Сопровождение и развитие детей с ОВЗ через музыкальное воспитание в рамках реализации ФГОС

Сопровождение и развитие детей с ОВЗ через
музыкальное воспитание в рамках
реализации ФГОС.
Музыкальное воспитание в школе является составной частью учебно-воспитательного процесса
и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные,
коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи.
Оказывая сильное эмоциональное воздействие, музыка является одним из наиболее
привлекательных видов деятельности для ребенка с особенностями в развитии, способствует
развитию этических чувств, эстетического восприятия. Следовательно, очень важен правильный
подбор педагогом музыкальных произведений для слушания и пения, а так же то, как он
сможет пробудить у воспитанников интерес, стимулировать активность, поможет детям в
развитии способностей, духовно-нравственном становлении личности.
В нашей школе, где введено инклюзивное образование, ведется систематизированная работа
по музыкальному воспитанию. Коррекционно развивающий процесс на уроках музыки
продолжается на репетициях вокальной студии, в которой занимаются дети с ОВЗ, а так же при
подготовке внеклассных занятий совместно с педагогами.
Основной формой музыкального воспитания и обучения является урок музыки. Занятия
музыкой на уроке преследуют цель: гармоническое развитие ребенка с особенностями в
развитии, расширение возможностей его социальной адаптации .Обучение игре на
музыкальных инструментах, индивидуальное общение с педагогом, концертная деятельность
все это дополняет, расширяет и углубляет коррекционную работу с такими детьми в
интеллектуальной и психо- эмоциональной сферах, а также помогает преодолению зажимов
общей и мелкой моторики.
На уроке решаются многие общие для всех детей с особенностями задачи психологической
коррекции:
- У замкнутых, аутичных детей формируются навыки общения;
- Боязливые делаются более уверенными, смягчается проявление страхов;
- Агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать свои импульсивные побуждения и
считаться с интересами окружающих.
В обучении детей важное место занимает игровой метод. Общий эмоционально
положительный урок, создаваемый игрой, способствует устранению негативных состояний и
развивает творческую активность. Дидактическая игра может быть и средством, и формой
обучения и используется при освоении любого музыкального материала в разных вариантах и в
разных видах музыкальной деятельности.
Музыкальное обучение осуществляется при помощи восприятия. Восприятие музыки
важнейшая область музыкальной практики. Дети не всегда адекватно реагируют на характер
воспринимаемой музыки, не могут дать вербальную оценку музыкальному произведению.
Поэтому для коррекции этой деятельности я использую словесный метод: пояснение, уточнение,
указание, разъяснение, рассказ, беседа, небольшие подсказки в виде вопросов. Словесные
методы в сочетании с наглядными (показом иллюстраций, картин) являются
коррекционно-направленными приемами, подготавливающими детей к процессу восприятия
музыки.
Активное восприятие музыки в процессе прослушивания музыкальных сочинений помогает
формированию слушательской культуры, обогащает музыкальными впечатлениями.
Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает
внимание, активизирует центральную нервную систему, увеличивает работоспособность
человека.
В процессе обучения пению особенно активно развивается познавательная деятельность,
эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки, укрепляется
голосовой аппарат ребенка. Исполнение песни позволяет не только выразить свои чувства, но и
вызвать у других понимание и сочувствие.
Нарушения в звукопроизносительной сфере служит препятствием познавательного, а отсюда и
развивающего процессов. С помощью упражнений вырабатываются и корректируются:
- звукообразование (певческая установка, дыхание, атака звука);
- артикуляция (подвижность артикуляционного аппарата – губ, языка, нижней челюсти);
- дикция (ясное и четкое произношение согласных);
- развивается звуко-высотный слух (чистота интонирования мелодии);
- мелодический слух (особенность запоминания мелодии).
Развитию вокально-хоровых навыков помогает использование упражнений игрового плана с
образно-ассоциативным представлением.
.Благодаря музыкально-ритмическим упражнениям и играм формируется двигательный
самоконтроль, внимание, совершенствуется координация движений, развивается воображение,
память, воспитывается чувство музыкальной формы, приобретаются коммуникативные навыки.
Воспроизведение несложных ритмических рисунков на простейших музыкальных инструментах
или сочинение своих собственных не только способствует развитию ритмического чувства,
творческого мышления, но также выполняет коррекционно-педагогическую задачу, т.к.
включение мелкой моторики активизирует психические процессы. Например, предлагаю детям
самостоятельно выбрать музыкальные инструменты и сочинить музыку грозы ( дождь, гром,
ветер, молния и др.).
Определенной методической трудностью представляется формирование у школьников
музыкальной грамотности, без знаний элементарной теории обойтись невозможно. Такие
понятия, как динамика и темп, форма произведения и длительности нот, являются
художественно-образным языком музыки. Я постепенно ввожу на уроках музыкальную
терминологию, подбираю различные стихи и сказки, которые в доступной форме рассказывают
о сложных понятиях.
Рисунки и иллюстрации также формируют представление о выразительных средствах языка
музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, сказки и загадки,
музыкальные ребусы активизируют внимание и процессы запоминания учебного материала,
развивая мышление делают уроки более увлекательными и веселыми.
Таким образом, систематическая, целенаправленная работа по музыкальному воспитанию
детей с ОВЗ разными видами и формами музыкальной деятельности способна осуществлять
коррекцию их интеллектуального развития.