Игровые технологии в работе с обучающимися с ОВЗ

Подписи к слайдам:

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум

имени Героя Советского Союза В.В.Орехова»

Методические рекомендации

Игровые технологии в работе с обучающимися с ОВЗ

2019 г., Комсомольск-на-Амуре

обучающихся с ОВЗ,

социально-педагогическое,

Калинина Светлана Борисовна,

преподаватель истории и обществознания

Введение На современном этапе развития системы образования в России происходят коренные изменения как в содержании образования, так и в методической составляющей: на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся. В этих новых условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий. При работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, могут и должны применяться особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих  способностей, учебной мотивации. «Игровые педагогичес­кие технологии» -группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Технология — от греческих слов technl (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).

ИГРА - свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений.

Терминологический словарь современного педагога

ИГРА - это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

Педагогический словарь

ИГРА - форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации; игра является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию. Характерной особенностью игры является ее двуплановость: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными сопутствующими обстоятельствами. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально приподнятой обстановки, облегчающей усвоение материала, оказывающей внушающее воздействие.

 Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Учебная игра выполняет несколько функций: - обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор); - ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи); - мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса). Структура игровой деятельности: – образовательная задача; – игровые действия; – правила игры; – результат. Классификация игр по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:
  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры;
  • релаксационные игры - паузы.
Виды игр по содержанию: а) Игры – упражнения - используют при закреплении материала, проверке знаний. Пример: «Пятый лишний».

б) Игра – поиск

в) Игры – соревнование - конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д.

г) Сюжетно – ролевые игры – обучающиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким содержанием, соответствующим определенным задачам – это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др.

д) Познавательные игры - путешествия.

Общие принципы и правила работы с обучающимися с ОВЗ:  1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.  4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.  Роль игровых технологий при работе с обучающимися с ОВЗ - усиление эмоционального восприятия материала; - приобретение опыта речевого общения; - освоение лексики, расширение словарного запаса; - отработка умений слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения; - перевод приобретаемых знаний в личностно-значимые, эмоционально-окрашенные. - развитие эмпатических способностей обучающихся. Функции игровой деятельности обучающихся с ОВЗ - развлекательная - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; - коммуникативная - игры способны оказать помощь обучающимся с ОВЗ помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками; - самореализация; - игротерапевтическая - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическая - выявление отклонений от нормативного поведения, реальное положение обучающегося в коллективе; - коррекция - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; - социализация - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Алгоритм реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий

дидактическая цель - ставится перед обучающимися в форме игровой задачи

учебная деятельность подчиняется правилам игры

учебный материал используется в качестве ее средства

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

  • Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала – доступно пониманию обучающихся. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
  • Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей.
  • При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

4. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.

5. Каждый ученик должен быть активным участником игры.

6. Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.

7. Игровой характер при проведении уроков должен иметь определенную меру.

8. В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой

9. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

- игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности обучающихся;

- игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры - достижимой, а оформление красочным и разнообразным;

- обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;

- присутствие элемента соревнования между командами или отдельными участниками;

- роль активности обучающихся во время проведения игры;

- воспитательное, познавательное значение игры.

Требования к организации дидактических игр:

Список использованной литературы
  • Закасовская, И.В. Инновационно-образовательные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / И.В. Закасовская // В сб. Приоритеты педагогики и современного образования / Сборник статей II Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор Гуляев Г. Ю. - 2018. - С. 254-257.
  • Малюга, А.Н. Обзор методов и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Н. Малюга // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-6. - С. 85-94.
  • Митькина, Е.И. Игротехники и игротехнологии в схемах и таблицах / Е.И. Митькина // Учебное пособие. – Элекстросталь: Филиал РГСУ, 2012, 72 с. (с. 17)
  • Осокина, Г.М. Инновационные технологии производственного обучения лиц с особыми образовательными потребностями (из опыта работы) / Г.М. Осокина / Сб. Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества // Материалы Межрегиональной научной конференции / Под ред. Г. Ю. Лизуновой. - 2018. - С. 487-494.
  • Пикун, А.Г. Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ / Пикун А.Г. // Молодой ученый. -2017. - № 48 (182). - С. 208-210.
  • Соломахина, Т.Н. Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология / Т.Н. Соломахина, И.М. Михалева, Е.В. Шевченко. - Молодой ученый. - 2017. - № 16 (150). - С. 498-500.