Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка, или Как сделать урок интереснее

Муниципальное автономное образовательное
учреждение «Прогимназия №360» г Казани.
Статья на тему:
«Использование современных педагогических
технологий на уроках английского языка или как
сделать урок интереснее»
Выполнила
Учитель английского языка
Балахчёва Ирина
Михайловна.
Игровая технология представляет собой определённую
последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке
игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры,
подведению итогов, результатов игровой деятельности. Вполне возможно
дать более развёрнутое определение, но мы ограничимся именно этим и
перейдём к педагогическим возможностям игры.
Учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения качества
и эффективности обучения иностранному языку. Одним из резервов,
бесспорно, можно считать игру. Она позволяет учитывать возрастные
особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности;
выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному
диалогическому общению; способствует реализации деятельного подхода в
обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со
своими интересами и потребностями. Ситуации общения, моделируемые в
игре, позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной
коммуникации, дают возможность использовать язык как средство общения,
актуализируя как вербальные, так и не вербальные средства общения.
Тем самым игра способствует реализации общего методического
принципа коммуникативной направленности обучения иностранному языку.
Основной задачей, выдвинутой реформой общеобразовательной и
профессиональной школы, является задача повышения качества учебно-
воспитательного процесса. В области обучения иностранным языкам это
означает поиск более эффективных средств обучения общению на
иностранном языке. Одним из таких средств является игра.
Использование игры обеспечивает возможность привести
методику обучения иноязычной речевой деятельности в соответствие с
психологическими особенностями учащихся, следовательно, сделать урок
более эффективным, интересным, увлекательным.
Игра развивает умственную и волевую активность являясь
сложным, но одновременно увлекательным занятием, она требует
огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.
Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо
подготовленных учеников, что положительно сказывается на их
успеваемости.
Вывод: в заключении хотелось бы отметить следующее:
Учитывая возрастные и психологические особенности учеников и
дидактические возможности игры, рекомендуется использовать игровые
упражнения на каждом уроке как средство развития навыков восприятия
воспроизведения речи, употребления грамматических структур и лексики,
обучения чтению и письму.
Игра наряду с трудом и умением, есть один из основных видов
деятельности человека, удивительный феномен человеческого
существования.
Игра вероятно более древнее изобретение, чем урок, но многие
дидактические законы, принципы, правила игры до сего времени не
вскрыты и не используются , как того хотел бы каждый учитель.
В связи с этим учителю необходимо глубоко осмыслить и
понять теорию игры, чтобы практически и эффективно разрабатывать и
применять её современную технологию.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи
игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство
побуждения стимулирование учащихся к учебной деятельности.
Игра не является отдельным бесструктурным элементом.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме
занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая
цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи; учебная
деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в
игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с
игровым результатом.
Игры можно разделить:
В первую очередь по виду деятельности на: физические
(двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и
психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие
группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные,
психологические и др.
Обширная типология педагогических игр по характеру игровой
методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов:
предметные;
сюжетные;
ролевые;
деловые;
имитационные;
игры – драматизации.
На уроках иностранного языка наиболее часто применяются:
1) Дидактические игры с использованием различного, разнообразного
дидактического материала: карточки, картинки, различные ребусы,
кроссворды.
Дидактические игры направлены на развитие отдельных знаний,
умений и навыков.
Отдельные игры на развитие слухопроизносительных навыков,
навыков чтения, говорения.
Отдельные игры на развитие фонетических способностей на
отработку произношения.
2) Ролевая игра. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как
обучаемые оказываются в ситуации когда актуализируется
потребность, что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Чем-то
поделиться с собеседником. В отличии от диалога или пьесы , которые
обучают тому, как сказать, ролевая игра отвечает на вопросы почему 9
мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром
внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе
является положительным фактором. Ролевая игра дает возможность
робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым
преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики
лидеры, как правило, захватывают инициативу, робкие предпочитают
отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть
активным партнером в речевом общении. Неразрывно с ролевой игрой
связаны имитационные игры.
3) Имитационная игра- это имитация человеческого опыта общения в
рамках определенной, заданной ситуации. В узком понятии это
имитация произношения, выразительности.
Дети имитируют различные способы поведения, самовыражения!
4) Организационно - деятельностные.
По форме организации (игры заранее продуманные, подразумевающие
распределение ролей, правил; спонтанные, т.е отдельные игровые приемы
используемые в качестве фонетической разминки, физ. минутки.)
По виду деятельности:
1) речевые игры ( диалогические, монологические)
2) игры, направленные на развитие навыков письма и чтения.
3) вербальные и невербальные
4) физические
При использовании игровых технологий реализуются следующие
задачи:
1) повышение интереса к учебным занятиям в целом и к тем проблемам,
которые моделируются с помощью игровой технологии.
2) рост познавательной активности в процессе обучения, что позволяет
учащимся получать и усваивать большее количество информации,
основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в
игре.
3) приобретение участниками игры навыков принятых решений в различных
сложных ситуациях.
4) улучшение отношений между участниками игры и их педагогами.
5) улучшение отношения к другим формам занятий.
6) изменение самооценки учащихся, повышение ее объективности.
7) изменение отношения к окружающей действительности, снятие страха
перед неизвестностью.
Игра для дошкольника любого возраста является самостоятельной
ценностью и это следует использовать. В игре, работая с интересом, ребенок
словно превосходит себя самого.
В младшем школьном возрасте игра для ребенка – это естественное
состояние, поэтому ему проще и легче усваивать элементарные понятия и
истины именно в игровой форме. В подростковом возрасте у школьника
четко обозначен игровой дефицит ( при стремлении участвовать в игре
ребенок в школе не находит возможностей для удовлетворения этого
стремления). Поэтому предлагая ему участвовать в серии ролевых и деловых
игр, учитель делает его своим союзником! В старших классах учащиеся
рассматривают игру как проверку своей силы и готовности к реальной жизни
взрослого человека.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет
следующие функции:
1. Развлекательная, являющаяся объективно ее основной функцией:
развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
2. Коммуникативная: освоение диалектики общения;
3. Самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
4. Игротерапевтическая: преодоление различных трудностей,
возникающих в других видах жизнедеятельности;
5. Диагностическая: определение отклонений от нормативного
поведения, самопознание в процессе игры;
6. Коррекции в игре – внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей индивида;
7. Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей
социально – культурных ценностей.
8. Социализации, включения в систему общественных отношений,
усвоения человеком норм человеческого общежития.
Применяя языковые и речевые игры на уроке, учитель должен
помнить следующее:
1. Выбор формы игры должен быть дидактически и педагогически
обоснован. Учитель должен знать, с какой целью он проводит ту или
иную игру.
2. В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.
3. Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям
учащихся.
4. Языковые игры служат развитию всех видов речевой деятельности.
На первом плане говорение. Есть игры, предполагающие
письменное выполнение, а так же ряд заданий, которые могут по
усмотрению учителя выполнятся устно или письменно.
5. Затраты времени на подготовку и проведение игр и ее польза должны
находиться в оправданном соотношении друг с другом.
В процессе игры незаметно для учеников проводится серьезная работа.
Многие не ассоциируют те или иные цели с грамматическими или
фонетическими упражнениями, а на самом деле происходит самый
настоящий тренинг, так необходимый для овладения языком, но
ненавязчиво оформленный в виде игры.
Можно сделать следующие выводы:
1. Игра – неотъемлемая часть учебного процесса.
2. Ее можно рассматривать как средство интенсификации учебного
процесса.
3. Игру следует применять только в комплексе с другими средствами.
4. Она должна быть максимально приближена к реальности и только в
этом случае она будет действенна.
5. Игры помогают сделать процесс обучения одинаково интересным и
для сильных и для слабых учеников.
6. Благодаря играм время учебы летит незаметно, а яркие моменты
навсегда остаются в памяти.
7. Применение игр должно быть обосновано методически и игры
должны подходить ребятам по возрасту.
Литература :
Маслыко Е.А. , Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя
иностранного языка. Минск: Начальная школа, 2011г
Коммуникативная методика
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-
коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.
Серия “Энциклопедия образовательных технологий”, 2010 г.