Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
городского округа город Агидель
Республики Башкортостан
Обобщение педагогического опыта
по теме
«Развитие творческой активности младших школьников на уроках
литературного чтения»
Подготовила
учитель начальных классов
Нургалиева НасимаНаиловна
г. Агидель
2015
2
«Ребёнок должен жить в мире творчества. Без этого - он засушенный цветок”.
В. А. Сухомлинский
Учительство это искусство, труд не менее творческий, чем труд
писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель
обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с
помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей,
своими знаниями и любовью, своим отношением к миру./ Дмитрий Лихачев
(академик)
Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием
новую цель воспитание высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России. Творческий человек может
успешноадаптироваться в социуме, противостоять негативным
обстоятельствам,находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он
способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому
воспитаниетворческой личности, человека с творческим мышлением имеет
особуюактуальность и является одной их главных целей системы образования.
В современном мире динамичном и разнообразном человеку просто
необходимо творческое мышление, способность находить нестандартные
решения и умение быстро реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию.
Такой человек с легкостью может найти несколько выходов из одной ситуации
и несколько ответов на один вопрос.
Природа щедро наградила каждого здорового ребёнка возможностями
развиваться. И каждый ученик может подняться на самые высокие ступени
творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия
для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и
ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность.
Работая в младших классах, мы всегда задумываемся над тем, какими
станут наши ученики, когда повзрослеют. Конечно же, мы желаем, чтобы они
были знающими,ответственными, творческими людьми. Нам учителям
начальных классов повезло, мы работаем с детьми такого возраста, где желание
творить, учиться, фантазировать, играть не исчезает.
В наших классах учатся дети, которые обладают теми или иными
творческими способностями. Это чаще проявляется в танцевальном,
музыкальном, изобразительном искусстве, в умении сочинять сказки, стихи,
особенно фантазировать, играть, перевоплощаясь в образы своих любимых
героев.
Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и
тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. А от того, как будет
чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к
знаниям». Каждому учителю хочется, чтобы учёба для их учеников была
«погружением» в мир фантазии, добра, красоты. Учителю надо приложить
3
максимум фантазии, смекалки и выдумки, чтобы увлечь ребятишек, развивая
их творческие способности.
Развивать творческие способности мы можем на любых предметах, начиная с 1-
го класса. Особенно благоприятны для развития творчества уроки
литературного чтения. Именно поэтому 3 года назад я выбрала тему
самообразования: «Развитие творческой активности учащихся на уроках
литературного чтения».
Литературное чтение один из основных предметов в системе начального
образования. Вместе с русским языком он формирует функциональную
грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. К
развивающим целям литературного чтения относится развитие художественно-
творческих способностей учащихся, формирование у них эстетического
отношения к искусству слова. Л.Н.Толстой считал: «Если ученик в школе не
научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать
самостоятельное приложение этих сведений».
Моя задача состоит в том, чтобы развить творческие способности детей,
привить интересе к предмету, ввести ученика в мир знаний, используя
различные формы и методы работы.
Именно творческая деятельность даёт возможность ребенку реализовать
собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя,
созидателя, открывателя в процессе обучения.
Хочется сказать, что содержание материала, представленного в УМК
системы «Перспективная начальная школа», позволяет мне организовать
совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся
активными участниками учебного процесса.
Ведущая педагогическая идея заключается в вовлечении ученика в
разумное сотрудничество:
Развитие творческого потенциала строится с учётом следующих
педагогических рекомендаций:
1. максимальная опора на положительные эмоции;
2. развитие речи учащихся.
3. стимулирование стремления к самостоятельному выбору целей, задач,
средств их решения;
4. формирование уверенности в своих силах;
5. развитие воображения;
6. формирование чувственности к противоречиям;
7. широкое применение проблемных методов обучения, которые
стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания;
8. всяческое поощрение стремления быть самим собой;
Используемая на уроках литературного чтения система творческих заданий,
должна отвечать следующим требованиям:
творческие задания должны подбираться с учётом рациональной
последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных
4
на актуализацию имеющихся знаний, к частично–поисковым, а затем и к
собственно–творческим;
система заданий должна вести к развитию гибкости ума,
любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.
Виды работ, способствующие развитию творческих способностей младших
школьников на уроках литературного чтения.
С первых уроков чтения я применяю много стихотворного материала:
загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов разной
степени сложности, чистоговорки. В младшем школьном возрасте дети
проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать
рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением,
художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства
(сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и
переживания. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся
рифмовать слова, складывать рифмованные строчки.
Это такие упражнения:
1. дополни слоги до слов (ма-, при-);
2. закончи фразу;
3. придумай рифму к слову (шарфик- … );
4. соедини рифмующиеся слова;
5. поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);
6. игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ва-
трава, слова...);
7. придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той
же буквы, с одного и того же слова;
8. игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);
9. игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам;
10. восстанови рассыпанное стихотворение;
11. допиши стихотворение по его началу:
«Покидают утки пруд,
Далеко летят на юг
12. игра «Кто больше подберет рифм»
Синички – водички – птички
13. игра «Добавлялки»
Где обедал воробей?
В зоопарке у
14. «Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем
окончание и определяем самый удачный вариант.
Впоследствии дети сочиняют собственные стихи:
Осень
Осень в гости к нам пришла
Что в подарок принесла?
Принесла она плоды
Чтобы рады были мы.
Весна
Весна пришла,
Зиму прогнала.
Цветы растут
То там, то тут.
5
Принесла она дожди,
Чтоб росли в лесу грибы.
Ежонок
Однажды летнею порой
Шел ежонок за водой
А навстречу вышли волки,
Укололись об иголки.
А ежонок испугался,
Без воды домой примчался.
В своей работе использую методический прием, предложенный Т.Д. Зинкевич-
Евстигнеевой, -интерпретация сказки.
Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески
проявить себя, выступая в новой роли.
Вот примеры некоторых заданий.
1. Опиши характер главного героя до встречи с… и после.
2. Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов
«участников событий».
3. «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
4. Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой добрым,
жадный – щедрым и т.д.)
5. Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для
персонажей сказок апример, капелька дождя, входная дверь, зернышко с
колоска …)
6. Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На
определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о
том, как следует поступить герою в сложной ситуации.
- Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей
историей.
7. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.
8. Перестановка персонажей внутри одной сказки.
9. Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
Сочинительство сказок это один из эффективных приемов для развития
творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего
школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения
сказок. Ребенок тянется к сказке, потому что это мир его фантазии, это его
первые представления о жизни. Способность верить в чудо, в мечту
формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные
ситуации, творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки,
человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Сухомлинский писал:
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество
верная дорога к сердцу ребенка». Дети очень любят слушать сказки, но, как
правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать
собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы,
которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».
6
1. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет
сказки:
- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?
- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?
2. Переделать знакомую сказку, ввести нового героя и развить новый сюжет:
По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних
слов придумай новые интересные действия в известной сказке.
Емеля, щука, печка, ведра, Дед Мороз.
Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, воробей.
Маша, дедушка, бабушка, лисичка.
3. «Выворачивание сказки наизнанку»
Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое
произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении.
4. Сочинение сказки по началу или по концу.
Это более самостоятельный вид работы. Детям известны герои сказки, начало
или конец какой-то истории, им нужно придумать продолжение. Например,
Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» придумать историю жизни одной из
горошинок, М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» придумать
продолжение истории о дружбе кошки и собаки (2 класс УМК…) При
сочинении возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и
является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги.
5. Создание собственной оригинальной сказки.
Самый трудный вид работы. Ведь детям нужно придумать самим: и название,
и героев, и сюжет. Можно использовать такой прием:
Нужно взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз,
букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово,
начинающееся с этой буквы, например:
К кикимора
А амулет
Щ щука
Е Емеля
Й йог
Используя эти слова, можно написать сказку, а слова, которые будут не нужны,
можно не использовать.
6. Очень помогает при сочинении сказок составление «сказочногословаря», где
дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства
передвижения, волшебные предметы.
7. Прием «Свободное выступление»
7
Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев
собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и
говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).
Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в
процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе
создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и
рассказы. Начиная с 1 класса, дети учатся составлять рассказы по аналогии с
прочитанным художественным произведением.
Приемы создания собственных текстов:
1. Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо
от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место
другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
2. Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на
которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены
современные слова.
Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.
Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на
современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает
сказку по ролям.
3. Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать
наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом,
лаконичном виде.
4. Прием «Письмо по кругу» предлагает групповую форму работы. Детям
нужно не только размышлять на заданную тему, но и согласовывать свое
мнение с членами группы. У каждого члена группы тетрадь и ручка,
каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем
передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления.
Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему
хозяину.
Стараюсь увлечь детей игрой-драматизацией с первых уроков, раскрываю ее
секреты на примере русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок».
Использую литературные игры.
Игра «Волшебные ларцы».
Вот волшебные ларцы,
Здесь начала, там концы.
Середины нет, увы…
Ее придумаете вы.
В одном ларце находятся написанные начала сказок, во втором их концы.
Каждый из играющих вытягивает по одному листочку из каждого ларца, после
чего придумывает середину сказки. Сказка может создаваться не одним
человеком, а группой. Когда творческий процесс заканчивается, все по очереди
знакомят друг друга с тем, что получилось.
Примеры некоторых начал:
8
1. «Жила-была кнопочка. Ее жизнь трудно было назвать радостной, но…»
2. «Однажды встретились урок с переменой и поспорили, кто из них
важнее…»
Примеры некоторых концов:
1. «Веселье продолжалось целую неделю.»
2. «Но это было уже невозможно!»
3. «Это было просто здорово!»
Конкурс пиктограмм.
Четкие, ясные лаконичные вывески в городах и на дорогах называют
пиктограммами. Если нарисовать батон, ясно: недалеко булочная, если
вопросительный знак – справочное бюро, ложка с вилкой – столовая…
Предлагаю детям составить собственные пиктограммы для обозначения
библиотеки, кабинета начальных классов и т. д. Например, для обозначения
библиотеки дети рисовали книгу, читающего ученика, стол с настольной
лампой и т. д.
Составление текста по вопросам.
Этот метод облегчает процесс творчества. Также он позволяет ребенку
удерживать общую логику рассказа или сказки. Например: (Кто это был?) Жил-
был зайчик. (Как он выглядел?) Он был маленький, беленький и очень
одинокий. (Куда пошел?) Решил он найти свою маму и т. д.
Придумай сказку по вопросам:
Кто это был?
Как выглядел?
Куда пошел?
Кого встретил?
Что ему сказали?
Что он ответил?
Что ему сделали?
Какова была его реакция?
Чем вся история закончилась?
Вывод или мораль.
В эту игру можно играть вдвоем: по очереди то один, то другой пишут ответы
на вопросы.
Учимся находить причину событий.
В этом задании дети придумывают небольшие истории. Можно устроить
соревнование-конкурс на самый интересный и оригинальный рассказ.
«Почему это произошло?»
Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже
ситуаций:
1. Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы.
2. Речка вышла из берегов и затопила все окрестные луга.
3. Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами.
9
4. Подойдя к дому, можно было увидеть, что окна в квартире распахнуты
настежь.
5. Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное звериное рычание.
При поиске возможных причин не стоит отбрасывать причины маловероятные,
необычные. Например, ситуация, когда речка вышла из берегов и затопила
окрестные луга, могла произойти как из-за дружного таяния снега весной, так и
из-за того, что корабль инопланетян, приземлившись в русло реки, перегородил
ее, образовав запруду.
Учимся представлять последствия событий.
Придумай как можно больше событий, которые могут произойти из-за
названного события.
Например, событие – «охотник выстрелил в воздух».
Следствия этого события:
ружье дало отдачу в плечо, и охотник упал;
пуля попала в пролетавшую утку и т. п.
События:
1. Девочка уронила карандаш на пол…
2. Садовник из шланга стал поливать клумбу
3. На улице кто-то разбил фонарь…
4. Мальчик чиркнул спичкой…
5. Учитель открыл классный журнал…
Представь, что ты можешь уменьшаться до размеров муравья.
Придумай историю о своем чудесном превращении, используя вопросы:
Какое бы у тебя было любимое занятие?
Чего бы ты опасался?
Через какое время ты бы захотел снова стать большим?
Почему?
Представь, что ты можешь стать высотой 3 метра.
- С кем бы тебе хотелось встретиться и с кем бы не хотелось встречаться?
- Как ты попал в дом?
- Какие интересные истории происходили?
Придумай как можно больше заглавий к рассказу.
Берется небольшой рассказ. Надо подобрать к рассказу больше заглавий,
отражающих его содержание. Заглавия могут быть короткими, состоящими из
одного - двух слов, длинными из шести-семи.
«Бестолковый» словарь
В этой забавной игре значение слова определяется не по правилам, а на
основе многозначности, созвучия части слова с другим словом, на ложном
объяснении происхождения слова, например, «Бегемот – мотающийся в беге»,
«Котлета – большой кот, который родился летом».
«Книжки- малышки», где дети собирают материал на определенную тему и
коллективно оформляют «книжечку».
10
В 3,4 классах дети с удовольствием сочиняют синквейны. Написание
синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по
определенным правилам. В моей практике синквейн является быстрым,
эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и
информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое
отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Это очень
интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить
эффективный результат.
Например:
Озеро
Чудесное, красивое.
Радует, блестит, удивляет.
Лучшее в наших краях озеро
Аккуль.
Мама
Ласковая, добрая
Заботится, беспокоится, помогает.
Моя мама самая нежная
Единственная
Золушка
Трудолюбивая, приветливая
Готовит, чистит, убирается.
За доброту получает награду-
Счастье.
Деревня
Родная, любимая.
Встречает, радует, провожает.
Наша деревня так прекрасна
Куяново.
В книгу «Литературное чтение» 2 класса помещены хокку (хайку) – японские
тристишья. Это- необычные стихи, в них нет рифмы, они легко запоминаются.
Стихи нужно разгадать, дорисовать в воображении:
За ночь вьюнок обвился
Вокруг бадьи моего колодца…
У соседа воды возьму!
О, клиновые листья,
Крылья вы обжигаете
Пролетающим птицам…
А вот хокку, сочинённые детьми:
Соловей поет
Укрывшись листом,
На ветке моей яблони…
До нитки промок я
Под холодным осенним дождем
В жару буду вспоминать…
Спит под сосной
Колючий ежик
Завтра яблоки сорву!
Маленький мышонок
Сидит в своей норке…
Боится кота.
Белым-белым снегом
Запорошило все дороги
К нашему саду
Дождь, стуча по стеклу,
Ведет разговор
С мамой моей…
11
Одним из методов интерактивного обучения в современной школе
является проектная деятельность. На уроках литературного чтения детям
очень интересно создавать свои проекты в виде презентаций, используя
дополнительную литературу и ресурсы сети интернет. В 4 классе учащиеся
могут уже вполне самостоятельно создавать презентации на темы: «Биография
автора», «Времена года», «Родина».
Начиная с 1 класса, под руководством учителя, дети включаются в
исследовательскую деятельность. В 1 классе мы исследовали тему «Откуда
хлеб на стол пришёл», во 2 классе наша тема была «Режим дня современного
школьника» (1 место на муниципальном уровне), в 3 классе «Они такие же,
как мы, но чуточку сильнее» (3 место на муниципальном уровне), в 4 классе
«Создание герба 4 В класса» (2 место на региональном уровне).
Для достижения лучшего результата по развитию творческих способностей
младших школьников, я систематически провожу работу с родителями
(родительские собрания, «круглые столы», совместные игры-конкурсы с
учащимися, индивидуальные беседы). Родители получают теоретические и
методические основы получения проблемы, учатся сами выполнять творческие
задания на развитие креативности. Посетив такие собрания, родители
убеждаются, что становление читателя, творческой личности – это большой
совместный труд: труд ребёнка, родителей и учителя.
Заключение
Ребенок не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо
зажечь. Средневековые гуманисты.
Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить
трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для
радостной, счастливой и наполненной жизни к этому и стремимся мы в меру
своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под
силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и
будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше
будущее.
В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках.
Только лишь одно бесспорно, зримо,
Кто учил – живет в учениках.
Учит, значит видит в жизни бег.
Верю я, что истинный учитель,
На земле счастливый человек!
(Г.П.Петелина)
12
Литература:
1.Степановская В. М. Воспитание творчеством.//Журнал «Начальная школа».
2007 № 6, с. 60-62.
2.Алешаева Н.П., Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших
школьников на уроках литературного чтения. // Начальная школа плюс ДО и
ПОСЛЕ.2004. №11.
3.Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ //
Начальная школа. 1985. №3. С. 61-64.
4.Никонович Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного
чтения. // Начальная школа. 2005. № 6.
5.Оморокова М. И. Основы обучения чтению.2005 г.