Из опыта работы (1 - 8 класс)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени С. М. Кирова»
города Карачева Брянской области
Из опыта работы
(1 – 8 класс)
Учитель: Андриясова Татьяна Михайловна
(высшая квалификационная категория)
2019 г.
Введение
В процессе всестороннего развития личности музыке
принадлежит ответственная роль, жизнь без музыки не формирует
и не воспитывает человека целостно, всесторонне и гармонично
развитого.
Современная музыкальная педагогика уделяет вопросам
эстетического воспитания большое внимание. Она ставит задачу
развития в человеке богатства творческих сил и художественных
способностей.
Условия возникновения.
Проблема творческого развития ребенка всегда оставалась одной
из фундаментальных проблем на всем протяжении развития школы.
Особая роль в этом сложном процессе отводится музыкальному
воспитанию, которое является средством формирования
интеллекта, эмоциональной культуры чувств и, что особенно
важно, нравственности подрастающего человека.
Сегодня эстетический уровень подростков низок и не
только в музыке. Подавляющее большинство старшеклассников
либо вообще не читают, либо читают остросюжетную литературу.
Дети не любят ( и в наших условиях не имеют возможности)
посещать театры, концерты классической музыки, музеи, выставки.
И не только подростки, но и взрослые считают, что музыка
предназначена лишь для развлечения. Для понимания любой
музыки (народной, классической, эстрадной) нужна работа души.
Где сердце не затронуто, не может быть музыки. Важно научиться
понимать, эстетически оценивать и эмоционально переживать
произведения искусства.
Развитие творческих способностей учащихся – одна из важнейших
задач, стоящих передо мной.
Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим
творческую жилку в ребенке. На своих уроках я стремлюсь наряду
со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением уделять
значительное место импровизации, инструментальному
музицированию, драматизации, теории музыки.
Проблему своего педагогического опыта я сформулировала так:
«Творческие задания как способ развития музыкальных
способностей учащихся на уроках искусства».
По данной проблеме я определила следующие педагогические
задачи:
активизировать познавательный интерес учащихся к урокам
искусства (музыки) через творческие задания;
создать условия для личностного роста учащихся, для воспитания
творческой личности.
Через внедрение новых форм и методов работы, пересмотр
программного материала по музыке.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей идеей своей работы я считаю обеспечение условий
развития творческих способностей учащихся, включая каждого
ученика в интересную для него практическую деятельность.
Идея личностно-ориентированного обучения предполагает, что
учитель отказывается от авторитарного характера
обучения. Организация учебной деятельности при личностно-
ориентированном обучении предполагает сотрудничество, учение
без принуждения и успех от этой деятельности.
Таким образом, можно выделить основные задачи уроков музыки
как уроков творчества, поисков, сотворчества с учителем:
1.Всестороннее развитие личности, творческого потенциала,
духовно – нравственное воспитание музыкой.
2.Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на
внутренний мир человека, на его отношение к окружающей
действительности, на формирование жизненной позиции.
3.Овладение языком музыкального искусства в взаимосвязи с
другими видами искусства и учебными предметами.
4.Приобщение учащихся к музыке с помощью проблемно-
творческих заданий.
5. Формирование потребности у учащихся в общении с музыкой.
Методы обучения
В своей работе я использую следующие методы обучения:
объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод дискуссий,
наглядно-слуховые, словесные и художественно-практические
методы.
Формы организации учебно-познавательной деятельности,
применяемые мною на уроке и во внеурочной работе:
коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Чтобы урок действительно стал средством проявления
личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе
следующие методы:
Методы стимулирования и мотивации учебно-воспитательной
деятельности: познавательные игры, создание ситуации успеха в
учении, дискуссии, поощрения и порицания, соучастия,
импровизации, мозговой штурм, ролевая игра.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности: проблемно-поисковые, моделирования
художественно-творческого процесса, сочинение-сочинённого,
самостоятельной работы и работы под руководством учителя,
содержательного анализа музыкального произведения, наглядные,
словесные, практические.
Методы контроля и самоконтроля: синквейн, тестирование,
интеллектуальная игра, собеседование, музыкальный кроссворд,
викторина, взаимопроверка и др.
Технология опыта
Хоровое пение, считаю одним из самых активных видов
музыкально-практической деятельности на уроках музыки. Именно
хоровое пение как искусство истинно массовое, воспитывает в
детях чувство искренней любви к своей Родине, народу, развивает
важные качества коллективизма и товарищества, трудолюбие,
способствует всестороннему выявлению творческих способностей.
Традиционно на уроке существует несколько взаимосвязанных
между собой видов вокально-хоровой работы. Это – распевание и
работа над песней.
Распевание подготавливает голосовой аппарат ребенка к
вокально-хоровой работе. Небольшие песенки, попевки,
упражнения для развития артикуляции, дикции, дыхания.
Упражнения способствуют развитию звукового слуха,
формированию чистоты интонации и расширению диапазона
голоса. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело
интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать.
Таким образом, при исполнении подобных упражнений создается
эмоциональная творческая атмосфера, способствующая тому, что
голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них
проявляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.
Слух и певческий голос развиваются успешнее, если этот
процесс сопровождается зрительной наглядностью и подкрепляется
двигательно-моторной активностью учащихся. С этой целью я
применяю различные методы включения элементов музыкальной
грамоты в процессе вокально-хоровой работы. Большое место здесь
занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они
заставляют детей думать, решать, ставя их в поисковую ситуацию,
развивают музыкальные способности, помогают более успешно
усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми.
Для развития ритма использую упражнение «Пара
барабанов», «Цок копытце». После разучивания дети учатся
определять долгие и короткие звуки, отхлопывать ритм. Часто
пользуюсь приемом, чтобы дети узнавали знакомую песню по
ритму или сами отхлопывали ритм песни.
Следующий вид вокально-хоровой работы – это работа над
песней.
Работу над песней провожу в несколько этапов. Первый этап –
показ песни на уроке, далее беседа о ее содержании. Затем
начинается основной этап репетиции. Заключительный этап работы
над песней предполагает исполнение выученного произведения
целиком, от начала до конца «как на концерте».
В работе над песней я также применяю творческие задания. Перед
разучиванием песни, кроме краткой беседы, можно подобрать
пословицы, поговорки, которые более глубоко раскроют
содержание и смысл песни, например, перед исполнением песни о
маме можно устроить соревнование между рядами, кто больше
назовет поговорок, пословиц о маме. Я помогаю: «Нет надежнее
дружка, чем родная матушка», «При солнышке тепло, при матушке
добро».
Использование пословиц положительно влияет на качество пения
детей. Они поют более выразительно, с удовольствием.
Песню, написанную в куплетной форме, начинаю разучивать с
припева. Учащиеся быстрее запоминают повторяющийся припев и
активно участвуют в его исполнении.
Так же использую исполнение песен под фонограмму.
Для привлечение внимания детей использую игры:
Ролевая игра “Дирижёры”
Форма работы “Дирижёры” позволяет ребятам самим чувствовать
изменения мелодии и контролировать исполнительские
способности. Её суть заключается в следующем: выбирается
ребёнок, который будет дирижёром и ему даётся задание.
Например, такое: “Хор должен исполнить песню бодро, живо,
постепенно увеличивая звук”.
Ребёнок должен выполнить следующие действия:
Собрать внимание хора.
Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе,
руки положить ровно на колени)
Дать точное вступление в начале дирижирования.
Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и
динамике.
Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни,
“снять” хор очень точно.
Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровой
работе использую приём, когда дети придумывают свои варианты
мелодий.
Инструментальное музицирование. Это творческий процесс
восприятия музыки через игру на простейших, доступных ребенку
музыкальных инструментах. Инструментальное музицирование
связано тесным образом со слушанием музыки, вокально-хоровым
исполнением, импровизацией.
Игра на инструментах – интересная полезная музыкальная
деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка,
развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В
процессе изучения игре на инструментах хорошо формируются
слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики.
Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание
и организованность. Наблюдая, что инструментальное
музицирование вызывает восторг, радость у учеников, желание
каждого попробовать свои силы, я часто использую эту
деятельность для общего музыкального и творческого развития.
Следующим этапом проведения урока является слушание
музыки.
Умение слышать музыку и размышлять о ней, необходимо
воспитывать с самого начала школьных занятий музыкой. Учиться
слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении
всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и
в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности
и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли
собственно слушателя.
Для активизации восприятия, часто обращаюсь к следующим
методам и приемам:
- метод “выхода за пределы музыкального искусства” - это
обращение к историческим фактам, а также к произведениям
других видов искусств, позволяющим ярче воспринимать
музыкальные образы и осознавать язык искусств и специфику
музыкального искусства.
- метод сравнения и сопоставления образов.
- прием вокализации тем инструментальных сочинений (например:
“Сурок” Л.Бетховена.)
- прием игры на музыкальных инструментах (бубнах, ложках,
треугольнике, трещотках, свистульках) позволяет ярче и
осознаннее ощутить содержание музыки, почувствовать себя
“сотворцом” - исполнителем, “самовыразиться” - например, в
“Камаринской”, в “Арагонской хоте” М.И.Глинки.
- задание – дать название прозвучавшему произведению,
позволяющее учащимся сосредоточиться, осознать и показать в
своем названии суть музыкального образа.
На своих уроках я часто использую различные задания творческого
характера и с некоторыми из них я хочу поделиться.
1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие
творческих способностей детей через синтез музыкального и
сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк”
С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры
музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации
передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка,
дедушки и охотников. Осуществляется формирование
эстетического отношения к музыкально-звуковой
действительности: музыкальный звук – музыкальный образ –
способ его воплощения.
2. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации
каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и
только его ощущения найдут воплощение в музыкальных
созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4 классах учащимся
предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально
исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.
3. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю
несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после
прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести”
его на язык красок или движения.
4.«Мозговой штурм». Часто на уроках музыки я применяю этот
прием. Дается задание: составить осмысленное предложение,
включающее в себя 3 заданных слова. Например:
а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку
на основе литературного произведения);
б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка
написал романс “Венецианская ночь”);
в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из
старинных танцев).
5 «Синквейн». Детям дается слово к которому нужно подобрать два
прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно
обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя
использовать однокоренные слова. Например:
а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит,
вдохновляет – мы любим его музыку – классик;
б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует,
выступает – четыре группы музыкальных инструментов –
коллектив;
в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует,
гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню –
ансамбль;
г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет,
завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы –
стиль.
6. «Ассоциативный ряд». В старших классах можно
использовать этот прием так: после прослушивания и анализа
музыкального произведения ученики должны по цепочке, не
повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к
произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов
фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на
перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение.
Например:
Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая –
взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая –
героическая – победа – ликование...
7. Самые интересные это уроки: «Урок-путешествие, урок-игра»,
«Музыкальный калейдоскоп», «Час музыки», «Музыкальная
капель», «В лабиринте музыки» и др. Огромное значение отводится
обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. На этих
уроках могут быть использованы различные формы, методы и
приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-
концерты, где используются музыкальные викторины и
музыкальные кроссворды. Музыкальный материал на обобщающий
урок подбирается исключительно самый яркий, самый значимый и
полюбившийся детям во всех видах деятельности.
8. «Составление кластера»
Это способ графической организации материала, позволяющий
сделать наглядными те мыслительные процессы, которые
происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является
отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое
слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи,
факты, образы, подходящие для данной темы.
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми
линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает
наши размышления, определяет информационное поле данной
темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю
воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не
иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по
заранее определенному плану.
Например, в теме «Искусство открывает мир» в начале урока был
составлен кластер «Искусство». В ходе обсуждения учащиеся
самостоятельно сформулировали понятие, запомнили и поняли его.
Учащиеся сделали это понятие «близким» для себя.
9. Презентации. Начиная с этого года, я использую презентации
как творческое задание. Это может быть опережающее задание к
новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение
музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей,
создаю с ними план, по которому они делают презентации.
10. Деловые игры снизит утомляемость при однотипной работе,
разовьет чувство коллективизма, придаст значимость изучаемой
проблеме.
Наибольшую активность учащихся всех возрастов вызывают уроки
по аналогии с телевизионными играми — КВН, «Что? Где?
Когда?», «Голос, дети», «Угадай мелодию». Их можно проводить в
рамках недели музыки, как внеклассные мероприятия. Их цель:
развитие устойчивого интереса к изучению музыки.
11. Ролевые игры придадут изучению темы характер творчества,
позволят выявить артистические данные учащихся, будут
способствовать более полному усвоению учебного материала. Их
можно использовать как элемент типового урока или как
внеклассное мероприятие.
Домашнее задание, тоже может принимать форму творческого
задания. Можно использовать следующие его формы:
• взаимный опрос;
• творческие домашние задания:
• составление ребусов;
• сканвордов;
• кроссвордов;
• музыкальных сказок;
• мини-сочинений.
На уроке применяю письменные творческие задания. Задания
на тему:
«Музыкальные инструменты»
1. Узнать инструмент, пронумеровать, назвать, дать характеристику
(духовой - деревянный или медный, ударный, струнный –
смычковый или щипковый)
2. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые
изображают: а) духовые, б) струнные, в) ударные, г) народные, и. т.
д.
3.Сравнить по рисунку: установив, а) общие признаки
(музыкальные инструменты, струнные), чем похожи. б) различие
(арфа - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у
каждого инструмента - свой тембр звучания; внешние признаки -
какая форма, приёмы игры на инструменте – как на нём играют.)
арфа – гусли труба – рожок тарелки - барабан и т. д. (в дальнейшем
рисунки заменить словами.)
4. "Лишнее слово” выпиши все слова, а затем вычеркни
неподходящее. а) гобой, флейта, рожок, труба, арфа. б) баян,
аккордеон, гармонь, фортепиано. в) пианист, трубач, флейтист,
композитор, писатель. г) вальс, полька, шимми, фокстрот, марш
5. Нарисуй любые 2 инструмента и подпиши их название, а также,
к какой группе они принадлежат.
6. Напиши, какие образы природы можно представить под эту
музыку? Нарисуй время года и образы природы, подходящие к этой
музыке.
7. Какие инструменты звучат в оркестре?
8. Опиши темп, характер музыки, степень громкости.
Письменные задания на тему: «Музыкальное содержание».
1. Определи темп звучания музыки (быстро, медленно или средний
темп), характер звучания, громкость (сильная-f средняя-mf, mр.,
меньше- p).
2. Меняется характер звучания музыки? Где меняется в начале,
середине, в конце произведения? Как меняется? Раскрой свой
ответ.
3. Меняется темп, громкость звучания? Где и как меняется по ходу
произведения?
4. Какие инструменты звучат? (струнно-смычковые, струнно-
щипковые, ударные, духовые деревянные, медные духовые,
клавишные, народные)
5. Какие образы природы можно представить под музыку? Почему?
Объясни свой ответ.
6. Какое время года можно представить под музыку? Почему?
Объясни свой ответ.
7. Какое время суток можно представить под музыку? Почему?
Объясни свой ответ.
8. Сколько частей или разделов в этом произведении?
9. Нарисуй свое настроение под музыку.(в цвете, крупный план)
Творческие задания"
1) Рисунок "Мое настроение в музыке". Придумай и постарайся
изобразить свое настроение в музыке, например
«доброта»,«нежность», «скука», «злость», «любовь» с помощью
какого-либо образа (например ,образа природы- дерево,
растение),погодного
явления (закат, рассвет, заря) или другого.
2) Перечисли выразительные средства из выбранной тобой
картины, подходящей к музыкальному произведению - какие цвета
в картине, содержание картины (кто, что изображено). Как картина
подходит к музыке и музыка к картине? Почему именно эту
картину ты выбрал (а) к данному музыкальную произведению.
(Всего 8-9 предложений напиши)
Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится
творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны
выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую,
на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса,
учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на
заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и
рассказы, где музыка была бы главным героем.
План- схема сочинения по музыке.
1.Объем 15-20 больших предложении.
2.Наличие в рассказе сведении о темпе (быстрый, медленный,
средний), характере звучания (громкое, тихое, среднее), ритме
(долгие, короткие, средние звуки).
З.Наличие в рассказе сведении об образах природы, временах года,
времени суток ( день, ночь, утро, вечер).
4. Отразить в рассказе собственные переживания: « что я чувствую,
когда слушаю эту музыку?"
5.Грамотность, логичность, последовательность изложения
рассказа.
6.Сведения о музыкальных инструментах (какие звучат? -
струнные, духовые, ударные, клавишные).
План анализа музыкального произведения (7- 9 классов):
1. Выявление главного настроения.
Какие чувства передаются в музыке?
Испытал ли ты их или просто бесстрастно зарегистрировал?
Какие эпизоды понравились тебе больше всего?
2. Определение средств музыкальной выразительности.
3. Развитие художественного образа (умение следить за развитием
образа предполагает умение слушателя передать словами то, что он
слышит). Помогает поиск своего названия к произведению,
использование произведений других видов искусства со сходными
эмоциональными состояниями.
Как это произведение начинается?
Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной
выразительности?
Какой образ возникает в твоём сознании?
Как он дальше развивается: плавно, постепенно или с резкими
контрастами?
К чему привело это развитие?
Как заканчивается это произведение?
4. Постижение главной идеи произведения.
Как ты думаешь, для чего автор создал это произведение?
Какая основная мысль владела им в процессе его создания?
Что он хотел сказать людям своей музыкой?
Почему композитор назвал произведение именно так?
Как можно было бы передать главную мысль произведения каким-
нибудь афоризмом, строчкой стихотворения, образным
сравнением?
5. Образ автора.
Какое мироощущение и мировосприятие отличает музыку данного
композитора?
В чем ты видишь смысл его нравственных исканий, эстетических
взглядов?
Каково отношение композитора к своим героям?
6. Личностный подход к произведению.
Какие события из твоей жизни напоминает тебе эта музыка?
Какие воспоминания и надежды она пробуждает?
Что бы тебе захотелось сделать, прослушав эту музыку?
"Сочинение музыки к фильму”. Вспомни любой стих или рассказ
(сказку, повесть) "…”. Представь, что по нему будут снимать
фильм и тебе надо написать к нему музыку. Какой ты её себе
представляешь? Напиши, какие ты выберешь муз. инструменты и
почему.
"Сочинение собственного краткого сюжета – с предложенными
героями или предлагаемыми обстоятельствами”. Представь, что
тебе необходимо придумать и снять фильм с участием таких
героев, как. … Какую музыку ты возьмешь для этого? Как будут
двигаться твои герои? Где будет происходить событие? Придумай
имена героя
Результативность опыта
Анализируя и сравнивая знания и практические умения
учащихся, наблюдаю значительный рост развития творческих
способностей детей. Они эмоционально выражают музыку при
слушании и пении, понимают средства музыкальной
выразительности и изобразительности, имеют представления о
простых и сложных музыкальных жанрах. Школьники имеют
представления об особенностях русской музыки и музыки других
народов мира, владеют навыками анализа музыки, владеют
элементами музыкальной грамоты, простейшие навыками игры на
музыкальных инструментах, в том числе гитаре.
Благодаря росту музыкального и творческого развития детей, в
школе ежегодно проводятся «Фестиваль патриотической песни»,
«Конкурс детских талантов». При подготовке к данным
мероприятиям дети проявляют свои творческие способности. В
репертуар входят детские песни гражданско-патриотической,
военно-патриотической направленности, песни о природе, о
Родине.
Свои творческие достижения по предмету дети с удовольствием
демонстрируют во время концертов художественной
самодеятельности, смотров, вокальных конкурсов, как в школе, так
и на различных районных и областных мероприятиях, классных
вечерах.
Наши достижения:
1 место областной конкурс хоровых коллективов,
2 место в областном конкурсе эстрадной песни,
1 место в областном конкурсе патриотической песни,
1 место в областном конкурсе детской и пионерской песни.
Список использованной литературы и ссылки:
1. Агеева И.Д. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МУЗЫКЕ,
ТЕАТРУ, КИНО
Серия "Игровые методы обучения"
http://zanimatika.narod.ru/book11.htm
2. Кодесникова Наталия Викторовна. Система разноуровневых
вопросов и творческих заданий по музыке для 2–4-х классов,
3. Ригина.Г.С «Программа начальной школы» 1 – 4 класс.
http://festival.1september.ru/subjects/28/
4. Кондратюк Н. Н. «Музыка в школе. Игры, конкурсы,
современные методики», Москва «Творческий центр» 2005 г
5. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические задания и этюды на
музыку Г.Свиридова для детей дошк., мл. и сред. школьного
возраста
6. Карягина Галина Васильевна. Методика преподавания музыки.
Практические занятия по методике преподавания музыки
http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html
7. Решетникова С.Г. Творческие задания по музыке 5-8 класс.
www.zavuch.info/pages/file/7701.html
8. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Творческие приемы и
задания
Махмутов М.И. «Организация проблемного обучения в школе»,
Москва «Просвещение» 1997 г.
9. Е. Д. Критская «Уроки музыки 1-4 классы», «Просвещение»
2009 г.
Школяр Л.В. «Теория и методика музыкального образования
детей», Москва, «Флинта. Наука», 1998г.
10. В помощь преподавателю «Музыка» 1 – 7 класс, составитель
В.В. Фадин.
11. Журнал «Последний звонок», №5,2002.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Годовой план учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
- Внедрение инновационных технологий в ДОУ по социализации дошкольников
- Внеурочная работа как средство развития интереса обучающихся к геологии
- Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
- Конспект НОД "Звуки Р - Р’"
- Интегрированная НОД в старшей группе "Собираем урожай"