Работа над мелодией в классе домры ДМШ

Методический разработка преподавателя по классу домры и гитары
Романенко А. А.
МБУ ДО «Детская музыкальная школа №22»
г. Казань 2020 г.
«Работа над мелодией в классе домры ДМШ»
Работа над мелодией начинается с первых шагов обучения. Одна из
важнейших задач преподавателя – научить ребенка «петь на домре»,
передавая смысл музыкального произведения.
Мелодия – это «душа музыки». Она легче и раньше всего
воспринимается детьми. Уже при исполнении простейших песенок
необходимо направить внимание ученика на то, что мелодия это не ряд
обособленных звуков, а определенная их последовательность, связанная
между собой в единое целое. Иными словами малышам можно объяснить,
что есть звуки , как и в речи, более значительные, к которым движутся все
остальные звуки.
В начальных классах ДМШ обучение строится на работе над
мелодическим мотивом, предложением, несколькими музыкальными
фразами. Ученик знакомится с простейшими элементами музыкальной
формы, динамикой, приобретает опыт эмоционального сопереживания
музыке.
Для этого лучше всего пользоваться народными мелодиями, где
эмоции гораздо живее и ярче. Сухие же упражнения развивают ум, пальцы
ребенка, но не трогают его душу и воображение. От ребенка важно добиться,
чтобы он почувствовал, захотел и смог сыграть мелодию именно с тем
настроением, как задумано автором.
Важно на первом этапе обучения дать учащемуся представление о
разделении мелодической линии на фразы и пояснить, что фраза ряд
звуков, исполняемых на одном дыхании. В качестве самостоятельной работы
можно дать ученику возможность самому расставить фразы в мелодии.
Целесообразно сделать анализ мелодической линии. Выделить фрагменты с
ясно выраженными движениями вверх и вниз, прослушать и
проанализировать обороты со смешанными, восходящими нисходящими
движениями с повторением одного звука, со скачками, без скачков. В
случаях, когда в мелодии имеются скачки на большие интервалы, надо
воспринимать скачки, словно воспроизведенные голосом.
Тщательно работая над созданием логики мелодического движения,
необходимо настойчиво добиваться, чтобы каждая фраза представляла собой
единое органическое целое, а не ряд разрозненных звуков. Не только понятие
“интонационных точек”, как бы составляющих логический центр, вершину,
кульминацию фразы, но и понятие “живого” дыхания, “знаков препинания”
является основополагающим моментом для осмысления содержательного
исполнения. Необходимо почувствовать смысл отдельных фраз, уловить
небольшие, но весьма существенные изменения основной интонации.
Типичная фраза напоминает волну, накатывающуюся на берег и за тем
откатывающуюся от него. Главная задача определить кульминационную
точку, к которой катится и вздымается и о которую разбивается
мелодическая волна.
Под чутким руководством педагога ребенок может почувствовать
дыхание музыки и у него обязательно появится желание «запеть» пальцами.
Собственно говоря, эмоциональное отношение к мелодии одна из самых
важнейших сторон исполнения любого музыкального произведения.
Очень важен качественный показ педагога. От выразительности
исполнения педагогом пьесы зависит, в какой мере музыка заинтересует
ребёнка, даст импульс к дальнейшей активной работе.
Младшие школьники очень впечатлительны и эмоциональны, чутко
реагируют на вокальное звучание мелодии. На этапе знакомства с
произведением, пропевание голосом, выразительное интонирование
является основой для развития навыков исполнения мелодий кантиленного
характера. В репертуар ученика необходимо вводить самые разные мелодии
песенные, танцевальные, но особое внимание следует уделять работе над
певучими мелодиями. Они учат «петь» на инструменте, знакомят с важными
элементами выразительности и являются лучшим материалом для развития
навыков игры «legato». При работе над мелодией важно, чтобы ученик
слышал интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность,
характер.
Работа над мелодией подразумевает работу над звуком. Часто от
незнания, какими средствами достигается хороший звук, рождается ложное
мнение, что звук «дело времени», что он появится «сам собой». Есть такое
мнение, что на начальном этапе обучения на домре почти невозможно
говорить о воспитании красивого певучего звука, т.к. у детей еще нет
необходимых впечатлений, не хватает запасов художественных знаний.
Многие преподаватели ограничиваются лишь накоплением репертуара и
развитием технических навыков. Но практика показывает, что
пренебрежение вопросами формирования звука у начинающих впоследствии
начинает переходить в хроническую «глухоту» к выразительному
исполнению.
Работа над звуком самая трудная работа, т.к. тесно связана со
слуховыми и душевными качествами ученика.
Для владения разнообразными качествами звучания при работе над
мелодией ученик должен стремиться к согласованности работы пальцев и
рук с требованиями музыкального замысла. Например, когда требуется
теплый, проникновенный звук в мелодии, нужно играть ближе к грифу, а для
более открытого звука следует передвигать правую руку ближе к голоснику.
Длинные ноты нужно держать ровно и стараться, чтобы тремоло было чаще.
Пальцы левой руки должны располагаться ближе к грифу, не подниматься
слишком высоко над ним. Певучесть мелодии достигается особым способом
прижатия струн, передавая звук от пальца к пальцу, при этом правая рука не
должна делать резких движений, особенно при переходе со струны на
струну.
На первоначальном этапе основой в работе над мелодией должно
явиться нетерпимое отношение к резкому, острому звуку, силы
«шлепанию», стуку медиатора, к невыстроенности инструмента. При этом
преподаватель должен учитывать естественный для ребенка диапозон силы
звука и не допускать напряжения движений ради усиления звучания.
Певучие мелодии на домре осуществляются при помощи приема
тремоло, который является одним из главнейших исполнительских приемов.
Певучее, ровное тремоло позволяет приблизить звучание домры к
человеческому голосу, к вокальному пению. Тремоло это основа певучей
мелодии на домре и никакая беглость пальцев, внешние эффекты не заменят
качественного владения этим уникальным приемом. Только он дает домре
живую выразительность, позволяет добиться пения на инструменте.
Качественное тремоло, это в первую очередь, тремоло ровное, без перебоев;
тремоло поющее, со звучащими обертонами, живое, естественное,
тембрально богатое.
Важным компонентом при исполнении мелодии является тембр или
окраска звука. На домре создание необходимой окраски звука зависит не
только от перемены места звукоизвлечения. В большей степени тембр звука
зависит от общей слуховой культуры ученика, от его воображения, умения
определять внутренним слухом необходимую звучность, от накопленного
слухового опыта. Поэтому необходимо прислушиваться к игре своих
товарищей, педагога, а также посещать концерты различных исполнителей.
Исключительную роль в творческом процессе играет ритм.
Ритмическая неточность исполнения приводит к неправильному,
искаженному пониманию мелодии, фразы и произведению в целом. Ритм
придает индивидуальные черты мелодии. Ритмические впечатления должны
накапливаться с детства в порядке постепенного усложнения. В первые годы
обучения это могут быть легкие пьесы, мелодический рисунок которых
достаточно прост. Необходимо следить, чтобы ученик действительно
ощущал ритмическую структуру мелодической линии.
Важную роль при разучивании мелодии играет динамика, т.е. диапазон
и владение диапазоном различных степеней силы звука. Важно сразу
обращать внимание на динамические оттенки и добиваться их исполнения.
Постепенное изучение различных динамических обозначений, их осознанное
применение, позволят воспитать в начинающем исполнителе такие качества
как внимание к нотному тексту, вдумчивое исполнение, а, главное,
выразительное интонирование и фразировка.
Не менее важной работой над мелодией является подбор аппликатуры.
Некоторые учащиеся не всегда придерживаются указанной расстановке
пальцев. Полезно вместе с преподавателем или самостоятельно заниматься
подбором аппликатуры, анализируя каждую фразу.Удачно найденная
аппликатура помогает осуществить художественные задачи и способствует
преодолению многих исполнительских трудностей.
Красота и певучесть мелодий зависят от соотношения звучности всех
элементов музыкальной ткани. Особенно важно прислушаться к ансамблю
голосов в момент появления долгих опорных мелодических звуков.
Сопровождение должно не только не заглушать мелодию, но и не нарушать
целостность мелодической линии. В то же время необходимо, чтобы
учащийся умел вслушиваться в гармонии, сопровождающие мелодию.
В работе над мелодией нужно учитывать также стиль, жанр, характер
исполняемого произведения.
Изучение мелодичных произведений воздействует на развитие разных
сторон музыкального мышления ученика, навыков выразительной игры.
Для достижения исполнения мелодической линии красивым звуком
гордости каждого домриста требуется особенно усидчивая и упорная
работа на инструменте.
Яркое, эмоционально наполненное, глубоко продуманное исполнение
мелодии и произведения в целом всегда будет иметь важное значение для
учащегося, а иногда стать достижением, своего рода творческой вехой на
определенной ступени его обучения.
Список литературы:
1. Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».
2. Л.Ауэр «Моя школа игры на скрипке»
3. С.Ф. Лукин «Школа игры на 3-х струнной домре».
4. В. Чунин «Школа игры на 3-х струнной домре»
5. З. Ставицкий «Начальное обучение игре на домре»