Развитие воображения и образного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях ИЗО в ДО

Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детства и юношества Приморского района
Статья
«Развитие воображения и образного мышления у
детей младшего школьного возраста
на занятиях ИЗО в ДО»
Автор: педагог дополнительного образования
Ромах Алиса Владимировна
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Введение………………………………………………………………….2
2. Основная часть. Воображение
2.1 Что такое «воображение»?.....……….……………………………..7
2.2 Развитие воображения………………………………………………... 12
3. Образное мышление…………………………………………………….17
4. Фантазия
4.1 Фантазия и образное мышление……………………………………18
4.2 Фантазия и ИЗО……………………………………………………...20
5. Урок ИЗО
5.1. Творческая деятельность на уроке ИЗО…………………………….23
Заключение……………………………………………………………...….28
Список использованных источников информации………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Искусство служит обществу, несёт сознанию человека нормы морали и эталоны
красоты, нравственные и духовные ценности. Именно поэтому среди
множества функций искусства в системе дополнительного образования
важнейшей признаётся её воспитательная функция.
Дополнительное образование детей— это вид образования, направленный на
всестороннее удовлетворение образовательных потребностей ребенка в
интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном
совершенствовании. Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему,
только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить
ростки детской творческой одаренности. Известно, что примерно 70% детей не
имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной
ситуации родители, учителя, педагоги дополнительного образования могут и
должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества,
максимально реализовать потенциальные возможности. А для этого
необходимо создавать для каждого ребенка «ситуацию успеха» (Л.С.
Выготский).
Детские рисунки часто выполнены на основе имеющихся представлений,
то есть образов ранее воспринятых предметов и явлений, взятых в
различных комбинациях. При этом, если восприятие младшего
школьника, при отсутствии определённой педагогической
направленности, может быть схематичным и фрагментарным, то такими
остаются и его представления.
На развитие представлений ребёнка особое воздействие оказывает
воображение, развиваемое художественным творчеством. Художественное
воображение является главным компонентом образного мышления.
Воображение имеет универсальную, общечеловеческую ценность как
компонент любой творчествой деятельности и творческого отношения к
жизни, в чём бы они не проявлялись. Развитое воображение необходимо
человеку, так как лишённый воображения, он всегда становится в тупик перед
новым, не может постичь его сущности и подходит к нему с шаблонными,
стереотипными представлениями.
Развитие художественно-образного мышления, изучение методов
совершенствования изобразительной деятельности младших школьников
имеет социальное, педагогическое, психологическое значение. Однако,
недостаточный учёт и адаптированность к постоянно изменяющимся
современным условиям, снижает эффективность применяемых на практике
методических систем. Для решения поставленных перед предметом ИЗО задач
по развитию творческих способностей младших школьников, требуется
проведение дополнительных исследований по разработке и экспериментальной
проверки методической системы, способствующей эффективному развитию
художественно-образного мышления учащихся и учитывающей
положительные и отрицательные результаты применения на практике других
методических систем.
На сегодняшний день проблема развития воображения младших школьников
является актуальной и социально значимой. Младший школьный возраст - этап
индивидуального психического развития, который продолжается от 6-7 до 10
лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах (1-4 классы)
современной школы. Младший школьный возраст называют вершиной детства.
В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7
до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые
требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид
деятельности учебная деятельность. В школе он приобретает не только
новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется
восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности
ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового
возрастного периода. Мышление в младшем школьном возрасте становится
доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте
переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом
воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для
психического развития и совершенствования вида "гомо сапиенс", мы уже
достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его
сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что
не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое
зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли,
будущее представлено в мечтах и фантазиях. Мечтать - значит создавать
образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы
осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые
сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в
жизнь творческих сил человека.
Возможность воображения "забегать" вперёд, предвидеть наступление тех
или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и
мышления. Однако в отличие от мышления, воображение протекает в
конкретно образной форме, в виде ярких представлений.
Подчёркивая связь между мышлением и воображением, К.Д. Ушинский
говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая
принадлежность ума.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость
формирования творчески активной личности, обладающей способностью
эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим
перед школой встает важная задача развития творческого потенциала
подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования
учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей
всей системы познавательных процессов.
Воображение выводит человека за пределы его существования, напоминает ему
о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек
может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое
существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно
воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того,
что человек хотел бы осуществить, нов данный момент не может; того, что
удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым
условием претворения в жизнь творческих сил человека.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот
психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы
творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы
на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится
вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении
сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л.С.
Выготского, В.В. Давыдова, Е.И.Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина,
В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой
эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием
творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует
саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность
учебно-воспитательной деятельности в младшей школе.
ЧТО ТАКОЕ «ВООБРАЖЕНИЕ»?
Воображение является основой наглядно-образного мышления,
позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без
непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом
помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или
невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
Воображение - это психический процесс, который заключается в
способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося
опыта, способность представлять отсутствующий или реально не
существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.
По И. Канту и Хайдеггеру воображение выступает как одна из
способностей души, основа познания и осознания мира.
Очень много известно о том, какое значение воображение имеет в жизни
человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на
организм. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою
деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовая
культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое
значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования
вида «homo sapiens», уже достаточно хорошо известно. Воображение выводит
человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о
прошлом, открывает будущее.
Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном
времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.
Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых
усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение человека выражается:
1) в построении образа средств и конечного результата предметной
деятельности;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация
характеризуется неопределенностью;
3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют,
симулируют действительность;
4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Имеет
аналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы
(мышление, память, восприятие).
Все представления воображения строятся из материала, полученного в
прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения
всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями
и восприятиями. "Из ничего" воображение творить не может. Человек, глухой
от рождения, никогда не сможет представить себе звук, так же как
слепорождённый никогда не создаст в своём воображении цветного образа.
Воображение - это способ овладения человеком сферой возможного
будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный
характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи
психологической основой творчества, воображение обеспечивает как
историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе.
Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете
(или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само
это понятие схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в
конкретном материале выражение).
Особую форму воображения образует мечта, а также грёза и фантазия.
Мечта обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не
предполагает немедленного достижения реального результата, а также его
полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем, мечта может стать
сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Воображение неразрывно связано с речью. Словами можно выразить то,
что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или
соответствующих представлений, то, чего человек никогда не видел. Только
при помощи речи и других звуков человек получает возможность освободиться
от власти непосредственных впечатлений.
С появлением воображения познавательные возможности и формы
поведения человека существенно расширились. Воображение взаимосвязано со
всеми психическими процессами и сторонами личности. Воображение на
процессы свой отпечаток, делает сугубо индивидуальными. Например, любуясь
плывущими по нему облаками, каждый человек воспринимает их по-разному,
так как образ реальных облаков достраивается образом воображаемых картин.
Неповторимые образы возникают и у каждого из людей, прослушивающих
музыкальное произведение.
Процессы памяти и воображения тесно связаны между собой.
Воспоминание о каком-либо событии редко бывает точным. Человек чаще
всего что-то искажает, что-то приукрашает, добавляет или изменяет некоторые
детали. Чем богаче у человека прошлый опыт, тем более он насыщен яркими
представлениями, впечатлениями, тем значительнее его роль в создании
образов воображения.
Воображение может влиять и на силу эмоций и чувств, испытываемых
человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства
по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа
воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение.
Представление переживаний другого человека помогает формированию и
проявлению по отношению к нему чувство эмпатии, сопереживания. В волевых
действиях представление в воображении конечного результата деятельности
побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше его
побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.
Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие
личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать
или к которому стремится, служат образцами для организации его
жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.
Неразрывно связано воображение и с волевыми качествами личности.
Особенно ярко это наблюдается в процессе творческого труда, когда
человек сознательно, целенаправленно, в соответствии со своим идейным
замыслом воспроизводит прежде полученные образы и создает новое. В этом
случае нередко требуются большие волевые усилия и только при наличии их
достигается поставленная цель - создать действительно новое.
Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие
их определяется, прежде всего, тем, насколько активно, сознательно относится
человек к этому процессу.
Воображение может быть 4 основных видов:
1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по
собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие
образы;
2) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно,
помимо воли и желания человека;
3) продуктивное - в нем действительность сознательно конструируется
человеком, а не просто механически копируется или воссоздается;
4) репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том
виде, в каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такое
воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие
материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки
этого материала - комбинирование и перекомбинирование. Составными
частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез)
воспринятого.
На этом деятельность творческого воображения не заканчивается.
Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или
кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши
материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись
вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие
вещи. Такое воображение становится действительностью.
Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг.
Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из
реальности.
Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной
переработке и превратились в продукты воображения.
Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись
уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг
творческой деятельности воображения.
Существенное значение для характеристики воображения имеют
различия в его самостоятельности, оригинальности, в его творческом характере.
С этой точки зрения различают воссоздающее и творческое воображение.
Таким образом, воображение - универсальная способность человека
представлять что-то новое, перерабатывать старую информацию, представлять
свое будущее, места, в которых никогда не был и многое другое.
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
В воображении детей младшего школьного возраста в большей мере,
чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические
объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что
воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок
еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает
действительность. Например, ребенок четырех лет говорит: "Мой братик болел,
не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает". Ребенок этого
возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще
недостаточно соотносит его с жизненной практикой.
Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень
неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую,
наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в
самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и
быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в
разные стороны. Приступая, например, к рисованию, дети часто еще не имеют
ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая
линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его. Ребенок
начал рисовать домик, но тут, же дом легко превращается в башню, башня - в
большой пароход и т.д. Экспериментально установлено, что нанесение
нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в
процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь
рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного
рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу
воображения.
Таким образом, подчинение воображения восприятию обнаруживается и
в том, что в младшем дошкольном возрасте дети еще не умеют планировать
деятельность, не могут сказать, что будут рисовать, лепить, строить, что будут
делать дальше.
Воздействие окружающей жизни, влияние взрослых постепенно все
более обогащает опыт ребенка - основу развития воображения. С первого
взгляда кажется, что у детей-дошкольников воображение развито лучше, чем у
более старших детей. У детей младшего школьного возраста воображение
опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все
возрастающие знания. Воображение у ребенка-школьника развивается так, что
создаваемые образы все больше и больше соотносятся с практикой. Если трех -
четырехлетнему ребенку достаточно 2-3 палочки и модель самолета готова, то
для семи - восьмилетнего школьника необходимо, чтобы модель была "как
настоящая". В рисунке дошкольник часто передает только некоторые
характерные черты объекта, а учащийся I-II класса пытается изобразить все
детали известного ему предмета.
Образы воображения, возникающие у школьников I-II классов в
процессе их творческой деятельности, так же как и у дошкольников, еще
крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда
случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.
Воссоздающее воображение у учащихся I-II классов также отличается
некоторыми особенностями. Учащимся I класса не удается полностью
воссоздать в рисунке или даже в словесном отчете образы прочитанного текста.
Воссоздаваемые детьми этого возраста образы неустойчивы, постоянно
меняются. При повторном чтении текста учащиеся I класса, так же как и
старшие дошкольники, обычно изображают другие предметы, а не те, которые
были ими, изображены в результате образного воссоздания этого текста после
первого чтения.
Воссоздающее воображение второклассников и отчасти
третьеклассников мало отличается от воссоздающего воображения
первоклассников, хотя оно и становится гораздо качественнее: учащийся II и
отчасти III класса меньше отвлекается, он имеет теперь гораздо больше
впечатлений, сохраняемых памятью и используемых воссоздающим
воображением.
Начиная с III класса процесс воображения все более совершенствуется.
Так, образы воображения в изобразительном творчестве детей улучшаются под
влиянием активного познания предметов в процессе их изображения с натуры.
Усовершенствование образа происходит обычно не за счет присоединения
новых деталей, как это было у учащихся I класса, а за счет упорной работы над
формой изображаемых предметов. Перед учащимися возникает необходимость
приводить форму изображаемых предметов в точное соответствие с
содержанием, возникает с новой силой проблема полной адекватности
(похожести) изображения изображаемому, возрастает роль восприятия своего
рисунка в процессе изображения. Возникающий в рисунке продукт творческого
воображения сопоставляется с замыслом (идеальным образом) и при частичном
совпадении с последним является опорой для дальнейшего развития
творческого воображения ребенка.
У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной
деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство
должно всегда исходить из индивидуального подхода к детям. Без хорошего
понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие
воссоздающего и творческого воображения ребенка, а тем более трудно указать
наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения.
Таким образом, старший дошкольный и младший школьный возраст
характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего
(позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а
затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый
образ). Этот период - сензитивный для формирования фантазии. Младшие
школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с
помощью воображения.
Их игры - плод буйной работы фантазии. Они с увлечением занимаются
творческой деятельностью. Психологической основой последней также
является воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с
необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии,
опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже
приходит воображение. Значение функции воображения в психическом
развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического
отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна
способствовать познанию окружающего мира, самораскрытию и
самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную
мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Развитие же творческого воображения зависит от многих факторов:
возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-
либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей
личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных
структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и
оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень
важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается
глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде,
которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями
стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое.
Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у
ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих
пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого
человека. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но
мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец,
отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и
многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все
важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе
развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего
творческого воображения во всех областях творческой деятельности
принадлежат только уже созревшей фантазии.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее,
чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
Для развития воображения необходимо наличие определенных условий:
эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная
деятельность; необходимость разных видов деятельности.
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Мышление это особого рода умственная и практическая деятельность,
предполагающая систему включенных в неё действий и операций
преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского)
характера.
Образное мышление – мышление в виде образов путём их создания,
формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения, с
помощью мыслительных процессов. Входит как существительный компонент
во все без исключения виды человеческой деятельности. Реализуется с
помощью механизма представления. Передаёт знание не об отдельных
изолированных сторонах (свойствах) реальной действительности, а формирует
целостную мысленную картину отдельного участка действительности.
Реализуется с помощью механизма представления. Передаёт знание не об
отдельных изолированных сторонах (свойствах) реальной действительности, а
формирует целостную мысленную картину отдельного участка
действительности. Пространственное мышление, ассоциативное мышление,
наглядно-образное мышление, визуальное мышление можно рассматривать как
разновидности образного.
Образ субъективная картина мира или его фрагментов, включающая
самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную
последовательность событий. В психологии понятие «образ» используется в
нескольких значениях. Так, при описании развития мышления ребёнка
выделяют стадию наглядно-образного, отличие которой от более ранних и
последующих стадий состоит в опоре на зрительные представления и их
трансформации как средства решения мыслительных задач.
Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий
психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно
психологическим исследованиям, структура образного мышления представляет
собой пересечение пяти основных подструктур: топологической, проективной,
порядковой, метрической, композиционной. Указанные подструктуры
мышления существуют не автономно, а пересекаются. Поэтому возникает
заманчивая идея так развивать образное мышление детей, чтобы не «ломать»
его структуру, а максимально использовать её в процессе обучения, сделав
последнее гуманизированным.
Образное мышление представляет собой форму творческого отражения
человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой
действительности или субъекта на данный момент времени не существует.
Мышление человека своих низших формах оно имеется у животных) также
можно поднимать как творческое преобразование имеющихся в памяти
представлений и образов.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что
материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются
не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или
непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или
извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно
преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно
увидеть решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет
собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в
работе писаталей, художников, артистов.
Мышление в образах входит как существенный компонент во все без
исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и
отвлечёнными они ни были.
ФАНТАЗИЯ И ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Обнаружена следующая закономерность: там, где первоначально
созданные образы менее наглядны, ярки и устойчивы, их преобразование,
оперирование ими идет более успешно; в тех же случаях, когда образ
опредмечен, отягощен различными деталями, манипулирование им идет с
затруднениями.
Основная функция образного мышления создание образов и
оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции
обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на
видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых
образов, отличных от исходных.
Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии
объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В
результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на
котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность
представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает
создание нового по отношению к исходному, т. е. является продуктивной.
Поэтому деление образов на репродуктивные и творческие (продуктивные) не
корректно.
Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает,
что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и
умозаключений. Но в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где
словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении
слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже
выполненных преобразований образов.
Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две
стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением
реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных
сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную
мысленную картину отдельного участка действительности.
Мышление в образах представляет собой сложный психический процесс
преобразования чувственной информации. В нем представлены результаты
непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийная
обработка и мысленное преобразование. В ходе этого процесса образы
произвольно актуализируются на основе заданного наглядного материала,
видоизменяются под влиянием различных условий, свободно преобразуются,
создаются новые, существенно отличные от исходных.
Процесс образного мышления привлекает исследователей и ученых, Во
многих: случаях мышление анализируется с точки зрения определенных
психологических подходов (Л.Б. Ительсон, Н.В. Маслова, Н.В.
Рождественская.И.С. Якиманская). Анализ литературы позволяет прийти к
заключению, что важным аспектом мышления является его связь с
эмоциональной сферой, чувствами человека, создающими благоприятные
условия для развития образного мышления. Анализ механизмов
функционирования образного мышления показывает, что умение работать с
образами (создавать их, оперировать ими) придает всему процессу усвоения
знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает
усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие
стороны личности, воображение. Образное восприятие мира ребёнком
отличается подвижностью, динамичностью, ассоциативностью. Чем больше
каналов восприятия задействовано, чем больше связей и отношений включено в
содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его
использования. В психологии мало изучены разновидности образного
мышления, формирующиеся под влиянием разных систем знаний, методов
познания, условия развития образного мышления, роль образного мышления в
формировании понятий.
ФАНТАЗИЯ И ИЗО
Значение уроков ИЗО для развития воображения исключительно велико,
так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с
народным декоративно прикладным искусством, этот вид деятельности в очень
высокой степени способствует и эстетическому воспитанию школьников.
Декоративно-прикладному искусству учащиеся отдают особое предпочтение,
поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени,
чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы.
Этому способствует возможность подбирать по желанию детали изделий,
самостоятельно определить их цвет в росписи, в цветовых сочетаниях.
Обучаясь на уроке изобразительного искусства, учащиеся стремятся
делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них
эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это
воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию
своих умений.
Главными задачами являются:
Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и
вносить прекрасное в свою жизнь.
Вести детей по дороге счастья и добра.
Находить оптимальную нагрузку для учащихся и тем самым создавать
благоприятные условия для его творческого роста.
Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.
Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный
уровень уч-ся, помогать развиться воле ребёнка.
Для успешного решения задач в развитии воображения необходимо:
Максимально использовать интерес.
Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже
проявленных способностей (живопись, графика, лепка, декоративно-
прикладное искусство)
Для достижения успеха важна мотивация.
Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.
Организовывать и направлять способности как вид деятельности.
Выстраивать систему занятий ИЗО необходимо таким образом, чтобы
учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками,
предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не
бояться нового и неожиданного. На уроках живописи и рисования присутствует
выбор: веер возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаёт
успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении учащихся.
Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует
формированию творческой личности. Дети создают свой продукт творчества,
который приносит успех, радость им и окружающим.
До недавнего времени было очень распространенно обучение по
образцу. При этом основное внимание обращалось на то, чтобы у ребят
получались аккуратные работы, как можно более похожие на демонстрируемый
предмет. Обучение по образцу - это тренировка, при помощи которой ученик
может достигнуть иногда довольно высокой степени мастерства и выполнение
тех или иных операций. Однако " механически усвоенный способ действия
становится одним из препятствий на пути развития воображения".
В самом деле, копируя образец, да ещё зачастую выполняя все действия
под диктовку, учащиеся делают работу чисто механически. Внешне такой урок
производит впечатление хорошо организованного, чёткого, педагогу нетрудно
следить за работой каждого ученика, но в сущности это только передача
приёмов и способов действий, без развития творческих способностей
Ребёнку уже не нужно самому наблюдать, анализировать, находить
главное, определять смысл, красоту и оригинальность деталей: ему нужно
только скопировать.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что истинное развитие
воображения ученика возможно лишь в процессе самостоятельного поиска
нового способа действия, необходимо и на уроках ИЗО создавать ситуацию
поиска.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ИЗО
Творческая деятельность - специфический вид активности человека,
направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира,
включая самого себя. Главная составляющая творческой деятельности - умение
выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли, опираясь на собственные
ощущения и предпочтения.
Творческая деятельность - это такая деятельность, в результате которой
создается нечто новое. Творческую деятельность, основанную на
комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют
воображением или фантазией.
Группа искусств, основанных на воспроизведение конкретных явлений
жизни в их видимом предметном облике, получила название изобразительных.
К ним относятся - скульптура, живопись, графика. Видимое сходство, подобие
образа и реальности - характерная черта этих искусств. Достигается это
сходство в каждом искусстве своими особыми средствами: в скульптуре -
пластикой объемных форм, в живописи - красками на плоскости, в графике -
линиями, штрихом, пятном в условном, чаще всего черно-белом цвете.
Предметы, которые употребляются в жизни, и вместе с тем служат
украшением, называют декоративно-прикладным. Прикладное - значит,
употребляемое в жизни. Декоративное - значит, украшающее жизнь. К этому
виду искусства относится:
• лепка,
• керамика
• различные виды аппликации,
• коллаж
• флористика
• игрушки, куклы
• костюмы
• народная роспись, орнамент.
Дизайн - это особая область искусства конструирования,
проектирования и моделирования предметного мира, на основе практических и
эстетических данных. По моим наблюдениям учащиеся больше всего любят
заниматься изобразительным искусством и декоративно прикладным
творчеством, а именно, аппликацией и коллажем из различных материалов, а
также мастерить что-либо из подручных материалов.
Аппликация - от латинского слова "applicacio" - прикладывание, широко
распространяемая техника декоративно-прикладного искусства. Это
разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломки, предметы декора,
природный материал нашивают или приклеивают на материал другого цвета,
фактуры или выделки. Необычайно интересны получаются детские
аппликации, используемые в народном костюме и декоративных украшения, а
также при изготовлении поделок из кожи, различных панно, декоративных
ковриков, выполненных из разноцветных лоскутков ткани и меха, наклеенных
на суровое полотно, аппликации из птичьих перьев, яичной скорлупы,
карандашных стружек и ватных, газетных комочков, разнообразные
композиции из бумаги, выполненные различными способами. Способы
выполнения аппликации также очень разнообразны: обрывная, коллажная,
объемная, смешанная. Такое множество разнообразных и оригинальных
способов творческой деятельности необычайно развивает ребенка, у него
развивается фантазия творческое воображение, появляется эстетический вкус,
что важно не только в искусстве, но и повседневной жизни. Разнообразные
технологические приемы служат развитию мелкой моторики, а значит,
стимулируют речевую и умственную деятельность. Большую роль в развитии
креативных способностей занимают занятия по моделированию и
конструированию. Это первые попытки знакомства с дизайном. Здесь
развиваются пространственное и логическое мышление, художественное
видение, композиционное чувство. Ребенок применяет приобретенные
практические навыки, умения и вкус для того, чтобы сделать что-то своими
руками, проявить свою изобретательность, находчивость, смекалку. А делая
что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к
аккуратности, настойчивости и терпению.
По характеру того, что и как изображает ребенок можно судить о его
восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти,
воображения, мышления, наблюдения. И не случайно, так же, одним из
любимых видов творчества является ИЗО деятельность. Как и в декоративно-
прикладном искусстве, так и в изобразительном я стараюсь применять
различные техники, приемы, рисования. К техническим приемам ИЗО
относятся:
в графике: мягкие материалы - карандаш, уголь, сангина, тушь и перо,
фломастеры.
в живописи: гуашь, акварель, пастель, цветные карандаши и мелки.
Использование таких приемов, как: монотипия - рисование гуашью с
помощью стекла, рисунок по мокрому листу, используя эффект растекание,
рисунок воском, тушью и выцарапывание перышком, рисунок палочкой,
использование приема поантелизм - рисование точечными мазками и т.д.
Изобразительное искусство делится на:
тематическое рисование,
рисование по памяти и воображению,
рисование с натуры,
декоративное рисование.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: на уроках
творчества решаются вопросы эстетическо-познавательного воспитания
открываются широкие возможности для художественно-творческого развития
учащихся, формируются у них эмоционально-нравственное отношение к миру,
окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление.
Задача таких уроков разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем
творческое начало.
Предметы художественно-эстетического цикла изобразительное
искусство, музыка, литература, МХК формируют, в первую очередь,
убеждения, мотивационно-ценностную структуру личности ребёнка, его
понятия о морали, чести и достоинстве, героизме, добре и зле, прекрасном и
гармоничном, которые так востребованы в этом возрасте. Эти убеждения
формируют активную творческую позицию личности подростка.
Такая позиция позволяет ребенку не только быть латентным
«носителем» возвышенных понятий и идей, но и поступать в соответствии с
этими убеждениями, что является важнейшими чертами самовоспитания
личности. В этом процессе присвоения культурных ценностей своего народа и
формирования характера взрослеющего человека особенно важным является
развитие художественно-образного мышления, которое позволяет на основе
идеи «прекрасного» более эффективно формировать внутреннюю культуру и
убеждения. Изобразительное искусство в первую очередь связано с поиском
данной идеи прекрасного на основе художественно-творческих решений,
сопряженных с интеллектуальными особенностями развития школьников
младшего возраста, а именно — с их художественно-образным мышлением.
Вопрос развития мышления младших школьников является актуальным в
психологической и педагогической науке.
Мыслительная деятельность приобретает в младшем школьном и
дошкольном возрасте особую значимость. Отличие мышления от остальных
психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с
активным изменением условий, в которых человек находится. Формирование
мышления ребенка в школьных условиях всегда направлено на решение какой-
либо учебной задачи. Не является исключением и развитие художественно-
образного мышления, которое направлено на решение художественно-
творческих задач в процессе изобразительной деятельности. Обобщенное
познание окружающего мира средствами изобразительного искусства на уроках
изобразительного искусства чаще всего происходит путем подражания,
чувственного отражения и интерпретации сути явлений. Таким отражением
объективной реальности является образ. «Образ» в переводе с латинского
означает имитацию. Художественный образ это присущая искусству форма
отражения действительности и отношения к ней художника, раскрывающая
общее через конкретное и осуществляемая в творческом процессе.
Следовательно, образ имеет сложную собирательную структуру, в которой мы
выделяем несколько уровней:
образ-замысел в творческом воображении ребёнка;
образ-произведение, воплощенный в том или ином материале;
образ-восприятие, возникающий в сознании зрителя.
Три уровня являются основой художественного образа. Образ-замысел
является той «искрой», возникающей в процессе мышления творца, что ляжет в
основу образа-произведения. Итогом этой преобразовательной деятельности
должен стать образ-восприятие. Мы будем соотносить эту структуру с
качественными характеристиками образа, рассмотренными нами ниже: форма,
содержание и материал.
Умение мыслить образами это умение видеть объекты цельно,
опосредованно, во взаимосвязи. Основным фактором творческой личности
является именно умение мыслить образно. Образное мышление оперирует
образами непосредственного чувственного восприятия реального мира, их
понятийной обработкой и мысленным преобразованием.
Первые шаги в мире искусства - это первые шаги на пути к себе, к своим
творческим возможностям. И основная цель данной работы заключалась в том,
чтобы показать, как в условиях изобразительного искусства и художественного
труда решаются вопросы творческого и познавательно - эстетического
воспитания. Подведя итог, хочу отметить, что не каждый ребенок приходит в
мир художником. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики.
Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития
обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно
раскрыть. В этом нет никакого противоречия. Так, каждый обладает
способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие
становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому
педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из
потенциальных художников.
В этих условиях, наиболее одаренные, скорее найдут свой путь. А все
остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных
замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство. Детям обязательно
нужно помочь раскрыть себя, и чем раньше это произойдет, тем лучше
проявится их творческий потенциал. Здесь нельзя терять времени, т.к. пик
креативной деятельности, наивной и искренней, приходит на 6 лет, а затем,
если детям не помочь. Они взрослеют и боятся показаться смешными,
непонятыми и отвергнутыми, потому, что не могут выразить все то, что у них
внутри. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития
творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени
необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее
использовать их в младшем школьном возрасте. Для этого необходимо
создания определенных условий, благоприятных формированию и развитию
творческого потенциала. Подытожив все сказанное ранее, можно прийти к
следующему выводу, что такими условиями являются:
• Создание особой обстановки, определяющей развитие детей.
Возможность самостоятельного решения задач ребенком,
требующих максимального напряжения, когда он доходит до "пика" своих
возможностей.
Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности и заданий,
как в сюжете, так и в технике, приемах.
Умная, доброжелательная и своевременная помощь со стороны
учителя, а не навязывание или подсказка.
Комфортная психологическая и нацеленная обстановка, поощрение
стремлений ребенка к креативной деятельности, в том числе создание
нестандартных композиций.
Использование индивидуального подхода, а также различных
методик, упомянутых ранее, особенно игровых и коллективных.
Эти условия, конечно, обязан предоставить педагог. А помимо этого, он
сам должен прекрасно рисовать и создавать прекрасное своими руками. Иначе
учащиеся не поверят в него. Педагог также должен быть достаточно
образованным в искусстве, умеющим ярко, образно и эмоционально донести
информацию и быть увлеченным своим делом.
Список использованной литературы
1.Андреева Л.В. Графический рисунок как средство образного познания
и изучения действительности, - Н. Новгород 2004. - 20 с.
2.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в
обучении детей. - М., 1999-567 с
3.Венгер А.Л., Эльконин Д.В. Особенности психического развития детей
6 - 7 летнего возраста - Москва, 1998
4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,
1999 - 93 с.
5.Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников //
Вопросы психологии
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-risovaniya-v-obuchenii-
detey/viewer
2. https://art.1sept.ru/index.php
3. http://art-in-school.narod.ru/