Открытый урок "Урок музыки - урок физического и духовного здоровья"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»
города Рубцовска Алтайского края
658201, г. Рубцовск, пр-т. Ленина, 4
тел. 2-26-30
Методическая разработка открытого урока по теме:
«Урок музыки урок физического и духовного здоровья»
Аушева Ольга Юрьевна
МБОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная
школа № 1» города Рубцовска Алтайского края
учитель музыки и искусства
Рубцовск 2015
Аушева О.Ю. Урок музыки урок физического и духовного здоровья.
Методическая разработка урока, 2015г. 11с.
Методическая разработка посвящена влиянию содержания урока музыки,
искусства на интеллектуальное, психоэмоциональное и физическое развитие личности
ребенка в общеобразовательной школе, т.к. музыкальная, художественная деятельность
способствует сокращению перегрузки детей; оказывает значительное
психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное
другими уроками, тем самым сохраняя здоровье ученика.
Тема урока: Урок музыки урок физического и духовного здоровья ( 2 часа )
Форма: Урок – процесс.
Тип урока: Урок - введения.
Цель: Рассмотреть влияние содержания урока музыки, искусства на интеллектуальное,
психоэмоциональное и физическое развитие личности ребенка в общеобразовательной
школе.
Задачи образовательные: Расширить знание о материальной и духовной природе звука;
о методах музыкальной терапии; о функциях искусства.
Задачи развивающие: Развитие логического ассоциативного мышления; гибкости,
оригинальности и быстроты мышления; развитие творческих способностей и
музыкальной памяти.
Задачи воспитания: Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку; воспитание
личной значимости нравственных, эстетических и терапевтических свойств музыки С.В.
Рахманинова, П.И. Чайковского; воспитание рефлексированного отношения к
экспериментам и творческим заданиям.
Оборудование: фонохрестоматии по программе «Музыка» (5 8 кл.) Д.Б. Кабалевского,
ноутбук, проектор, лист ватмана, цветная бумага, клей.
Музыкальный ряд: «Второй концерт», «Вокализ» С.В. Рахманинова, «Шестая
симфония» П.И. Чайковского, «Вальс» Жака Бреля.
Литературный ряд: А.А.Блок « В ночи, когда уснет тревога…», В.Соколов «Спасибо,
музыка…».
Зрительный ряд: репродукции картин «Вихрь» Ф.А.Малявина, «Берега Марны» П.Сезан,
«Голубые танцовщицы» Э.Дега, «Притихло» Н.Н.Дубовской.
Методы обучения: обобщение; анализ; словесные; наглядно-слуховые; стимулирования
музыкально-творческой деятельности, через создание эффекта удивления; проблемно-
поисковый.
Ход урока.
- Я рада всех приветствовать на уроке, тему и цель которого я сегодня вам не объявлю, а
вы сами в конце урока мне об этом скажите!
- Прошло больше половины дня. За это время вы общались с родителями, знакомыми,
соседями, друзьями, учителями, решали какие-то проблемы, получали определенную
информацию. И все это сопровождалось выражением эмоций, чувств, которые повлияли
на ваше настроение, состояние и даже на самочувствие.
Задание 1.
- Пожалуйста, охарактеризуйте одним ключевым словом, которое характеризует ваше
нынешнее, сиюминутное состояние, настроение и запишите в тетрадь.
- А сейчас сядьте, пожалуйста, удобно, закройте глаза, расслабьтесь и сосредоточьтесь на
звуках музыки.
(слушаем «Вальс» Жака Бреля)
- Я прошу вас снова охарактеризовать одним ключевым словом состояние и настроение, в
котором вы пребываете, после прослушивания данного произведения.
(опросить учеников и проанализировать вместе с психологом результаты эксперимента)
- Да, существует очень много примеров влияния музыки не только на одного человека, но
и на целые народы, а также на растения, на животный мир.
- Очень много об этом описано в сказках, рассказах, баснях, повестях, например, сказки:
«Садко», «Снегурочка», «Чонгурист»; рассказы: «Старый повар», «Корзина с еловыми
шишками» - К.Паустовского.
Например:
1) Знаменитый хирург С.С. Юдин перед особо трудными операциями слушал симфонии
П.И. Чайковского. Юдин говорил: «В музыке Чайковского столько любви к жизни, к
человеку, его любовь всегда стремится к свету»
2) Когда С.В. Рахманинову было 24 года, он написал свою Первую симфонию, которая не
имела успеха. От этого композитор впал в сильную депрессию. Известный московский
психиатр Н.В. Даль пригласил к себе композитора на психотерапевтический сеанс, где
проигрывал на виолончели несложные пьесы Мендельсона. Итогом такого лечения, стало
написание С.В.Рахманиновым «Второго фортепианного концерта» (гимн духовной силы
России, выражение чувств любящей, верующей, православной соборной личности,
молящейся за весь мир!)
(слушают «Второй фортепианный концерт» С.В. Рахманинова)
3) Когда в Греции в солнечной Элладе, создавшей в давние времена светлую,
гуманистическую культуру, прекрасное, полное жизни искусство, произошел
фашистский переворот и власть захватили враги греческого народа, то целое поселение,
взявшись за руки и, исполняя танец «Сиртаки», ушло в море.
- Да, можно много приводить примеров воздействия музыки, которое может быть как
позитивным - созидательным, так и негативным - разрушающим. Так в чем же сила
музыки, в чем тайна и магия ее влияния?
- Что является материальной основой искусства музыки, т.е. ее физическая
характеристика (звук)
- Что есть звук? (акустический сигнал, имеющий волновую структуру)
- Характеристика звука очень многогранна.
Задание № 2.
- Скажите, какой звук:
лучше - д ф
светлее - о ы
быстрее - р ш
мягче - б л
сильнее - в г
теплее - а у
холоднее – с ч
Скажите, какой звук по цвету:
а - ?
о - ?
ч - ?
е - ?
у - ?
ы - ?
Физическая природа звука и цвета различна. И наукой это доказано. Нельзя механически
переносить явление спектра на музыкальную гамму.
Но может быть, возможно, опереться на «цветной слух»? Хотя, прямо скажем, это опора
тоже не слишком надежная. Способность эта, присущая немногим, крайне индивидуальна,
субъективна. Психологам и физиологам хорошо известно, что некоторые люди при
звучании музыки четко видят различные цвета. Даже гласные звуки вызывают у них
цветовые соответствия.
В конце прошлого века французский поэт-символист Артюр Рембо написал сонет
«Гласные». И стихотворение это стало вскоре знаменитым. На русский язык сонет
перевела А.Кублицкая-Пиоттух (мать А.Блока). Начинается он так:
А- черный, белый -Е, И- красный, У- зеленый.
О- синий: тайну их скажу я в свой черед.
А- бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
И далее поэт поясняет, почему та или иная гласная вызывает у него ощущение
определенного цвета. Звук «Е» для него похож на блеск горных родников, «И»- на кровь,
«У»- вызывает в памяти зеленые луга, а «О»- напоминает лучи глаз любимой девушки.
Но не только поэты, но и многие художники, композиторы обладали цветным слухом
Вагнер, Дебюсси, Чюрленис, Римский-Корсаков, Асафьев, Рахманинов, Скрябин.
Таблица синопсических ассоциаций
А.Скрябина и Н.Римского-Корсакова
Тональности Цвет по А.Скрябину Цвет по Н.Рим.- Корсакову
С-dur красный белый
G-dur оранжевый коричневый,
золотистый
D-dur желтый желтый
А-dur зеленый розовый
Е-dur голубой синий
Н-dur белесовато-синий темно-синий
Fis-dur синий серо-зеленый
Des-dur фиолетовый темный, теплый
Аs-dur пурпурно-фиолетовый серо-фиолетовый
Еs-dur серый, стальной серо-синий
В-dur то же то же
F-dur красный зеленый
Задание № 3.
- Послушайте произведение и передайте в цвете его основной характер, т.е. цветовое
ощущение музыкального образа.
В ночи, когда уснет тревога,
И город скроется во мгле –
О, сколько музыки у бога,
Какие звуки на земле!...
(А.Блок.)
(Звучит «Вокализ» С. В. Рахманинова)
(составить панно и проанализировать его цветовую гамму, обобщив восприятие музыки
аудиторией)
Примерный словарь психофизических ощущений и свойства цвета
(возможны варианты)
Красный активный, гневный, волевой, возбуждающий.
Оранжевый активный, бодрый, вызывает ощущение теплоты, придает элемент
серьезности, убежденности в своих силах (художник В.Кандинский сравнивает его со
средним колоколом или сильным альтом).
Желтый лучезарный, веселый, возбуждает радостное настроение, стимулирует работу
мозга, но может вызвать агрессивную реакцию (напоминает звук резкого звучания трубы).
Пурпурный дает ощущение тепла, поднимает настроении, возбуждает душевные силы.
Фиолетовый цвет печали, грусти, тоски. В пространстве вызывает чувство усталости,
тяжести, глубины (он подобен звучанию английского рожка).
Синий – дает ощущение холода, беззвучного покоя, уводит в бесконечное, вглубь себя.
Зеленый уравновешенный, спокойный, понижает кровяное давление, обостряет зрение.
Коричневый вызывает чувство теплоты, успокоенности, душевного равновесия.
Серый холодный, вызывает скуку, апатию.
Черный подавляет, не привлекает внимания, пассивный, нейтральный.
Белый – легкий, нейтральный, но может быть активным, напряженным, (звучит, как
молчание, которое может быть понятно).
Розовый вызывает ощущение торжественности, легкости, пышности,
Задание №4
Вслушаться в «мелодию» картины, выявить ее основной пафос, проанализировав
цветовую гамму.
(анализ ответов учащихся по восприятию репродукций картин: «Вихрь» Ф.А.Малявина,
«Берега Марны» П.Сезан, «Голубые танцовщицы» Э.Дега, «Притихло» Н.Н.Дубовской.
- Да, звук - носитель огромной информации. И в зависимости от ритма, лада, тембра,
гармонии - информация может очень меняться.
Еще во времена Пифагора, Платона, Аристотеля были установлены мелодии и ритмы
против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева
и других душевных недугов.
По мнению греческого философа Платона, могущественность и сила государства
напрямую зависит от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и ритмах.
Аристотель утверждал, что:
1) дорийский лад (натуральный moll, повышение V1 ступени) - воспитывает
мужественность, уравновешенность, добропорядочность граждан;
2) фригийский лад – (натуральный moll, понижение II ступени) –
неуравновешенность, возбуждающий;
3) лидийский лад (натуральный dur, повышение IV ступени) – жалобный,
размягчающий;
4) эолийский лад - (натуральный moll) – приятный, блаженный.
5) миксолидийский лад – ( натуральный dur, понижение V11 ступени)
(наиграть лады)
Если звуки влияют на характер человека, то, конечно же, они влияют и на его здоровье.
Наигрывая C dur гамму:
- «ДО» - половая система (переливы воды);
- «РЕ» - кишечник (колокольчик);
- «МИ» - желудок (миксер);
- «ФА» - легкие, сердце (деревянной ложкой об стол);
- «СОЛЬ» - щитовидка, горло (пение);
- «ЛЯ» - голова (хлопки, аплодисменты);
- «СИ» - макушка головы (метроном).
Дополнительная информация:
Несколько лет назад появились сенсационные сообщения о том, что звучание той или
иной ноты изменяет цвет и форму клеток крови. Французский ученый Ф.Маман в
сотрудничестве с биологами и физиками провел исследования, показавшие, что между
частотой звука и цветом существует математическая зависимость.
Под микроскопом изучались процессы, происходящие в клетках крови при воздействии
на них звуковыми частотами в порядке гаммы.
Оказалось, что нота «до» способствует вытягиванию клетки в длину, а «ре» изменяет
интенсивность окраски клетки и делает ее более яркой.
А вот звук «ля» хорошо воспринимается всеми и является, как бы универсальным
средством для всех, кто нуждается в успокоении и расслаблении.
- Поэтому, уже просто играя и пропевая гамму, вы себя оздоравливаете. Если перед сном
проговаривать звуки, то:
- «с» - чистит легкие (белый);
- «ш»- чистит печень (зеленый);
- «чу» - чистит почки (синий);
- Китайцы говорят, если каждый день утром и вечером в течение 5 7 минут произносит
«чууа», то можно похудеть.
- Все это интересно и удивительно! Но на самом деле, на сегодняшний день это
проблема: музыка искусство здоровье очень актуальна и освещается в статьях,
книгах о психотерапии, научных трудах.
Посмотреть и проанализировать подготовленную учащимися презентацию
«Музыка, которая может дотронуться до сердца» (о любимых произведениях детей)
- Воздействие искусства очень велико, и это касается не только музыки, но и поэзии,
литературы, живописи, танца, кино и т.д. Назовите мне, пожалуйста, функции искусства
и их охарактеризуйте (общественно преобразующая, компенсаторная, познавательно
эвристическая, художественно концептуальная, предвосхищения «кассандровское
начало», информационная, коммуникативная, воспитательная, внушающая суггестия,
эстетическая, гедонистическая, катарсис).
- Проблема влияния искусства на человека (на учащихся в школе) отражена в целях и
задачах Концепции содержания образовательной области «Искусство», где написано:
«снимать нервно–психические перегрузки, восстанавливать положительный
эмоционально – энергетический тонус учащихся».
- Скажите, а урок музыки носит терапевтический характер? Касается ли учитель музыки
этой проблемы в своей работе с детьми?
В этом нам поможет анализ видов музыкальной деятельности на уроке, с точки зрения
терапии.
* пение хоровое (развитие дыхания, легких, чувство коллективизма, выражает состояние
души, освобождает эмоции, помощник памяти, устанавливает диалог, структурирует
личность, дает ориентиры ).
* музыкально ритмические движения (координация, релаксация мышечная, чувство
ритма).
* творческие задания (развивают воображение, фантазию, свободу мысли, получение
удовлетворения, радости от собственной деятельности).
* слушание музыки (классической, современной, фольклор где синтез пения, танца,
театра; доступность, открытость миру и т.д.)
* игра на музыкальных инструментах (развитие слуха, чувства ритма, мышечной
системы).
- Анализируя виды музыкальной деятельности на уроке, мы затронули как физическую,
так и духовную сторону влияния музыки на человека.
В каждом виде музыкальной деятельности мы соприкасаемся с музыкой, музыкальным
образом, музыкальным произведением.
- Скажите, что есть музыкальное произведение? Дайте каждый свое определение:
- отражение жизни средствами искусства;
- энергетический звуковой поток;
- процесс развития интонаций;
- становление музыкального образа;
- продукт деятельности композитора;
- музыкальная композиция, драматургия;
- мировоззрение автора;
- чувства, мысли, взгляд композитора на какие- то события, проблему.
- Какую основную цель ставит учитель на уроке при восприятии музыки? (услышать
характер, выявить истинное понимание содержания музыкального образа)
- А что нужно для того, чтобы понять это истинное содержание? (ответы учащихся)
- Да, это практически пройти в своем сознании, в своих действиях тот путь, механизм, акт
творчества, который когда-то прошел сам автор.
Это:
- отражение объекта жизни (исторические события, отношения людей, проблемы чувств
человека);
- выбор драматургии, формы (одночастная или двухчастная форма, рондо, вариации,
соната, симфония, опера, балет и т.д.);
- выбор средств выразительности;
- выбор стиля, зерно-интонации;
- анализ эпохи, времени, которое передает музыкальный образ.
Слушая и анализируя произведение, мы заново его творим в своем сознании, вступая в
диалог с автором (рассматривая его биографию, миропонимание) с музыкальным образом
(рассматривая эпоху, которую он отражает). При этом мы порой интуитивно, а порой
осознанно, «проживаем жизнь» художественных и музыкальных образов, невольно
сопоставляя со своей внутренней жизнью, со своими взглядами, со своим
мировоззрением, отношением.
Не случайно Ференц Лист сказал: «Восприятие музыки – это познание самого себя»
Задание № 4.
- Сейчас вы услышите «музыкальное письмо», состоящее из четырех музыкальных
страниц, а вы напишите мини - сочинение, отразив:
- в какое время жил человек;
- его черты характера;
- его отношение к жизни, проблемам;
- близок ли человек вам по духу;
- какие события из вашей жизни напомнила эта музыка?
(слушают фрагменты из «Шестой симфонии» П.И. Чайковского )
(анализ мини-сочинений учащихся)
Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь.
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что.
Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.
Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать.
(Вл. Соколов)
Рефлексия:
- Скажите, только ли врачи, психологи, психотерапевты помогают решать проблемы
физического и духовного здоровья людей?
- А учитель, с помощью содержания своего предмета, воздействует на внешний и
внутренний мир учащихся?
- Но, всякий ли урок несет духовность, помогает раскрыться учащемуся, реализовать свои
знания, умения, навыки, творческие способности?
(ответы учащихся).
- Да, только на том уроке, где учащийся имеют право высказывать свое мнение, суждение,
понимание музыкального, художественного образа, где царит сотворчество, содружество,
сочувствие, где преобладают методы развивающего характера (проблема, поиск,
исследование, эксперимент) - будет благотворное влияние на интеллектуальное,
психологическое и физическое развитие личности ребенка.
- Пожалуйста, сформулируйте сами тему и цель урока, исходя из тех проблем, которые
мы сегодня обсуждали (анализ ответов учащихся).
- Итак, учитесь слушать, а главное слышать классическую музыку, видеть, чувствовать,
художественные, литературные произведения, передавайте свои знания друзьям и
родным, а иначе, будет так, как говорили древние: «Дайте обучение ребенка рабу, и у
вас будет два раба», а мне хочется, чтобы вы были свободными в своих суждениях,
здоровыми физически и духовно!
Литература
1. Г.В. Иванченко. Психология восприятия музыки - М.: Смысл, 2001г.
2. В.И. Петрушин. Музыкальная терапия. – М.: Владос, 2000г.
3. Е. Назайкинский. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972г.
4. Г. Виноградов, Е. Красовская . Занимательная теория музыки. М.: Сов.
Композитор, 1991г.
5. Д.Б. Кабалевский. Программа для общеобразовательной школы «Музыка» (1 8
кл.) – М.: Просвещение, 1994г.
6. Д.Д. Кэмпбелл. Эффект Моцарта. – Мн.: ООО «Попурри», 1999г.
7. Л.В. Школяр. Теория и методика музыкального образования детей М.: Флинта
«Наука», 1998г.
8. Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. Теория музыкального образования М.:
Академия, 2004г.
9. Е.А. Смолина. Современный урок музыки: творческие приемы и задания
Ярославль: Академия, 2006г.
10. Журналы «Искусство в школе» № 3, 6 - 2000г.; № 3 2001г.; № 1 1997г.; № 3
1999г.
11. Журналы «Музыка в школе» № 4, 5, 6 – 2001г., № 1 – 2002г.
12. Л.Тарасов. Музыка в семье муз. – Л.: Детская лит., 1985г.