Игровые технологии на уроках математики

Игровые технологии на уроках математики.
Белостоцкая Любовь Александровна
Учитель математики, ГБОУ СОШ № 463 Выборгского района
г. Санкт – Петербург
«Игра –это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра –это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
(В.А.Сухомлинский.)
В связи с увеличением умственной нагрузки на уроках математики
необходимо задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к
изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Как можно
заставить учащихся поверить в свои силы?
В связи с этим, основная задача, которую я ставлю перед собой,
заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и
такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников,
стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. И таким
методом, безусловно, является применение игровых технологий на уроках
математики.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся
зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько
умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том,
чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и
использовать это как отправную точку для возникновения и развития
любознательности, творческого интереса и глубокого познавательного
интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще
формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и
склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно
стремиться раскрывать притягательные стороны математики.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением. Мотивация игровой
деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и
элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении,
самореализации. Математическая игра помогает закреплять и расширять
предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. В
процессе игры у учащихся вырабатывается положительное отношение к
учёбе.
Уроки с использованием игровых технологий:
способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;
способствовать расширению кругозора учащихся;
развивают творческие способности учащихся и учителя;
активизируют самостоятельную деятельность учащихся;
способствуют созданию творческой атмосферы общения с
учащимися и учителем;
учат учащихся отстаивать собственную точку зрения;
вызывают интерес у всех учащихся.
При организации игровой формы урока необходимо придерживаться
следующих положений:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а
математическое содержание предлагаемого материала - доступно пониманию
школьников.
2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной
деятельности.
3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть
удобен в использовании.
4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд учёт
результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым.
5. Каждый ученик должен быть активным участником игры.
6. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно
проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой,
краткой.
Виды математических игр:
1. игры-упражнения;
2. игры-путешествия;
3. сюжетная ролевая игра:
4. игра-соревнование.
Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на
совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и
закрепления учебного материала, Это разнообразные викторины,
кроссворды, ребусы, шарады, головоломки ,загадки.
Игры-путешествия служат, в основном ,целям углубления ,
осмысления и закрепления учебного материала.
Сюжетная игра отличается тем ,что инсценируются условия
воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.
Игра-соревнование Существенной особенностью игры-соревнования
является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.
Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых
действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными
обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет учителю в
зависимости от содержания материала вводить в игру не просто
занимательный материал ,но весьма сложные вопросы учебной программы.
В своей работе на уроках в 5-6 классах применяю игровые ситуации,
например:
1. При изучении темы «Прямоугольная система координат на
плоскости» (6 класс) использую игру «Соревнование художников».
Учащиеся по заданным координатам рисуют животных, а также сами
шифруют рисунки для одноклассников и предлагают им построить.
2. При изучении разных тем, связанных с вычислениями использую
игру «Математическое лото».
Каждому ученику выдается конверт, в котором 1 большая карта с
заданиями и маленькие, их больше, чем заданий. На маленьких результаты
вычислений. Ученик должен выполнить задание на большой карте и накрыть
его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий
ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно
выполнены все вычисления). Например: определение целых чисел, правило
сравнения, правило сложения, вычисление, деление, умножения целых чисел
и др. Затем ученики выполняют полученные задания.
3. Ребусы, головоломки, загадки, кроссворды наиболее применимы в 5-
6 классах.
В 7-8 классах проводятся командные игры-соревнования, например
«Математический бой», «Домино».
Конечно, вариантов математических игр, применяемых на уроках
математики много. Все они подбираются с учетом специфики возраста,
темы и степени подготовленности класса. Результаты показали, что учащиеся
значительно лучше усваивали те темы, в которых использовались игры.