Воспитание эмоционально-волевых качеств учащихся в процессе обучения в ДШИ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Кудымкарская детская школа искусств»
Доклад
«Воспитание эмоционально-волевых качеств учащихся в процессе
обучения в ДШИ»
Автор:
преподаватель по классу баяна
Тупицына Зоя Ивановна
2010
Воспитание эмоционально-волевых качеств учащихся в процессе
обучения в ДШИ
Музыка - один из самых эмоциональных видов искусства. Она настолько
многогранна и многоплановая исполнительство настолько сложно и порой
субъективно. Преподаватели детских школ искусств призваны воспитывать
грамотных музыкантов-любителей и профессионалов, дать им навыки творческого
подхода к музыке и инструменту, ликвидировать барьер «боязни» концертных
выступлений, развить возможность практически реализовать творческие
способности и потребности самовыражения.
Едва ли не главная, наиболее ответственная и трудноразрешимая задача
педагога, работающего с детьми - сделать так, чтобы работа на музыкальном
инструменте не внушала ему острой и стойкой неприязни. Как этого добиться -
секрет каждого опытного педагога.
Самые сложные технические проблемы получают решение, если ученику
интересно работать, если он увлечен. Важно, чтобы НАДО в занятиях на каком-то
этапе незаметно перешло в «ХОЧУ».
Стратегическая линия педагога - обратить «надо» в «хочу». Имеет смысл в
определенных обстоятельствах сыграть на честолюбии. Честолюбие от природы
заложено в человеке, генетически запрограммировано.
Только на одном честолюбии, разумеется, далеко не продвинуться, но без него
подчас не сдвинуться.
Здесь главное, чтобы человек управлял своим честолюбием, а не честолюбие
им.
Большую роль в продвижении ученика играет правильный подбор репертуара.
Правильность не только в практической, технологической целесообразности.
Разучиваемая музыка должна нравиться, вызывать живой, непосредственный
отклик.
Работая над техникой ученика, педагог может использовать на уроке два
основных метода. Собственноручный показ, т.е. демонстрация того, как надо
сыграть что-либо. Второй метод - словесное пояснение того, что и как надо сделать
ученику. Каждый из методов в процессе обучения может существенно меняться в
зависимости от тех или иных конкретных задач. В одних случаях целесообразно
слово, в других - показ.
Полезны записи аудио, видео, где ученик уже может брать сам, учиться у
больших мастеров. Впечатление от концертов.
Определение техники с большой буквы изящество, легкость,
непринужденность выполнения.
Чтобы результат нашей работы - исполнение программы на экзамене, участие
в концерте, в конкурсах выглядел технически с блеском, эмоционально увлеченно и
ярко, нужна вера ученика в свои силы и возможности. Это аксиома. Сомневаясь и
комплексуя, результата не покажешь, скорее можно сорваться на том, что
технически получалось в доконцертный период.
Уверенность - атрибут воли, воля питает и поддерживает чувство уверенности
в себе. Пока у наших учеников не выработалась привычка к организованной работе
(привычки облегчают волевые усилия), пока музыка не стала духовной
потребностью, дети и подростки переживают вместе с нами тяжелый период
становления воли. «Воля крепнет в преодолении себя», - говорили Аристотель и
Сенека.
Вопрос не только в том, чтобы заставить себя сесть за инструмент, но
научиться делать дело хорошо. Получается, что воля определяет не только объем и
регулярность работы, но и ее содержание.
Наконец, публичные выступления, сопровождающие учащегося ДШИ,
училища и т.д. все годы обучения. Успех или неуспех тут напрямую зависит от
воли. Умение собраться, сосредоточиться, отбросить сомнения, неверие в свои силы
- кому-то это удается лучше, кому-то хуже.
Мы сами, прошедшие эти испытания, понимаем состояние наших учеников -
путаницу мыслей, дрожание рук, ног, судорожные движения. Зажатость
психологическая переходит в зажатость физическую и усугубляется психической
скованностью. Мы понимаем, вспоминаем, но у нас теперь другая задача - найти
выход из этого положения, помочь ученику.
Конечно, многое в такой ситуации зависит от общей готовности к
выступлению. Хорошо ли выучена программа, обыграна ли предварительно, удачно
ли подобраны произведения, даны ли вовремя, по силам ли ученику. Эти задачи
ложатся грузом ответственности на плечи педагогов, характеризуя его
профессионализм. И все же наиболее важна в решающий момент воля исполнителя.
У высококлассного музыканта-исполнителя под пристальным наблюдением
находится все - темпоритм, звучание, фразировка.
Психологи отмечают семь психологических параметров волевого человека:
инициативность, самостоятельность, решительность, энергию, настойчивость,
самоконтроль, принципиальность.
В любом случае - это правило № 1 - воля формируется и крепнет, когда
существует цель. Цели могут быть различные - выучить то или иное музыкальное
произведение, подготовиться к экзаменам, к концерту, к конкурсу; цели могут быть
отдаленными и близлежащими. Принципиально важно в данном случае, существуют
ли они у учащегося вообще, принимает ли он их как собственные, а не навязанные.
В первом случае занятия музыкой имеют смысл, во втором - нет.
Самокритика в момент публичного выступления просто самоубийственна.
Иное дело подведение итогов. Для больших музыкантов это мысленный возврат к
тому, что было сделано, и критическое осмысление сопряжено с сильными, далеко
не всегда приятными, воспоминаниями.
Идеально здоровая психика встречается не чаще, если не реже, чем здоровое
тело. На этом настаивает большинство авторитетных психологов. Приободрить
«морально», поддержать ученика, естественно, должен педагог. От него в очень
большой степени зависит внутреннее, психологическое состояние учащегося, а
следовательно, и его успехи по части техницизма и прочего. Поэтому правы те, кто
считают контроль за психологическим состоянием учащегося, коррекцию его
самочувствия таким же существенным компонентом профессиональной
деятельности педагога, как и все остальные. Возможно, такая задача труднее других,
стоящих перед преподавателем: психология - область сама по себе более сложная и
загадочная, нежели ремесло.
Особенно важно суметь наилучшим образом настроить учащегося, создать
учащегося, создать для него по возможности благоприятный душевный климат
накануне публичного выступления. Между тем мы грешим тем, что до последнего
дня, до последней репетиции не перестаем фиксировать внимание ученика на
разного рода технических трудностях, подчеркивая то, что получается не очень
хорошо. Бывает, что за час до выступления ученику внушают: «Смотри, не забудь
там-то и там-то все, что я тебе говорила». Желаемый результат при этом достигается
редко, зато нервозность ученика доходит чуть ли не до крайних пределов.
Неуверенность в себе, в своих технических возможностях - тоже. Вместо того чтобы
настроиться, войти в образ, сбросить все, что отвлекает, психологически
обременяет, учащийся старается «не забыть».
Надо помочь ему сбросить излишнее психологическое напряжение, облегчить
самочувствие.
Самокритика в момент публичного выступления просто самоубийственна.
Иное дело подведение итогов. Для больших музыкантов это мысленный возврат к
тому, что было сделано, и критическое осмысление сопряжено с сильными, далеко
не всегда приятными, воспоминаниями.
Идеально здоровая психика встречается не чаще, если не реже, чем здоровое
тело. На этом настаивает большинство авторитетных психологов. Приободрить
«морально», поддержать ученика, естественно, должен педагог. От него в очень
большой степени зависит внутреннее, психологическое состояние учащегося, а
следовательно, и его успехи по части техницизма и прочего. Поэтому правы те, кто
считают контроль за психологическим состоянием учащегося, коррекцию его
самочувствия таким же существенным компонентом профессиональной
деятельности педагога, как и все остальные. Возможно, такая задача труднее других,
стоящих перед преподавателем: психология - область сама по себе более сложная и
загадочная, нежели ремесло.
Особенно важно суметь наилучшим образом настроить учащегося, создать
учащегося, создать для него по возможности благоприятный душевный климат
накануне публичного выступления. Между тем мы грешим тем, что до последнего
дня, до последней репетиции не перестаем фиксировать внимание ученика на
разного рода технических трудностях, подчеркивая то, что получается не очень
хорошо. Бывает, что за час до выступления ученику внушают: «Смотри, не забудь
там-то и там-то все, что я тебе говорила». Желаемый результат при этом достигается
редко, зато нервозность ученика доходит чуть ли не до крайних пределов.
Неуверенность в себе, в своих технических возможностях - тоже. Вместо того чтобы
настроиться, войти в образ, сбросить все, что отвлекает, психологически
обременяет, учащийся старается «не забыть».
Надо помочь ему сбросить излишнее психологическое напряжение, облегчить
самочувствие.
Словом, психологическая поддержка перед выступлением учащегося нужна.
Желательна даже похвала: в конце концов, почти каждого, если захотеть, можно за
что-то хвалить. Пусть эта похвала будет не вполне чистосердечной и искренней -
бывают же ситуации в педагогике, где цель оправдывает средства. Случается,
правда, что похвала иному учащемуся прямо противопоказана. Даже накануне
выступления. Но это все-таки ситуации исключительные. Только сам педагог
сможет тут решить, что и когда сказать своему воспитаннику. Какими словами
напутствовать его перед выходом на сцену.
Что касается самого публичного выступления, да еще с технически сложными
произведениями, советов на этот счет дается много, но применить их на сцене
труднее, чем кажется до и после выступления. Заявить о необходимости
сосредоточения на деле, на процессе, к сожалению, значительно проще, нежели
осуществить это на практике. Да еще в экстремальных условиях сцены. Публика,
волнение, необычность обстановки, напротив, рассредоточивают. И тем не менее,
«надо с помощью систематических упражнений научиться удерживать внимание на
сцене, - говорит К.С. Станиславский. - Надо развивать особую технику,
помогающую вцепляться в объект таким образом, чтоб потом уже сам объект,
находящийся на сцене, отвлекал нас от того, что вне ее. Для актера драматического
театра этот объект - партнер на сцене или какой-либо предмет. Для музыканта -
исполняемое им произведение.
Из опыта большинства выдающихся певцов, пианистов, скрипачей, дирижеров
и т.д. явствует, что нужное им внутреннее состояние на эстраде обретается через
сознательную и целенаправленную концентрацию внимания на таких вещах, как
качество звучания, фразировки, тембро-динамика, ритмическая нюансировка и
прочее. Если удается, по выражению К.С. Станиславского, «вцепиться в материал»,
дальше все налаживается уже само собой, исполнительский процесс входит в
нормальную колею.
Очень похоже выглядят рекомендации В.Т. Спивакова: «Артисту нужно
совершенно точно представлять, что он должен сделать на сцене. По возможности
точно видеть свои творческие цели и задачи. Сосредоточиться только на них. Это
прежде всего. Если перед началом выступления удается мысленно собраться на том,
что собираешься сделать на эстраде (здесь я сыграю так-то, а тут то-то), уже заметно
избавляешься от нервозности. Входишь в нужное творческое состояние. Если
начнешь размышлять, как важно, как важно это выступление, кто сидит в зале,
представлять ярко освещенную сцену, воображать чьи-то лица, то исполнителю
явно не позавидуешь. Думать в принципе нужно о конкретном. А выйдя на эстраду,
заставлять себя усилием воли воплощать все намеченное. К слову, не только
артисты, но и летчики-испытатели, каскадеры, хирурги в один голос заявляют: когда
они заняты делом, им не до волнения. Даже в самых напряженных и рискованных
ситуациях. Волнение ощущается до или после этого.
Большинство одаренных людей интуитивно нащупывает, путем проб и
ошибок, комфортное состояние на сцене, однако ничуть не менее перспективно
отталкивание от сознательного». Все поучения и наставления К.С. Станиславского и
М. Чехова подчеркивают: «Способность самососредоточения можно и должно
развивать, тренировать. Развивается все, что входит в структуру человеческой
деятельности, находится под нагрузкой, будь то физические или психические
свойства. (Это, пожалуй, именно педагогический труд). И еще одно не должно быть
упущено, когда настраиваешься на предстоящее выступление - это реакция на
возможную техническую помарку, брак при игре. Главное, чтобы это не выбило из
колеи. Поэтому В. Третьяков и говорит: «Главное здесь - не расстраиваться,
выпутаться, побыстрее проскочить неудавшееся место. И затем не только не упасть
духом, но напротив, заиграть с еще большей энергией и подъемом. У меня в
подобных обстоятельствах всегда возникает ощущение внутреннего
противодействия: нет, не поддамся этой неудаче, не дам себя сломить нелепой
случайности».
Опытные педагоги учат молодежь не придавать большого значения помарке,
не преувеличивать масштабы «беды».
И вообще. Надо дать себе право на случайную неудачу. Наполеон Бонапарт и
тот, по свидетельству историков, проиграл около трети своих сражений. «Сделаю
все, что могу, а там уже как получится, что выйдет, то выйдет», - внутренняя
ориентация такого рода приносит большое психологическое облегчение. Возникает
ощущение свободы, независимости, душевной легкости. Вся хитрость в том, что дав
себе право на относительную неудачу, человек открывает путь удаче.
Ученик сходит с эстрады после выступления. Позади страхи, переживания.
Педагоги редко задумываются, насколько существенны и значимы. Глубоко
западают в душу их первые - именно первые! - слова, сказанные ученику. Насколько
важна первая реакция на то, что он только что услышал - его выражение лица,
манера общения с учеником, интонация речи. Хорошо, если все прошло более-менее
благополучно и ученика есть за что похвалить. А если нет? Если педагог недоволен,
раздражен, обескуражен? Одно можно сказать: упрекам, претензиям, нареканиям,
тем более в резкой форме, тут нет места. Воспитательный, практический эффект их
будет нулевым, а отрицательные последствия более чем вероятны.
Иное дело, если спустя какое-то время, когда ученик поостынет, а душевные
раны затянутся, спокойно разобраться в классе, что же все-таки не получилось. Но
посмотрим на первые минуты после выступления. Они самые неподходящие для
анализа. Нервы ученика напряжены, если случились технические огрехи, - они
терзают его, переворачивают душу. Проще простого нанести серьезную
психологическую травму ученику, может быть, неизлечимую. Поэтому педагог
должен быть особенно чуток и терпим. Кстати, зачастую недовольство
преподавателя вызывает не то, что его воспитаннику не все удалось на сцене (что
вполне естественно и само по себе удивлять не должно), сколько то, что не
выполнены полностью, как хотелось бы педагогу, данные им указания, установки,
предписания. Что-то вдруг учащийся сделал по-своему, на свой лад. Тем более
ошибка ошибке рознь - и этого нельзя не принимать во внимание. Бывают неудачи,
от которых иной раз больше пользы для дальнейшего роста и саморазвития, нежели
от самого точного выполнения указаний преподавателя, от самой правильной,
стерильной игры.
В заключение следует сказать, что, сколь бы тщательно ни проводить анализ
исполнительских удач и неудач, пытаясь понять, почему в одном случае ученику
технически удалось выступление, а в другом нет - тут всегда будет оставаться тайна,
неожиданность, сюрприз. Что-то недоступное пониманию даже самых опытных
профессионалов. Сколько можно вспомнить случаев, когда накануне выступления
все, казалось бы, выходило, ученик прекрасно подготовлен, а в решающий момент
на сцене - технический срыв. Непонятный, невесть откуда взявшийся страх сковал
исполнителя, и все идет прахом. А бывает, наоборот... Перед выступлением -
предчувствие катастрофы, провала, и вдруг все чудесным образом меняется, и
ученик хорошо исполняет программу, и все технически получается. Что? Как? Тоже
сюрприз, но со знаком плюс.
Талантливый человек может волноваться, но, в конечном счете, всегда
окажется на высоте.
Если же человек постоянно и крупно проигрывает на сцене, несет большие
технические потери, если волнение для него помеха, то исполнительство для него,
пожалуй, закрыто для музыкальных школ закрытые прослушивания в классе).
Лучше всего излечивает от «эстрадобоязни» успех, удачи - одна, другая, третья.
Удача не просто субъективно приятна, она ведет зачастую к довольно
существенным структурным изменениям в психике, меняется самооценка, характер,
укрепляется доверие к себе - для людей беспокойных, мнительных это просто
исцеление.
В конце концов, чтобы ученики могли продуктивно заниматься, требуется не
так уж много: чтобы работа была технически посильной, не изнуряла духовно и
физически и чтобы она время от времени приносила успех. Успех подчас можно
понимать по-разному. Особенно в детской педагогике. «Победа над собой», «Это
выступление лучше предыдущего», «Ты справился с трудной программой». Ведите
счет своим удачам, а не своим неприятностям, советуют опытные педагоги,
психологи.
Список литературы
1. Берне Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрестоматия /
Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - 333-393 с.
2. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от
подросткового к юношескому возрасту. - М.: Педагогика, 1987.
3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология / М.: ТЦ Сфера,
Юрайт, 2001. - 237 с.
4. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под
редакцией И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.