Методические рекомендации по подготовке учащихся к защите проекта в ДШИ

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Методические рекомендации по подготовке учащихся
к защите проекта в ДШИ
подготовила
преподаватель фортепиано, искусствовед
Колесникова Лариса Васильевна
Северск
2016
Внедрение инновационных технологий в процесс обучения является
ключевой проблемой современного образования. Именно в рамках их применения
и представляется перспективным использование методики проектной
деятельности учащихся. Проект позволяет педагогу творчески организовать
самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. В основе этой
деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта,
обучение нестандартными средствами, развитие познавательных и творческих
навыков учащихся. Целью статьи является обобщение опыта работы по
подготовке учащихся к защите проекта и систематизация необходимых навыков в
работе. Мы занялись разработкой внеурочных индивидуальных и групповых
проектов более 15 лет назад. Учащиеся моего класса участвуют в различного рода
конференциях и конкурсах с представлением проектов по проблемам культуры и
искусства.
Метод проектов обеспечивает:
Интеграционные связи между предметами;
понимание единства разных сфер деятельности и обучения;
активизацию процесса обучения;
мотивацию деятельности;
умение анализировать результаты своего труда;
реализацию дифференцированного подхода в обучении.
Работа над проектом творческий процесс, направленный на решение
конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата.
Методические принципы работы над проектом можно охарактеризовать так:
постановка проблемы;
основная идея;
изучение источников;
умения и навыки, самостоятельность в реализации замысла;
презентация, подбор зрительного ряда для ее демонстрации;
публичная защита проекта на конференции или конкурсе.
Роль педагога в работе над проектом сводится к тому, что он выступает как
консультант, помогая в познании и используя следующие методические приемы:
предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
побуждает учащихся делать сравнения, обобщения и выводы;
ставит проблемные задачи;
направляет в решении конкретных вопросов.
Работая над проектом, учащиеся постигают технологию решения
исследовательских задач от постановки проблемы до представления результата.
Если охарактеризовать в общих чертах работу над проектом, то она сводится к
следующему. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую
цель. Целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом
конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.
Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в
ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Формы участия в проекте могут быть самые разнообразные: разучивание и
сочинение собственных произведений, сбор и обмен информацией, подбор
зрительного ряда. Теоретический блок проекта составляют папки
индивидуальных исследований. Важным этапом в ходе работы над проектом
является выполнение творческих заданий, сочинение стихов, интервью по
заданной теме и т.д. Практическим выходом, как правило, является презентация
результатов своей работы и обязательное исполнение произведений - в этом
заключается специфика проектной деятельности на исполнительском отделении.
Такой уровень решения задачи позволяет применить свои знания на практике,
становится стимулом к собственному творчеству. Если проект групповой, то
возможно представление результатов в театрализованной форме.
Основные этапы работы над проектом это проблематизация,
целеполагание, планирование, реализация, рефлексия.
Работа над проектом требует продуманной структуры и методов работы,
ясно обозначенных целей и актуальности предмета исследования. Особенно
важен подготовительный этап. Проблематизация является первым этапом
работы, на котором необходимо оценить все обстоятельства и сформулировать
проблему. Началом работы над проектом, побудительным стимулом к
деятельности является наличие проблемы, что определяет необходимость
сформулировать цель деятельности. Соответственно следующий, второй этап
работы целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно
значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в
дальнейшем воплотится в проектном продукте.
Выбор темы один из наиболее важных и ответственных моментов. По
нашему убеждению, педагог не должен настаивать на определенной теме, так как
у учащегося должно быть право выбора. Инициативу следует поощрять и
приветствовать, так как от заинтересованности зависит эффективность и
успешность работы. Мы не выбираем тематику, имеющую однозначное
толкование. Чаще всего это темы сквозного развития, которые требуют сравнения
и сопоставления культурных явлений на протяжении какого-либо периода
развития культуры, поэтому наши проекты всегда заключают в себе элементы
исследования (Приложение I). Формулировка темы проекта должна заключать в
себе определенную интригу, как бы приглашать будущих слушателей принять
участие в решении проблемы, например: «Вдохновение - озарение или труд?»,
«Классика или джаз?», «Ох, уж эти этюды!», «Если звезды зажигаются» и др.
Остановившись на понравившейся теме, мы определяем цель и задачи работы,
обоснованность выбора и актуальность темы - этап целеполагания.
Итак, когда первый этап пройден и появилось четкое представление об
исходной проблеме проекта и ясна ее цель, надо спланировать все шаги, которые
предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Теперь
можно приступать ко второму этапу к собиранию и систематизации материала.
Конечно, это деление условно. В действительности эти два этапа переплетаются,
порой накладываются один на другой. Планирование – следующий этап работы
над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только
отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Планирование работы - отличительная
особенность проектной деятельности. Весь путь от исходной проблемы до
реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы с
промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения
этих задач; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации
каждого этапа.
На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана. Его
осуществление связано с изучением литературы и других источников
информации, отбора информации, наблюдений, исследований, опросов и
анкетирования; с анализом и обобщением полученных данных.. На этом этапе
учащийся овладевает основными исследовательскими методами, новыми
информационными технологиями, умением оперировать знаниями из других
областей. Педагог помогает организовать самостоятельную исследовательскую
деятельность. Перед учащимися ставится задача: выбрать направление, которое
кажется ему наиболее интересным, и работать индивидуально или в группе. В
исследовании лучше идти от общего к частному, используя принцип
исторического подхода к изложению, показывая, что было «до» и что будет
«после». Этим воспитывается широта мышления, умение увидеть явления
искусства в тесной взаимосвязи прошлого с современностью. Исследовательские
методы, которыми мы, как правило, пользуемся в работе, можно обозначить
следующим образом:
метод исторического подхода;
метод описания и анализа памятников культуры и искусства;
метод сравнения и сопоставления;
метод экспозиционного показа материалов.
Содержанием этапа самооценки и рефлексии – завершающего этапа
работы - основными задачами следует считать:
сравнение и сопоставление итогов;
умение сделать мотивированные выводы и обобщения;
подбор изобразительного ряда для презентации проекта;
оформление работы;
соответствие художественного уровня оформления работы ее содержанию.
Подготовку к защите проекта можно выделить в отдельный этап.
Проект обязательно должен иметь письменную часть отчет о ходе работы,
в котором описываются все этапы работы, начиная с определения проблемы
проекта, все решения с их обоснованием; проблемы и способы их преодоления;
анализируется собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения,
приводятся результаты опросов, подводятся итоги, делаются выводы, выясняются
перспективы проекта. Для более полного и убедительного освещения
проделанной работы, можно дать следующие советы учащимся:
1. Соблюдать связность, логичность и последовательность в изложении
материала.
2. Стараться приводить собственные рассуждения и доказательства.
3. Придерживаться стилевого единства и соблюдать литературный стиль речи.
Как оформить проектную работу? Этот вопрос занимает не только
учащихся, но и преподавателей. Написание отчета представляет значительные
трудности, особенно для тех, кто не имеет опыта работы над проектом. Проект
обладает четкой и определенной структурой, ведущими чертами которого
являются точность, логичность, доказательность. В нем имеются три основных
раздела: вступление, основная часть и заключение.
Во вступлении или пояснительной записке, как правило, обозначается тема,
ее актуальность, раскрываются цель и задачи работы, выделяется главная
проблема и ряд вопросов, на которые предстоит ответить в ходе работы,
описываются ожидаемые результаты и предполагаемый проектный продукт.
В основной части материал излагается по разделам, каждый из которых
раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Материал
основной части структурируется в смысловые блоки. Указываются пути и методы
ее решения, дается описание достигнутых результатов, критерии их оценки.
В заключительном разделе следует сделать собственные выводы о
практической ценности достигнутых результатов, о перспективах развития.
Заключение должно быть четким, вытекающим из содержания основной части.
После того, как пройден весь путь от постановки проблемы до подведения
итогов – наступает ответственный момент: оформление работы.
Работа должна быть напечатана на листах формата А-4, шрифтом 12 или
14 через 1 или 1,5 интервала, на одной стороне листа. При выполнении работы
соблюдаются поля - 2 см со всех сторон. Между заголовком и текстом должно
быть расстояние в 1 интервал. Точки в конце заголовков и названий частей не
ставить! Рекомендуется все заголовки выполнять одинаковым шрифтом, не
писать их заглавными буквами, а пользоваться правилами русского языка: первая
буква заглавная, остальные строчные.
Оформление проекта
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Паспорт проекта
4. Структура разделов
I. Пояснительная записка
1. 1. Актуальность
1. 2. Цели и задачи
II. Основной раздел (тема реферата).
2. 1.
2. 2.… и т. д.
III. Заключение. Итоги и выводы
5. Литература включает библиографические данные книг, которыми
пользовались в работе. Его следует оформлять в соответствии с
существующими правилами. В научных работах приняты разные типы
расположения литературы: по общим трудам, книги одного автора,
авторских коллективов и т. д. Обычно в своей практике мы используем
простой принцип расположения авторов по алфавиту, инициалы которых
следует писать после фамилии. Необходимо обратить внимание учащихся
на пунктуацию в образце описания (упрощенный вариант):
Образец описания книги:
Иванов, А.Д. Русское искусство XIX века. - М.: Искусство, 2005. - 123 с.
6. Список иллюстраций. Работа над проектом по искусству имеет свою
специфику, так как его составной и неотъемлемой частью является
изобразительный ряд. Иллюстративный материал должен соответствовать и
раскрывать содержание текста. Копии произведений художников, скульпторов
или архитектурных сооружений могут быть выполнены как в черно-белом, так и в
цветном изображении, исходя из возможностей учащегося. При наличии в
домашних условиях цветного принтера этот вопрос снимается: конечно,
учащийся будет стараться выполнить свою работу в более красочном варианте.
Если же принтер отсутствует, сейчас существует достаточно технических средств,
чтобы выполнить цветные копии в специализированных салонах, хотя, с другой
стороны, это связано с материальными затратами. Тем не менее, 5-7 цветных
репродукций можно выполнить для того, чтобы представить работу в более
выгодном виде. В общем-то, это и стараются сделать все учащиеся.
7. Приложения. Здесь можно поместить любые виды творческих заданий:
стихи, пословицы, поговорки, любой материал, служащий дополнением к теме.
8. Подобрать эпиграф - четверостишие или слова знаменитых людей,
соответствующие теме проекта. Эпиграф может быть общим для всей работы.
9. В презентации оформляется титульный и последний слайды. На последнем
слайде, кроме литературы, обязательно указывать ссылки на источники
изображений, так как у каждой картинки есть свой правообладатель. Чтобы не
нарушать авторских прав, делайте это обязательно!
Еще один важный момент необходимо отметить, который относится к
культуре изложения материала. В детских проектах допустимо изложение
материала от первого лица. Этим подчеркивается личностный интерес и характер
работы. В педагогических проектах изложение материала не ведется от первого
лица. Местоимение «я» не употребляется, а заменяется безличным предложением:
«считается», «предполагается». Возможно применение словосочетания «автором
работы выдвигается…», а также можно использовать местоимение «мы»: «мы
считаем…». От первого лица допустимо в заключении высказать собственное
мнение по затронутой проблеме.
Непременным условием проекта является его публичная защита,
презентация результата работы. В ходе презентации автор не только
рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует
собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную
компетентность. Элемент самопрезентации важная сторона работы над
проектом, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства
меры, важнейший социальный навык. Для этого учащимся необходимо
подготовить:
текст, в котором в концентрированной форме отражается суть работы;
презентация для защиты.
Презентация работы - наиболее ответственный этап представления
полученных результатов, форма которого должна быть яркой, зрелищной и
запоминающейся. Для подготовки презентации учащийся должен избежать
шаблонов и превратить свою работу в продукт индивидуального творчества. При
создании презентации ученик превращается в художника, так как слайд должен
быть подобран с художественным вкусом и выражать отношение автора. В
процессе демонстрации презентации дети приобретают опыт публичных
выступлений, который пригодится в дальнейшей жизни.
Две основные проблемы презентации это речь и регламент. Очень важно
научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли.
Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не
читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не
упустить. В ходе выступления необходимо следить за временем и за реакцией
аудитории.
Во время презентации проекта автору, возможно, придется отвечать на
вопросы публики. К этому надо быть готовым. Ответ на любой вопрос лучше
начинать, поблагодарив того, кто его задает. У автора, в свою очередь, появляется
шанс показать свою компетентность. Презентацию желательно отрепетировать.
Во время защиты учащийся должен:
1. Кратко изложить цели и задачи, содержание проекта, сделать выводы.
Выступление планировать на 7-10 минут. Оно должно обладать
следующими качествами: точностью формулировок, эмоциональностью
изложения материала, образным и ярким преподнесением содержания
работы. Интересно, когда в выступлении присутствует обращение к
аудитории, предлагаются игровые моменты или вопросы. Это вносит
оживление и позволяет активизировать публику.
2. Можно использовать прием погружения в атмосферу эпохи предложить
посетить художественную выставку или салон, пригласить в кафе, где
встретились представители противоположных взглядов на искусство,
перенестись в машине времени в другую эпоху, провести экскурсию по
галерее и т. д.
3. Отдельно следует сказать несколько слов о внешнем облике учащихся.
Конечно, мы не требуем от учеников официальной формы одежды, но
напомнить им о том, что их имидж должен соответствовать назначению
предстоящего события, нам не представляется излишним. Учащимся можно
посоветовать одеться так, чтобы их внешний вид был сдержанно-
официальным. Одежда не должна стеснять движений, быть такой, чтобы
они ощущали себя в ней комфортно и, в то же время, производила бы
благоприятное впечатление.
Работа над проектом это путь сотрудничества учителя и ученика,
обретения опыта для дальнейшего обучения. Проектирование формирует вкус к
поисковой деятельности, дружеские отношения в коллективе детей, дает им
возможность пережить ситуацию успеха. Опираясь на законы диалога, можно
увидеть в каждой культуре общечеловеческие ценности, которые не знают
времени, границ и пространства - это и становится главным итогом каждой
работы. Проектная деятельность учащихся является одной из возможных
альтернатив традиционной информативной методике обучения. Мы выражаем
надежду, что для педагогов данная работа будет подспорьем в подготовке
учащихся к защите проектов.
Литература
1. Веденеева Т. Е., Воинова М. И. Организационная форма презентации
результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся.
«Дидакт», 2003, № 6. – с. 53-58.
2. Кальней В. А. и др. Структура и содержание проектной деятельности.
Метод проектов в России и за рубежом. – «Стандарты и мониторинг в
образовании», 2004, № 2. – с. 21-26.
3. Коган Г. М. Как делается научная работа в кн. «Методологическая культура
педагога-музыканта под ред. Э. Б. Абдуллина и др.)» М.: Академия, 2002.
с. 122-128.
4. Методологическая культура педагога-музыканта под ред. Э. Б. Абдуллина и
др.) – М.: Академия, 2002. – 272 с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В.
Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . М.: Издательский центр
«Академия», 1999–2005.
6. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в
современном образовании. «Исследовательская работа школьников»,
2004, № 1. – с. 22-32.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное
образование, 1998.
8. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над
проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей.
Ярославль: Академия развития, 2008.
9. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект. - М.: Первое сентября, 2010. -
44 с.
Приложение I
Список проектов учащихся за период 1999-2016 гг.,
выполненных под руководством преп. Колесниковой Л.В.
МБОУ СОШ № 84 г. Северск
1. Проект «Души изменчивой приметы» (портрет серебряного века)
2. Проект «В стране мифов и приключений»
3. Проект «Посиделки у самовара»
4. Проект «Диалоги в пространстве культуры: прошлое и современность»
5. Проект «Смотреть насквозь» (изучение перспективы на уроках МХК и
математики в школе)
6. Проект «Уроки в афинской школе»
7. Проект «Художественные символы эпохи»
8. Проект «Порхающие краски лета»
9. Проект «Семь чудес Томска»
10. Проект «Фотография — документ или искусство?»
11. Исследовательский проект «Глаза - зеркало души»
12. Практико-ориентированный проект «Обучение с увлечением» (интеграция
уроков истории и МХК)
13. Проект «Город веселых мастеров» (мир народной культуры)
14. Проект «Не указчики им кнут и плеть» (Нонконформизм – что это такое?)
ДХШ
1. Проект «Древняя Эллада - колыбель цивилизации»
2. Проект «Познай самого себя» зображение человека от первобытного
искусства до античности)
3. Проект «Как появились краски
4. Проект «Путешествие по радуге»
5. Проект «Любите ли вы чай?» (Чайная церемония в культурах народов мира)
6. Проект «Двенадцать месяцев»
7. Проект «История календаря в памятниках культуры и искусства»
8. Проект «А вы бывали в Третьяковке?»
9. Проект «Зов предков» (культура древних славян)
10. Проект «Люблю тебя, Петра творенье!» (архитектура Петербурга в
объемных открытках)
11. Проект «В лесу родилась елочка..» (Новый год в обрядах и традициях
народов мира)
12. Проект «Путешествие в страну игрушек»
13. Проект «Дизайн: взгляд в будущее»
14. Проект «Молодежные субкультуры»
ДМШ
1. Проект «Свет античной культуры» для общеэстетического отделения
2. «Музыкальные инструменты в мировой живописи»
3. «Образы родной природы в живописи, поэзии и музыке»
4. «Картинки с выставки»
5. «Эхо скифских пиров» (народные инструменты в изобразительном
искусстве с древности до наших дней)
6. Проект «Цветы мне нежно улыбались»
7. Творческий проект «Магия этюда, или Этюд как явление художественного
творчества»
8. Творческий проект «Я - композитор»
9. Проект «Музыка Бетховена в свете других искусств»
10. Творческий проект «Вдохновение - это озарение или труд?»
11. Проект «Куклы – это серьёзно!»
12. Проект «Спорт, музыка и я»
13. Проект «Я музыкантом стать хочу»
14. Творческий проект «Вместе весело играть
15. Творческий проект «Джазовые картинки»
16. Творческий проект «Джазовая палитра»
17. Творческий проект «Мой друг рояль»
18. Творческий проект «Мой первый рэгтайм»
19. Творческий проект «Классика или джаз?»
20. Творческий проект «Руки, которые стоят миллион!» (исполнительское
искусство С.В. Рахманинова)
Педагогические проекты Колесниковой Л.В.
1. Педагогический проект «Душа в созвучии с Прекрасным»
2. Педагогический проект «О чем рассказал дождик» (развитие образно-
ассоциативного мышления учащихся средствами искусства)
3. Педагогический проект «Мама, я и музыка» (День матери)
4. Педагогический проект «Два рояля - восемь рук» классе фортепианного
ансамбля) - совместно Сергеева Ж.С.
5. Практико-ориентированный педагогический проект «Его Величество
«Джаз» - совместно Сергеева, Жолобова, Лукьянова, Ямщикова
6. Педагогический проект «Если звезды зажигаются» (Личностно-
ориентированный подход в образовательном пространстве ДШИ как метод
развития одаренности каждого обучающегося) - совместно Сергеева,
Ямщикова
7. Проект к празднованию 400-летия Томска «Сибирские Афины»
8. Педагогический проект «Композиторы - детям» (Детский альбом в
творчестве композиторов)
9. Педагогический проект «Мы - будущее России» (патриотическое
воспитание в ДМШ средствами искусства)
10. Проект «Мир дому твоему» (Взаимодействие семьи и ДМШ в успешной
реализации музыкально-образовательного направления)
11. Педагогический проект эколого-эстетической направленности «С природою
в родстве»
12. Педагогический проект «Ох, уж эти этюды!» взаимосвязи музыкального
и технического развития юных музыкантов на основе комплексного
подхода в обучении игре на фортепиано)
13. Педагогический проект «Сольный концерт «Фантазии в черно-белых тонах»
как метод воспитания успешности в обучении игре на фортепиано»
14. Педагогический проект «Ангел мой» (духовно-нравственное воспитание
личности на основе интеграции православных традиций и творческой
деятельности обучающихся ДШИ в современных условиях) - Байгулова,
Гаськова, Плужнова, консультант проекта
15. Педагогический проект «Музыкальная гостиная как форма культурно-
д
о
с
у
г
о
в
о
г
о
о
б
щ
е
н
и
я
»
н
а
б
а
з
е
Ц