Рабочая программа по музыке 4 класс на 2020-2021 уч. год УМК «Школа России»

1
Нижнекаянчинская основная общеобразовательная школа
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Айская
средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей
Руководитель МО
__________ (Мальцева О.И.)
Протокол №______________
от «____»____________20__г.
СОГЛАСОВАНО
Учитель с вмененными
обязанностями зав.филиала
__________ (Майдурова С.И.)
от «____»____________20__г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Айская
СОШ»
__________ (Ольгезер С.В)
Приказ №________________
от «____»____________20__г.
Рабочая программа
учебного предмета
Музыка
Класс -4
Базовый уровень
Кол-во часов – 34
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Составила: Затеева Светлана Ивановна, учитель первой квалификационной
категории
с.Нижнекаянча, 2020
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Музыка» для 4 класса разработана в
соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования, на
основе Примерной образовательной программы начального общего
образования (УМК «Школа России») научный руководитель А. А. Плешаков
Москва «Просвещение» 2014г., авторской программы Г.П.Сергеевой,
Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной «Музыка» (УМК «Школа России») для 1 4
классы, Москва «Просвещение» 2014 год, с основной общеобразовательной
программой начального общего образования МБОУ «Айская СОШ», учебным
планом Нижнекаянчинской ООШ филиала МБОУ «Айская СОШ» на
2020/2021 учебный год.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование
музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников
наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии
духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
-воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к
музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических
чувств; любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения истории,
традиций;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности:
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и
слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия
лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса багажа музыкальных впечатлений, интонационно-
образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование
опыта музицирования, Хорового исполнения на основе развития певческого
голоса, творческих способностей в различных видах деятельности.
Программа по Музыке изучается в 4 классе в объеме 34 часов.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке
являются парная, групповая, коллективная работа с учащимися. В программе
предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков( уроки-игры,
уроки-викторины, уроки-путешествия). Контроль знаний, умений и навыков
(текущий, тематический, итоговый) на уроках литературного чтения
осуществляется в форме устного опроса, хорового пения, викторины или
тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к
уровню подготовки обучающихся 4 класса начальной школы в соответствии с
Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля и
промежуточной аттестации.
Данная рабочая программа состоит из пояснительной записки, планируемых
результатов освоения учебного предмета «Музыка», содержания учебного
3
предмета «Музыка» и тематического планирования с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы, а также листа внесения изменений.
4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты
определённые результаты
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии
с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий.
Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в
духовно-нравственном развитии человека.
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-
пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии
оценивания.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного
материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к
учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний
и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной
характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной
деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений,
импровизацию, коллективное музицирование:
5
насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность
ею, любовь к ней;
умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и
определять образное содержание;
умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий,
по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески,
ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах,
в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.
Критерии оценивания знаний и умений
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться
прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня
подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного
материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к
учащимся, представленные в программе 3 класса и примерные нормы оценки знаний и
умений.
Результаты обучения оцениваются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной
деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию,
коллективное музицирование.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения,
давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной
выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства
музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе
полученных знаний.
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен
учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2.Кроссворды.
3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках
или достаточно популярных).
6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных
образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и
т.д.)
6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Раздел 1: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине
(С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька»,
русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского,
П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни.
Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке.
Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина
«Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в
песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Обобщение.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций
народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский»
С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Святые земли Русской. Илья Муромец.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве
композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония»
А.Бородин).
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные
музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.
(«Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва,
величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Родной обычай старины.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного
края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый
праздник.
Кирилл и Мефодий. Обобщение.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн,
величание. Святые земли Русской.
Раздел: «День, полный событий» (6 ч.)
В краю великих вдохновений.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских
композиторов .Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков
«Осенние дожди»).
Что за прелесть эти сказки! Три чуда.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова
«Сказка о царе Салтане».
Ярмарочное гулянье.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений
Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский
альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к
опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Святогорский монастырь.
7
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений
Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский
альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к
опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Зимнее утро. Зимний вечер.
Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи
А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная
песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
Приют, сияньем муз одетый. Обобщение.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских
композиторов .Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков
«Осенние дожди»).
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран
мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их
звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня
летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира
о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих
музыкальный язык одной песни от другой.
Оркестр русских народных инструментов.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Народные праздники. «Троица».
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Народные музыкальные игры. Обобщение.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел: «В концертном зале» (5 ч.)
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки
таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо»
для виолончели с оркестром)
Счастье в сирени живет…
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень»
С.Рахманинов).
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10»,
«Мазурка»).
«Патетическая» соната.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Царит гармония оркестра. Обобщение.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных
произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных
инструментах.
Раздел: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Опера «Иван Сусанин».
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров
оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы
музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка -
интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
8
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других
искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия).
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Исходила младешенька.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров
оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы
музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка -
интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других
искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия).
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Русский восток.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных
композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление
исторического прошлого в музыкальных образах. Песня ария. Куплетно-вариационная
форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы
«Хованщина» М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление
«Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы
«Исходила младешенька»,
Балет «Петрушка»
балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет.
(И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Театр музыкальной комедии. Обобщнеие.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров
оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч.)
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный
этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Исповедь души. Революционный этюд.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный
этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Мастерство исполнителя.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор
исполнитель слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения
композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро»
Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о
друге» В.Высоцкий).
В интонации спрятан человек.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира.
Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена
9
«Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька».
Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Музыкальные инструменты- гитара.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор
исполнитель слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения
композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро»
Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о
друге» В.Высоцкий).
Музыкальный сказочник.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в
произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита
«Шахеразада»).
«Рассвет на Москве-реке» Обобщение.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в
произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере
«Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год.
Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен
всего учебного года.
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
п/п
Разделы и темы
Кол-во
часов
1.
«Россия – Родина моя»
3
2.
«О России петь – что стремиться в храм…».
4
3.
«День, полный событий»
6
4.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».
3
5.
В концертном зале.
5
6.
В музыкальном театре.
6
7.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
7
8.
Всего:
34
п/п
Кол-во
часов
Дата
проведения
урока
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
1
10
1
11
1
12
1
13
1
14
1
15
1
16
1
17
1
18
1
19
1
20
1
21
1
22
1
23
1
11
24
1
25
1
26
1
27
1
28
1
29
1
30
1
31
1
32
1
33
1
34
1