Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ООО на уроках технологии

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1 имени Александра Кирилловича
Просоедова города Георгиевска»
«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов
в условиях реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ООО на
уроках технологии»
Учитель технологии:
Еремизина Т.Е.
г. Георгиевск 2021г.
«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях
реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ООО на уроках технологии»
На протяжении 23 лет педагогической деятельности в школе мне как
преподавателю довелось работать с детьми, имеющими разные способности и отношение
к предмету. Не все дети «звездочки», однако все дети тянутся к красоте, хотят быть
творческими, увлеченными. В каждом ребенке, независимо от его успеваемости по
школьным предметам, заложено желание чему-то научиться, уметь делать что-то лучше
других, быть любимыми и оцененными окружающими.
Исходя из этого, все эти годы я старалась раскрыть в каждом ребенке его
индивидуальность, подчеркнуть его лучшие качества, привить уважение к самому себе и
любовь к творчеству.
ЦЕЛЬ педагогической работы: выявление и развитие способностей каждого
ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески
мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям жизни.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование физически здоровой личности: недопущение перегрузки
учащихся в учебной ситуации;
2. Развитие творческих способностей учащихся:
- создание творческой атмосферы на уроке;
- привлечение учащихся к декоративно-прикладному искусству;
На протяжении большого количества лет работы с детьми выработались
следующие заповеди:
Не навреди.
Будь терпеливым и великодушным, умей прощать.
Имей чувство юмора.
Найди ключ к каждому.
Не используй отметку как средство наказания.
Не говори: «не способен», говори: «способности не раскрыты».
Не забывай похвалить.
Умей признавать свои ошибки, но ошибайся редко.
Не навязывай ученику свою точку зрения.
Не добивайся успеха силой.
Будь автором своей системы методов.
Не имей любимчиков.
Помни! Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.
Почему некоторые дети считаются трудными для учителей? Мешает
недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание,
усидчивость, эмоциональная устойчивость, память) и слабая психолого-педагогическая
подготовка к школе.
У младших подростков (5-6 классы) происходит стабилизация неблагоприятных
тенденций в поведении. Школьник способен осознать нарушение норм, глубоко
переживать, но не всегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий.
Поэтому часто в коллективе такой ребенок является изгоем, его открыто не любят, он не
находит поддержки среди своих сверстников. Здесь задача учителя - проявить
максимальную открытость и заинтересованность потенциальными возможностями
ребенка. Любого человека надо хвалить и давать веру в себя, с верой он может творить
чудеса.
В старших классах как итог неблагоприятного развития на предшествующих
стадиях в результате промахов педагогического воздействия семьи и школы поступки
носят нередко преднамеренный характер. Подростки могут не только понимать их
асоциальную направленность, но и оправдывать свои действия.
Учитель в своей работе очень часто сталкивается с отклонениями в поведении
учащихся: недисциплинированностью, проступками, нередко с правонарушениями.
Одной из основных причин отклоняющегося поведения является педагогическая
запущенность учащихся. Педагоги считают, что педагогически запущенный подросток это
тот, кого предали взрослые, то есть это педагогический брак. По определению учёных,
педагогическая запущенность - это устойчивое искажение нравственных представлений,
невоспитанность нравственных качеств и навыков общественного поведения.
В современных условиях, когда школа перестраивается в соответствии с
изменениями, происходящими в обществе, всё возрастающее значение приобретает
дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Ориентир на
абстрактного “среднего ученика” утрачивает своё значение. Многоцветность и
многогранность жизни захлестнула практическую педагогику. Можно с полной
уверенностью сказать, что от декларации индивидуального подхода школа перешла к его
реализации на уровне повседневной практики.
Применение различных форм и методов индивидуализации и
дифференциации на уроках технологии способствует достижению цели приобщения
учащихся к творчеству. Отсюда следует, что нельзя обучать технологии, не пробудив в
детях интерес к ней. А любовь, интерес к творчеству могут возникнуть только тогда,
когда дети научатся воспринимать подлинно художественные образы искусства.
Л.Н. Толстой сказал: “Люди - как реки: вода во всех одинаковая, но каждая река
бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая…”
Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической
помощи учащемуся в совершенствовании его личности, особенно это актуально для
трудных подростков.
На уроках технологии учитель может создавать ситуации успеха именно
для тех учащихся, которых преследуют неудачи на других уроках, воздействуя на чувства,
а через них - на поведение трудных подростков. Так как в каждом классе обучаются
разные ученики с разными способностями, с разными интересами, с различной
профессиональной направленностью, то и учитель должен учитывать и разные запросы
наших учеников. Обучение должно быть разноуровневым, не должно быть “прокрустова
ложа”. И оно должно быть ориентировано на индивидуальные особенности
и познавательные потребности ученика. Поэтому и подход в обучении должен быть
индивидуальным и дифференцированным на всех этапах урока и видах деятельности.
Всё это называется планированием вопросов. Задаётся вопрос, не требующий
размышления, суждения, логического заключения, вариативности ответа, а вопрос,
дающий лишь воспроизведение ответа. Каким бы ни был ответ, необходимо найти способ
похвалить ученика, подчеркнуть достоинства. Тогда между трудным учеником и учителем
начнут формироваться те отношения доверия и взаимопонимания, которые помогут ему
в дальнейшей его жизни.
На уроках технологии открывается большая возможность влияния на трудных
учащихся, чем на других уроках. Кроме всего арсенала воздействия на поведение
и сознание школьников, учитель технологии владеет художественно-эстетическим
потенциалом, несёт в себе культурное наследие предшествующих поколений.
Художественные образы затрагивают самые тонкие струны человеческой души.
Умелая подача учебного материала позволяет не только дать
учащимся новые знания по предмету, но и сформировать отношение к общечеловеческим
ценностям: Родине, Семье, Добру, Миру, Знанию, Труду. Эффективным воздействие на
подростка будет тогда, когда процесс обучения будет гуманным, построенным на
принципе сотрудничества. Воспитание должно идти непроизвольно, естественно
и искренне, так как именно в подростковом возрасте дети особенно чувствительны
к фальши и насилию в любой форме, они вызывают у подростков очень бурную реакцию
сопротивления. Это не значит, что подростку нельзя делать замечания или наказывать,
речь идёт о том, чтобы они были справедливыми и что особенно важно, высказаны
в вежливой, тактичной форме. Именно тон, каким ведётся общение с подростком - тот
ключик к его сердцу, о котором мечтают многие взрослые и учителя. В этом секрет того,
что просьбу одного учителя учащиеся выполняют охотно, а другого - игнорируют.
Общеизвестно, какими сильными факторами воздействия являются творчество
и общение, особенно в подростковом возрасте. Творчество и успокаивает и побуждает
к действию, она и объединяет и позволяет ощутить свою сопричастность с чем-то важным
и прекрасным, что так значимо для подростка. Замечено, что именно по предметам
художественно эстетического блока, физкультуре у трудных учащихся оценки выше,
чем по другим предметам, именно здесь большинство из них “находит себя ”, у них
формируются устойчивые интересы. На уроках музыки подростку предоставляется
возможность не только показать свои знания, но и проявить свою индивидуальность,
оформить свои эмоции в образы, поделиться своими переживаниями, найти поддержку
и единомышленников.
Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное
воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является
формирование личности, которая бы приобретала в процессе развития способность
самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека.
Особенность обучения и воспитания трудных подростков для учителя в том, что
ему приходится, как бы, “плыть против течения”, то есть преодолевать то сопротивление,
то напряжение, с которым подросток приходит на урок. И здесь очень важен момент
создания взаимного контакта учителя и ученика, умение учителя вызвать доверие, интерес
к себе и своему предмету, умение снять напряжённость, настроить учащихся на
восприятие того материала, который будет преподноситься на уроке, иначе можно
уподобиться человеку, который ломится в закрытую дверь. Часто подросток сам не
понимает, отчего он напряжён и нервничает, одновременно он и хочет остаться
незаметным, и чтобы его заметили и поговорили. В современных педагогических
технологиях представлено много разнообразных и эффективных приёмов, помогающих
учителю и ученику находить взаимопонимание. Например: авансирование доверием.
Учитель как бы не допускает мысли, что именно этот ученик мог поступить так плохо, это
его как бы удивляет, а у ученика вызывает чувство стыда, так как развивается рефлексия.
Весь процесс обучения и воспитания в школе и семье должен быть направлен на
формирование механизма самовоспитания личности, так как, окончив школу, человек
продолжает восхождение к культуре всю свою жизнь.
Лучшие педагоги всех времён и народов стремились создать такую школу, которая
позволила бы ребёнку раскрыться во всём его своеобразии, во всей полноте его
неповторимых задатков и особенностей.
За внешними характеристиками поведения, за успешностью (или неуспешностью)
учебной деятельности часто скрываются природные динамические особенности. Нередко
они порождают и различия в знаниях - их глубине, прочности, обобщённости, а также
в поведении.
Всё проходящее, только творчество вечно… Эта фраза может быть и вызывает
у кого-то сомнения или снисходительную улыбку, но если возвести понятие «творчества»
на пьедестал общечеловеческих ценностей, то мало кто будет оспаривать утверждение,
что там ей и место.