
Преданность и жертвенность во
имя любви.
Коллективная,
познавательная
Инд. выступления
учащихся
68
Р.Д.Бредбери.
«Каникулы».
Итоговый урок.
Итоговый
урок.
Р.Д.Бредбери. «Каникулы».
Фантастический рассказ –
предупреждение.Подведение
итогов. Рекомендации книг для
летнего чтения
Коллективная,
практическая
Работа со статьей
учебника
Беседа
Литература - еще материалы к урокам:
- Контрольная работа по литературе 7 класс 1-е полугодие
- Презентация "Портреты литературных героев" 6 класс
- Разработка конспекта "Два Мороза" 2 класс
- Презентация "Семейная обрядовая поэзия. Детский фольклор"
- Презентация "Петр Гринев. Начало жизненного пути" 8 класс
- Презентация "Художественная деталь в романе И.А. Гончарова «Обломов»"