Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Подгорненская средняя общеобразовательная школа»
Романовского района Саратовской области
«Игровые технологии на
уроках русского языка как
средство развития
познавательной активности у
школьников»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Грезнева Ольга Александровна
Подгорное 2015 г.
«Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Введение.
Обоснование актуальности опыта, его практическая значимость.
В настоящее время в связи с переходом на ФОГС второго поколения особое
внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у
школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады,
чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе
обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием
подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется
высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и
умений, результативностью и соответствиям социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является
следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и
организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической
технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность
учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею
и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я
использую на уроках русского языка.
Идея педагогического опыта.
Цель игровых технологий приобрести конкретные навыки, закрепить их на
уровне моторики, перевести знания в опыт.
Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения».
Задача сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию
успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в
усвоении большого и сложного учебного материала.
Теоретические тезисы.
По определению, игра это вид деятельности направленный на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением. ( Толковый словарь С.И. Ожегова)
По теории развития познавательного интереса Т.И. Щукиной и теории
активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой
педагогическая игра обладает существенными признаками четко
поставленной целью обучения, соответствующим ей педагогическим
результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.
Игровые технологии используются для решения следующих задач:
- активизация познавательного интереса;
- развитие коммуникабельности;
- создание условий для творческого самовыражения;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
- конструктивное общение в составе социальной группы;
- создание позитивного психологического климата в коллективе.
Игровые технологии самые древние технологии в мире. Это способ
передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению.
Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке,
настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает
учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает
ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде.
Новизна.
Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать
больше интересных и разнообразных игр при изучении конкретных разделов
лингвистики.
Технология опыта.
Игры можно классифицировать по-разному. В своей работе я применяю и
использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры
распределены по разделам лингвистики. Это фонетические игры, лексико-
фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.
Такую классификацию предлагает Л.В. Петрановская.
Я хочу поделиться с Вами, каким образом обучаю детей тонкостям родного
языка, а тем самым развиваю интерес и любовь к предмету.
При изучении «Фонетики» с целью различения твердых и мягких согласных
звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».
Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. ( Цикорий,
гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс,
настурция, шиповник, колокольчик, лютик).
Игра «Расколдуй слово».
Эта игра проводится для закрепления знаний алфавита. На доске записаны
“заколдованные” слова, в которых изменен порядок букв: хоупл, смтоы,
угьшл, ныбти, свьоа. Нужно расколдовать слово, расставив буквы в
алфавитном порядке. Побеждает тот, кто первым расколдует слова. Ответы:
лопух, мосты, глушь, бинты, авось.
Игра «Кто за кем?».
Каждый играющий получает набор из пяти карточек с названием животных.
Необходимо расставить эти карточки в алфавитном порядке.
Игра «Кто больше соберет слов из слогов?».
РА
НО СА
ЛИ РО
ТА КО
Игра “Кто больше соберет или подберет слов”.
ЧИ ЛЫ МОР КОР
РАФ ЖИ НО ЖИ СТРИ
ЛУ ВОТ У Е
МЫ СВЕ СЫ
ГРУ КРЫ ША УДА
ЕР ШИ ПЫ РЫ ЧА ЩА
У ЛО ТУ ДО
ЛАН ДО
ЛОК ЧУ ЖОЙ
ДАК ГУН
По аналогии можно проводить такие игры, как: “Кто больше придумает
слов на удвоенную согласную (или любую другую орфограмму)”?, “Кто
быстрее восстановит деформированный текст?”
Несколько шуточных вопросов также потребуют знания алфавита. У
учащихся вырабатывается умение различать звук и букву.
- Из названий каких двух букв можно приготовить пищу? ( «К» и «Ш»)
- Названия каких двух букв составляют целую эпоху? ( «Р» и «А»)
- В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп)
- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
- Есть в реке и в озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что
это?( «Р»)
- Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между
ними? («И»)
Прочитайте стихотворения В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не
выговаривает.
Мимо сада не спеша
Шли четыре малыша.
-Поигаем, что-ли в пятки?
-Луссе в мясик на плоссятке?
- Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поигвать!
«В пятки?»
«В вунки?»
Что такое?
Ничего не разобрать?
(Ответ: первый малыш не выговаривает «Р», второй шипящие звуки, а для
третьего трудны «Р» и «Л».)
Прочитайте известную фразу «Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмэъгый гесрыг, фед
гяг, фед гяг, зэлэмэъгый гесрыг».
Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.
( Все парные по глухости- звонкости звуки заменены на свои пары, буква «Л»
заменяется на «Р», «М» на «Н» и наоборот. Гласные А, У, О заменяются на Я,
Ю, Е и наоборот.)
Такие игры учат мыслить, сопоставлять, развивают языковое чутье,
фонематический слух.
Следующая группа игр –это лексические игры.
При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки.
Право, я прическа чудо.
Заплести меня не худо.
И на лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом. (коса)
Я и шуба длинная до пят,
И в фигурном катанье меня
Всякий увидеть рад. (тулуп)
Я и приправа хорошая к столу
И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)
Таким образом у ребят в игровой форме формируется умение определять
лексическое значение омонимов.
Игра «Собери фразеологизмы»
Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова шесть
фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту.
Куда Макар телят не гонял.
Гусь свинье не товарищ.
У него язык без костей.
Семь пятниц на неделе.
Из огня да в полымя.
Как в воду канул.
В результате подобной работы речь учащихся обогащается, расширяется
кругозор.
«Перевертыши», или «Шифровальщики» (строчки из стихотворений, названия
сказок, книг)
Ваша Маша тихо смеется.- Наша Таня громко плачет.
Ты ненавидишь мою коровку. Я люблю свою лошадку.
Король под фасолью. Принцесса на горошине.
Падающий деревянный генерал.- Стойкий оловянный солдатик.
Пес без босоножек.- Кот в сапогах.
Великолепный индюк. Гадкий утенок.
Квадратик. Колобок.
Синяя бейсболка. – Красная шапочка.
Солнечный принц.- Снежная королева.
«Угадай-ка» (игра с подсказками)
Живет в море…. Бывает на эстраде… Видна в ночном небе… (звезда).
Был такой композитор… Растет на дереве…. Выпал из тетради… (лист)
Ее можно брать… У всех она своя… Самая большая у Эвереста … (высота)
Бывает толстый и тонкий… Бывает научный и детский… Есть такой…
«Крокодил» (журнал).
Такие игры обогащают словарный запас, воспитывают стремление к
самосовершенствованию.
При изучении «Морфемики» и « Словообразования» детям нравится игра
« Ромашка»
Образуйте и запишите однокоренные слова , прибавляя к ним приставки.
Игра «Третий лишний»
Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.
Желток, железо, желтый
Носильщик, нос, носатый
Часовщик, часть, час
Печурка, печать, печка
Циркуль, цирк, циркач.
Ребята любят шарады «Составь слово».
Корень тот же , что и в слове СКАЗКА,
Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка та же, что и в слове РАСХОД.
Корень мой находится в ЦЕНЕ.
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.
В результате подобных заданий у учащихся формируется умение определять
состав слова, выделять нужные морфемы, различать однокоренные слова,
лучше усваиваются способы образования слов.
ДО-
ПЕ
РЕ
-
ИЗ
-
РА
З-
ОТ-
ПО
Д-
НА
-
ВЫ-
- УЧИТЬ
- работать
При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной
фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными
предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает
фразу. Задача каждого следующего игрока продолжить ее в пределах одного
предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Например:
1-й - Я читаю книгу.
2-й - Я читаю интересную книгу.
3-й - Я читаю интересную книгу по вечерам.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое
любимое занятие.
При изучении орфографии очень часто использую
Игру - эстафету. «Чей ряд лучше?»
А) На доске записаны 3 столбика слов с безударными гласными для 3 команд:
необходимо подчеркнуть безударную гласную и написать проверочное
слово, поставить ударение.
п_ля - ……. стр_ла -……. в_дро -…...
м_ря -…….. ст_рик -…… д_ма -……..
ст_лы -……. к_са-………. р_са-…...…
к_вёр - …… с_ва - ……... сл_ны - …..
Каждый член команды должен подчеркнуть безударную гласную и
написать проверочное слово, поставить ударение.
Б) на доске записаны 3 столбика слов с безударными гласными в разных частях
слова. Необхоимо правильно вставить безударную гласную и объяснить
почему.
п_ход п_жар _твар
ключ_к замоч_к ореш_к
ст_ит л_жит сп_шит
нов_сть радо_сть смел_сть
сн_жный з_лёный р_дной
Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?».
(за) горой (за) водой (за) летел
(по) бежал (по) дороге (по) волок
(по) опушке (по) мчался (по) тарелке
(из) учить (во) дворе (во) шел
(об) судить (по) трепал (под) сосной
(с) ветки (с) прыгнул (с) сарая
Игра «Кто больше запомнит?».
Эта игра ориентирует детей на запоминание серий слов и их правильного
написания. Это могут быть словарные слова или слова на какую-либо
орфограмму, которая изучалась на данном уроке: парная согласная, безударная
гласная в корне, проверяемая ударением, непроизносимая согласная, слова с
разделительным мягким знаком и т.д. Цепочку слов ребята могут писать
целиком, кто сколько запомнит. Первоначально цепочка состоит из 2-3 слов, в
дальнейшем цепочка удлиняется.
Дидактическую игру “Кто больше запомнит?” можно проводить разной
сложности. Ребята должны выбрать, запомнить и записать слова по памяти в 2
цепочки в зависимости от орфограммы. Например, при отработке написания
слов с сочетанием букв: оро, ара, ере, оло и т.д. Цепочка слов может
предлагаться учащимся в устной или письменной форме.
Игра "Сложи словечко".
Какие два слова спрятались в одном ? Рыболов (рыбу ловит), самолет (сам
летает), листопад (листья падают), вездеход (везде ходит), пылесос (пыль
сосет).
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий,
создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для
себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения,
навыки.
На уроках успешно проходят игры-путешествия, игры-экскурсии. Одним из
известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе
большие возможности для развития творческих способностей ребенка,
тренировки памяти.
Разгадывание кроссворда, ребуса или отгадывание загадки не оставляет
равнодушным ни одного ученика.
Заключение.
Игровые технологии я использую в основном в 5-6 классах. Это связано с тем,
что 5 класс переходный этап в жизни детей: из начальной школы в
среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов.
Моя задача, как учителя русского языка, в это время – сделать так, чтобы
встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот,
способствовала возникновению интереса к учению. Игровая деятельность, как
элемент урока, может применяться на любом его этапе и как самостоятельное
учебное занятие: уроки-игры, уроки-соревнования.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно
радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с
большим увлечением. Если урок построен в форме соревнования, то,
естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они
должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от
детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности
урока.
Использовать игровые технологии можно не только в 5-6 классах, но и на
любой ступени обучения.
Я стараюсь, как можно чаще дарить детям такую радость. Когда у ребенка
глазки горят и результат виден, то и работать хочется.
Предлагаемые методические приемы могут быть использованы педагогами
разных специализаций: логопедами, воспитателями детских садов, учителями
начальных классов, педагогами коррекционных школ.
Если игра не ради игры, а осмысленный учителем методический прием
обучения грамотности, если, играя, дети обогащают себя знаниями,
совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, - это не
потерянное время, что полностью подтверждается словами
В. Сухомлинского, которые являются эпиграфом к этой данной работе.
Список использованной литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.
2. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М., 1989.
3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.:
Знание, 1983.
4. Булгаков В.И. Проблемное обучение понятие и содержание // Воспитание
школьников. – 1985. - № 8.
5. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность
и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1977.
6. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. М.:
Вита-Пресс, 1999. – 88 с.
7. А. Б. Добрович. Систематика общения. – М,: Просвещение, 1996.
8. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М,: Просвещение, 1991.
9. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.:
Знание, 1985. – 80 с.
10. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучеие истоки, сущность, перспективы.
М.: Знание, 1991.
11. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: Просвещение, 1975.
12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.,
1972.
13. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1975.
14. Минкин Е.М. От игры к знаниям. М., 1983. 15. Миртов А.В. Сочинение в
школе. Уроки коллективного творчества // Литература в школе. 1996. - № 6