Духовно-нравственное воспитание обучающихся на занятиях по сценической речи

Конспект открытого занятия по сценической речи
Тема занятия: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся на
занятиях по сценической речи»
Цель: Воспитывать духовно-нравственную личность школьника на
занятиях драматического кружка по сценической речи.
Задачи:
- развивать умения и навыки выполнения речевого тренинга;
- формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости,
самоконтроля, коллективизма;
- воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, к Родине через
работу над рассказом Михаила Пришвина "Моя родина".
Возраст детей: 13 лет
Оборудование и материалы: маленькие зеркальца, карточки с заданиями,
мяч.
Наглядные пособия: звуковой ряд гласных звуков.
План занятия:
Организационный момент – 2 минут
Теоретическая часть - 10 минут
Практическая часть – 25 минут
Подведение итогов урока - 3 минут
Ход урока:
Организационный момент. Педагог приветствует детей, отмечает
отсутствующих в журнале учета работы. Раздает маленькие зеркальца.
Теоретическая часть. Дается педагогом перед каждым видом упражнений.
Практическая часть.
РАЗОГРЕВАЮЩАЯ РАЗМИНКА
Разогревающая разминка нам нужна для того, чтобы приток крови хорошо
циркулировал по нашему организму, а именно в части туловища, а не головной
части. Отток крови из головной части позволит нам освободить носовые
дыхательные пути, что способствует правильной артикуляции, дикции.
Упражнения: и. п. - стоя, ноги на ширине плеч.
1. для шеи. повороты головой
2. плечи, руки, кисти рук.
3. повороты туловища.
4. приседания
5. прыжки: на одной ноге, на обеих.
6. упражнение в парах: участники стоят друг против друга, упираясь
ладонями к ладоням партнера. Осторожно толкаем друга, одновременно.
7. "лыжи" принять стойку лыжника. Не отрывая ноги с пола начинаем
движения руками, как будто катаемся на лыжах и не забываем о дыхании: вдох
через нос, выдыхаем через рот со звуком "ш-ш-ш"
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что
губы должны двигаться не горизонтально, т. е. в растянутом положении этом
случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с
движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.
«Назойливый комар» (подготовительное упражнение разогревает мышцы
лица)
Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое
постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только
движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное
гримасничать как можно более активно.
«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все
лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются
по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
«Рожицы». Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать
нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Только
лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка,
которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов,
поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой.
Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ
Улыбка – хоботок
Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как
можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.
Часы
Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке
и обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами
карандаш и написать им в воздухе своё имя.
«Веселый пятачок»:
а/на счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у
поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;
б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз,
затем вправо и влево;
в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в
другую.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить
мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА
Упражнения выполняются 5-6 раз
Уколы
Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую
щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.
Змея
Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.
«Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальше и попытаться
достать им до носа, а затем до подбородка.
Коктейль
Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный
коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.
Львёнок и варенье
Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика
хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным
длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и
заканчивая пальцами стоп.
«Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку»
вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЧЕЛЮСТИ
«Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при
этом открывается широко и свободно. «Зевающая пантера»: нажать двумя
руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая
голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем
зевнуть и потянуться. «Горячая картошка»: положить в рот воображаемую
горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо
поднято, гортань опущена).
УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ
«Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито
педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке:
«а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно
дальше.
«Я» (из упражнений Е. Ласкавой). Участники становятся полукругом, и
каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её
вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача послать звук
вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если
вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника.
«Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно чётко и
одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной
согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.
д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба ба ба ба бо бо бо бо бу
бу бу бу бэ бэ бэ бэ бы бы бы бы»; буквосочетание с «и»
произносится один раз и длинно.
«Звуки».
- бдут
-вдут
-глук
-здруст
-чу-щу
-брук
-мнуст
-фруст
-ткут
-пдгу
«Чистоговорки»
В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты,
что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения,
а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете
хором за мной.(Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно)
Шла Саша по шоссе и сосала сушку Купи кипу пик Стоит поп на копне,
колпак на попе Бык тупогуб. тупогубенький бычок
У быка бела губа была тупа
Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас
выполним.
«Переброс». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники стоят в кругу, у
одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку
и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.
«Чистоговорка в образе». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по
одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных,
заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «Шла Саша по шоссе
и сосала сушку»
как учительница русского языка, читающая диктант. как преподаватель по
речи как обиженный ребенок как скандальная бабка как робот как
рассерженный человек
РАЗВИТИЕ МАСОЧНОГО ЗВУКА.
Произносим звук «м» с закрытым ртом в нос. Произносим звук «н» с
закрытым ртом и постукивая попеременно, то по правой ноздре, то по левой.
«Больной зуб». Участникам предлагается представить, что у них очень
болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты,
все мышцы свободны. Звук должен направляться в затылок. При выполнении
каждый участник должен добиваться, чтобы у него дрожали ноздри, а губам
было щекотно.
«Капризуля». Участники изображают капризного ребёнка, который ноет,
требует взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука,
отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос. Затем постукать
пальцем сначала по одной ноздре не прерывая звука, потом по другой.
«Коровка» и «Коровка бодается». На правильном дыхании и на удобной
средней ноте берётся звук «м» с закрытым ртом. Когда слышен каждый голосок
и все они примерно равны по силе звука, руководитель уходит в другой конец
зала и просит «забодать его», то есть весь звук отправить на него. Рука быстро
идёт вниз - вверх и также работает нижняя челюсть. В результате должен
получится звук подобие «м м мам м м». Обязательно напомните детям,
чтобы, выполняя это упражнение, они следили за тем, чтобы ноздри дрожали, а
губам было щекотно.
«Баня». (из упражнения Е. Ласкавой). позиция стоя, и при этом тело
согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального
состояния, а в положении стоя похлопывание переходит на живот, спину, грудь.
Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Сейчас проведем упражнения на дыхание.
«Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и
устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой
струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.
«Погреем руки» (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед
ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на
ладошку.
«Снайпер». То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и
за максимально короткое время.
«Упрямая свечка». То же, что и «снайпер», но воздух выдыхается в
несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.
«Два вдоха и два выдоха»
Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободно. По
хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем
двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т. д., пока дети не
научатся делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.
«Дровосек»
Вдох руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох со словами «и
раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох замах,
выдох – удар.
Все эти упражнения направлены на развитие диафрагмального дыхания.
В игровом пространстве, посредством физических движений, помогающих
«открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся
распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит
долгота и сила звука.
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
- Мы с вами несколько занятий работали над рассказом Михаила
Пришвина "Моя родина" (из воспоминаний детства). Каждый участник работал
над своими предложениями. Сейчас мы попробуем сложить из предложений
интонационно связанный рассказ и передать зрителям суть этого рассказа.
Михаил Пришвин
Моя родина.
(из воспоминаний детства)
Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встала тоже до солнца,
чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с
молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда
покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно
вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до
солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю.
Мало помалу я к этому раннему вставанию так привык, что уже не мог
проспать восход солнца.
Потом и в городе я вставал рано, когда весь животный и растительный мир
пробуждается и тоже по своему начинает работать.
И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались
с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и
счастья.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая
солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти
охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода -
будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные
- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю -
лес, степь и горы.
А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину!
4.Подведение итогов занятия.
Педагог На этом наш речевой тренинг закончен. Те, у кого не все
получалось во время тренинга, дома постараются повторить упражнения.
(Называет имена ребят, кому и какие упражнения следует повторить
дома). Спасибо за занятие. Поаплодируем друг другу.