Рабочая программа по музыке 2 класс на 2022-2023 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тульской области
Администрация муниципального образования Дубенский район
МКОУ Дубенская СОШ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Директор
ШМО учителей
руководитель ШМО
Фирсова Е.Н.
Лемягова М.Н. Гудкова Н.В.
Протокол № 1 от"30" августа Приказ №148 от «1» сентября
2022 г 2022 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2870270)
учебного предмета
«Музыка»
для 2 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Кормилицын Дмитрий Михайлович
учитель музыки
Дубна 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 2 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-
образного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль 4 «Духовная музыка»;
модуль 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль 7 «Музыка театра и кино»;
модуль 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» во 2 классе, составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося
природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами
Музыкальные портреты
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты»,
выраженные в музыкальных интонациях
Танцы, игры и веселье
Музыка игра звуками. Танец искусство и радость движения. Примеры популярных танцев
Главный музыкальный символ
Гимн России главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России.
Другие гимны
Искусство времени
Музыка — временно
е искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы
движения, изменения и развития
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Мелодия
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический
рисунок.
Сопровождение
Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.
Песня
Куплетная форма. Запев, припев.
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 23 знаков при
ключе)
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста,
октава. Диссонансы: секунда, септима
Вариации
Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато,
акцент и др.)
Лад
Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Композиторы детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте +
пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор)
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Программная музыка.
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина.
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов.
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов.
Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория,
филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Звучание храма
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность
в музыке русских композиторов
Песни верующих
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-
классиков
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Русский фольклор
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,
заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных
праздников
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации
как основа для композиторского творчества
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Музыкальная сказка на сцене, на экране
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль
Театр оперы и балета
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в
музыкальном спектакле
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских
и зарубежных композиторов
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-
исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-
исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть целое,
причина следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных
смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или
народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных
и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные
формы двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные
и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального
восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её
жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской
православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,
мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух
и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих
голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом
процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Репертуар
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
всего
контрольные
работы
практические
работы
для слушания
для пения
для
музицирования
Модуль 1.
Музыка в жизни человека
1.1.
Музыкальные
пейзажи
1
0
0
М.Мус орский
,
С.Про кофьев
«Прог улка»
"Песня друзей"
(Ничего на свете
лучше нету)
(музыка:Г
ен.Гладко в,
слова: Ю.Энтин)
0
Слушание произведений программной
музыки, посвящённой образам
природы. Подбор эпитетов для
описания настроения, характера
музыки. Сопоставление музыки
с произведениями изобразительного
искусства.;
Устный
опрос;
РЭШ,
https://www.youtube.com/wat
ch?v=0M0O3Mnbwzo
1.2.
Музыкальные
портреты
1
0
0
«Детский
альбом» П.И.
Чайковского
песня
«Смешн ой человеч
ек»
0
Слушание произведений вокальной,
программной инструментальной
музыки, посвящённой образам людей,
сказочных персонажей. Подбор
эпитетов для описания настроения,
характера музыки. Сопоставление
музыки с произведениями
изобразительного искусства.;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=_VA-Yz1wW8w
1.3.
Танцы, игры и
веселье
1
0
0
фрагмент ы
произведе ний
П.И.Чайк
овского
«Камарин ская»,
«Вальс»,
«Полька».
0
0
Проблемная ситуация: зачем люди
танцуют?;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=cIwAwQkYQIw
1.4.
Главный
музыкальный
символ
1
0
0
«Гимн России»
муз Александ
рова, Михалков а
Патриоти ческая
песня
«Глинки;
«Моя Россия»
Струве;
«Осенняя песенка»
0
Разучивание, исполнение Гимна
Российской Федерации. Знакомство с
историей создания, правилами
исполнения.;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=2xD54-1MHPc
Итого по модулю
4
Модуль 2.
Музыкальная грамота
2.1.
Мелодия
1
0
0
пьеса Грига
“Песня Сольвейг
”;
Чунга- чанга” В.
Шаински й,
“До свиданья,
осень!” А.
Кудряшов
0
Определение на слух, прослеживание
по нотной записи мелодических
рисунков с поступенным, плавным
движением, скачками, остановками.;
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/wat
ch?v=lHEq_v-2T1M
2.2.
Сопровождение
1
0
0
П.И.Чайков ский
пьесы из
«Детского
альбома»:« Баба
Яга»,
«Утренняя
молитва», Марш
деревянны х
солдатиков
»,
«Новая кукла»,
«Болезнь куклы».
0
0
Определение на слух, прослеживание
по нотной записи главного голоса и
сопровождения. Различение,
характеристика мелодических и
ритмических особенностей главного
голоса и сопровождения. Показ рукой
линии движения главного голоса и
аккомпанемента.;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/shkola/muz
yka/library/2013/10/21/melod
iya-i-soprovozhdenie-v-pesne
2.3.
Песня
1
0
0
Л.
Бетховен
«Сурок».
попевка«
Дон-Дон»
0
Знакомство со строением куплетной
формы. Составление наглядной
буквенной или графической схемы
куплетной формы.;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=3jeQE8xJ3XQ
2.4.
Тональность.
Гамма
1
0
0
Знакомство
с русскими
народными
инструментами
и как
они звучат.
песня
«Пойду ль
я выйду ль
я да».
0
Определение на слух устойчивых
звуков. Игра «устой неустой». Пение
упражнений — гамм с названием нот,
прослеживание по нотам. Освоение
понятия «тоника». Упражнение на
допевание неполной музыкальной
фразы до тоники «Закончи
музыкальную фразу».;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=_2MPcsoQ_vI
Итого по модулю
4
Модуль 3.
Классическая музыка
3.1.
Композиторы —
детям
2
0
0
Прокофье в
С.С. «
Пятнашк и»
из цикла«Де
тская музыка»;
Прокофье в
С.С. «
Марш» из
оперы
«Любовь к
трем
апельсинам
0
0
Слушание музыки, определение
основного характера, музыкально-
выразительных средств,
использованных композитором. Подбор
эпитетов, иллюстраций к музыке.
Определение жанра.;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=1w9UMa3o9k4
3.2.
Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.
1
0
0
«Марш
Черномора
из оперы
«Руслан
Людмила»
Фрагмент
«Сонаты №
Л. В.
Бетховена
песня
«Мама
и Родина"
0
Знакомство с многообразием красок
фортепиано. Слушание фортепианных
пьес в исполнении известных
пианистов.;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=pkwSJBItZ8Y
3.3.
Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
виолончель
1
0
0
Знакомс тво
музыкал ьными
произве
дениями цикла
«Времен а
года»
«Лесенк а»
муз. Тиличее вой
сл. Долинов
0
Игра-имитация исполнительских
движений во время звучания музыки.;
Устный
опрос;
https://yandex.ru/video/previe
w/?
text=урок%20музыки%20по
%20теме%20Музыкальные
%20инструменты.%20Скри
пка%2C%20виолончель%20
2%20класс%20школа%20ро
ссии&path=yandex_search&
parent-
reqid=1654485994903514-
Итого по модулю
4
Модуль 4.
Духовная музыка
4.1.
Звучание храма
1
0
0
«В
церкви»
П.И.Чай
ковский.
«Дорог ою
добра»
,попев ка«Сне г»
0
Обобщение жизненного опыта,
связанного со звучанием колоколов.
Диалог с учителем о традициях
изготовления колоколов, значении
колокольного звона. Знакомство
с видами колокольных звонов.;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=EP3je_G1pV0
4.2.
Песни верующих
1
0
0
Бах
«Хорал»,
Чайковск
ий»Утрен
няя
молитва»,
«Дорога
добра»
0
0
Слушание, разучивание, исполнение
вокальных произведений религиозного
содержания. Диалог с учителем
о характере музыки, манере
исполнения, выразительных средствах.;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=xmifCEkfOvY
Итого по модулю
2
Модуль 5.
Музыкальная грамота
5.1.
Интервалы
1
0
0
Видеофраг
мент: песня
кота
Леопольда
из
мультфиль
ма"Лето
кота
Леопольда
Слова А.Хайта,
музыка
Б.Савельева
"Неприятность эту
мы переживём"
0
Освоение понятия «интервал». Анализ
ступеневого состава мажорной и
минорной гаммы (тон-полутон).;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=ceOetZogegM
Итого по модулю
1
Модуль 6.
Народная музка России
6.1.
Русский фольклор
1
0
0
"На горе то
калина", "Светит
месяц"-
народные
наигрыши
На горе то калина,
Светит месяц
0
Разучивание, исполнение русских
народных песен разных жанров.;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=Ply6KLYSWng
6.2.
Русские народные
музыкальные
инструменты
2
0
0
Песня Садко из
оперы "Садко".
Былинные
наигрыши
"Березка"- русская
народная песня.
"Полянка"
0
Двигательная игра импровизация-
подражание игре на музыкальных
инструментах.;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=brCwPDSf2dQ
6.3.
Народные
праздники
1
0
0
РНП
“Блины”.
РНП
“Блины”.
0
Знакомство с праздничными обычаями,
обрядами, бытовавшими ранее и
сохранившимися сегодня у различных
народностей Российской Федерации.;
Устный
опрос;
https://yandex.ru/video/preview/?t
ext=урок%20музыки%20по%20т
еме%20Народные%20праздники
%202%20класс%20школа%20ро
ссии&path=yandex_search&paren
t-reqid=1654504735428982-
6654376786506365249-vla1-
1510-vla-l7-balancer-8080-BAL-
5655&from_type=vast&filmId=33
15839686890188334
6.4.
Фольклор в
творчестве
профессиональных
музыкантов
2
0
0
Наигрыш
"Светит месяц"
"Бояре а мы к
вам пришли
Свети месяц,
Бояре, а мы к вам
пришли
0
Диалог с учителем о значении
фольклористики. Чтение учебных,
популярных текстов о собирателях
фольклора.;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=M9jveADN3Uw
Итого по модулю
6
Модуль 7.
Музыкальная грамота
7.1.
Вариации
1
0
0
Э. Григ «В
пещере
горного
короля»,
музыка М.
Красевой
слова З.
Александ
ровой
«Маленьк
ой
елочке»,
«Репка».
Постанов
ка
музыкаль
ной сказки «Ре
пка»
0
Слушание произведений, сочинённых в
форме вариаций. Наблюдение за
развитием, изменением основной темы.
Составление наглядной буквенной или
графической схемы.;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=Nvdb2k7HQJQ
Итого по модулю
1
Модуль 8.
Музыка театра и кино
8.1.
Музыкальная
сказка на сцене, на
экране
1
0
0
Видеопро
смотр
музыкаль
ной
сказки
0
0
Видеопросмотр музыкальной сказки.
Обсуждение музыкально-
выразительных средств, передающих
повороты сюжета, характеры героев.
Игра-викторина «Угадай по голосу».;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=A1NbcMaVlck
8.2.
Театр оперы
и балета
1
0
0
«Марш»
из
балета«
Щелкунч
ик»
Марш»
из
оперы«Л
юбовь
трем
апельсин
ам»
Прокофьев.
0
0
Знакомство со знаменитыми
музыкальными театрами. Просмотр
фрагментов музыкальных спектаклей с
комментариями учителя.;
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/wat
ch?v=DsZqGffBF6E
8.3.
Опера. Главные
герои и номера
оперного
спектакля
1
0
0
опера
Коваля
«Волк
«Руслан
семеро
козлят».
0
0
Слушание фрагментов опер.
Определение характера музыки сольной
партии, роли и выразительных средств
оркестрового сопровождения.;
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/wat
ch?v=m3TIgJvFLTI
Итого по модулю
3
Модуль 9.
Классическая музыка
9.1.
Программная
музыка
1
0
0
пьеса
фортеп.
цикла
Чайковско
го
«Детский
альбом»;
«песенка
мамонт
ёнка»
В.
Шаинского
0
Слушание произведений программной
музыки. Обсуждение музыкального
образа, музыкальных средств,
использованных композитором.;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=0SxguCf6D7E
9.2.
Симфоническая
музыка
1
0
0
«Четвертая
симфония»П
.
Чайковского
.«Симфония
40»
Моцарта.
0
0
Знакомство с составом симфонического
оркестра, группами инструментов.
Определение на слух тембров
инструментов симфонического
оркестра.;
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/wat
ch?v=v0LtZ1TehIc
Итого по модулю
2
Модуль 10.
Музыкальная грамота
10.1.
Музыкальный
язык
1
0
0
Тема Пети . С
Прокофьев"Петя
и волк"
Песня
"До,ре,ми,фа,соль"
0
Знакомство с элементами музыкального
языка, специальными терминами, их
обозначением в нотной записи.;
Устный
опрос;
http://vk.com/video69660554_45
6239050
10.2.
Лад
1
0
0
Свиридо
в «Весна.
Осень»«
Резвушка
»Д.Кабал
евского
«Плакса»
Д.Кабале
вского
песня
Шаинского
“Улыбка”
0
Определение на слух ладового
наклонения музыки. Игра
«Солнышко — туча». Наблюдение за
изменением музыкального образа при
изменении лада. Распевания, вокальные
упражнения, построенные на
чередовании мажора и минора.;
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/watch
?v=uG7dS12YoNU
Итого по модулю
2
Модуль 11.
Классическая музыка
11.1.
Композиторы —
детям
1
0
0
Н.А.
Римский
Корсаков.
«Полет
шмеля»
оперы
«Сказка
царе
Салтане»П.
И.
Чайковского
пьеса
цикла
«Ноябрь»
песня
«Мама»
0
Слушание музыки, определение
основного характера, музыкально-
выразительных средств,
использованных композитором. Подбор
эпитетов, иллюстраций к музыке.
Определение жанра.;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watch?
v=1w9UMa3o9k4
11.2.
Европейские
композиторы-
классики
1
0
0
«Полет
шмеля»
оперы«Сказ
ка
о
царе
Салтане»
0
0
Знакомство с творчеством выдающихся
композиторов, отдельными фактами из
их биографии. Слушание музыки.
Фрагменты вокальных,
инструментальных, симфонических
сочинений. Круг характерных образов
(картины природы, народной жизни,
истории и т. д.). Характеристика
музыкальных образов, музыкально-
выразительных средств. Наблюдение за
развитием музыки. Определение жанра,
формы.;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=Iw6-aSX3u_M
11.3.
Русские
композиторы-
классики
1
0
0
«Сладкая
греза»
Чайковског
о
«Вечер»Пр
окофьева.
0
0
Знакомство с творчеством выдающихся
композиторов, отдельными фактами из
их биографии. Слушание музыки.
Фрагменты вокальных,
инструментальных, симфонических
сочинений. Круг характерных образов
(картины природы, народной жизни,
истории и т. д.). Характеристика
музыкальных образов, музыкально-
выразительных средств. Наблюдение за
развитием музыки. Определение жанра,
формы.;
Устный
опрос;
http://www.youtube.com/watc
h?v=ebaUT5xcwIE
11.4.
Мастерство
исполнителя
1
0
0
Сюита
«Шутка»
Бах,
Симфония
№40
Моцарт,«П
атетическа
я
соната»Бет
ховен,
«Утро»
Григ.
песня
«Катюша
»
0
Знакомство с творчеством выдающихся
исполнителей классической музыки.
Изучение программ, афиш
консерватории, филармонии.;
Устный
опрос;
РЭШ
Итого по модулю
4
Модуль 12.
Музыка в жизни человека
12.1.
Искусство
времени
1
0
0
фрагменты
из
произведен
ий:
“Эгмонт”,
Симфония
0
0
Наблюдение за своими телесными
реакциями (дыхание, пульс, мышечный
тонус) при восприятии музыки.;
Устный
опрос;
РЭШ
Итого по модулю
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Тема урока
Количество часов
Дата
изучения
Виды,
формы
контроля
всего
контрольные
работы
практические
работы
1.
Музыкальные и живописные
пейзажи. М. П. Мусоргский.
«Картинки с выставки»; Музыка
Г. Гладкова, слова А. Кушнера.
«Песня о картинах».
1
0
0
Устный
опрос;
2.
Музыкальные и живописные
портреты.
1
0
0
Устный
опрос;
3.
Единство музыки и танца. Танец-
искуство и радость движения.
Примеры полулярных танцев.П.
И. Чайковский Балет «Лебединое
озеро» («Русский танец»).
1
0
0
Устный
опрос;
4.
Главный музыкальный символ
России.: Государственный гимн
Российской Федерации (слова С.
В. Михалкова, музыка А. В.; М.
Глинка.Традиции исполнения
гимна России. Другие гимны.
1
0
0
Устный
опрос;
5.
Мелодия. Мотив, музыкальная
фраза. Мелодический рисунок.
Постепенное, плавное движение
мелодии, скачки.Творчество
российских композиторов-
мелодистов. С. В. Рахманинов.
«Вокализ», Второй концерт для
фортепиано с оркестром (начало).
1
0
0
Устный
опрос;
6.
Элементы музыкальной формы.
Сопровождение.Аккомпанемент.
Остинато.Вступление,
заключение,проигрыш.
1
0
0
Устный
опрос;
7
Песня.Куплетная форма. Запев,
припев. Колыбельные.
1
0
0
Устный
опрос;
8.
Тональность, тонаки.Гамма.
Знаки при ключе. Мажорное и
минорное звучание. Музыкальные
произведения по выбору: Ф.
Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль
мажор). Вальс № 7 (до диез
минор).
1
0
0
Устный
опрос;
9.
Детская музыка Д.Б.Кабалевского
1
0
0
Устный
опрос;
10.
Эти разные марши. Звучащие
картины.
1
0
0
Устный
опрос;
11
Многообразие красок фортепиано
и скрипки. Л. Бетховен, Соната №
4; П. И. Чайковский
"Воспоминание о дорогом месте".
Слушание фортепианных пьес в
исполнении известных пианистов.
«Я-пианист» - игра – имитация.
1
0
0
Устный
опрос;
12
Мастера скрипичной музыки
(композиторы, исполнители,
мастера,изготавливающие
инструменты).
1
0
0
Устный
опрос;
13.
Красота колокольного звона.
Звонарь. Благовест. Трезвон.
Звонарские приговорки.
1
0
0
Устный
опрос;
14.
Колокольность в музыке русских
композиторов. М. П. Мусоргский.
«Борис Годунов» (Пролог.
Венчание на царство. Великий
колокольный звон; Сцена смерти
царя Бориса. Погребальный звон).
1
0
0
Устный
опрос;
15.
Хорал, песнопение, духовный
стих. Образы духовной музыки.
1
0
0
Устный
опрос;
16.
Рождественские песнопения и
колядки. Слова и музыка П.
Синявского. «Рождественская
песенка»; народные славянские
песнопения. «Добрый тебе
вечер», «Рождественское чудо»
1
0
0
Устный
опрос;
17.
Русские народные инструменты.
Народные музыкальные
традиции.Детский фольклорный
ансамбль «Зоренька»,
Государственный академический
русский народный хор имени М.
Е. Пятницкого. «Вдоль по улице
широкой»
1
0
0
Устный
опрос;
18.
Мотив, напев, наигрыш.
Музыкальные произведения по
выбору: плясовые наигрыши
«Камаринская», «Светит месяц»
1
0
0
Устный
опрос;
19.
Народная песня: песня-игра,
песня-диалог, песня-хоровод.
Народные игры с музыкальным
сопровождением – «Каравай» и
др.Игры народного календаря.
1
0
0
Устный
опрос;
20.
Понятие музыкального интервала.
Диссонанс и консонанс.
1
0
0
Устный
опрос;
21.
Собиратели фольклора.Народные
мелодии в обработке
композиторов. Народные жанры,
интонации как основа для
композиторского творчества.М.
А. Балакирев "Зеиграй, моя
волынка"; Н. А. Римский-
Корсаков "Как за речкою, да за
Дарьею".
1
0
0
Устный
опрос;
22.
Знакомство с вариациями.
Варьирование как принцип
развития.Тема. Вариации.
1
0
0
Устный
опрос;
23.
Театр оперы и
балета.Особенности музыкальных
спектаклей. Музыкальные темы и
главные действующие лица в
музыкальном спектакле. Пьесы из
детских альбомов А. Т.
Гречанинова, Г. В. Свиридова.
1
0
0
Устный
опрос;
24.
Балет в музыкальном театре. П.
И. Чайковский «Щелкунчик».
1
0
0
Устный
опрос;
25.
Опера. Главные герои и номера
оперного спектакля. Ария, хор,
сцена. Опера "Руслан и
Людмила".
1
0
0
Устный
опрос;
26.
Роль и значение программной
музыки. Образцы программной
музыки. Программное название,
известный сюжет, литературный
эпиграф. Ф. Мендельсон.
Увертюра "Сон в летнюю ночь";
Дж. Россини. Увертюра к опере
"Вильгельм Телль".
1
0
0
Устный
опрос;
27
Симфонический оркестр. Состав
симфонического
оркестра.Симфония,симфоническ
ая картина. Симфонический
оркестр в музыкальном театре.
Тембры музыкальных
1
0
0
Устный
опрос;
инструментов. С. Прокофьев.
«Симфоническая сказка», «Петя и
волк».
28
Знакомство с элементами
музыкального языка. Темп,
тембр.Динамика (форте, пиано и
др.) Штрихи (стаккато, легато и
др.).
1
0
0
Устный
опрос;
29
Понятие лада. Симиступенные
лады мажор и минор. Краска
звучания. Ступеневый
состав.Полонез (ля мажор).
Ноктюрн фа минор. Этюд № 12
(до минор).
1
0
0
Устный
опрос;
30
Детская музыка П.И.Чайковского.
1
0
0
Устный
опрос;
31.
Европейские композиторы-
классики. А. Моцарт. «Турецкое
рондо», Симфония № 40,
Маленькая ночная серенада
1
0
0
Устный
опрос;
32
«Певцы родной природы». Н. А.
Римский-Корсаков. “Океан-море
синее” (из оперы «Садко»); П. И.
Чайковский. «Песнь жаворонка»
(из цикла «Времена года»)
1
0
0
Устный
опрос;
33
Мастерство исполнителя –певцов,
инструменталистов, дирижеров.
Консерватория, филармония.
Конкурс имени П.И.Чайковского.
1
0
0
Устный
опрос;
34.
Могут ли иссякнуть
мелодии?Музыка – временное
искусство. Погружение в поток
музыкального звучания.
Музыкальные образы движения,
изменения и развития.
1
0
0
Устный
опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 2 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
infourok
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Музыкальные инструменты,мультимедийное оборудование
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Музыкальные инструменты, мультимедийное оборудование