Рекомендации по подготовке учащихся к концертному выступлению

Рекомендации по подготовке учащихся
к концертному выступлению
Музраева Марина Викторовна,
преподаватель по классу фортепиано,
МБУ ДО «Детская школа искусств № 3»
Боязнь публичных выступлений это та проблема, которая становится
актуальной для многих учеников. С каждым учебным годом количество
подобных выступлений только возрастает, а страх у них увеличивается.
Выступление перед другими, является ситуацией, наполненной очень
интенсивными переживаниями. Такое состояние сильного психического
напряжения, вызванного взаимодействием между человеком и окружающим
миром, носит название психологического стресса.
Начальной фазой стресса является тревога негативное эмоциональное
переживание, которое связано с ожиданием чего-то неопределенного, но
опасного. Тревога запускает целый комплекс эмоциональных переживаний:
отчаянье, печаль, подавленность, уныние, надежду или, наоборот,
безнадежность, апатию, агрессию. Справиться с таким потоком не всегда под
силу и взрослому, не говоря уже о ребенке.
Случается, что тревога сопровождается страхом эмоциональной
реакцией на реальные события. Страх всегда конкретен. Ребенок может
бояться физического или эмоционального насилия со стороны сверстников
или взрослых, насмешек, которые последуют за выступлением.
Для умения преодолевать стрессовые ситуации ребенку также
необходим опыт успешности, принятия и положительной оценки социумом.
Зоной такой успешности могут стать кружки, внеклассные занятия. Даже
если они на первый взгляд не несут в себе какой-либо полезной нагрузки.
«Прививка» уверенности в себе поможет в дальнейшей жизни ничуть не
меньше, чем дополнительные занятия по «важным» предметам.
Боязнь выступлений может носить ситуативный характер: например,
возникать от случая к случаю (на это может влиять изменчивость как
внутренних, так и внешних факторов, о которых мы поговорим ниже) или же
в какие-то определенные моменты. Например, ребенок, чувствующий себя
свободно и уверенно в центре внимания сверстников, может испытывать
сильное волнение при наличии взрослого в аудитории. Ситуация понятна,
если у ребенка имеется конфликт с конкретным взрослым. Непонимание
возникает, когда ребенок волнуется перед незнакомой взрослой публикой и
тем более перед любимым педагогом. Дело в том, что для младшего
школьника характерно появление чувства вины за свои неудачи перед
авторитетными людьми, от оценки которых все еще зависит их отношение к
себе. Только теперь в круг таких авторитетных взрослых входят не только
родители, но и учителя, тренеры, педагоги дополнительного образования.
Глубокий внутренний конфликт между желанием быть успешным в глазах
взрослого и страхом совершить ошибку порождает в ребенке чувство
безнадежности или даже отчаянья. А это усиливает тревогу перед ситуацией
оценки. Поэтому взрослым так важно иногда «спускаться с пьедестала»,
принимая участие в совместных играх, не боясь показаться смешным или
проиграть детям, делиться своим «ошибочным» опытом.
Если же состояние достаточно выраженного дискомфорта повторяется
часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, в общении с
незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности как
индивидуальной особенности, проявляющейся в склонности к частым и
интенсивным переживаниям тревоги. Тревожность как устойчивое состояние
негативно влияет на процессы получения и усвоения новых знаний, общения,
творческого самовыражения, создает трудности при знакомстве с новыми
людьми. Повышенная тревожность вызывает переутомление, т. к. организм
тратит всю энергию на подавление тревоги, почти ничего не оставляя на
другие сферы деятельности, в том числе и на учебу. А это уже может
привести к серьезным проблемам со здоровьем. При этом для формирования
тревожности достаточно того, чтобы ребенок часто сталкивался со
стрессовыми ситуациями, не сумев выработать успешный способ их
преодоления, а это значит, что боязнь публичных выступлений совсем не
безобидная проблема и требует особого внимания со стороны взрослых.
Почему же так происходит, что одни дети с легкостью справляются с
выступлением на публике или испытывают незначительный дискомфорт, а
для других эта ситуация становится настоящим испытанием? Дело в том, что
на способность приспосабливаться к различным стрессовым ситуациям, в
том числе и к существованию в обществе, влияет множество факторов. Их
условно можно разделить на природные (первичные) и социально-
психологические (вторичные). Природные предпосылки свойства нервной
и эндокринной систем являются основой для развития последующих
индивидуальных особенностей. Здесь в зоне риска находятся дети со слабым
типом нервной системы. Взрослым стоит обратить внимание на детей,
которые быстро утомляются, сложно переключаются с одного вида
деятельности на другой, имеют трудности с усвоением учебного материала,
детей с соматическими заболеваниями. Важно также отметить, что речевые,
когнитивные и поведенческие трудности, обусловленные особенностями
протекания нервных процессов, могут влиять на отношение к публичным
выступлениям как прямо, так и опосредованно. Испытывая неуспешность в
одном виде деятельности, дети с легкостью примеряют ее и на остальные.
К социально-психологическим факторам относят самооценку, уровень
социальной поддержки (ощущение значимости среди окружающих),
способность разрешать конфликты, опыт общения (его разнообразие и
положительная окраска), стремление соответствовать нормам и требованиям
общества и т. д.
Так же немаловажное значение имеет работа над произведением после
концерта. Повторное проигрывание произведения после концерта может
выполнять несколько функций: 1) закрепление «по горячим следам»
интересных находок, удачных решений масштабных построений либо
отдельных деталей; 2) анализ того, что в концертном состоянии не
получилось; 3) утверждение, при наличии остатка волнения, наиболее
перспективных путей развития виртуозности, а также специфическое
стремление как бы «доиграть» сочинение, дать ему «дозреть» в
сохраняющемся актуальном поле творческого воодушевления. Состояние
послеэстрадного волнения продолжается в несколько сниженном виде и на
следующий день после выступления, что открывает особую возможность
целесообразного его использования не только для закрепления исполненной
программы, но и для «примеривания» к игре на эстраде других,
подготавливаемых произведений. В заключении хочется отметить, что
равномерное развитие ребенка в течение всего периода обучения,
формирование положительного психического состояния в период подготовки
к публичному выступлению и, что весьма важно, после него, активизация
реакции юного музыканта на внешние и внутренние раздражители во время
концерта, стремление к достижению предельной концентрации внимания во
время работы (а, следовательно, и выступления) позволяют достичь
оптимального сценического состояния. «…Творческая приподнятость
подавляет затормаживает смущение и боязнь; наоборот, страх и смущение
подавляют творческие эмоции и разрушают исполнительский процесс».
Только сильные интонационные эмоционально-образные притязания
исполнителя могут помочь ему справиться с последствиями волнения. И кто,
как не педагог поможет открыть юному ученику для себя сложный,
многообразный и прекрасный мир музыки.
В любом случае педагог должен уделять этой проблеме большое
внимание, заниматься с детьми, проводить мероприятия и уроки на публике.