План-конспект занятия по эстрадному вокалу "Артикуляция, подготовка и развитие голосового аппарата"

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей
Дом детского творчества Калининского района
План-конспект занятия по эстрадному вокалу
"Артикуляция, подготовка и развитие
голосового аппарата"
подготовила
педагог дополнительного образования
Исакова Татьяна Станиславовна
г. Санкт-Петербурга
2015
Направленность: художественно-эстетическая
Электронное методическое пособие ориентировано на обучающихся первого
года обучения (6 -7 лет)
Цель:
Использование артикуляционного аппарата в пении. Овладение вокальным дыханием
Задачи:
Познакомить с понятием «артикуляция»
Научить правильной артикуляции
Развитие артикуляционного аппарата
Развитие вокального аппарата
Развитие слуха
Развитие памяти, внимания, мышления
Воспитание терпения
Воспитание культуры речи
Способ организации деятельности обучающихся:
Индивидуальная
Методические комментарии
Компоненты занятия
1
Пение-это удлиненная за счет удлиненного звучания гласных речь. От природы
каждому человеку даны способности к пению и уже от самого человека зависит,
захочет ли он развить их. Правильная речь-это основа основ в вокальной музыке.
Важно показать ребенку как выглядит голосовой аппарат, из чего он состоит.
2
Знакомство с понятием «Артикуляция». Итак, артикуляция ( о лат. Articulo –
“артикуле» - «расчленяю, членораздельно произношу») – это способ исполнения
голосом последовательности звуков. Артикуляция в пении один из важнейших
компонентов в работе над выработкой дикционных, выразительных качеств
вокалиста.
Под понятием «дикция» подразумевается отчетливое произношение звуков и слов
с правильной артикуляцией. Это не только правильное выговаривание гласных и
согласных, отдельных слогов, это высокая культура общения со словом, с
поэтическим текстом, уважение к нему, выстраивание такой концепции
вокального искусства, когда слово и мелодия равнозначны, различимы.
Понятия «артикуляция» и «дикция» тесно связаны между собой. Постановке
правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая
каждую из частей речевого аппарата.
(Обучающий получает раздаточный материал с кратким содержанием
теоретической части )
3
Работа над дикцией. Артикуляционные упражнения.
Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и
подготовить органы, участвующие в произношении звуков ( язык, небо, челюсти,
щеки, гортань) Этому способствуют артикуляционные упражнения.
Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы
натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности.
Свободны должны быть мышцы шейно - плечевого отдела. Для достижения
максимальной эффективности артикуляционных упражнений должен быть
замедленный.
Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого
аппарата у обучающегося работают активно, обратите внимание на общую
артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной.
Итак, артикуляционная гимнастика:
Упражнения могут варьироваться
Разработка мягкого неба
«Пасть льва» - зевок с закрытым ртом
«Маляр» - расслабленным языком виде лопатки достать до мягкого неба и
вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов)
Имитировать полоскание горла
Разработка челюсти
Проговаривать «Дай – дай – дай», подставив под нижнюю челюсть ладонь,
при этом челюсть должна испытывать сопротивление от ладони.
Движение челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки. круговые
Разработка языка
Покусывание язык
«Качели» - дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка
«Спираль» - поворачивать язык то на один бок, то на другой.
«Лошадка» - пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот
приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить чтобы он не
подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.
«Комарик» - язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук «З-
З-З-З».
«Конфета» - закладывать язык за щеку и поочередно перемещать его из
одной стороны в другую
Разработка губ
«Поцелуй» - губы сомкнуты как при поцелуе, вытягиваются вперед, а
затем рот раскрывается со звуком «муа».
Покусывание сначала верхней затем нижней губ
«Скольжение» - пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы
натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.
«Лошадка» - пофыркать.
«Рожица» - губы резко опускаем (грустная рожица), затем растягиваем в
улыбке.
«Пятачок» - на счет раз –вытянуть губы вперед, на счет два губы расплываются в
улыбке, не показывая зубов
Разработка щек
«Полоскание» - надувание втягивание обеих щек одновременно
«Шарик» - перегонка воздух с одной щеки в другую
«Хомячок»- плотно сжав губы, надуть обе щеки, изображая жевательные
движения хомяка
Перед тем как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте
артикуляционную гимнастику и разогрей свой речевой аппарат. Очень полезно
делать артикуляционную гимнастику по утрам. Уделяйте этому 5 минут утром и
хороший тонус речевого аппарата на целый день обеспечен.
После артикуляционной гимнастики можно переходить к развитию дикции.
Хорошая дикция очень важна.
Упражнения помогут выровнять баланс в речи (эмоциональность звучания). Это
поможет сделать речь осмысленной и доступной для собеседника.
4
Слоговые упражнния
Птха – птхэ- птхи – птхо – птху
Нга – нгэ – нги – нго – нгу – нге – нгя
Гда-гдэ-гди-гдо-гду
Врувл-вравл-врэвл- вривл-врывл
В чистоговорках «От топота копыт пыль по полю летит».
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком»
и т. д. (см. Приложение 1)
Превратите чистоговорку в скороговорку можно легко, для чего необходимо
увеличить скорость речи и пробудить большую энергию мысли при
произношении.
5
Работа над опорой звука. Обязательно нужно тренеровать дыхание.
Упражнения:
«Листок» - необходимо силой дыхания удержать листок бумаги на
вертикальной стене без помощи рук.
«Свечка» - представим, что пальцы рук – это горящие свечи и нужно
быстро (стаккато) их задуть
Повторяем несколько раз на стаккато звуки «З», «Ч», как бы выталкивая
их. «Зу», «Чу» и т.д.
«Собака» - язык вытянут, касается нижней челюсти, быстрый вдох и
выдох, напоминает дыхание собаки
«Самоварчик» - набрать воздух и сделать один сильны выдох на слове
«Пых»
«Шарик» - необходимо надуть щеки и медленно, будто спущенный шарик
выдыхать его равномерно как можно дольше
«Марионетка»- руки и ноги на ширине плеч. Необходимо резко поднимать
плечи по очереди на вдох и так же опускать на резкий выдох, затем
выставит руки ладонями вперед на вдох и опустить ладони на выдох.
Согнуть руки впереди себя на вдох и опустить на выдох. Затем опустить и
руки и голову вниз и на долгий выдох расслабить конечности.
«Кошки-мышки» - на звук «Кыш» (стоккато) выталкивать воздух
6
Разминка голосового аппарата
Упражнение
«Скрипучее дерево» (массаж связок, воздух вибрирует, напоминая скрип
старого дерева)
«Рычание»
«Мычание»
Распевка – это неширокое, по диапазону, вокальное упражнение. Начинаем
распевку в среднем, удобном, диапазоне голоса. После того, как пропели один
раз, распевку повторяют поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не
дойдут до вершин диапазона голос. Потом точно так же, но опускаясь по
полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.
Распевки:
Разминка голосовых связок (релаксация) на звук «р» вверх и вниз по
звукоряду гаммы
Гамма вверх и вниз на «лю-ли-лю-ле»
Глиссандо на «да-а» (в октаву)
«Дуби-даби-ду-би-даби-дуби-даби-дуби-даби-ду»
«Ро-ре-ля-ре-ми» на
Звук «ё» на стаккато пропеть сверху вних и т. д.
«Ма-ма» пропевание по звуками трезвучия вверх и вниз
Список использованной литературы
1. Попков Н.Н . Постановка голоса для вокалистов. - М.: 2002.
2. Федонюк В.Г . Детский голос. Задачи и методы работы с ним.- СПб.: 2003.
3. Ручинская Т.И. Методика преподавания вокала.- СПб ГУКИ, 2001.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://skorogovor.ru/
2. http://diktory.com
3. http://www.mastergolosa.ru/novosti/vse-skorogovorki
4. http://bebi.lv/2009-09-30-19-29-49/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi.html
5. http://www.yarkiedeti.ru/online-reading-game/povtoryusha-igra-na-zvukopodrajanie/