Презентация "Игровые технологии на уроках математики"

Подписи к слайдам:
Игровые технологии на уроках математики Подготовила преподаватель математики ГПОУ «СЦБТ» Копецкая М.Г. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.” В.А. Сухомлинский. А игры не будет, что ж тогда останется? Л.Н.Толстой. Игра на уроке математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
  • Игра на уроке математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
  • Игра это один из методов, или, технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность студента в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.
Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.
  • Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.
  • Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В игровых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Задачи игры (в соответствии с требованиями ФГОС): В направлении личностного развития: Воспитывать у учащихся
  • интерес к математике и познанию,
  • самостоятельность мышления,
  • волю, упорство в достижении цели,
  • внимательность, сосредоточенность,
  • умение применять имеющиеся знания на практике,
  • умения защищать свои убеждения.
  • Формировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.
В метапредметном направлении:
  • активизировать различные виды памяти студента, развивать его фантазию,
  • формировать способность ориентироваться в необычных ситуациях,
  • пополнить запас знаний, представлений и понятий , необходимых при организации деятельности в любой сфере.
В предметном направлении: В предметном направлении:
  • выявить студентов, которые обладают неординарными способностями и стремятся к углублению своих знаний по математике;
  • вовлечь в учебную деятельность всех студентов, даже пассивных;
  • повысить уровень математического развития студентов и расширить их кругозор;
  • углубить представления учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Классификация игровых ситуаций: по сущностной игровой основе:
  • игры с правилами;
  • ролевые игры;
  • комплексные игровые системы (например, КВН).
по дидактическим целям игры: по дидактическим целям игры:
  • игры для изучения нового материала;
  • игры для первичного закрепления новых знаний;
  • обобщающие игры;
  • комбинированные уроки с элементами игры;
  • релаксационные игры-паузы;
по источнику познания: по источнику познания:
  • игры на основе устного изложения учебного материала;
  • игры на основе работы со средствами наглядности;
  • игры на основе практической работы учащихся;
по количеству участников: по количеству участников:
  • индивидуальные;
  • парные;
  • групповые;
  • массовые.
  • В отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
  • Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
  • Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной деятельности осуществляется за счет:
  • дидактическая цель ставится в виде игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства;
  • дидактическая задача переводится в игровую за счет элемента соревнования;
  • успешное выполнение заданий связывается с игровым результатом.
Требования к уроку с использованием игровых технологий 1)помнить о том, что содержание урока рождает его форму, а не наоборот; нельзя в заранее подготовленную форму втиснуть любое содержание-форма может не выдержать, и урок разрушится; 2)для каждой игры необходимо создавать соответствующее настроение; 3)верить в истинность происходящего и «играть» на полном серьёзе. Дидактическая игра имеет свою структуру:
  • Выбор игры.
  • Подготовка игры.
  • Введение в игру.
  • Ход игры.
  • Подведение итогов игры.
1.Выбор игры: 1.Выбор игры:
  • На этом этапе происходит отбор содержания материала. Отобрав игры, соответствующие учебному материалу, учитель должен четко представить себе, какие результаты он ожидает получить, с тем, чтобы в соответствии с этим выстроить замысел, игровые действия, формулировки правил игры и ее ход.
  • 2.Подготовка игры: -предварительная подготовка учащихся к игре, которая зачастую несет основную дидактическую нагрузку; -подготовка непосредственно перед игрой, включающая создание эмоционального игрового настроения, планирование места проведения игры.
3.Введение в игру: 3.Введение в игру: -объяснение правил игры; -выбор участников игры. 4.Ход игры: -начало игры - этап уточнения нюансов игры эмоциональный старт игры; -развитие игрового действия и его кульминация; -заключительный этап игры. 5.Подведение итогов игры: Данный этап включаете в себя как дидактический результат (что нового узнали, как справились с заданием, чему научились),так и собственно игровой(кто оказался лучшим, что помогло достичь победы) . Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна.
  • При усвоении новых знаний они уступают традиционным.
  • Их применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются: Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются:
  • имитационные, деловые игры;
  • дидактические игры.
Имитационные, деловые игры
  • Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой студенты , поставив себя на место человека той или иной специальности, могут увидеть и оценить значение математических знаний в производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом, применить полученные знания на практике.
  • Примеры деловых игр на уроке математики:
  • Деловая игра «Строитель»
  • Деловая игра «Проектировщик»
  • Деловая игра «Конструктор»
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
  • Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
  • А.С. Макаренко
Игровые формы уроков
  • урок-КВН,
  • урок путешествие,
  • урок –экскурсия,
  • урок-кроссворд,
  • урок -спектакль
  • урок-смотр знаний,
  • игра «Счастливый случай»,
  • «Поле чудес»,
  • «Математический биатлон»,
  • «Звездный час»,
  • «Своя игра»,
  • «Что? Где? Когда?»,
  • Ярмарка,
  • Брейн -ринг
Мною разработаны :
  • Мною разработаны :
  • урок по теме «Первообразная функции» в виде игры «Крестики –нолики»;
  • урок по теме «Решение логарифмических уравнений и неравенств» в виде игры «Лабиринт»;
  • урок по теме «Перпендикулярность прямых» в виде игры «Лабиринт»;
  • урок по теме «Логарифмическая функция» в виде игры «Звездный час»;
  • урок –путешествие по теме «Решение простейших тригонометрических уравнений»;
  • урок спектакль «Сечение круглых тел» (суд над кривыми).
  • Виды дидактических игр
  • игра «Рыбалка»;
  • круговые примеры;
  • «Кто быстрее»;
  • «Найди ошибку»;
  • «Недописанный пример»;
  • «Закодированный ответ»;
  • «Математическое домино»;
  • «Собери картинку»;
«Эстафета»;
  • «Эстафета»;
  • «Биржа знаний»;
  • «Математические гонки»;
  • «Дешифровщик»
  • «Числовой фейерверк»
  • «Геометрический аукцион»;
  • Математические ребусы;
  • Кроссворды
. Ребусы удобны для использования в качестве материала для указания темы урока, либо во время проведения математических викторин.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  ,, и=еАЛ
  • Ребусы можно создавать, используя генератор ребусов
Математическая рыбалка
  • Оценивается по принципу: кто
  • даст больше правильных ответов
  • на вопросы,прикрепленные к
  • рыбке. Окуней,щук и т.д.
  • вылавливают по
  • очереди удочкой на конце которой
  • прикреплен небольшой магнит.
Математическая игра «Ход конем» Математическая игра «Ход конем» Цель игры: отработка вычислительных навыков и тождественных преобразований Играющему нужно провести «коня» от линии старта к линии финиша. Ход можно начинать с любого места на старте. Конь двигается так, как на шахматной доске. Условие: число, записанное в клетке старта или или там , где стоит «конь», сложенное с числом из клетки, где конь делает поворот должно дать число, которое записано в клетке, куда прыгает «конь». Тема: Степень с целым показателем

а-2

а5

а13

а7

а -4

а12

а

а10

а8

а-3

финиш

а29

а2

а-1

а7

а-3

а5

а4

а-4

а3

а-3

а-30

а-3

а8

а

а-8

а-22

а3

а7

а0

а8

а-3

а-5

а8

а-10

а4

а-3

а-1

а

а4

а5

а24

а-27

а-4

а7

а2

а25

а12

а5

а-8

а-5

а4

а15

а28

а18

а10

а4

а3

а-3

а5

а

а3

а3

а11

а8

а-1

а3

а7

а5

а3

а7

а0

а2

а2

а10

а8

а

а4

а8

а

а2

а-5

а8

а -10

а3

а7

а-4

а

а-2

а7

а6

старт

Веб-сервис learningapps.org создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений.
  • Веб-сервис learningapps.org создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений.
  • Здесь представлено более 14 различных интерактивных упражнений 4 из них в форме игры от 2 до 4 участников.
Learning Apps позволяет реализовать следующие виды интерактивных учебных элементов
  • Learning Apps позволяет реализовать следующие виды интерактивных учебных элементов
  • тест на выбор ответа (одного или нескольких) + игра «Кто хочет стать миллионером?«
  • выбор слов из текста
  • составление слов из букв
  • игра «Парочки» (надо найти логически связанные пары, открывая на секунду изначально скрытые картинки или текст за наименьшее число кликов; игра одновременно тренирует память)
  • найти пару и соответствие в сетке (установление соответствия изображений с названиями, аудио или видео)
таблица соответствий (аналогично предыдущему, но нужно подобрать множество понятий к каждой категории)
  • таблица соответствий (аналогично предыдущему, но нужно подобрать множество понятий к каждой категории)
  • классификация (распределение элементов знаний по категориям)
  • найти на карте (используются метки на интерактивной карте Google)
  • пазл «Угадай-ка» (надо последовательно открыть элементы изображения, распределяя понятия по категориям)
сортировка картинок (выбрать названия для элементов изображения)
  • сортировка картинок (выбрать названия для элементов изображения)
  • расставить по порядку (распределить тексты, изображения, аудио или видео в правильной последовательности)
  • хронологическая линейка (распределение элементов по шкале, не обязательно временной)
  • викторина со вводом текста (написать ответы к последовательности вопросов
  • виселица (надо собрать слово из букв, не допуская более установленного числа ошибок)
заполнить пропуски
  • заполнить пропуски
  • заполнить таблицу (по данным первой строки и первого столбца)
  • кроссворд
  • викторина для нескольких игроков (онлайн игра по типу известной телеигры «Своя игра»)
  • где находится это? (онлайн игра на скорость, в которой ответами на поставленные вопросы выступают метки на изображении)
  • оцените (онлайн игра, представленная последовательностью вопросов с числовыми ответами; выигрывает тот, кто был наиболее близок к правильному значению в каждом из вопросов)
«Плюсы» использования игровых технологий:
  • Игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления.
  • Являются естественной формой труда, приготовлением к будущей жизни.
  • Способствуют объединению коллектива и формированию ответственности.
  • Несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении.
  • Способствуют использованию знаний в новой ситуации.
  • Передается опыт старшего поколения младшему.
Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
  • «Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
  • Сложность в организации и проблемы с дисциплиной.
  • Невозможность использования на любом материале.
  • Требуют больших временных затрат.
  • Сложность в оценки учащихся.
  • Перефразируя шутку Вольтера о стихах можно сказать: «Все уроки хороши, кроме скучных». А скучно не бывает только в игре.
Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учебой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье! Спасибо за внимание!!!