Подготовка учащегося к концертному выступлению

1
План – конспект
открытого учебного занятия.
Преподавателя МБОУ ДО «Детская школа искусств №1 им. Г.В.
Свиридова» г. Курска Лебединской Ирины Валентиновны с
обучающимися Васильевым И. (3 класс). Дюминым Д. (5 класс),
Мамонтовым О. (7 класс)
Тема открытого занятия: «Подготовка учащегося к концертному
выступлению».
Тип открытого занятия: урок – репетиция.
Цель открытого занятия: подготовить учащихся к концертному
выступлению.
Методы:
наглядный метод;
метод диалога, беседы;
методы формирования интереса к выступлению на эстраде;
методы контроля и самоконтроля во время публичного выступления;
методы эмоционального стимулирования.
Образовательные технологии:
информационно-коммуникативная технология;
технологии творческой деятельности, которые помогают выявлять и
развивать творческие возможности учащихся с выходом на конечный
результат;
здоровьесберегающая технология.
Форма обучения: индивидуальная.
Средства обучения:
видеопроектор, экран, слайды, видеоматериал, нотный материал,
инструменты.
Длительность занятия: 40 мин
2
Структура занятия.
I ЭТАП. Организация начала занятия (1 мин.)
приветствие;
сообщение темы, цели и задачи;
проверка готовности учащихся к занятию;
проверка готовности оборудования.
II ЭТАП. Мотивация. (3 мин.)
формулирование проблемы:
Концертная деятельность является неотъемлемой частью обучения
ребенка в школе искусств. Именно публичные выступления являются
важным элементом учебного процесса, стимулом для дальнейшего
творческого роста ученика. Во время обучения необходимо предоставлять
учащимся возможность самореализации в исполнительской деятельности и
способствовать формированию у них определенного сценического опыта,
накоплению знаний и умений.
Публичное выступление помогает более точно выявить музыкальные
способности, динамику развития учащегося, и в то же время пробуждает
исполнительскую смелость, волю, творческую фантазию и воображение,
воспитывает эстрадную выдержку, глубину эмоций, артистизм. Но практика
показывает, что одной из проблем, которые приходится решать в процессе
подготовки, является преодоление сильного волнения перед выступлением.
Большинство психологов и педагогов – практиков сходятся в том, что
впервые волнение дает о себе знать в возрасте 10-11 лет, у кого-то позже, у
кого-то раньше. Но в среднем эта возрастная веха считается типовой.
Психологическое состояние исполнителей, выходящих на сцену, бывает
разным: кто-то боится ошибиться, кому-то «не по себе» от устремленных на
него глаз, кто-то хочет поскорее все закончить и уйти домой. Очень редко
можно встретить музыканта, испытывающего состояние творческого
подъема от общения с публикой.
Острота эстрадного волнения связана с возрастом исполнителя. Таких
возрастных периодов выделяют три: детство, подростковый период и
юношество (окончание переходного возраста). Для нас, интересны первые
два.
Первый возрастной период – детство.
Дети, по большей части, с удовольствием играют перед посторонними.
Волнение на эстраде у детей выражено слабо, некоторые дети не
испытывают его вообще. У ребенка, как правило, еще недостаточно развито
самосознание, в результате чего он не склонен оценивать себя «со стороны»
и не задумывается о том, как именно он будет играть. Если у детей и
случаются эстрадные «потери», то они чаще бывают следствием неумения
концентрировать внимание. В то же время некоторые дети волнуются перед
выходом на сцену уже в возрасте 7-9 лет. Это, как правило, интроверты,
3
склонные к заниженной самооценке. Но, становясь подростками, и они
начинают испытывать страх перед публичным выступлением. У них
появляется чувство ответственности и растёт взыскательность к себе.
Второй возрастной период. Переходный возраст 11-15 лет.
Подросток начинает ясно выделять себя из окружающего мира и
противопоставлять ему. Для этого возраста характерна заниженная
самооценка даже у ранее уверенных в себе детей, резкий рост самосознания и
рефлексии (самонаблюдение, самопознание, осмысление собственных
действий, отражение психического в самом себе), ощущение подростком
того, что с ним происходит нечто необычное, свойственное только ему
одному. В этот период приходит сильное волнение перед выходом на сцену и
на самой сцене, подчас этот процесс достаточно внезапен. Два-три месяца
назад ребенок играл, как обычно, достаточно спокойно и вдруг он на сцене
забывает текст, не может справиться с дрожанием рук, допускает
многочисленные грубые ошибки. В такой момент подросток нуждается в
особом внимании и поддержке преподавателя. Нельзя ругать ученика за
плохое выступление, наоборот, необходимо объяснить ему, что все
происходящее закономерный процесс, через который так или иначе
проходят за редким исключением все; что в результате целенаправленных
занятий сформируется привычка к сцене, а физическое и психическое
взросление постепенно ликвидирует неуверенность в себе.
Третий возрастной период связан с окончанием переходного возраста и
приобретением профессионализма.
Те учащиеся, которые благополучно миновали предыдущий период,
постепенно привыкают к особенностям своего эстрадного самочувствия и
обучаются управлять им. У некоторых «успокоение» наступает к окончанию
среднего профессионального образования, у некоторых к завершению
высшего, у иных оно не наступает вовсе. В целом третий возрастной период
приносит некоторую стабилизацию эстрадного самочувствия. Но полностью
проблема эстрадного волнения не исчезает и на этом этапе. Конечно, бывают
и такие люди, которые минуют все перечисленные выше стадии
относительно легко, и проблема эстрадных «потерь» их мало затрагивает.
Это, как правило, или очень одаренные музыканты, у которых стремление
играть на сцене так сильно, что затмевает волнение, или, напротив,
низкореактивные, некритически относящиеся к себе люди. Они не
испытывают потерь от волнения, но у них и не может быть какой-либо
профессиональной перспективы в музыкальном исполнительстве.
Находясь на сцене, исполнитель испытывает эмоциональное возбуждение,
которое достигнув оптимального уровня, создает предпосылки для
возникновения особого состояния души, особого чувства «окрыленности»,
всего того, что принято называть вдохновением!
Таким образом, эмоциональное возбуждение важнейшее условие для
успешного выступления на сцене.
4
Ш ЭТАП. Актуализация. (20 мин.)
Работа с обучающимся 7 класса Мамонтовым Олегом.
1) Важный элемент в подготовке к концертному выступлению
разыгрывание, оно нужно для разминки мышц гра упражнений на
разные виды техники);
2) А. Иванов-Крамской Танец.
Произведение проигрывается в умеренном темпе. Обязательно должны
присутствовать ноты. После проигрывания проводим анализ исполнения.
Особое внимание обращаем на эпизоды, в которых ученик чувствует себя
неуверенно. По нотам, без проигрывания, ещё раз повторяем сложные места
и просматриваем произведение в целом. Работаем над отдельными фразами,
пассажами, сложными местами, динамикой. Главное запомнить ощущение
при правильной игре. Нужно сконцентрировать внимание и
сосредоточенность на всей пьесе, запомнить все ощущения исполнения в
классе. Это позволит во время концертного выступления наиболее полно и
эмоционально ярко исполнить произведение.
Работа с обучающимся 5 класса Дюминым Дмитрием.
3) Обр. В. Калинина «Калинка».
Анализируем исполнение. Обращаем внимание на проведение темы, игру
с опорой на сильную долю, построение фраз, динамику, штрихи, дыхание,
ауфтакты. Просматриваем по нотам сложные места, пассажи, переход между
частями произведения.
Для ученика очень важно посмотреть на себя «со стороны». В подготовке
можно использовать записи с концертов и конкурсные выступления. Анализ
исполнения помогает устранить недочеты игры, и одновременно успокаивает
ребенка. Ученик понимает, что любую ошибку можно исправить.
Работа с обучающимся 3 класса Васильевым Ильей.
П. Роч Хабанера.
Анализируем исполнение, обращаем внимание на ритм, четкость исполнения
пассажей, динамику, фразировку. Просматриваем по нотному тексту
сложные в исполнении места, проговариваем динамические оттенки.
4) Как правило, после разыгрывания до выхода на сцену у исполнителя
остается свободное время. Это тот период, когда начинает проявлять себя
сценическое волнение.
Непосредственно перед выходом на сцену преподавателю необходимо
успокоить ученика, настроить его на выступление. Существуют упражнения
способствующие снятию мышечных зажимов и устранению страха перед
публичным выступлением, приведу некоторые, самые простые, которые
можно использовать в любом месте:
Раздув сильный и глубокий вдох, выдох такой же полный. Повторить
упражнение нужно несколько раз.
Змея говорим громко «Ш-Ш-Ш, Щ-Щ-Щ» в течение полуминуты.
Это упражнение снимает любой страх и тревогу, как минимум на
полчаса.
5
Топотун обычный топот ног. Чудесное средство от страхов и лишних
мыслей.
Степень волнения зависит и от мотивации. Можно назвать несколько
мотивов, положительно влияющих на состояние психической готовности к
концертному выступлению:
1. Мотивы, связанные с отношением музыканта к исполняемым
произведениям (мне нравится произведение и я хочу его исполнять);
2. Мотивы, связанные с отношением исполнителя к публике хочу
подарить свое исполнение людям, которые пришли меня слушать);
3. Мотивы, связанные с отношением к исполнительской деятельности
(выступление на концерте или конкурсе это радость, которую я
дарю слушателям, я хочу выступать).
Таким образом, чем больше положительных мотивов у ребёнка, тем легче
ему сохранить концентрацию, и не поддаться панике во время выступления.
Для подведения исполнителя к оптимальному концертному состоянию
необходимо заранее определить фазы сценического волнения, возникающие
у ребёнка. Психологи выделяют 5 фаз сценического волнения, связанного с
концертным выступлением:
Первая фаза – длительное предконцертное состояние.
Эта фаза не имеет четких временных границ, так как наступает, как только
учащемуся становится известна дата или время выступления. В зависимости
от подготовленности к нему или от собственных расчетов волнение
периодически возникает с той или иной силой. Все это усиливается в день
концерта, а перед выступлением становится болезненно острым.
Вторая фаза – непосредственно предконцертное состояние.
У некоторых изменяется давление, повышается температура, ощущается
сильное недомогание, ученик жалуется, что заболел и выступать не может.
Преодоление этого состояния, требующее немалых волевых усилий со
стороны преподавателя и учащегося, успокаивает выступающего и приносит
ему облегчение. Во второй фазе чаще всего выявляется волнение- подъем,
сопровождающийся легкой эйфорией, нетерпеливым желанием скорее выйти
на сцену, мысленным планированием своего исполнения. Это оптимальное и
наиболее желательное предконцертное состояние. Но бывают и другие. Это
волнение- паника, связанная с сильным перевозбуждением, которое внешне
проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, когда
мысли перескакивают с одного предмета на другой, руки потеют и
тревожность вырастает до страха. Такое состояние приводит к случайностям,
исполнение часто становится неуправляемым. Преодолеть его можно, только
с помощью волевого усилия переключив внимание на продумывание
исполнительского плана. Отрицательных результатов можно ожидать и от
волнения- апатии угнетенного и подавленного состояния, когда цель и
содержание выступления уходят куда-то на периферию сознания, а в нем
настойчиво звучит мысль – скорее бы все это закончилось.
Но вот наступает время выхода на эстраду.
6
Это самая короткая и самая острая, третья фаза эстрадного волнения. Эта
фаза проходит как в тумане и редко остается в памяти выступающего.
Возможность такого состояния преподавателю необходимо предусмотреть.
Для этого желательно прорепетировать с учеником выход к инструменту,
расположение стула и т.д. эти внешние атрибуты помимо создание
внутренней подготовленности к исполнению помогают возникновению
спокойного и делового состояния у выступающего.
Четвёртая фаза - начало исполнения.
Здесь важно внутренне подготовиться к исполнению, сосредоточиться и
представить себе темп, динамику, желательно пропеть про себя начало
пьесы. Многое здесь будет зависеть от воспитания внутреннего слуха.
Именно темп и звучность наиболее уязвимые стороны для учащегося и
начинающего артиста. Для того, чтобы успокоиться и привести мысли в
порядок некоторым достаточно просто подстроить инструмент перед
началом выступления, другие успокаиваются исполнив первую пьесу, третьи
«разыгрываются» только к концу выступления.
Пятая фаза – состояние после концерта.
Очень большое значение имеет послеконцертное состояние, которое мы
выделили бы как пятую фазу. Это радостный подъем после удачного
выступления, чувство усталости вплоть до полного изнеможения,
недовольство собой и запоздалое желание «вот теперь бы я сыграл по-
настоящему!». В этих случаях важна спокойная уверенность преподавателя,
поддержка друзей и сверстников. Большая неустойчивость и ранимость
детской психики требует особенно бережного отношения к послеконцертным
переживаниям.
Эмоциональный компонент стабильного концертного состояния
складывается из ощущений эмоционального подъема, радостного
предвкушения предстоящего выступления, желания играть для других людей
и приносить им своим искусством радость. Такого состояния легче
добиваться исполнителям экстравертного (ориентирование вовне, на
окружающих) плана, по сравнению с интровертами (ориентирование
вовнутрь или на себя), но и у последних эмоциональное состояние может
быть оптимизировано.
IV ЭТАП. Первичное усвоение новых знаний. (2 мин.)
Первичное усвоение новых знаний происходит сразу в процессе подготовки к
концертному выступлению. Преподаватель положительно мотивирует
учащегося, даёт установку на хорошее выступление. Необходимо учитывать
уровень и возможности ученика, его настроение.
V ЭТАП. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного
материала. (3 мин.)
Первичная проверка понимания учащимися нового материала происходит во
время выполнения учеником предложенных преподавателем заданий и
упражнений. Так как форма работы на уроке репетиции индивидуальная
7
проверить понимание материала можно сразу. Быстро отреагировать на
недочеты и поработать над их устранением.
VI ЭТАП. Закрепление знаний. (9 мин.)
Закрепление знаний происходит после участия на нескольких концертах или
конкурсах.
Исполнение учащимися произведений с учетом знаний полученных на
репетиции:
1. А. Иванов-Крамской «Танец» - исполняет Мамонтов Олег;
2. Обр. В.Калинина «Калинка» - исполняет Дюмин Дмитрий;
3. П. Роч Хабанера - исполняет Васильев Илья.
VII ЭТАП. Рефлексия. (3 мин.)
Подведение итогов. Анализ, перспектива.
Отметить психологическую и эмоциональную атмосферу на уроке–
репетиции, стиль общения учащихся и преподавателя.
Обратить внимание на чередование видов деятельности.
Отметить большое влияние на предконцертное состояние ученика,
поведение и эмоциональное состояние преподавателя.
Используемая литература:
1) Григорьев В. Исполнитель и эстрада. М., 2006.
2) Коган К. У врат мастерства. М.,1969.
3) Петрушин В. Музыкальная психология. М.,2008.
4) Пилипенко И. Взаимосвязь психических состояний и игровых
движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления
концертного выступления. Ростов-на-Дону, 2002.
5) Федорова А. «К вопросу о преодолении сценического волнения»
«Музыкальная психология и психотерапия» № 3, 2007.
6) Готсдинер А. «Подготовка учащихся к концертным выступлениям».
М.,1993.
7) Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство»
Л.:Музыка.,1974.