Рабочая программа по музыке 7 класс 2020-21 уч.г.
1
7 класс
2
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 7 классов составлена на основе следующих документов:
• «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273 –ФЗ;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 года № 576 «Об утверждении и введении в
действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования от 08.06.2015г. № 576;
• Основная образовательная программа МБОУ гимназия №6 на 2020-2021 год.
Для составления данной программы использовались:
• Примерная программа курса «Музыка» для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Авторы Е.Д.
Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина,
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для V классов разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, примерной программой по музыке, включенной в содержательный раздел
примерной основной образовательной программы основного общего образования и авторской программой по музыке - Музыка V—VII классы.
Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, Москва «Просвещение», 2013.
1.Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Изучение курса «Музыка» в основной школе
обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической
и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
3
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; — целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; — ответственное отношение к учению, готовность и
способность к саморазвитию и само- образованию на основе мотивации к обучению и познанию; — уважительное отношение к иному мнению,
истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические
чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пони- мание чувств других людей и сопереживание им; —
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным
поступкам; — коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; —участие в общественной жизни школы в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; —признание ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 4 — принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; — эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности учащихся: —умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов; — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач; — умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые
коррективы для достижения запланированных результатов; —владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; — умение определять понятия, обобщать, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-
следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; — смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; —умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; —умение организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников,
например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; — формирование и развитие компетентности в области
использования информационно- коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: —сформированность
основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; — сформированность потребности в
общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; —развитие
общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
4
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
художественного образа; — сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность
(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-
пластическое движение и др.); — воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие
творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; —
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и
других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; — овладение основами музыкальной грамотности:
способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией
и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; — приобретение устойчивых
навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-
коммуникационные технологии; —сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-
творческих задач.
2.Содержание курса
В соответствии с Базисным учебным планом на учебный предмет «Музыка» в VII классах отводится по 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Особенности драматургии сценической музыки (16 ч). Раскрываются следующие содержательные линии: стиль как отражение эпохи,
национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов
(историкоэпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в
сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор,
сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др.
Приемы симфонического развития образов.
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18ч.) Раскрываются следующие содержательные линии: Сонатная форма,
симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий.
Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального
или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Выпускник научится:
• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества,
• сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности;
5
• понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах;
• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность
содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
• выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
• осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого
из частей;
• использовать разные типы моделей при изучении художественного явления
(графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая)
• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
• удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно-
обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной
области.
• представлять роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
• наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры;
• воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа,
музыкального произведения;
• различать особенности музыкального языка, художественных средств
выразительности, специфики музыкального образа;
• различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
• описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную
терминологию;
• классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
• структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического
восприятия музыки.
6
3. Календарно-тематическое планирование.
№
урока
Тема урока
Количест
во часов
Рабочая
неделя по
плану
Дата проведения по факту
Примечание
7А
7Б
7В
1
Классика и современность.
1
1
2
В музыкальном театре: опера «Иван Сусанин».
Новая эпоха в русской музыке.
1
2
3
опера «Иван Сусанин» - судьба человеческая-
судьба народная. Родина моя.
1
3
4
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.
Ария князя Игоря.
1
4
5
Опера «Князь Игорь» портрет половчан.
Плач Ярославны.
1
5
6
В музыкальном театре: балет «Ярославна».
Вступление, стон русской земли.
Первая битва с половцами.
1
6
7
Балет «Ярославна». План Ярославны. Молитва.
1
7
8
Героическая тема в русской музыке.
Галерея героических образов.
1
8
9
Закрепление.
1
9
10
В музыкальном театре. Мой народ –американцы.
«Порги и Бесс».
Первая американская национальная опера.
1
10
11
«Порги и Бесс». развитие традиций оперного
спектакля.
1
11
12
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.
Образ Кармен.1
1
12
13
Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо.
1
13
14
Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита».
Новое прочтение оперы Бизе.
1
14
7
Образы Кармен, Хозе, образы «масок» и Тореодора.
15
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса.
«От страдания к радости».
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России.
Образы Вечерни и Утрени.
1
15
16
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда».
Вечные темы. Главные связи.
1
16
17
Музыка к драматическому спектаклю
Д.Б.Кабалевского
1
17
18
Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская
сказка».
Образ «Гоголь-сюиты».
«Музыканты – извечные маги».
1
18
19
Музыка к драматическому спектаклю.
1
19
20
Музыкальная драматургия – развитие музыки.
Два направления музыкальной культуры.
Духовная музыка.
1
20
21
Два направления музыкальной культуры. Светская
музыка.
1
21
22
Камерная инструментальная музыка. Этюд.
1
22
23
Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.
1
23
24
Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо.
1
24
25
Сюита в старинном духе А. Шнитке.
1
25
26
Соната(Патетическая) Л.В. Бетховена
1
26
27
Инструментальный концерт.
1
27
28
Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина.
1
28
29
Музыка народов мира.
1
29
30
Музыка народов мира.
1
30
31
Популярные хиты
1
31
32
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки
1
32
8
с оркестром А. Хачатуряна.
33
Итоговое обобщение по курсу.
1
33
34
Урок-концерт
1
34