Методическая разработка "Хореография - как одно из средств эстетического воспитания"

1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования Черемушкинская детская школа искусств
муниципального образования г. Саяногорск
Методическая разработка
Тема: «Хореография - как одно из средств эстетического
воспитания».
Разработчик:Макарова.О.М
Преподователь высшей
квалификационной категории МБУДО ЧДШИ
2
г Саяногорск, п.Черёмушки, 2020г.
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе
внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в
дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах.
Хореографические отделения в школах искусств и
хореографические школы показали себя на практике как
перспективная форма эстетического воспитания детей и
подростков, в основе которой лежит приобщение их к
хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное
развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому
обучение в хореографических коллективах должно быть доступно
значительно большему кругу детей и подростков. Они любят
искусство танца и посещают занятия в течение достаточно
длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в
приобретении танцевальных знаний и умений. Используя
специфические средства искусства танца, заинтересованность
детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить
большую воспитательную работу.
Как мы знаем, классический танец, является основой
хореографии, и к моему удивлению я думала что, знаю о классике
всё, но я ошибалась. Не смотря на то, что основы являются
неизменными, классический танец, балет, изменяются, меняются
манеры преподавания, музыкальное сопровождение и т.д. Мне
посчастливилось побывать на семинаре по классическому танцу,
который проводила замечательный человек, прекрасная балерина
3
Елена Георгиевна Забалканская, педагог академии балета им.
Вагановой. Началось наше общение с первого класса обучение в
академии - это дети в возрасте 10 12 лет. И первое чему нужно
было уделить внимание в преподавании это постановка корпуса у
детей. Как оказалось, сколько бы ребенок не занимался
хореографией, все это время нужно посвящать постановке корпуса,
рукам, голове, и чем больше уделять этому внимание, тем легче
впоследствии будет разучивать хореографические постановки. На
пуанты детей можно ставить в любом возрасте, но только если вы
уверены что стопа сформировалась - в академии это дети третьего
класса в возрасте 14-15 лет. Они уже не только стоят на пуантах,
делают прыжки, но и танцуют не большие партии с балета.
Экзерсиз у станка желательно делать и на середине зала, для того
чтобы не было провалов и завалов корпуса, для того чтобы дети
чувствовали опору. Партер в классике обязателен, работа на полу
дает очень много возможностей для осанки, выворотности стопы,
для силы рук и ног. Поэтому уроки нужно проводить не только у
станка стоя часами, а работать на середине класса и на полу, чтобы
детям не был скучен и ненавистен классический танец. Не нужно
забывать про работу руками, руки должны быть легкими и
удлиненными. Классический танец очень сложный в изучении,
потому что в основном все делается медленно и под классическую
музыку. И поэтому педагог, и концертмейстер в академии работают
в музыкальном подборе для урока вместе. Концертмейстер играет,
а педагог выбирает, то или иное музыкальное сопровождение для
комбинаций у станка и на середине. Форма, прическа, обязательны
4
на каждом уроке - это закон! Наши дети не понимают, а вернее
протестуют против правил, и не знают, что не убранные волосы и
не удобная форма могут нанести вред здоровью, нанести травмы.
Мы не работаем с одаренными физически детьми, но мы должны
стремиться дать им лучшее, что есть в хореографии. Хореография -
это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то
есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на
балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах,
постановочных работах других коллективов. В российском
образовании уроки по хореографии становятся обязательными.
Они воспитывают и развивают не только художественные навыки
исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка
привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми
законами красоты.
Занятия хореографическим искусством способствуют
физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это
гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок,
владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее
формирование -процесс длительный, требующий многих качеств
от детей не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти
качества годами воспитываются педагогами-хореографами и
определяют успех во многих делах.
Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает
детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести
рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя
5
находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить,
не доработать. Педагог-руководитель хореографического класса
постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем,
чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному
восприятию и созиданию действительности. В основе этого
воспитания лежит формирование любви к своей национальной
культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты
окружающего мира, общения. Достижение физического
совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках
хореографии.
Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Начиная занятия с детьми,
педагог-хореограф, прежде всего, стремиться заинтересовать
детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое
расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми
впечатлениями. Приобретение правильных и точных танцевальных
навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к
созданию в них образа, беседы педагога с детьми - все это
развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное
отношение к произведениям искусства, учит правильным
суждениям в области хореографии. Исходя из многолетнего
практического опыта работы с детьми, делаю вывод, что как важно
дать детям грамотную и систематическую подготовку в
хореографическом классе.
Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями,
6
научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого
хореографического материала, выразительно его исполнять, дети
по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к
занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с
хореографией формируется художественный вкус детей, они
начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в
искусстве, но и в жизни.
Так же можно прийти к заключению, что занятия в
хореографическом классе имеют большое значение для
физического развития детей. Они приобретают стройную осанку,
начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от
таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость»,
лишний вес и т.д. У них улучшается координация движений. На
занятиях в хореографических классах полезные навыки
приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику
поведения в быту; подтянутость и вежливость, становятся нормой
поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой,
аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.
Важно заметить, что успех детей в хореографическом
коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает
профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-
тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые
отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии
важно знать особенности методики работы с детьми разных
возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных
7
ошибок, встречающихся в практике.
Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в
эстетическом воспитании детей является умение анализировать и
учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности
исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую
интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность
педагога-руководителя имеет огромное значение для
использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях,
для создания устойчивой положительной атмосферы в классе.
В заключении , можно сказать , что каждый прожитый день,
каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и
возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые
незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе
обучения и эстетического воспитания детей. Активность учеников
на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой
инициативы педагога, стремления вести своих учеников к
совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому
духовному развитию.