Игровые технологии

Игровые технологии
Человеческая культура возникла и
развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинга
Игровая деятельность
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека,
удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных
на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить
довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в
других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных
показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-
культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоениенорм
человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию
ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата
(процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер
этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность,
конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное
напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование,
реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует
себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью,
возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в
самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б)
игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление
предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения
между играющими; д) сюжет (содержание) область действительности, условно
воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекателъно-рекреактивными
возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она
способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих
отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди
использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в
дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на
активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в
следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела
учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и
др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу
методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком
четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной
деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по
таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме
игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент
соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное
выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и
ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации
педагогических игр (рис. 4).
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические
(двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и
психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь
важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые,
имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем
школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая
среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные,
на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Классификационные параметры игровых технологий
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: психогенные.
По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН +СДП.
По характеру содержания: все виды + проникающие.
По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.
По организационным формам: все формы.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
По направлению модернизации: активизация.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентаций
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение
ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков,
необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков;
развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование опре-
деленных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих
установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комму-
никативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,
сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей,
эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации
учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к
условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фунда-
ментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самооп-
ределении, саморегуляции, самореализации.
Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного
личности (Д.Н.Узнадзе).
Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения
социальных установок (Л.С.Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых
интересов" (А.Н.Леонтьев).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом
возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием
является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и,
наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам
общественного поведения и отношения между людьми.
В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей
деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей
деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования.
Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами
деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно
полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не
вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
Игровые технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими
отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у
себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые
позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в
собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет
ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется
готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Технология развивающих игр Б.П.Никитина
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при
всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными
особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью
кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-
механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами,
рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами,
наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром,
кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками,
камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные
развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они
напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в
изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят
его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух -
трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут
возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание
трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться
самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения,
где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в
ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа
математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков,
деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет
сопоставлять наглядно «задание" с «решением" и самому проверять точность
выполнения задания.
В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось
объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень
важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда
ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил
разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих
способностей:
развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с
самого раннего возраста;
их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка», ребенок развивается
наиболее успешно;
развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме
того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и
радостного творчества.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность
восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность,
особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с
предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через
введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом
воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности
учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике
разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ролевой позицией
действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и
позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и
соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный
результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового
действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с
реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному
ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и
результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а
также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы
содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря,
связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету,
и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их
использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с
обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,
персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие
умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять
их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в
процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления
от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на
слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается
параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный
процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из
отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч»
В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного
города», «Приключений Буратино» я т.д.), встроенных в основное содержание обучения.
Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина. Эта методика основана на
соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа (октава -
жирафа, терция — сестрица, диссонанс — злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают
различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества.
Вместе с героями дети с трехлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые
сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.
Игровые технологии в среднем и
старшем школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего
собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии,
появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на
самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу,
ориентация на речевую деятельность.
Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового,
закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных
умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных
позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные,
операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации,
предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета
наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная
деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и
обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность
(кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме
сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и
объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных
специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач,
ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий
рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий,
выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с
исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися
распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в
этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки,
суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и
найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить
подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку
своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними
контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным
атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где
описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому
театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается
умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого
человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис. 5).
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария -
условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель
занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой
игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик
действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим
работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и
выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к
ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между
участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по
жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность,
нарушать регламент и этику поведения.
общее описание игры
Этап
подготовки
содержание инструктажа
подготовка материального
обеспечения
Ввод в игру
постановка проблемы, целей
условия, инструктаж
регламент, правила
распределение ролей
- формирование групп
консультации
Этап анализа и обобщения
Этап проведения
- работа с источниками - тренинг -
мозговой штурм - работа с
игротехником
выступления групп — защита
результатов — правила дискуссии —
работа экспертов
Рис. 5. Технологическая схема деловой игры
Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и
изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они
уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть
введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по
отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор,
эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер,
манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик,
консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист,
проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый,
независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов,
обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель
констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный
итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с
соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием
учебного предмета.
вывод из игры
анализ, рефлексия
оценка и самооценка
работы
выводы и
обобщения
рекомендации