Открытый урок "Артикуляция скороговорок с мелодией"

1
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом Творчества «Вектор»
Орджоникидзевского района Кемеровской области
Открытый урок
06.10.2017 в инд.2
по теме: «Артикуляция скороговорок с мелодией»
подготовила
педагог дополнительно образования
Смирнова Евгения Игоревна
г. Новокузнецк 2017
2
Ход урока – КОНСПЕКТ
«Артикуляция скороговорок с мелодией»
Тип урока: комплексный
Год обучения: 2 год обучения
Форма организации деятельности учащихся на занятии:индивидуальная
Цель урока:
Развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки
правильного произношения слова во время отработки скороговорок с
мелодией.
Задачи:
Образовательные:
- обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном
материале.
Развивающие:
- развитие певческого и артикуляционного аппарата;
- развитие дикционных способностей и навыков.
Воспитательные:
- формирование речевой культуры;
- воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
Оборудование:
- музыкальный центр;
- синтезатор;
Методическое обеспечение занятия:
- методическое пособие «Строение голосового аппарата».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Педагог: «Здравствуйте!
Сегодня, вы находитесь не совсем обычных для вас условиях: в кабинете у
нас гости. А всё остальное как обычно на каждом уроке.
ТЕМА сегодняшнего нашего урока «Артикуляция скороговорок с мелодией»
II. Введение в тему.
Педагог:Сегодня мы будем работать с вами над развитием артикуляционного
аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении
скороговорок с мелодией. Давайте вспомним с вами такие понятия как
«дикция» и «артикуляция».
Итак, что такое «дикция»?
3
Предполагаемый ответ учащегося: Дикция это чёткое, ясное, разборчивое
произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального
произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания
и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует
воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние
дополнительные звуки.
Педагог. Ответьте на вопрос: что такое «артикуляция»?
Предполагаемый ответ учащегося: Работа органов артикуляционного
аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных)
называется артикуляцией.
Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?
Предполагаемый ответ учащегося: Артикуляционный аппарат это часть
голосового аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному
аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и
нёбо), глотка, гортань.
III. Объяснение темы.
Педагог обращает внимание на плакат « Схема голосового аппарата».
Педагог:
Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.
Основные составляющие голосового аппарата, это ротовая
полость, гортань, голосовые связки.
Необходимо помнить, что ротовая полость это очень важный резонатор, от
которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного
аппарата это качественная активность. Важно чётко произнести каждую
букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение.
Следует особо отметить, что чёткое произношение необходимо для
согласных звуков. А на гласных звуках осуществляется распев
музыкальной фразы.
Вопрос педагога: Вы знаете, что певец перед началом пения
музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный
инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?
Предполагаемый ответ учащегося:
1. Сделать артикуляционную гимнастику, чтобы «разогреть» свой
артикуляционный аппарат.
4
2. Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для
более чёткого произношения слов.
3. Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши
связки.
IV. Практическая часть.
Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь,
надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата,
разрабатывать его технические возможности.
Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и
активность. Нам помогут простейшие упражнения:
Упражнения на артикуляцию
1. «Улыбка хоботок» зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением,
обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
2. «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.
3. «Вертушка» вращать языком по кругу между челюстями и губами с
задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти
неподвижны).
4. Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые
5. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:
мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д, мышцы гортани К-Г.
6. «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю
губу и под нижнюю.
Очень хороши для тренировки скороговорки.
Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и
активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала
медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования.
Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию
(каждая скороговорка повторяется по 4 раза).
Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение
согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого
аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп
произношения.
5
1. Проворонила ворона воронёнка.
2. Мы перебегали берега, перебегали берега, да-да.
3. На дворе трава на траве дрова.
4. Три сороки-тараторки, тараторили на горке, тараторили.
5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Педагог: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые
связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения
слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует
правильной настройки. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а
вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.
Если те же скороговорки «положить» на мелодию, то получаются
распевочные упражнения для развития голосового аппарата.
Сначала мы отработали скороговорки в произношении, а теперь попробуем
эти же скороговорки пропеть с мелодией.
Распевочные упражнения: Проворонила ворона воронёнка; мы перебегали
берега, перебегали берега, да-да; на дворе трава на траве дрова; три сороки-
тараторки, тараторили на горке, тараторили; шла Саша по шоссе и сосала
сушку.
V. Подведение итогов.
Педагог:Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и
голосового аппарата, повторили, что такое дикция и артикуляция.
Рассмотрели строение артикуляционного аппарата. Работали
над скороговорками в произношении и пропевании.
6
Используемая литература:
1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.
3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с
2. Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н.
Щетинин. – 2-е изд. – М., 2005 – 367с.
3. Федонюк В. Детский голос. Изд. Союз художников. С-П, 2003
4. Сет Риггс. Техника пения в речевой позиции. Москва 2004г.
5. Бараш А. Б. Поэма о человеческом голосе. М.: Композитор, 2005
6. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва, 2008г.
7. Е. Ю. Белобородова, «Рок-вокалист»8.
8. Г.Н. Стулова, «Развитие детского голоса в процессе обучения пению»,
1992г.
9. М.Егорычева, «Упражнения для развития вокальной техники», 1980г.
10. О.В.Далецкий, « Школа пения. Из опыта педагога», 2007г.