Презентация "Игровые технологии как вид педагогических технологий"

Подписи к слайдам:
Игровые технологии как вид педагогических технологий Заместитель директора по УВР Костина Галина Ивановна Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на
  • Игровые.
  • Догматические, репродуктивные.
  • Объяснительно-иллюстративные.
  • Развивающие.
  • Проблемные, поисковые.
  • Программированные.
  • Диалогические.
  • Творческие
  • Саморазвивающие.
  • Информационные (компьютерные).
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной
  • работы.
Основные направления:
  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства;
  • в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Факторы, способствующие возникновению игрового интереса:
  • удовольствие от контактов с партнерами по игре;
  • удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
  • азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
  • необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
  • удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;
  • если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль.
В играх могут быть реализованы следующие потребности:
  • наличие собственной деятельности;
  • творчество;
  • общение;
  • потребность в ином;
  • самоопределение через ролевое экспериментирование;
  • самоопределение через пробы деятельностей.
Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:
  • Игровая оболочка должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
  • Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
  • Возможность действия для каждого ученика.
  • Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
  • Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.
  • Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.
  • Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
  • целеполагания;
  • планирования;
  • реализации цели;
  • анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
В структуру игры как процесса входят:
  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средства реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Большинство игр отличает следующие черты:
  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Преимуществами игровых технологий являются:
  • Активизация и интенсификация процесса обучения;
  • Воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности;
  • Гибкое сочетание разнообразных приёмов и методов обучения: от репродуктивных до проблемных;
  • Моделирование практически любого вида профессиональной деятельности;
  • Творческое саморазвитие обучаемых.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Цели:
  • Дидактические:
  • расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Цели:
  • Воспитывающие:
  • воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Цели:
  • Развивающие:
  • развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Цели:
  • Социализирующие:
  • приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.