Методическое пособие "Игры и упражнения для развития речевых способностей старших дошкольников"
1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской»
IQ школа «Теремок»
Игры и упражнения для развития речевых способностей
старших дошкольников
Методическое пособие
Разработчик:
Гладковская Олеся Александровна
педагог дополнительного образования
Новокузнецк
2018
2
Печатается по решению научно-методического и
экспертного советов Дворца детского
(юношеского) творчества им. Н.К. Крупской
Игры и упражнения для развития речевых способностей старших
дошкольников: Методическое пособие. Автор-составитель: Гладковская О.А.,
педагог дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества
им. Н. К. Крупской, Новокузнецк, 2018 – 30с.
Методическое пособие разработано для педагогов дополнительного
образования, работающих со старшими дошкольниками. Оно содержит
комплекс игр и упражнений предназначенных для занятий по речевому
развитию старших дошкольников. Кроме того, игры входящие в пособие,
возможно использовать для развития отдельных психических качеств
ребёнка, таких как мышление, память, внимание и воображение.
3
Пояснительная записка
Основными видами речевой деятельности дошкольника являются
слушание и говорение. Их своевременное развитие обеспечивает переход к
более сложным видам речевой деятельности- чтению и письму.
Поэтому необходимо уделять внимание созданию условий для
развития и совершенствования навыков слушания и говорения как видов
речевой деятельности.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра,
поэтому и развитие и совершенствование навыков слушания и говорения,
как видов речевой деятельности будет протекать эффективно в игровой
деятельности.
Предлагаемые в пособии игры и игровые упражнения позволяют решать
ряд задач, стоящих перед педагогами в процессе развития речевой
деятельности дошкольников. Это необходимость развивать навыки
коллективного слушания, согласованного взаимодействия по слову,
словесному описанию, словесной инструкции, формировать навыки
аналитико–синтетической работы с вербальным и невербальным языковым
материалом, способствовать развитию смыслового восприятия текста,
развивать навыки говорения в формах диалога и монолога, способствовать
использованию в речи различных видов рассказа (описание, сообщение,
повествование и др.), развивать слуховое внимание и память, способствовать
обогащению представлений о мире, человеке, нормах и правилах
взаимоотношений между людьми, способствовать развитию воображения и
словесного творчества.
Через игры по формированию воображения, расширяется кругозор детей,
происходит обогащение их сенсорного опыта, обучение детей
комбинированию и воспроизведению опыта, а главное активизация и
развитие речи.
При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи:
кому-то из них достаточно ободряющей улыбки, кто-то нуждается в
дополнительных разъяснениях, некоторым требуется и совместная работа со
взрослым. В любом случае взрослый строит общение таким образом, чтобы
по возможности каждый ребенок мог публично порадоваться результату
своего собственного или общего со взрослым творчества. Дети могут также
делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям,
выполнять задания в группах.
Игры на развитие воображения, словесного творчества,
формирование навыков аналитико–синтетической работы с вербальным
и невербальным языковым материалом, развитие внимания, памяти и
мыслительной деятельности для обогащения представлений о мире,
человеке, нормах и правилах взаимоотношений между людьми
4
«Выдуманные небылицы»
Сели дети в кружок и стали вспоминать интересные истории. У
каждого карточка с сюжетной картинкой.
Например:
«Я взял корзинку и пошел в лес за грибами. Вдруг в кустах что-то зашипело.
Я нагнулся и поднял ветку. Из-под ветки выглядывал слон».
Бывает так или не бывает? Кто мог выглядывать из-под ветки?
«Дорисуй картинку»
Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его
просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать
предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов.
После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они
дорисовывают и раскрашивают картинки.Предъявляемые детям
незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное
изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках
может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно
объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и
т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы
на других занятиях.
5
«Живое-неживое»
Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности
Взрослый называет ребенку предмет живой или неживой природы. Тот
должен подобрать соответствующее слово.
Например: взрослый — ребенок
белка — заяц
кошка — собака
велосипед — машина
стул — кровать
окно — дверь
На столе разложены картинки из разных предметных тем («Посуда»,
«Обувь», «Мебель», «Одежда», «Фрукты» и т.д.). Ребенку предлагается
разложить картинки по стопочкам:
1) что мы едим (по теме «Продукты питания»);
2) что мы надеваем (по теме «Одежда»);
3) что растет на огороде (по теме «Овощи»).
При самом простом варианте работы ребенку дается картинка-образец,
которая находится перед его глазами при выполнении задания; ребенку
нужно подобрать картинки только по двум темам.
При усложнении задания количество тем увеличивается до 4—5, образец
убирается. Ребенок выполняет задание самостоятельно.
Игры-небылицы «Что не так?»:
«Вот это да!» (Вы рассказываете: «Весной у животных появились детеныши:
у слона — лисенок, у лисы — крокодильчик, у крокодила — ежонок».
Просите детей продолжить ваш рассказ.);
«Кто как кричит?» («И попали мы в дивную страну,— рассказываете вы.—
Там слоны мяукают, утята тявкают, лисицы кукарекают...» Дети продолжают
перечень небылиц.);
«Чего на свете не бывает?» («Ягнята не летают?» — «Не летают»; «Слоны не
квакают?» — «Не квакают»; «Рыбы не чирикают?» И т. п. Свои варианты
небылиц сообщают дети.);
«Как так?» или «Что правильно?». (Вы читаете детям стихотворение-
небылицу, например:
Гречка в валенке,
в печке,
6
Печка
Валенки
На завалинке?
На завалинке?
Валенки
Гречка
В печке,
На завалинке
В гречке,
Гречка?
Завалинка
Валенки
В печке?
(И. Сельвинский. «Что правильно?»)
Предлагаете детям сочинить свою небылицу, подсказываете первые строчки:
«Каша в тарелке, огонь в горелке».)
«Доскажи словечко»
Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(АРТИСТ)
Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури … (АЛЬБАТРОС)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
В неб е жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? …(АПРЕЛЬ)
7
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Как приятен он на вкус,
И зовут его … (АРБУЗ)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (АЙБОЛИТ)
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (АВТОМОБИЛЬ)
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё … (АЛФАВИТ)
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый … (БАРАБАН)
На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? … (БЕЛКА)
Она весну встречает –
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь … (БЕРЁЗКУ)
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
8
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? … (БУРАТИНО)
«Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!»
И покраснела … (БОЖЬЯ КОРОВКА)
А водитель спозаранку
Крутит круглую … (БАРАНКУ)
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (ВАСИЛЁК)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский … (ВЕРТОЛЁТ)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (ВОРОБЕЙ)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица … (ГРАЧ)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (ГОЛ)
Лодки по морю плывут,
Люди вёслами … (ГРЕБУТ)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый …(ГУСЬ)
9
Немытое в рот
Ни за что не возьмёт.
И ты будь таким,
Как чистюля … (ЕНОТ)
Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж
И его … (ЕЖИХА)
Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно … (ЁЛКИ)
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная … (ЗАДАЧА)
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла … (ЗИМА)
Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешен … (ИНЕЙ)
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда вкусная … (КАРТОШКА)
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится.
Угадали? Это … (КОТ)
В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит … (КРОКОДИЛ)
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно … (КАРАНДАШ)
10
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы … (ЛЬЁТ)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (ЛИСУ)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (ЛЕЙКИ)
Заставил плакать всё вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (ЛУК)
Лейся дождь весёлый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по … (ЛУЖАМ)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной … (МЕДВЕДЬ)
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой … (МЫЛИ)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (МЫЛО)
А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым … (НОЖИКОМ)
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … (ОДУВАНЧИК)
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка.
И зовут его … (ПЕТРУШКА)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
11
Меня увидишь за версту –
Зовусь я … (ПОДОСИНОВИК)
Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нём задачник,
Букварь и … (ПЕНАЛ)
Я хотел устроить бал,
Я гостей к себе … (ПОЗВАЛ)
Я взял муки, я взял творог,
Испёк рассыпчатый … (ПИРОГ)
Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе … (ПЯТЬ)
В реке большая драка:
Поссорились два … (РАКА)
И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А всё же называются
Они – морские … (СВИНКИ)
Верещунья, белобока,
И зовут её … (СОРОКА)
Чтобы было где писать.
В школе нам нужна … (ТЕТРАДЬ)
Он плывёт по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический … (УТЮГ)
Все ребята со двора
Малярам кричат: … (УРА!)
Вот пришла и осень,
И придут метели.
И с прощальным криком
Птицы … (УЛЕТЕЛИ)
Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
12
Я и верный мой дружок –
Красный, маленький … (ФЛАЖОК)
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется … (МЕДВЕДЬ)
«Парные картинки»
Заранее готовится комплект парных картинок для каждой лексической
темы. Например, по теме «Транспорт» игра может проводиться следующим
образом. На столе раскладываются картинки с изображениями пожарной
машины, автобуса, троллейбуса, грузовика, такси и закрываются каждая
бумажным квадратом — это гаражи. На каждом квадрате изображен какой-
либо значок. Предварительно следует объяснить детям, какое транспортное
средство каким значком будет обозначаться. Например: автобус —
прямоугольник, грузовик — овал, пожарная машина — крестик и т.д. Детям
предлагается угадать, в каком гараже какая машина стоит. Для того, чтобы
облегчить ребятам решение такой сложной задачи, им предлагают
пользоваться карточкой-шифром, которую заранее готовит педагог. На той
карточке в верхнем ряду наклеиваются картинки, аналогичные первому
набору, а под ними располагаются соответствующие значки. Ребенок, глядя
на карточку-шифр, должен отгадать, какая машина стоит в гараже, а затем,
отодвинув квадрат, проверить, не ошибся ли он. В дальнейшем шифр следует
изменить.
«Эталоны»
На столе у педагога три коробочки одного размера и цвета. На
передней стенке каждой из них изображен эталон-образец сложной формы.
Детям предлагаются картинки с изображением предметов, по форме
напоминающих образец. Например: гитара, матрешка, лампочка, груша, жук,
неваляшка, пирамидка, морковка, кукла, утюг (стоит), машина, собака,
трактор, ботинок, коляска.
Ребенку нужно положить картинку в ту коробку, на которой наклеена
фигурка, больше всего похожая на изображенный предмет.
«Измени сказку»
Берутся персонажи сказки Колобок и некоторых других сказок: «Гуси-
лебеди», «Золотая рыбка», «Конь-огонь», «Иванушка-дурачок». Педагог
напоминает детям сказку про Колобка, дети ставят персонажей на стол.
Когда очередь доходит до лисички, педагог предлагает спасти Колобка. Дети
по очереди подходят к столу, выбирают какой-то новый персонаж, помещают
его на столе и придумывают, как они могут помочь Колобку, педагог
направляет их фантазию.
13
«Путешествие по Солнечному городу»
Изготавливается комплект картинок-вывесок. На каждой из них
изображается какой-то предмет: ножницы и расческа, буханка хлеба, иголка
с ниткой, бутылка молока, игрушки, ботинок, конверт, доктор Айболит.
Детям предлагается вместе с Незнайкой отправиться путешествовать по
Солнечному городу. Нужно помочь ему по вывескам определить, где что
находится. Например, вывеска, на которой ; изображена буханка хлеба,
обозначает булочную.
Усложнение: дети сами подбирают картинки-вывески для тех
учреждений, которые называет педагог. Важно, чтобы ребенок обосновал
свой выбор.
«Огромный Колобок»
Дети рассаживаются на ковре. Педагог говорит, что сегодня утром
обнаружил в кабинете Колобка, но он стал не таким, как в сказке,
маленьким, а очень большим, настоящим великаном. С этими словами
педагог вносит большой надувной мяч с нарисованным лицом. Дети должны
высказать свои соображения по поводу того, почему Колобок стал таким
огромным (надулся, съел витаминку, напился воды, его заколдовал Вол-
шебник). Педагог выставляет на стол игрушечных зайца, волка, медведя,
лису — все они теперь меньше Колобка. Ребята должны придумать, как
будут развиваться события сказки.
Вариант:
Так же как и предыдущее предполагает игру с «нестандартным»
колобком-малюткой.
«Пластилиновая страна»
Педагог рассказывает детям сказку о волшебной пластилиновой стране.
В ней все из пластилина: дорога, поезда, дома, звери, птицы. Самое главное
волшебство заключается в том, что в этой стране оживают разные необычные
слова. Скажешь: лиса — и она появится, скажешь лисопетух — и у лисы
окажется петушиный хвост. На первых порах педагог предлагает детям
«слепить» обычное животное, а на следующем занятии создать новый образ
фантастического животного. В данном случае велика роль слова,
побуждающего к формированию такого образа.
«Расскажи о…»
Детям раздаются карандаши и наборы карточек с незавершенными
схематическими изображениями предметов. Нужно дорисовать картинки и
сказать, что получилось. Можно такого рода изображения объединить
тематически и расположить на одном большом листе, предложив детям
изобразить «Волшебный лес», «Волшебное море», «Волшебную поляну»,
«Волшебный город».
14
Основное требование — рассказывать о своей работе.
«Что бывает этой формы?»
Детям показываются карточки с изображением геометрических фигур.
Нужно назвать как можно больше предметов, напоминающих по форме ту
или иную фигуру.
«На что похоже?»
Дети рассаживаются за столиками, получают карандаши и наборы
карточек со схематическими изображениями. Детям предлагается дорисовать
их, а затем назвать, что получилось. После этого ребятам предлагают
изменить положение фигурки в пространстве: положить карточку вверх-
ногами, на бок и подумать, на что теперь похоже изображение.
«Дорисуй»
Свободное дорисовывание символических изображений. Основное
требование к детям — комментировать свои действия и словесно обозначать
новый образ.
«Если бы…»
Детям предлагается словесное задание: составить сложные
предложения с союзом «если бы». Педагог начинает с конкретных примеров:
«Если бы повар не приготовил обед, то в детском саду все остались бы
голодными».
Далее детям предлагается продолжить следующие предложения:
Если бы зимой стало сильно греть солнце,...
Если бы все поезда остановились,...
Если бы у кошки выросли крылья...
Если бы летом выпал снег,...
«Что сначала, что потом?»
Изготавливаются 10 пар рисунков:
гнездо с яйцом — птичка;
мальчик в постели — он же идет с портфелем;
гриб маленький — гриб большой;
у бабушки в руках клубок пряжи и спицы — у нее в руках связанные носки;
мальчик грязный — он моется в душе;
девочка стирает кукольное белье — белье сушится;
перед мальчиком дощечка с пластилином — перед ним пластилиновый
петух;
у девочки воздушный шарик — шарик улетел;
дети играют в комнате — пустая комната, игрушки разбросаны на полу.
15
«Что было дальше?»
Педагог раскладывает перед детьми первую пару картинок и
рассказывает: «В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился цыпленок».
Детям предлагается поменять картинки местами и придумать свою версию
событий. Например: «Цыпленок гулял один, ему было скучно. Он нашел еще
яичко и обрадовался. Стал ждать, пока из него вылупится другой цыпленок».
Аналогичным образом обыгрываются остальные пары изображений.
«Кто больше придумает и нарисует»
Показываем детям изображения двух одинаковых по форме, но разных
по величине фигур (любых) и предлагаем назвать как можно больше
предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После называния
просим нарисовать эти предметы (игра может проводиться как командная,
при этом дети из разных команд по очереди называют предметы и рисуют их
на доске). В случае необходимости задаются наводящие вопросы.
Игры, позволяющие обучать дошкольников сюжетному видению на
основе наглядных опорных знаков. Дети учатся анализировать объекты
и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки, видеть
связь предметов по содержанию, располагать их в том или ином
порядке; планировать свою деятельность, формировать
предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение.
«Составление рассказов (например, на тему «Летний отдых»)»
Вам понадобятся плоскостные изображения предметов, относящихся к
теме. Их можно вырезать из старых учебников или журналов (желательно,
наклеив на картон).
Занятие начинается с расспроса детей о том, как они провели лето, где
кто из них побывал и чем занимался. После того как дети воссоздали образы
своих летних впечатлений, им предлагается набор фигурок, относящихся к
данной теме (деревья, цветы, ребенок, собака, пруд, дом и т.д.). На столе дети
создают композицию из этих предметов и рассказывают, что происходит в
изображенный момент. После этого их просят нарисовать картину на тему
«Летний отдых». Если рисование вызывает затруднения, можно позволить
детям обводить и дорисовывать фигурки.
«Небывальщина»
Если смешать два или более комплекта таких сюжетных фигурок (из
задания 1), то дети могут составлять из них смешные композиции-путаницы.
Например, после «Летнего отдыха» можно составить картинку «Чего летом
не бывает». В качестве примера показываются готовые картинки-шутки (дети
16
плавают в реке в валенках и т.п.). Детям предлагается составить смешной
рассказ, а потом нарисовать его. Предоставляем полную свободу
фантазированию.
«Дорисуй картинку»
Ребенку предлагается недорисованная сюжетная картинка, которую он
должен сначала внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и
раскрасить .
«Дорисовываем рассказ (например, «Спасение собак»)»
Необходимы 3—4 сюжетные картинки, составляющие рассказ.
На доске последовательно вывешиваются картинки, но без первой (начало
истории) или без последней (развязка). Детям предлагается воссоздать
рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку. В нашем
примере на рис. 1 изображен собачий домик на берегу замерзшего озера,
около домика — собака со щенятами, озеро покрыто снегом; на рис. 2 —
начало весны, снег растаял, и вода частично затопила конуру. Собака со
щенятами забралась на крышу домика и лает, прося о помощи. Следующей,
третьей, картинки нет. Ребенку предлагают придумать конец рассказа,
напоминая в качестве помощи его название («Спасение собак»), а затем
нарисовать картинку, например, такую, как на рис. 3.
Рис. 1
Рис. 2
Развитие у детей коммуникативных способностей
Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение
распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его
людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и
невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту
ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться
информацией.
17
Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель -
развитие коммуникативных навыков.
Учим слышать, понимать и подчиняться правилам
«Совушка-сова»
Сова сидит на дереве (стул), птички бегают вокруг нее, осторожно к ней
приближаются.
Педагог.
Совушка-сова, большая голова,
На дереве сидит, головой вертит,
Во все стороны глядит.
Вдруг она как полетит...
При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить
птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется.
«Менялки»
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выно-
сит свой стул за круг - стульев становится на один меньше, чем играющих.
Педагог говорит: «Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, красные
носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный
признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время
старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, стано-
вится водящим.
«Травинка»
Считалкой выбирают «наблюдателя»; остальные дети - «травинки».
Задача «наблюдателя» - выбрать самую лучшую «травинку», т.е. ребенка, ко-
торый внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания педагога.
1. Поднимите руки медленно вверх через стороны.
2. Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу.
3. Глазами «нарисуйте» солнышко, которое греет травинку.
4. Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом
вперед-назад.
5. Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинки из стороны в сто-
рону, вперед-назад.
6. Затем ветер стихает - травинки замирают.
7. Ветер усиливается - травинки вновь сильно раскачиваются.
8. Ветер затихает - травинки тянутся, опустив руки.
18
«Наблюдатель» не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет свой
выбор. Ребенок, которого выбрали, становится «наблюдателем», и игра
повторяется.
Учим контролировать движения и работать по инструкции
«Холодно - горячо, право – лево»
Педагог прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд
типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая
ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентиро-
ваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использо-
вать план-схему.
«Обыграй превращение»
Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя
их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были
названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий
называет его «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.
«Горная тропинка»
Перед игрой детям читают басню С. Маршака «Два барана» и проводят бе-
седу по ее содержанию.
• Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?
• Какие качества погубили баранов?
• Подумайте и скажите: был ли выход из создавшейся ситуации?
• Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?
Затем начинается игра.
Педагог. Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть,
через которую надо перебраться. Вы идете навстречу друг другу (вспомните
баранов). Ваша задача - не свалиться в пропасть. Помните, что вы идете по
очень узкой тропинке и узкому мосту через пропасть.
Пропасть шириной 2 м, мостик и тропинка шириной 25-30 см
ограничены веревкой или очерчены мелом.
Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу друг другу,
перебираются через пропасть.
Подводятся итоги: «Какая пара прошла лучше всех? Почему?».
Оцениваются внимание к партнеру, взаимопомощь, варианты решения
проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.
«Глаза»
19
В качестве образцов педагог использует изображения из геометричес-
ких фигур. Перед началом игры вместе с детьми анализирует эти
изображения, распределяет детей на пары: у одного глаза завязаны, у другого
- нет (он -«глаза» своей пары). Далее ребенок с завязанными глазами рисует
на бумаге, слушая команды «глаз»: «Вправо, влево, вверх, вниз, влево...»
(команды даются с опорой на образец). Затем дети меняются ролями, игра
повторяется.
«Замри!»
С помощью считалки выбирается морской царь. Он следит за
неподвижностью «морских фигур» и «волшебной палочкой» удаляет
нарушителя.
Ведущий говорит: «Море волнуется - раз. море волнуется - два, море
волнуется - три, морская фигура - замри!».
Дети, замерев в любой позе, ждут сигнала: «Отомри!».
Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого
«Я не должен»
Педагог заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемы-
ми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый - ребенок,
ребенок - ребенок, ребенок - окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (на-
пример, изображение знака « - »).
Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые
изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми,
между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют
свой выбор.
Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.
«Звери на болоте»
Играют все дети группы. Они - «звери», которые попали в болото. У
каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно
только парами и только по дощечкам.
У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он
не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его «пара»).
В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок.
Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные
варианты спасения.
«Связующая нить»
Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все
взялись за нить.
20
Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувству-
ют, что они хотят для себя и могут пожелать другим.
Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза,
представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и
значим в этом целом.
«Поводырь»
В группе разложены и расставлены предметы-препятствия (стулья,
кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый.
Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как
двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».
Затем дети меняются ролями.
Развиваем умение активно слушать
Учим общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять
эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства
«Сказки наизнанку»
Кукольный или настольный театр по известной сказке.
Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев
изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью на-
стольного театра, что может произойти в такой сказке.
«Азбука настроений»
Педагог готовит шесть карточек, передающих разные настроения не-
скольких персонажей (кошка, попугай, мышка, мужчина, женщина и т.д.): ра-
дость, горе, испуг (страх), злость (агрессия), самодовольство (гордость),
недовольство.
Детям предлагают выполнить такие задания, как «Определи настроение» (по
карточкам); «Выбери героя» (с определенным настроением), расскажи, что с
ним произошло, и объясни причину его эмоционального состояния.
«Пантомимические этюды»
Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик
в хорошем настроении, старик, ребенок, который только учится ходить,
уставший человек и др.
«Отражение чувств»
Дети объединяются в пары, договариваются, кто будет «говорящим», а
кто «отражателем». Воспитатель шепчет на ухо «говорящему» фразу типа:
21
«За мной пришла мама». Говорящий эмоционально повторяет ее, а
«отражатель» должен определить, какое чувство испытывал его друг в
момент, когда произносил фразу.
Развиваем слуховое восприятие
«Телефон»
С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и
передает его первому игроку (на ухо, шепотом), тот по цепочке следующему
и т.д. Когда слово доходит до последнего игрока, телефонист спрашивает
его, какое слово он «получил по связи». Если слово названо неверно,
телефонист проверяет каждого игрока и устанавливает, где рушилась связь.
«Цепочка слов»
Выбирается водящий. Он придумыва-и называет три-пять слов, потом
укатает на любого игрока, который должен повторить слова в той же
последовательности. Если ребенок справляется с заданием, он становится
водящим.
«Эхо»
1-й вариант. Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово
каждой строчки.
2-й вариант. Дети делятся на две команды: «Эхо» и «Выдумщики».
«Выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определенной те-
ме, по очереди произносят загаданные слова и спрашивают игроков: «Какое
слово сказал Коля? Саша и т.д.?».
Учим задавать открытые и закрытые вопросы
«Почта»
Между участниками игры и водящим завязывается диалог.
Водящий. Динь, динь, динь!
Дети. Кто там?
Водящий. Почтальон.
Дети. Откуда?
Водящий. Из Рязани.
Дети. А что там делают?
Водящий. Танцуют (поют, смеются, плавают, летают) и тд. (дети изображают
действия, названные водящим).
«Как тебя зовут?»
22
Участники игры придумывают себе смешные прозвища (пузырек,
расческа, ручка и др.), затем водящий задает вопросы. Отвечая на них, можно
называть только свое прозвище. Отвечать надо быстро, не задумываясь, ни в
коем случае нельзя смеяться, даже улыбаться.
Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя метлой, и строго
предупреждает: «Кто ошибется, тот попадется! Кто засмеется, тому плохо
придется!». Затем следует такой диалог.
- Кто ты?
- Метла.
- Что ты ел сегодня утром?
- Метлу.
- На чем можно ездить?
- На метле. И т.д.
Так продолжается до тех пор, пока игрок не рассмеется. Если игрок
рассмеялся, он должен отдать фант и выйти из игры.
«Сундучок»
На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет.
Вызывают одного ребенка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети
задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т.д. этого предмета
до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.
Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».
«Картинная галерея»
Детям предлагают рассмотреть уже известные им картины и загадать
ту, которая им больше всего понравилась. Затем все дети садятся в круг,
вызывается один ребенок. Он говорит: «Все картины хороши, но одна
лучше».
Дети с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась это-
му ребенку. Если она угадана, ребенок говорит: «Спасибо всем! Это действи-
тельно она - картина под названием (называет)».
«Азбука почемучек»
Задавайте вопросы так, чтобы их первые слова начинались с каждой
буквы алфавита (по порядку).
Проигрывает тот, кто первый собьется, кто забудет последовательность букв
в алфавите. Арбуз - это фрукт или овощ?
Бегемот - это кто?
Волки водятся в наших лесах?
23
Где зимуют ежи?
Детей кто воспитывает?
Ель на ежика похожа?
Ёрш - это птица?
Жадность в чем проявляется?
Зачем лисе хвост?
Ирис - это цветок или конфета?
Куда улетают осенью птицы?
Любишь ты животных?
Можно обижать маленьких?
Ночь - часть суток или время года?
Облака бегут или плывут?
Помогаешь родителям?
Радуешься новым игрушкам?
Собака - друг человека?
Ты часто задаешь вопросы взрослым?
Учиться всегда пригодится?
Фломастерами что делают?
Хорошо ты отдохнул летом?
Цапля где живет?
Часто ты читаешь книги с взрослыми?
Шарами что можно украсить?
Щенки чьи дети?
Этажей сколько в твоем доме?
Юла - это игрушка?
Яблоки какого бывают цвета?
«Интервью»
Игра проводится с подгруппой детей (шесть-восемь человек). Им
предлагается разделиться на две равные команды. Одна команда (эксперты)
встает у окна, другая (журналисты) - у дверей.
Инструкция: «Сейчас каждый журналист найдет себе эксперта и возьмет у
него интервью по такой, например, теме "Город, в котором я живу".
Пожалуйста, исполняйте свои роли
чтобы ваше поведение, речь были : у настоящих журналистов и экспертов».
Педагог выступает в роли наблюдателя.
«Пум-пум-пум»
«Сейчас мы сыграем в игру "Пум-пум-ум". Пум-пум-пум - это какой-
нибудь предмет, который есть в нашем кабинете». Выбирают ребенка,
который должен дать предмет. Дети задают ему вопросы, чтобы догадаться,
что это за я-пум-пум» такой. Вопросы могут быть, например, такими:
«Почему ты загадала этот пум-пум-ум? Для чего он нужен? Этот пум-пум-ум
24
большой или маленький?». И т.д. Тот, кто загадал предмет, должен отвечать
на вопросы полными предложениями.
Учим перефразировать сказанное (сохранив главный смысл)
«Скажи по-другому»
Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение.
Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик? (Печальный,
грустный.) Да, печальный, грустный - это слова, близкие по значению,
слова-друзья. Поэтому мы об этом мальчике можем сказать: Один мальчик
был очень грустный».
Далее даются аналогичные задания: Девочка торопится в школу. (Какая
она?) Мама посмотрела на вымытую посуду. (Что о ней можно сказать?)
Через окно видно, что идет сильный дождь. (Как об этом сказать иначе?)».
«О чем я сказала?»
Взрослый обращается к детям: «Послушайте, что я сейчас скажу.
Бежит со- бака. Бежит ручеек. Бежит вода из крана.
о чем я сказала?».
Подводит детей к выводу: «Вы сказали, что собака, ручеек, вода из
крана могут бежать».
Каждому ребенку дают по три предметные картинки. Перефразировать
мысль педагога будет тот ребенок, про чьи картинки пойдет речь. Например,
«Сложи вещи. Сложи руки. Сложи дрова. Плывет утка. Плывет человек.
Плывет корабль. Летит самолет. Летит птица. Летит облако. Ножка у стула.
Ножка у гриба. Ножка у мебели. Ушко у куклы. Ушко у кошки. Ушко у
иголки». И т.д.
«Объясни Незнайке!»
Педагог говорит: «Незнайка не понимает того, о чем я ему говорю.
Давайте ему поможем. Как можно сказать по-другому? Труд кормит, а лень
портит. Умея начать, умей окончить. Незнайка лежит, а Знайка далеко
бежит». И т.д.
«Слушай и повторяй»
Играть могут два ребенка и более. В первой игре роль ведущего
педагог берет на себя. Когда дети усвоят правила игры, ведущим может
стать любой желающий.
Педагог с помощью считалки выбирает одного ребенка для передачи
информации детям. Ребенок внимательно слушает, вникая в содержание
сказанного. Затем ему предлагают передать детям суть сказанного ему, но
другими словами.
Например, «Я прочитаю интересный рассказ про путешественника
муравьишку.
25
Усложнить игру можно, используя стихи, сказки, рассказы, небольшие
по содержанию и объему.
Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить
итог
«Зеркало движений»
Один ребенок - «зеркало», все остальные ненадолго закрывают глаза
или отворачиваются. Педагог молча показывает «зеркалу» какое-либо
упражнение или ряд действий. Дети открывают глаза, а «зеркало» подробно
рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены). Если у
более половины детей правильные действия не получаются, выбирают новое
«зеркало».
«Тайный смысл»
Взрослый называет несколько пословиц и просит выбрать одну из них,
которая подходит к сюжетной картинке (подбираются заранее).
Примеры пословиц. У страха глаза велики. Трусливому зайке и пенек - волк.
Одна пчела много меда не носит. Как аукнется, так и откликнется.
«Идет следствие»
С помощью считалки выбирают двух детей (детективов), все остальные
-свидетели. Они видят, как воспитатель незаметно для детективов вешает на
доске какую-нибудь сюжетную картинку, к примеру «Пожар в высотном
доме». Свидетели дают показания об этом, но не прямо, а косвенно,
например: «Я чувствую запах дыма. Становится все жарче. Кто-то громко
кричит. Слышны автомобильные сирены. Подъезжают машины красного
цвета». И т.д.
Свидетели, с одной стороны, должны давать показания так, чтобы
детективы не сразу поняли, что именно происходит; с другой - они не могут
давать ложных показаний.
Как только детектив решит, что он понял, в чем дело, он говорит: «У меня
есть ответ». Однако если он скажет, что это пожар, но не догадается, что это
по жар в высотном доме, ответ не будет принят в качестве
удовлетворительного. Каждый детектив имеет право трижды выдвигать свои
версии.
Детектив имеет право «расшевелить группу, говоря: «Я хочу знать
больше. По прошествии двух минут детективами становятся другие
участники.
Перечень повседневных ситуаций дл игры: «У автомобиля проколота
шина». «Она с удовольствием читает книгу». И т.д.
«Поиск смысла»
26
Детей знакомят с баснями И.А. Крылова и предлагают пересказать их
содержание, найти скрытый в них смысл провести конкурсы на поиск
смысла, инсценировать басню.
«Плохое настроение»
Педагог объясняет, что у каждого из нас бывает плохое настроение.
Мы должны научиться понимать истинную причину этого и правильно
реагировать на плохое поведение человека, и на его высказывания.
Например. Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и со
злобой сказал своему другу: «Я не буду с тобой играть». Тот подумал
немного и очень спокойно спросил: «Тебе хочется поиграть с другими
детьми?». У мальчика сразу улучшилось настроение, потому что друг не
стал с ним спорить, ругаться, не обиделся на него, а просто понял его.
Затем педагог предлагает т брать ребенка, который может показать «плохое
настроение». Остальные дети должны попытаться правильно реагировать,
начиная с фразы: «Ты имеешь виду, что...».
Учим использовать такой прием активного слушания, как развитие
мыслей собеседника
«Я начну, а вы продолжите…"
Взрослый приносит незаконченные предложения из рассказа Н.Н.
Носова -На горке». Ребенок должен закончить предложение, использовав
образные слова и выражения.
Например. «Был ясный день, снег на солнце... (сверкал, искрился,
переливался, блестел). Миша сел на санки и помчался с горы... (пулей,
вихрем, так что дух захватывало). Санки перевернулись, и мальчик... .
шлепнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем). Коле очень захотелось, чтобы
гора получилась. Он трудился... (не покладая рук, без устали, в поте лица)».
Играем со сказкой»
Педагог знакомит детей со сказками Дж. Родари из цикла «Сказки, у
которых три конца»: «Волшебный Баран», - Большая морковка», «Хитрый
Буратино». Обращает их внимание на то, что каждая из них не окончена, но
писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть
с ними. Предлагает послушать три варианта концовки и выбрать тот,
который больше нравится, или придумать свой конец и нарисовать к нему
иллюстрации. Можно предложить детям придумать веселую, печальную или
поучительную концовку.
Завершить игру можно выставкой рисунков.
Мое начало - твой конец
27
Дети делятся на две команды: одна - придумывает начало истории про
игрушку (собачка, мишка) по цепочке; другая - ее продолжение (также по
цепочке).
Учим использованию в речи различных видов рассказа (описание,
сообщение, повествование и др.)
Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его
(это мяч). Вначале игрушку описывает педагог: «Он круглый, синий, с
жёлтой полосой и т.д.»
Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его
основные признаки, описание.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Педагог сообщает: он
обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-
4.
Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида
игрушки.
Педагог: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают
внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье,
туфельки, носочки.
Скажи, какой?
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ведущий вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на
какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, педагог помогает: «Это кубик. Какой он?»
Способствовать обогащению представлений о мире, человеке, нормах и
правилах взаимоотношений между людьми
«Разбуди кота»
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит),
на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо
детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом
воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее
персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если
28
персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра
продолжается.
«Садовник и цветы»
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы.
У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-
цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так
давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на
маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг
вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас,
дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня».
Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока
садовник не перечислит все цветы.
Содержание этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые
деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.
«Кто больше действий назовёт»
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце,
дождь, снег.
Приходит Незнайка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова,
которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям,
изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т.д.
«Ветерок»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук,
например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают
соответствующие движения
«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он
расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского
сада или на улице он побывал.
- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки,
вытираются.
29
- Зевают, отдыхают, спят…
- Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
- обедают, благодарят…
- одеваются, прощаются…
- лепят снежную бабу, катаются на санках
«Разложи по порядку».
Цель: учить правильно называть качества предметов.
Педагог показывает по 2 картинки и задаёт вопросы:
1.Солнце и лампочка (что ярче светит?)
2.Бабочка и самолёт (что выше летает?)
3.Дом 1 этажный и 4 этажный (что выше?)
4.Червяк или змея (кто длиннее?)
«Доскажи словечко»
Цель: закрепить употребление существительных с глаголом.
Педагог называет фразу, а дети продолжают её:
-Ворона каркает, а воробей…(чирикает)
-Корова мычит, а медведь…(рычит)
-Собака лает, а курица…(кудахчет)
-Свинья хрюкает, а тигр…(рычит)
-Лягушка квакает, а петух…(кукарекает)
Список литературы
1.Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по
развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-
методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под ред.
проф. Т.Б. Филичевой. — М.: "Гном-Пресс", 2000. — 64 с. (В помощь
логопеду.)
2.Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского
сада: пособие для воспитателя детского сада/В.В. Гербова. – М.:
Просвещение, 1984.- 207с.
3.Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей: дидактический материал по
развитию речи у дошкольников и младших школьников / Н.В. Новоторцева. -
Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.- 240с.
4.infourok.ru: [сайт]. URL https://infourok.ru/igri-i-uprazhnenie-na-razvitie-
psihicheskih-processov-1076986.html
5.infourok.ru: [сайт]. URL http://infourok.ru/rechevie-igri-dlya-
doshkolnikov-2566886.html
30
6. doshkolnik.ru: [сайт]. URL http://doshkolnik.ru/logopedia/16184-
tvorcheskaya-masters...rogrammy-raduga.html
7. doshkolnik.ru: [сайт]. URL http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt04.htm
8.nsportal.ru: [сайт]. URL http://nsportal.ru/detskiy-
sad/logopediya/2012/05/07/1raz...2-razvitie-vnimaniya
9.perviydoc.ru: [сайт]. URL
http://perviydoc.ru/v10145/тренинг_общения._коммуникативно
лингвистические_игры_для_детей_3_-_7_лет
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Игровой практикум для родителей "Поиграем с детьми на кухне"
- Конспект ООД "Путешествие в мир камней" (старшая группа)
- Презентация "Матушка-зима" для первой младшей группы
- Сценарий новогодней конкурсно-игровой программы "Коварный план королевы Мышильды"
- Моё педагогическое кредо
- Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на январь