Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий у учащихся 1-х классов

1
Инструкция по проведению мониторинга
сформированности универсальных учебных действий
у учащихся 1-х классов
Цель: определение уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся
первых классов (далее мониторинг УУД) в соответствии с Требованиями к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:
выявить уровень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся;
скорректировать ход образовательного процесса по результатам мониторинга УУД.
Порядок и сроки проведения:
I этап – начало года в срок до 15 сентября;
II этап – конец года в срок до 30 апреля.
Инструктивно-методические материалы для проведения мониторинга содержат:
инструкцию (Приложение 1);
стимульный материал (Приложение 2);
сводную таблицу (Приложение 3);
Предложенный инструментарий является универсальным. Учитель может самостоятельно, без
участия педагога-психолога проводить диагностические процедуры в рамках мониторинга УУД.
Данные мониторинга УУД позволят скорректировать учебный процесс путем разработки
индивидуальных маршрутов по формирования УУД в соответствии с выявленными проблемами на
последующих этапах обучения.
2
Диагностический материал
Диагностика познавательных универсальных учебных действий
Методика №1 «Рисование бус»
Цель: позволяет выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе
деятельности при восприятии задания на слух, способность к самоконтролю.
Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку. У каждого
ребенка должно быть шесть разноцветных карандашей. Работа состоит из двух частей: 1)
выполнение задания (рисование бус); 2) самоконтроль и в случае необходимости перерисовывание
бус.
Инструкция к 1-й части задания (повторяется два раза): «У каждого из вас на листочке
нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть
разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать».
Инструкция ко 2-й части задания: «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было
нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки - всё ли сделано правильно. Кто заметит ошибку,
сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие задания повторяется еще раз
медленно, каждое условие выделяется голосом.)
Обработка результатов и интерпретация
Оценка задания
4-й уровень: задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин
(пять), их форма (круглая или близкая к круглой), использование пяти разных цветов,
фиксированный цвет средней бусины.
3-й уровень: учтены три условия.
2-й уровень: учтены два условия.
1-й уровень: учтено одно условие.
Оценка самоконтроля
4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки
исправляет правильно и полно.
3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки.
2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б)
при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок.
1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.
Диагностика регулятивных универсальных учебных действий
Методика №2 “Графический диктант” (Д.Б. Эльконин)
Цель: определение способности ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые
им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить задание по зрительно воспринятому
образцу.
Материал: тетрадный лист бумаги в клеточку, в правом верхнем углу фамилия, имя
ребенка, дата проведения обследования. С левой стороны листа на расстоянии четырех клеток от
обреза ставится 3 точки, одна под другой (расстояние между ними по вертикали - 7 клеток).
Первая инструкция: “Сейчас мы с Вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо
постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно
слушать меня я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводите
только те линии, которые я буду диктовать. Когда начертите линию, ждите, пока я скажу, куда
направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не
отрывая карандаша. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш.
Правильно. Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так
(показывает на доске). Это проведена линия на одну клеточку вправо. А теперь я, не отрывая руки,
3
провожу линию на две клеточки вверх, а теперь на три клетки направо (слова сопровождаются
вычерчиванием линий на доске)”.
После этого переходят к рисованию тренировочного узора.
Экспериментатор продолжает: “Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на
самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от
бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз.
Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше
продолжайте рисовать такой же узор сами”.
Во время работы над этим узором экспериментатор ходит по рядам и исправляет допущенные
детьми ошибки. Ребят следует предупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы.
Вторая инструкция: “Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились?
Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна
клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна
клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать узор”.
Инструкция к заключительному узору: “Все. Этот узор дальше рисовать не надо. Мы
займемся последним узором. Поставьте карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать.
Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две
клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна
клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте
рисовать узор”.
При анализе результатов выполнения задания необходимо оценить действия под диктовку и
правильность самостоятельного выполнения узора. Первый показатель свидетельствует об умении
внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние
раздражители. Второй — о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. И в том и в другом
случае можно ориентироваться на такие критерии, как:
-высокий уровень: оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном
из них встречаются отдельные ошибки;
-средний уровень: оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один
узор сделан безошибочно, а второй вовсе не соответствует диктуемому;
4
-уровень ниже среднего: один узор частично соответствует диктуемому, другой вовсе не
соответствует;
-низкий уровень: ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.
Методика № 3 «Срисовывание группы точек»
Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно
контролировать свои действия.
Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по
вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.
Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).
1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо
незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются.
Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.
2 балла - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более
трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков
вместо точек.
3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по
величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их
не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.
4 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек.
Размеры образца и число точек не учитываются совсем.
5 баллов - каракули.
Методика №4 «Копирование фразы "Он ел суп"
Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Он ел суп", написанную
письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему
скопировать образец иностранных слов.
Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй
это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где)
напиши также.
1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца.
Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.
2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность
не обязательна.
3 балла - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.
5 балл - каракули.
5
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий
Методика №5 "Рукавички" (Г.А. Цукерман).
Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию
усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе
парами, и анализ результата.
Инструкция:
Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят
украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но
сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников
получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы
цветных карандашей
Обработка результатов:
Низкий уровень в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не
пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
Средний уровень сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых
деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети
активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа
раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное
действие; следят за реализацией принятого замысла.
Диагностика личностных универсальных учебных действий
Методика №6 Тест несуществующее животное.
(Проективная методика "Нарисуй животное")
Инструкция. Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его
НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием.
Интерпретация: положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии
вертикально поставленного листа.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено)
трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме,
недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание,
тенденция к самоутверждению.
6
Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая
самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме,
в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута
вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается,
планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не
доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия:
лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко
также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к
действию или боязнь активности - следует решить дополнительно).
Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как
эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза.
Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения
окружающих о себе.
Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли
испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки
окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не
изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ
трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как
чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно -
зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами -
вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на
обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков
характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха:
подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц.
Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты
характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в
восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого
значения.
Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый
ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить
по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии:
спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к
демонстративности. Грива шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и
иногда ориентировка на свою межполовую роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается
основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам,
формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда
импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно,
слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами,
решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части -
конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.
Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений,
самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности
формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или
украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде
завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой
7
деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым
притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем
числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью,
смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.).
Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих,
манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей
вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты
повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям,
решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или
отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно,
положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной
правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты,
состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно
длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов,
панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная -
если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение,
"запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты,
"заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному
расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность
наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту,
родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек,
непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения;
боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка
и в разных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри
контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева -
больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое
количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова,
конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и
дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое
изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей.
Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше
энергия. В обратном случае -экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое
заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит
карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не
является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко
продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц
рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ
выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений,
"островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание",
отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и
при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность
рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва,
бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к
собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы
идентификация себя по значимости зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае
рисуемое животное - представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение
прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в
человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и
8
лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно
степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению
животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством,
расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью
изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы.
Следует обратить внимание также на акцентировку либидо-признаков - вымени, сосков, груди при
человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме либидо.
Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к
скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе
окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень
ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" -
постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление
к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -
рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов:
банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего
животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая"
существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями,
рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из
элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц,
"бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда
латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое - рациональность, конкретная
установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным
образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия
поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.),
знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности,
наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях
над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) - при
соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия
имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к
фантазированию аще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями
("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).