Рабочая программа по литературе 8 класс 2019-2020 уч. год В.Я. Коровина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Будницкая основная школа»
Велижского района Смоленской области
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
П О Л И Т Е Р А Т У Р Е
Д Л Я 8 К Л А С С А
Н А 2 0 1 9 / 2 0 2 0 У Ч Е Б Н Ы Й Г О Д
Срок реализации программы: 1год.
Программу разработала: Сергеева Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория: высшая
Будница,
2019
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № от « » августа 2019 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №
от « » августа 2019 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРА» В 8 КЛАССЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ ФГОС ООО
1. Пояснительная записка.
2. Содержание учебного материала.
3. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.
4. Календарно-тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Литература» для 8 класса составлена на основе следующей нормативно-правовой базы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования твержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года «Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 (в редакции от 29.12.2014 г. № 1644).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1578.
4. Учебный план МБОУ «Будницкая основная школа» на 2019-2020 учебный год и Положения о рабочей программе МБОУ «Будницкая
основная школа».
5. Программа общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание - М.:
«Просвещение», 2012 г. и авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной, 2012 г.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным
самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ,
освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать
художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели
деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию
из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности,
речевом самосовершенствовании.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, весь материал изучается в полном объеме. На развитие речи, написание классного сочинения,
отводится - 10 часов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к
русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся,
формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует
пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и
основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-
тематического принципов.
Содержание курса литературы в 8 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие
вечные проблемы обро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и
значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как
важнейшая проблема литературы.
В программе соблюдена системная направленность курс 8 класса представлен разделами:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII века.
4. Русская литература XIX века.
5. Русская литература XX века.
6. Литература народов России.
7. Зарубежная литература.
8. Обзоры.
9. Сведения по теории и истории литературы.
В разделах 1—8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их
основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и
творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в * Методическом письме о преподавании учебного предмета “Литература” в
условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены
часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа,
устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельного чтения.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и
новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и
истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими
выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить
идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России,
познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление
о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания
функций языка и художественной образности литературного текста.
Учебный предмет «Литература» одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Связь литературы с русским
языком очевидна, т.к. освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося.
Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной
культурой, историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.
Одна из составляющих литературного образования литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров
способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и
социально-нравственные ориентиры.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных
умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
Учащиеся научатся определять:
o образную природу словесного искусства;
o общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
o авторов и содержание изученных художественных произведений;
o основные теоретические понятия:
- литература как искусство слова (развитие представлений),
-житие, сатирическая и воинская повесть как жанр древнерусской литературы,
-песня как жанр лирической поэзии,
-дума как жанр эпико-лирической поэзии, басня, её мораль, аллегория (развитие представлений),
-классицизм (начальные представления), романтизм, романтическая поэма (начальные представления),
предание, частушка (развитие представлений),
историзм художественной литературы, роман (начальные представления),
- реализм (начальные представления),
-комедия как жанр драмы (развитие понятия),
-пародия (начальные представления),
-комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм), пародия, гротеск, эзопов язык,
-комедия как жанр драматургии (развитие представлений),
-жанровые особенности рассказа (развитие представлений),
-художественная условность, деталь, фантастика (начальное представление), антитеза, композиция (развитие представлений),
-драматическая поэма (начальные представления),
-фольклоризм литературы (развитие понятия),
-герой-повествователь (развитие представлений),
-силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (развитие представлений).
Учащиеся получат возможность научиться:
прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;
• определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
• определять идейную и эстетическую позицию писателя;
•анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики и стилевого своеобразия;
• оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
• различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
• осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
• сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их
разрешения, общее и различное в них;
• использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание
Кол-во часов
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к
историческому прошлому своего народа.
1
Устное народное творчество
2
Древнерусская литература
2
Русская литература XVIII века
3
Русская литература XIX века
24
Русская литература XX века
26
Зарубежная литература
10
ИТОГО
68 из них на развитие
речи - 10 ч.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение.( 1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков
русской литературы.
Устное народное творчество.( 2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты
ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика
частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и
формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы.( 2 ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его
духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные
герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления).
Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы 18 века.( 3 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы 19 века.( 33 ч)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обор». Критика вмешательства императора
Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности,
безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения
русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества
избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая
Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и
историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. С.
Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова –
нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина.
Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и
«Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм
(начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.
Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и
символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа
Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской
концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух
героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные
представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме.
Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора высмеять «все
дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» .И.
Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие).
Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость
мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).
Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа
строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык
(развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных.
Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности
двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.
Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в
композиции произведений.
Поэзия родной природы. А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», А. А.
Фет. «Первый ландыш», А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» з трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы 20 века.( 20 ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных
жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в
семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и
смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер
Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С.А. Есенина.
Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление
художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О .Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое
изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах
истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия
Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о
войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы
в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные
представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в
душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.
Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь
птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны.
Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер
рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец,
уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и
есть»; Дон- Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы.( 6 ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ
любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов – живая
мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г.
Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере .«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета
классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и
невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий
смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.
Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.
История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и
отношений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными
учебными действиями:
В блок личностных универсальных учебных действий входят:
- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся,
ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно;
- планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона;
- коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия
и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-
символические, логические, действия постановки и решения проблем.
В число общеучебных входят:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными
статистическими материалами) ;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (в геоинформационных ситемах); знаково-
символические