Обеспечение социализации учащихся в процессе обучения эстрадному вокалу - одному из предметов комплексной образовательной

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методические рекомендации
(для педагогов дополнительного образования эстрадного направления)
Обеспечение социализации учащихся в процессе обучения
эстрадному вокалу - одному из предметов
комплексной образовательной программы
эстрадной вокальной студии "Романтика".
педагог дополнительного образования
Медведева Наталья Сергеевна
Санкт-Петербург
-2014-
Содержание
1. Понятие социализация.
2. Основные проблемы социальной адаптации, связанные с предметным
обучением по программе "Эстрадный вокал".
3. Опыт работы, способствующий социализации личности на занятиях в студии
Эстрадного вокала.
Введение
В данных материалах происходит рассмотрение занятий в эстрадной вокальной студии как
одного из путей социализации личности учащихся.
Задачи:
1. Определить понятие социализации и доказать, что занятия творчеством (в частности,
эстрадным вокалом, в коллективе) действительно являются средством социализации
личности учащихся;
2. Обобщить и описать свой опыт социализации детей, занимающихся в студии.
1. Понятие социализация.
Понятие «социализация» стало активно использоваться в зарубежной психолого -
педагогической науке со второй половины XX века. Социализация определяется как процесс
включения или вхождения человека в жизнь, систему социальных отношений определенного
общества.
Т.Шибутани определяет социализацию как процесс, посредством которого люди научаются
эффективно участвовать в социальных группах. Личность социализирована, когда она
способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм.
В Психологическом словаре социализация определяется как «исторически обусловленный,
осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного
воспроизводства индивидом социального опыта».
Змановская Е.В. определяет социализацию как процесс постепенного интегрирования
индивида в социум посредством познания, присвоения и принятия общественно-значимых
отношений, смыслов и норм».
Г.М.Андреева дает следующее определение: «Социализация двухсторонний процесс,
включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем
вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны процесс
активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной
деятельности; активного включения в социальную среду».
Важным является то, что человек не просто усваивает, но и преобразовывает социальный
опыт в собственные ценности, установки, ориентации, т.е. проявляет не пассивность, а
активность.
Процесс социализации тесно связан с процессами развития личности и воспитания.
Воспитание должно обеспечить социализацию. Человек социален, если готов:
учиться
познавать
общаться
Создание условий для выбора учеником своего собственного образовательного
пути, развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными
психофизиологическими особенностями и применение современных методов оценки
поступательного движения учащегося по образовательному маршруту - важнейшие задачи
школы и системы дополнительного образования страны.
Школа и кружки по интересам выступают для ребенка первой и основной моделью
социального мира. Именно обобщенный опыт школа - дополнительное образование -
помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в
границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.).
Передача происходит не только и не столько на уроках и внеурочных занятиях, но и всей
атмосферой жизни образовательных учреждений, нормами, по которым они живут.
Одним из элементов социализации личности является освоение ребенком
окружающего мира, осознание своей взаимосвязи с ним, формирование духовно-ценностной
и практической ориентации в нем. Важную часть окружения любого человека составляет
региональная среда ород, село) с ее специфическим культурным наследием. Слово
"наследие" этимологически близко к выражению "идти по следам", то есть пользоваться тем,
что уже существует. Следовательно, объекты культурного наследия являются не только
памятниками, свидетельствующими об уровне творческой деятельности людей прошлого, но
и содержат в себе определенную степень пригодности для сегодняшнего дня. Пригодность
выражается в том, что объект культурного наследия значим, полезен, необходим
современному человеку, как в утилитарном, так и духовном отношении. Он является
воплощением и выражением общечеловеческих, вневременных ценностей. Отечественные
психологи и педагоги (Л.С. Выготский, А.И. Васильева, А.В. Кирьякова и др.) указывают на
то, что процесс освоения окружающего мира предполагает активное взаимодействие
субъекта с действительностью. Попытки "внести" в сознание ребенка готовые знания,
готовые оценки, минуя их собственную деятельность, - бесполезны. Поэтому задача педагога
состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для активного освоения
культурного наследия как ценности. Прежде всего, необходимо выделить несколько важных
моментов в формировании знаний о городе как ценности:
освоение информационного поля (познание ребенком разносторонней информации о
самом объекте как памятнике истории и культуры);
сознание аксиологической значимости данного объекта с точки зрения социума,
общества;
трансформация усвоенных учащимся общезначимых ценностей в ранг личностно
значимых (в ходе выполнения познавательных и творческих заданий).
2. Основные проблемы социальной адаптации, связанные с предметным обучением по
программе "Эстрадный вокал".
В связи с вышесказанным возникает вопрос - как педагогу найти тот путь, ту "нить
Ариадны", по которому дети смогут прийти - сквозь бесконечные уровни компьютерных
игр и тысячи телеканалов - к социализации и связанной с ней социальной адаптации в
обществе? Как приобщить детей к изучению культурного наследия и способствовать
формированию устойчивого позитивного отношения в жизни, людям и получению знаний?
К счастью, на сегодняшний день в России сформирована и продолжает совершенствоваться
система дополнительного образования, накоплен достаточный опыт работы по развитию
творческих способностей в разных областях творческой деятельности.
В настоящее время, благодаря СМИ, дети проявляют интерес к занятиям творчеством.
Эстрадный вокал на сегодняшний день является одним из самых популярных: многие дети и
подростки мечтают быть известными певцами и артистами.
Однако, несмотря на довольно длительный период становления вокальной школы и
накопленный опыт, можно выделить некоторые проблемы в преподавании этого интересного
и многогранного, с точки зрения формирования мировоззрения и общей культуры учащихся,
предмета.
Во-первых, эстрадный вокал, предполагающий работу с микрофоном, привлекает
"простотой" в обращении: многие дети и родители считают, что в этой области культурной
деятельности можно дастаточно быстро добиться хороших результатов. Однако вокальная
школа и профессиональное преподавание, ориентированное на освоение учащимися целой
системы знаний (дыхание, техника речи, изучение музыкальной грамоты, постановка
позиций звуков и т.п.), требует достаточно больших временных затрат и зачастую
противоречит ожиданиям детей и родителей, настроенных на быстрый результат. Зачастую
возникает конфликт между высокими требованиями родителей к уровню образования и
ограниченными возможностями усвоения знаний учащимися. Педагогам нужно создавать
условия, чтобы продолжительное по времени обучение было интересным, комфортным и
результат не заставил себя долго ждать - вернее заставил, но время пролетело интересно и
почти незаметно.
Во-вторых, существует проблема, связанная с переносом знаний, умений и навыков,
полученных в ходе занятий, на "суд" общественности - это выход на сцену, которого все
занимающиеся ждут с нетерпением. Однако, впервые оказавшись в непривычных условиях,
многие испытывают стресс, осознают свою неготовность петь в новых обстоятельствах. Не
увидев желаемый результат, родителям кажется, что они затрачивают массу сил напрасно.
Во избежание подобных ситуаций педагогам нужно придумать и создать условия для
"мягкого" перехода учащегося из одного состояния - "ребенка-ученика" в другое: "ребенка-
артиста".
В-третьих, у некоторых детей существует общая проблема социальной адаптации в любых
условиях: неуверенность в своих силах, природная зажатость и т.п. Им необходимо помочь
осознать, что личный успех зависит от профессиональной грамотности, трудолюбия,
инициативы и творчества. Чтобы убедить ребенка поверить в себя - педагогу нужно
стараться обладать подобными качествами - уверенностью, профессионально и личностно
совершенствоваться, искать новые методы воспитательной деятельности.
3. Опыт работы, способствующий социализации личности на занятиях в студии Эстрадного
вокала.
Создание условий для долговременного, продолжительного и при этом комфортного
для детей и педагогов обучения, способствующего началу социализации ребенка для меня -
это четкое выстраивание системы обучения. Это разделение программы освоения материала
на несколько этапов, первым из которых является подготовительный. На подготовительном
этапе обучения Эстрадному вокалу дети занимаются В ГРУППЕ.
Педагогические технологии и методы обучения я выбираю с учетом целей и
содержания образовательной программы на данном этапе, возрастных особенностей
учащихся.
Ансамблевая ГРУППА комплектуется по возрасту (допустима разница в возрасте
детей не более одного года) - ровесники изначально чувствуют себя "на равных". Однако
способности у всех детей разноуровневые, специального отбора детей по способностям для
подготовительного этапа нет. Коллективная форма обучения способствует более быстрому
преодолению "психологического барьера" между учеником и педагогом - новым человеком
в жизни ученика. Методы обучения сначала игровые - дети очень быстро становятся
коммуникабельными, открытыми для получения знаний, элемент соревновательности и
желание быть лучшим ускоряют процесс усвоения материала, особое место уделяется
созданию атмосферы "здоровая конкуренция" - без конкурентной борьбы. У детей
завязываются дружеские отношения - они учатся помогать и поддерживать друг друга.
Особое место уделяется подбору репертуара - дети знакомятся с наилучшими
образцами культурного наследия вокальной школы. Слушают профессиональных
исполнителей, разучивают разнохарактерные детские распевки и песни.
Известно, что наилучший образовательный результат достигается при сочетании
урочной и разнообразных видов внеурочной деятельности: кроме занятий, дети получают
индивидуальные домашние задания - саомстоятельное разучивание понравившихся песен и
создание своего образа. Это развивает творческое мышление и способствует овладению
учащимися навыков саморазвития и самообучения. И незаметно мы подходим к
решению проблемы выхода на публику - детям предлагается выйти и продемонстрировать
свою самостоятельную работу - подготовку индивидуальной песни - своим одногруппникам.
Первый барьер преодолевается: ребенок выступает перед ребятами, в ходе выступления
одногруппники его поддерживают аплодисментами, как настоящего артиста. Можно создать
атмосферу концерта - объявить выход ребенка. Я стараюсь привить интерес к творческим
выступлениям, уверенность в себе при выходе на публику, которая будет помогать детям на
всех этапах дальнейшей жизни.
Социализация в современном обществе может быть рассмотрена как процесс,
обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, или общность.
Формирование "социального человека" предполагает выработку у него необходимых свойств
и способностей. На моих занятиях первые "зрители" юных артистов - одногруппники -
разыгрывают разные роли: они могут быть "фанатами", "конкурентами", "строгим жюри",
"равнодушными засыпающими зрителями" и т.п., однако артисту нужно, несмотря на разную
реакцию публики, сохранить свой образ до конца песни и получить удовольствие от своего
выступления, добиться внимания. Попадая в разные ситуативные состояния на занятиях,
ребенок в дальнейшем выйдет на публику готовым к любым испытаниям, его стресс перед
публикой будет сведён к минимуму, т.к. ребенок знает, что его может ждать. Намечены пути
социализации ребенка в разных ситуациях, сформированы навыки адекватного поведения в
реальной жизни. Именно в рамках данного подхода формируется стрессоустойчивасть,
позитивное творческое мышление, представляющее осознание своего места в обществе, а
также усвоение норм поведения, культуры. Решаются личностные проблемы детей -
снимается природная зажатость, неуверенность в себе.
Таким образом, уже на первом, подготовительном этапе обучения, формируя позитивный
творческий способ мышления и поведения каждого ученика, его культуру общения со
зрителями, я подхожу к созданию прочного благополучного фундамента коллектива в
целом. Формируется несколько групп единомышленников, поддерживающих и помогающих
друг другу.
Особое место на занятиях отдаётся социальному взаимодействию РАЗНЫХ групп
детей, сформированных в нашем коллективе. Уже в первый год занятий детям разного
уровня подготовки предоставляется возможность наряду с опытными учащимися коллектива
выступать в концертном номере: - у каждой группы в номере своя роль, свои движения и
костюмы. Весь коллектив собирается на сцене вместе. Это очень важно для объединения
ребят, уважения к труду друг друга и формирования ответственности за общий результат.
За "подготовительным" этапом работы по программе "Эстрадный вокал" - следуют
"основной" и "концертный" этапы - занятия на этих этапах разделяются на групповую и
индивидуальную работу с учащимися. Моя программа рассчитана на пять лет, однако
основной фундамент, заложенный в первый год обучения, играет наиважнейшую роль в
воспитании и социализации учащихся коллектива.
Заключение
Любой процесс развития человека, в том числе и социального, - это процесс его
индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы,
социальных контактов, общения.
Задача педагога дополнительного образования - создать такое "мини-общество",
социальную группу, с условиями для формирования социальных контактов, общения.
Каждый человек сам - индивидуально, лично, непосредственно - проходит путь
социального развития. Усвоение знаний, включенных в общественное сознание, не может
заменить человеку процесс его личного социального опыта, накапливаемого в результате
индивидуального постижения социальных закономерностей.
Занятия в коллективе, где у учащихся есть возможность побывать в конкретных
ситуациях и сформировать индивидуальный опыт взаимодействия - в процессе личностной
деятельности и общения - развивают человека и формируют подлинную его биографию.
ТОЛЬКО социализация специальном смысле слова) не обеспечивает формирование
гражданина. Для воспитания гражданина работникам педагогической сферы нужно
создавать условия, готовить детей к социализации через простые и естественные для них
формы взаимодействия.
Занятия в творческих коллективах, результатом которых являются публичные
выступления перед малым и большим сообществом - один из наиболее значимых путей
обеспечения социализации учащихся.
Список литературы и использованных электронных образовательных ресурсов:
1. http://www.2vg.ru/pedagogika/
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М, 2004.
3. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход.
СПб, 2005.
4. Майерс Д. Социальная псхиология. СПб, 2000.
5. Царева Н.П. Лекторий. (Курсы повышения квалификации "Воспитательный потенциал
дополнительного образования". Спб, 2013-2014 г)