Презентация "Художественная деталь в романе И.А. Гончарова «Обломов»"

Подписи к слайдам:
  • Интегрированный урок русского языка
  • и информатики в 9Б классе

Учитель русского языка и литературы: Белоногова Наталья Ивановна

Учитель информатики: Салихова Лилия Завдятовна

Министерство Образования и Науки Республики Татарстан

МОУ «Гимназия №32»

г. Нижнекамск

2010 г.

Урок литературы

Преподаватель русского языка и литературы: Никошина Наталья Ивановна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

ГАПОУ «НИЖНЕКАМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

г. Нижнекамск

Художественная деталь

И.А. Гончаров.

Художник Н. Крамской, 1874

Художественная деталь в романе И.А. Гончарова «Обломов» 1. По какому принципу происходит отбор художественных деталей? 2. Какую роль выполняет художественная деталь в романе И.А. Гончарова?   Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, интерьера, чтобы представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.  

Эпизод.

Дать название эпизоду, сцене.

Зачем нужна автору данная деталь в эпизоде?

Обломов в пыльной комнате. Художник Г. Мазурин

Гороховая улица.

Книга в жизни Обломова

Ветка сирени

Обломов.

Художник С. Шор. 1936

Халат Обломова

Детали: Улица. 1, I. Внешность героя, возраст. 1, I. Халат. 1,I, II; 3,III, XII; 4,V. Пыль. 1,I; 2,V; 3,II; 3,VII. Книги. 1,I, II; 2,V; VIII; 2,IХ. Сирень. 2,VI-VIII; 2,IХ; 4II; 4,VI; 4,Х. Гороховая улица в Петербурге в 19 в.

Олег Табаков в роли И. Обломова.

ХАЛАТ.

Олег Табаков в роли И.Обломова.

Комната Обломова. (из фильма «Несколько дней из жизни Обломова»).

Книга в жизни Обломова.

Ветка сирени как художественная деталь.

Обобщите свои наблюдения о роли художественной детали в романе. - Почему автор последовательно обращает внимание читателя на определенную подробность? - Изменяется ли эта подробность в ходе повествования? - Как через деталь «освещаются» характер героя и его судьба? «Когда работа идет в голове, лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки их разговоров – и мне часто казалось, прости господи, что я это не выдумываю, а что это все носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться». И.А. Гончаров «Визитеры Обломова»: «Визитеры Обломова»:

Обломов и Волков

(II глава)

Обломов и Судьбинский

(II глава)

Обломов и Пенкин

(II глава)

1. Что предшествует встрече Обломова с его визитёром? 2. Каким размышлениям предаётся Обломов после визита? 3. Как встречает Обломов своего гостя? 4. Поднимается ли Обломов с дивана навстречу визитеру и по ходу беседы с ним?

Обломов

Диван

Комната

Квартира

Классификация художественных деталей: Классификация художественных деталей:
  • сюжетные, т.е. отмеряющие вехи в жизни героя;
  • динамические – письма, книги, возраст;
  • описательные – пыль, халат, внешность;
  • психологические – сирень, улица.
Вывод: Вывод: Деталь позволяет художнику раскрыть глубинную сущность характера героя, подсказать дальнейшую логику развития характера. Художественная деталь – символ, характеризующий литературного персонажа. Домашнее задание. Домашнее задание.
  • Выделить художественные детали, раскрывающие образ Андрея Штольца.
  • Написать эссе «Два лица Ильи Обломова».
  • Индивидуальное задание: подготовить сообщение
  • «Обломов и Штольц».
Удалось ли вам открыть для себя что-то? Какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке? «Халат! О милый мой халат - Себе я нравлюсь в старом облачении! И надевать тебя всегда я очень рад, Тебя снимаю с сильным сожалением… В другой одежде нет покоя мне, Рубашки, галстуки – всё это не по мне. Жду не дождусь я времени такого, Чтобы в халате том по улице гулять, Прийти домой и в нём улечься спать, А утром в гости, даже на обед – Мне лень… ведь я в халат одет…»